Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)
Оценка 4.8

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
28.01.2018
Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)
Данный урок расчитан для обучающихся 6 класса. Урок составлен в соответствии с ФГОС. Урок открытия нового знания. На уроке используются технология дифференцированного обучения, педагогики сотрудничества, исследовательская деятельность. Методы и формы обучения ; групповая, парная, частично-поисковая работа, наблюдение. В ходе урока используются различные примеры для наблюдения и закрепления. Составляется схема, алгоритм.
чик-щик.doc
Урок открытия нового знания , 6 класс Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных  ­ ЧИК (­ ЩИК) Цель урока: знакомство учащихся  с условиям выбора букв  ч и  щ  в суффиксе – чик (­щик)   Задачи: Образовательные: ­ сформировать представление о правописании : буквы Ч и Щ в суффиксах существительных  ­ ЧИК (­ ЩИК) ­ показать условия правильного выбора букв  ч и  щ  в суффиксе – чик (­щик)   Развивающие: Обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие вывод; ­ содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач; ­ развивать умения применять знания в новой учебной ситуации; ­ отрабатывать навыки самостоятельной работы; ­ совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.; ­ создавать условия развития у обучающихся умения работать со временем; ­ развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия. Воспитательные: ­ формировать положительное отношение к знаниям. ­ воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка.  Планируемые результаты  Личностные:  ­ формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных  способностей;  ­ воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову; ­ создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; ­ взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу. Предметные: осуществляют выбор в зависимости от значения, научатся объяснять написание согласных в суффиксах. Метапредметные: Познавательные: структурируют  знания,   осознанно  и  произвольно  строят  речевое   высказывание  в   устной   форме,  читают   и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова. Регулятивные: осознают   самого   себя   как   движущую   силу   своего   научения,   свою   способность   к   преодолению   препятствий   и самокоррекции,   принимают   и сохраняют   учебную   задачу,   планируют   свое   действие   в   соответствии   с   поставленной задачей,   вносят необходимые   коррективы   в   действие   после   его   завершения   на основе   его   оценки   и   учета   характера   сделанных   ошибок,   адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать. Методы и формы обучения: ­ частично­поисковый;  ­ наглядно­словесный; ­ методы самостоятельной работы; ­ индивидуальная; ­ парная; ­ групповая. Технологии:   здоровьесбережения,   дифференцированного   подхода   в   обучении,   педагогика сотрудничества,   исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.   Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД ­Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас  снова. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш  урок. Сегодня мы узнаем новое правило  правописания имён существительных. Учащиеся слушают учителя,  записывают число и слова «классная работа», оставляя одну строчку для  темы урока пустой. Личностная:  Самоопределение.   Коммуникативная:  планирование учебного  сотрудничества. Врем я 1 мин. 1.Организационный момент Цель:  Способствовать  подготовке учащихся к продуктивной  работе. Задача:  ­создать  положительный  эмоциональный  настрой. 2.Опрос учащихся  по изученному  материалу Учащиеся задают друг другу вопросы по теме  предыдущего урока  «НЕ с существительными». ­ Запишите и объясните правописание НЕ с  Один учащийся выходит к доске,  раскрывает скобки, комментируя  свои ответы. Класс делает данное  Коммуникативная: Умение полно и точно  выражать свои мысли. 5 мин. Задача:  мотивировать  учащихся к учебной  деятельности  посредством  создания  эмоциональной  обстановки;  определить  содержательные  рамки урока:  повторить  пройденные темы. 3. Мотивация к  учебной  деятельности. Задача:  мотивировать  учащихся к учебной  деятельности  посредством  создания  эмоциональной  обстановки. Материал для наблюдения.  ­  От   данных   слов   образуйте   названия   лиц   по профессии: рассказ – (рассказчик)       барабан – (барабанщик) перевод – (переводчик)        сварка – (сварщик) ­  Выделите   суффиксы,   при   помощи   которых образовались эти слова.  ­ Какое значение имеет выделенный суффикс?     ­ Произнесите   концовки   слов,   сравните   с написанием.    ­ Что вас удивило? ­   Сформулируйте   проблему   урока. суффиксах нужно писать Ч, а когда Щ?)   (=Когда   в 4. Актуализация  знаний и фиксация  затруднений Задача:  актуализировать  учебное содержание  Учитель:  ­ Молодцы, еще раз посмотрите на данные слова… ­   Можно   ли   по   произношению   определить   выбор букв Ч или Щ в суффиксах –ЧИК (­ЩИК)? ­   Значит,   какими   новыми   знаниями   мы   должны сегодня с вами овладеть?  именами существительными. На доске заранее подготовленная запись:    =Друзья по (не)счастью; это (не)птица;  (не)приятель, а знакомый; (не)урожай овса;  (не)топор нужен; шапка­ (не)видимка; рассказывать (не)былицы. ­ Когда НЕ с именами существительными пишется  раздельно, а когда слитно?  задание в тетрадях, затем дополняет /исправляет ответы стоящего у  доски ребенка, если это нужно. (НЕ  с существительными пишется  слитно, если без НЕ не  употребляется или можно  заменить синонимом без НЕ. НЕ пишется раздельно, если есть  противопоставление или это  отрицательная частица). Познавательная: Индивидуально­ групповая работа с  построением логической  цепи рассуждения. Регулятивная: Контроль, оценка,  коррекция. ответы   Предполагаемые учеников: ­ имена существительные; ­ люди определенной профессии;   ­ Обозначает лицо по профессии.   по   произношению   нельзя ­   Когда   в   суффиксах   нужно писать Ч, а когда Щ? ­ определить выбор букв Ч и Щ; ­ при каком условии   писать Ч или Щ в суффиксе –ЧИК , ­ЩИК; ­   тема   урока   (записывают   в  Буквы   Ч   и   Щ   в тетради): 6 мин. Коммуникативная:  умение  выражать свои  мысли, выдвигать  предположения. Познавательная: Знаково­символические  тренировочные действия. Регулятивная:  соотнесение того, что  известно и усвоено, с  тем, что еще неизвестно. 2 мин. Коммуникативная:  умение   высказывать  предположения Познавательная: анализ  объектов с целью  выделения общих необходимое для  изучения нового  материала 5. Постановка  учебной задачи. Задача: организовать  коммуникативное  воздействие, в ходе  которого  выявляются и  фиксируются  значение суффиксов ­ Какова тема урока? Запишите ее себе в тетрадь.  ­ Где нам могут пригодиться знания и умения? ­   Возникли   ли   у   вас   затруднения   при   написании суффиксов   ЧИК,   ­ЩИК?   В   чем   причина затруднения? ­ Скажите,  что нам сегодня нужно сделать, чтобы правильно   писать   букву   Ч   или   Щ   в   суффиксах ­ЧИК, ­ЩИК  ­ Выходим на цель… задачи… 6. Проблемное  объяснение нового  знания Задача: организовать  коммуникативное   воздействие для  построения нового  способа действия. ­   Рассмотрим   языковой   материал.   Обратите внимание,   после   каких   букв   пишется   суффикс   – чик. 1. упр. № 244 (Класс делится на 2 группы, каждой группе достается по семь слов.)  ­   Вы   обратили   внимание,   после   каких   согласных пишется суффикс – ЧИК? ­ После какой буквы пишется суффикс ­ ЩИК? ­ Соотнесем новое знание с правилом учебника,  ­ оформите краткую запись  ­ Сравните свой вывод с текстом учебника на стр. ­ Смотрим образец рассуждения на  учебника   существительных суффиксе ­ЧИК (­ЩИК); ­ знания могут пригодиться при  написании диктантов, сочинений,  изложений, тестов ­ Не знаем,   при каких     условиях писать Ч или Щ. Задачи:  ­ узнать, когда пишутся буквы Ч, Щ; при каких условиях; ­знать способ действия  при выборе написания букв Ч и Щ в     суф. – ЧИК, ­ЩИК; ­ познакомиться с правилом; ­   научиться   видеть   орфограмму, различать суффиксы –ЧИК, ­ЩИК в именах сущ.; ­ писать  грамотно слова; связывать условия   написания   буквы   Ч   и   Щ мгновенно, в момент письма. Ученики работают в грппе: ­ После д­т, з­с и ж пишется буква Ч. ­   Чик,   ­щик.  Буква  Ь  перед суффиксом –чик, ­щик только после Л. ­ Ученики читают правило  ­ оформляют  кратко, схематично     После д­т, з­с, ж / ЧИК признаков. 3 мин. Познавательная: предполагает цель урока, уточняют тему. Коммуникативная: коммуникативное взаимодействия. Регулятивная: постановка   задачи учебной 5 мин. Коммуникативная:  слушать и понимать речь других, проговаривают последовательность действий, сотрудничество в паре. Познавательная: извлечение   информации из   анализа   языкового материала; преобразовывают 7. Открытие новых  знаний. Задача: установить  самостоятельность  усвоения темы. ФИЗМИНУТКА  Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же  суффикс или разные суффиксы имеются в этих  парах существительных? А значение?  карманчик – подписчик сарайчик – грузчик стульчик – возчик магазинчик­ летчик Рассказ о суффиксе чик Человеку не обойтись без суффикса чик! Ведь он  уменьшает предметы, делает их добрыми и  ласковыми и называет профессии людей. Если он  называет людей, у него есть пять друзей, после  которых суффикс чик всегда стоит в словах. ­ Ребята, догадались ли вы, кто эти друзья? (Буквы  д, т, з, с, ж.) Запомнить их вам поможет  путеводная звезда, которую каждый из вас получит  сегодня на уроке (учитель раздает звезды).        остальные случаи / ЩИК    после Л ­  буква Ь ­  схема ­ Ученики читают образец  рассуждения в учебнике  ­   Эти   примеры   доказывают,   что суффикс ­чик имеет   еще   одно значение: уменьшительное  9 мин. материал   в   другую форму – краткую запись или схему Регулятивные: 1. Искать пути решения  проблемы. 2.Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Познавательные  1. Извлекать  информацию,  представленную в разных формах,  ориентироваться в своей  системе знаний. 2.Анализировать,  сравнивать, делать  выводы, устанавливать  закономерности     советчик 8.Реализация   построенного проекта.                                                           т     докладчик          д         чик       з заказчик                                               ж                     с                                                        перебежчик                     переписчик              Составим АЛГОРИТМ применения правила. Алгоритм применения правила написания букв ч и  щ в суффиксе существительных чик (щик):                         1. Выдели суффикс чик  (­щик).           2. Определи его значение. лицо по профессии           ласкательное уменьшительно­ посмотри на конечную                         пиши   чик букву согласного основы исходного слова  (перед суффиксом) д, т, з, с, ж пиши чик другие буквы пиши щик 9.Первичное  закрепление во  внешней речи Задача: установить  самостоятельность  Учитель:  ­   Чтобы   усвоить   новый   способ   действия   при решении   учебной   задачи   будем   вслух   объяснять написание  Ч  или  Щ , проговаривать,  рассуждать. Образец:  рез…ик   –  слово   образовано   от  глагола ­ ученики вставляют нужную букву  (Ч или Щ)  (работа в группах, в  парах), комментируя свой ответ.  ­ Болель.ик  ­ обмот.ица  3 мин. Познавательная: Индивидуальная работа  вслух.  Коммуникативная:   умение выражать мысли усвоения темы. резать.   Является   названием   лица   по   профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква З, значит, в суффиксе надо писать букву Ч. 10.  Самостоятельная  работа с  самопроверкой по  предложенному  ключу. Задача: формировать умение использовать  полученные знания  по назначению. 11. Рефлексия  деятельности на  уроке Задача: оценить  результаты  собственной  деятельности. ­ Самостоятельно выполним  1.  тест «ч и щ в суффиксе –чик(­щик) 2.  образовать от слов существительные с  суффиксом –чик(­щик), обозначающие лиц по  профессии, роду деятельности.  ­ проверьте и оцените свою работу, затем  выборочно объясним написание суффиксов в  словах. Подведем итоги… ­ Что нового вы сегодня узнали на уроке?  ­ С какими трудностями столкнулись? ­ Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в  дальнейшем? ­ Оцените себя Закончи   предложение:   ­  Сегодня   я   узнал(а)…   ­ Было трудно… ­ Теперь я могу… ­ Я понял(а)… ­ У меня получилось… ­ Было интересно…  ­ Мне захотелось Выставление оценок за урок… ­ смен.ица  ­ смаз.ица  ­ расчёт.ик ­ гардероб.ик  (Образец в параграфе 44)  Ученики выполняют два задания. самопроверка. Ученики проверяют правильность  выполнения работы по ключу,  оценивают работу по критериям,  данным учителем. ­ Обучающиеся  высказываются по  парам: ­Сегодня я узнал(а)…  ­ Было трудно…  ­ Теперь я могу…  ­ Я понял(а)…  ­ У меня получилось…  ­ Было интересно…  ­ Мне захотелось…  ­ Я смогу … Регулятивная: Контроль, коррекция. 8 мин. Личностная: самоопределение Регулятивная: контроль, проверка, оценка;  коррекция (исправление  ошибок). 2 мин. Познавательные УУД:  рефлексия способов и  условий действия Регулятивные:  1.Соотносить цели и  результаты своей  деятельности. 2. Вырабатывать  критерии оценки и  определять степень  успешности работы. 1. Выучить правило (§ 44, орфограмма № 33).  2. Выполнить упр. 245 или 247 стр.103 Ученики записывают домашнее  задание, слушают инструктаж по его выполнению. Дифференцирован ное домашнее  задание. Задача: дать  установку на  отработку  определённых  умений 1 мин. Упражнение  Буфетчица,  копировщик,  экскаваторщик,  переписчик,  сортировщица,  расфасовщик,  стекольщик,  автоматчик,  пулеметчик, объездчик, разносчик, возчик,  рассказчик,  автопогрузчик,  прессовщица, сварщик,  компьютерщик

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)

Урок русского языка "Правописание суффиксов существительных -чик- -щик-" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018