Урок русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка подготовлен по теме "Неопределенная форма глагола". Предназначен для учащихся 3 класса.Основной целью данного урока является формирование у учащихся понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на -чь.
Иконка файла материала Конспект открытого урока по русскому языку.doc
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА Русский язык Тема: Понятие о неопределённой форме глагола Цели:  Формирование понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам ­ть, ­ти, на ­чь. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме.4. Умение работать в паре. Этапы урока Ι . Актуализация  знаний.  II.Чистописание. Ход урока ­ Утром ранним кто­то странный Заглянул в моё окно, На ладони появилось Ярко­рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло, Тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом, Поздоровалось со мной! ­Солнце  встречает  каждого из нас  теплом  и  улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы этот весенний  день и этот урок принес вам только радость. ­   Мы   начинаем   урок   русского   языка.   А   теперь   откройте   тетради   и запишите число и классная работа. ­ Ребята, чтобы быть человеку всегда в хорошем настроении и в хорошей форме,   необходимо   здоровье.   И   сегодня   7   апреля   –   Всемирный   День Здоровья. Ежегодное проведение Дня здоровья вошло в традицию с 1950 года. Мероприятия Дня проводятся для того, чтобы люди могли понять, как   много   значит   здоровье   в   их   жизни.   Всемирной   организации здравоохранения, которая занимается вопросами сохранения здоровья. ­   А   сейчас,   посмотрите   на   доске   записаны   слова.   Прочитайте   их   и соберите пословицу. Деятельность учащихся ­Настрой на урок ­ Чисто, здоровым, жить, быть ­Чисто жить ­ здоровым быть. ­ Ответы учащихся (2­3 человека)­ Что получилось? ­Как вы понимаете смысл этой пословицы? ­Запишите   эту   пословицу   в   тетради   красивым, каллиграфическим почерком, не забываем про осанку. ­   Сравните   своё   написание   пословицы   с   образцом.   Положите   лист самооценки перед собой и оцените свою работу по критериям. (слайд)   аккуратным ­ Ребята, назовите, какие вам встретились глаголы в этой пословице? ­ Как вы думаете,  о какой части мы будем говорить на уроке? ­ Разве мы о них ничего не говорили? ­ Прежде чем, мы познакомимся с новым, расскажите, что вы знаете о глаголах?  ­Необходимо помнить, что здоровье – это самое большое богатство. Его нужно   хранить   и   беречь.   Как   это   сделать,   вы   узнаете,   выполнив следующее задание. Работать вы будете в паре. Помните, что работа в паре   –   это   минигруппа.   Вспомните   и   расскажите   правила   работы   в группе.  ­  А теперь, положите  карточку  №1  перед собой.  Прочитайте  задание. Выполните, у вас 2 минуты.   Инга и Лера поработают у интерактивной доски. Карточка №1: «Прочитай правила сохранения здоровья. Выпиши глаголы и определи их время и число: Чистописание: + работа выполнена аккуратно,  каллиграфическим почерком +­   есть 1­2 исправления  ­    много исправлений ­Жить, быть ­ О глаголах ­ Узнаем что­то новое ­ Глагол­ часть речи, вопросы,  изменяются по временам и  числам… ­ Правила работы в группе ­ Выполнение задания II.  Формулирование  проблемы.1.Здоровье начинается с чистоты. 2.Здоровый человек правильно питается. 3.Нужно пить много воды. 4.Необходимо совместить труд и отдых». ­ О каких правилах здоровья вы узнали? ­ Вы работали в паре, положите лист самооценки, оцените свою работу по критериям. ­ Какое задание нужно было выполнить? ­ У каких глаголов легко получилось определить время и число? ­Проверим. У девочек на интерактивной доске и у вас в тетрадях ­ У Кого так, просигнальте? ­ Какие глаголы вызвали затруднение? ­ Почему глаголы одни, а ответы разные? ­Почему эти глаголы  вызвали затруднение? ­ Сформулируйте тему урока: «Как называются эти глаголы?» (тема вывешивается на доске) ­Какие цели поставим? (каждая цель вывешивается на доске) ­ Просигнальте, кто хочет достичь этой цели? ­ Ответы учащихся Работа в паре: +  Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий, Мы всегда приходим   к   общему   мнению.   Наша работа в паре интересна и полезна +­ Я всегда отвечаю так, как предлагает сосед (соседка) ­Мы много спорим. Мы не всегда  приходим к общему мнению. ­ Выписать глаголы, определить  число и время ­ Начинается, питается ­ Наст.вр. и ед.ч. ­ Пить, совместить ­ Не смогли определить время и  число ­ Как называются эти глаголы? Что   это   за   глаголы,   у   которых нельзя определить время и число?III. Открытие  новых знаний. ­ Проведем исследование. ­ Посмотрите  на  эти  глаголы,  которые  вызвали   затруднение, на  какие вопросы они отвечают? (вывесить напротив цели) ­ Какой цели достигли? ­ Можно ли определить у этих глаголов время? Число? ­ Вывод? (вывесить напротив цели) ­ Какой цели достигли? ­ Какой сейчас будем достигать цели? ­ На что оканчиваются? (вывесить напротив цели) ­ Сделаем вывод, что мы уже узнали о новых глаголах? 1). Узнать,  как называется форма  глагола? 2).Выяснить, на какие вопросы  отвечают? 3).Узнать,  изменяются эти  глаголы по временам и числам? 4).Что общего у этих глаголов? 5). Уметь отличать эти глаголы от других форм глагола. ­ Что делать? Что сделать? ­Узнали вопросы ­ Нет, нельзя ­ Не изменяются по временам и  числам ­ Что общего у этих глаголов? ­ Они оканчиваются на –ть ­ Ответ учащегося: Глаголы  отвечают на вопросы что  сделать? что делать?, у них  нельзя определить время и число.  Они оканчиваются на –ть.­ Где мы можем проверить свои предположения? ­ С.122 прочитайте самостоятельно правило, отметьте знаком: !­ то, что вы уже знаете,  ? – это новое для меня (слайд) ­ Влад добудет знания из энциклопедии и поработает индивидуально. После прочтения.  ­ Правильно ли мы предположили о этих глаголах? Прочитайте: (Вопросы, как изменяются, на что оканчиваются) ­ А что было новым для вас? Прочитайте. (дополнить схему суффиксами: ­ти, чь) ­ Дополнить схему глагольными суффиксами. (перед – ть: ­а,­я,­у,­о,­и,­е). ­ Как же называется эта форма глагола? ­ Влад, что ты узнал из энциклопедии? (15сек) ­ Почему ее так называют?(вывесить на доске названия) ­ По учебнику, прочитав правило ­Суффиксы   оканчивается на  ­чь.)  ­ти, ­ть  или ­ Перед суффиксом –ть стоят  глагольные суффиксы – а,я,и,е,у,о ­ Неопределенная форма Начальная форма ­ Инфинитив ­ с.122, правило ­Сформулируйте тему урока: «Неопределенная форма глагола» (открыть тему на доске) ­Какой цели достигли? ФизминуткаДавайте встанем на зарядку и выполним скорей зарядку. Я буду называть глагол, если он в н.ф. – приседаете, если нет – руки поднимаете вверх. Болеть,   бежит,   смотреть,   вязать,   тренироваться,   улыбаться, лечат, встречает, петь. ­ Узнали, как называется форма  глагола IV. Развитие  умений. ­ Напомните, так о чем мы говорим на уроке. ­ Почему она так называется? ­Каких целей мы уже достигли? ­ Какой цели будем достигать сейчас? ­ Как отличить эти глаголы? 1.Выборочный диктант. Фронтальная работа. ­Чтобы   быть   здоровым   нужно   закаляться.   Закаливание   –   это   одна   из форм укрепления здоровья. Но делать нужно все постепенно. –Прочитайте,   стихотворение.  Выпишем   из   стихотворения     глаголы   в неопределённой   форме   в   столбик,   поставим   к   ним   вопросы,   выделим суффиксы. (Текст можно вывести на слайд.) Несомненно, что здоровье С детства нужно укреплять: Физкультурой заниматься, ­ О глаголах в н.ф. ­ Нельзя определить время и  число ­Ответы учащихся ­Отличать эти глаголы от  других  форм глагола. ­Задать вопросы что делать, что  сделать, посмотреть на что  оканчивается.Бегать, прыгать и играть. Фрукты есть как можно больше, Предварительно помыть А гуляя после школы, Про уроки не забыть. ­  Выпишите   еще   1   глагол   самостоятельно.   Какой   выписали?   Все согласны? – Что тебе нужно было сделать в задании?  – Какое  умение формировали при выполнении этого задания? 2. Групповая работа ­ Чтобы быть здоровым, нужно помнить еще и о сне. Сон положительно влияет на организм человека. Главное, чтобы после сна, вы были веселы и бодры весь день. Поработаем в группе, чтобы еще лучше достичь последней цели. Работать   будете   по   6   человек.   Вспомним   правила   работы   в   группе. Главное условие, работать шепотом. Пока я раздаю задания, вам нужно выбрать капитана.  ­Озвучьте, кто капитан 1гр, 2гр,3гр,4гр? ­Как   только   группа   закончит   задание,   все   садятся   на   свои   места,   а капитаны готовят отчет о работе своей группы по плану. У вас 3 минуты. 1 группа. (белая доска, маркеры) «Запиши с помощью глаголов в неопределенной форме, что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье»: Нужно:_________,___________,__________,_____________  . 2 группа. ­ Ответы учащихся ­Ответы учащихся ­ делать зарядку, закаляться,бегать, спать и т.д. ­переедать, курить, много спать и  т.д. ­ бездельничать ­унывать ­болтать ­убежать (альбомный лист, маркеры) «Запиши с помощью глаголов в неопределенной форме, что для здоровья вредно»: НЕЛЬЗЯ:___________,___________,____________,___________ . 3 группа. (интерактивная доска) «Замени фразеологизм глаголом в неопределенной форме»: Бить баклуши –  Повесить нос –  Чесать языки –  Унести ноги –  4 группа Прочитай, найди лишний глагол, подчеркни его, объясни почему: 1)Любить, плачет, рисует. 2)Ругает, смотрит, беречь. 3)Хвалит, везти, играет. Проверка. ­ А теперь капитан каждой группы выйдет к доске и предоставит отчет работы в группе по алгоритму: Оценка работы группы капитана: 1.Что надо сделать в задании? 2.Цель работы. 3.Результат работы. Почему написали именно так? 4. Имелись ли затруднения при работе? 5.Какие умения отрабатывали в работе? 6.Как работала группа?(были затруднения, какие, справились сами)­ А сейчас, положите карточку самооценки перед собой и оцените свою  работу в группе в соответствии с критериями: ­ Спросить 2 человек. Сигналы. V. Итог урока. ­ Подведем итог. ­ Назовите тему урока. ­Достигли ли мы поставленных целей? Каких, назовите? ­Что вы теперь знаете о глаголах в неопределенной форме? Расскажите. ­ Сейчас можете сказать, почему не смогли определить время и число у глаголов в начале урока? Почему? ­Оцените свою работу за урок в листе самооценки. ­Оценивание отдельных учащихся, выставление оценок. Работа в группе: + Активно работал в группе, Выполнял  свои  обязанности, Соблюдал культуру  общения. Работа в группе была  интересной. +­ Были затруднения в работе в группе  (не мог договориться, не всегда  соблюдал культуру общения), но я  справился ­ у меня не получилось работать в  группе Итог урока +материал усвоил на «5» +­ материал усвоил хорошо, но  остались вопросы ­ ничего не понял, нужно еще раз  все объяснитьЕсли останется время: ­Вот   о   подошел   конец   нашему   уроку.   Вы   многому   научились,   но   не забывайте: Здоровье – это кладезь, Его нельзя купить. Однажды потерявши его, Его не возвратить. Не одолжить у друга, Не выиграть в лото, Ведь без здоровья счастье, Поверьте уж не то. ­ Кто был внимательным, назовите какие глаголы в н.ф.вы услышали. ­ Урок окончен.

Посмотрите также