"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"
Оценка 4.8

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

Оценка 4.8
Занимательные материалы +3
doc
русский язык
6 кл
10.11.2018
"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"
Голубева Е.А. Сценарий урока.doc
Сайт «Педагогическая планета» Конкурс «Творческий урок» Материалы конкурсного урока по теме:  «В стране выученных уроков, или Путешествие на остров Лексика» Автор: Голубева Елена Альбертовна Полное название образовательного учреждения: МОУ Заволжский лицей г. Заволжска Ивановской области Предмет: русский язык Тема:  Обобщение   и   систематизация   изученного   по   теме:   «Лексика   и фразеология» Класс: 6 Учебно­методическое обеспечение: Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской Время реализации занятия: 45 минут Цель урока:  1)   Создание   условий   для   проявления   творческой   активности   и самостоятельности. Задачи урока: 1) Образовательные:  ­ формировать умение различать слова различных лексических групп, ­ систематизировать знания по теме «Лексика и фразеология» 2) Развивающие:  ­ развивать творческое мышление,  ­ совершенствовать коммуникативные умения и навыки, ­ формировать лингвистическую и самообразовательную компетенции. 3) Воспитательные:  прививать любовь к слову, интерес к русскому языку; воспитывать бережное отношение к родному языку. Тип урока: обобщения знаний Форма урока:  урок­путешествие  Оборудование:  мультимедийный   проектор,   компьютер,   презентация  Power  Point,   карта заданий, путевой лист. План проведения урока: Этапы урока I. II. Оргмомент. Погружение   в   тему.   Мотивация.   Постановка целей и задач. Временная реализация 1мин. 2 мин. 1 Сайт «Педагогическая планета» Конкурс «Творческий урок» III. Путешествие   по   Острову   Лексика (систематизация и обобщение изученного) 1. Терминологический причал. 2. Гора Профессионализмов. 3. В кабине фуникулера (реклама словарей) 4. Долина Диалектизмов. 5. На перепутье. 6. Физкультминутка 7. В  музее древнерусского быта 8. В кафе «Визави» 9. Молодежная вечеринка 10.Пролив Фразеологизмов. IV. Подведение   итогов   урока.   Рефлексия. Домашнее задание. 5 мин. 3 мин. 3 мин. 5 мин. 5 мин. 2 мин. 6 мин. 5 мин. 5 мин. 3 мин. 3 мин. Сценарий урока. Оргмомент (тема ­ на усмотрение учителя) Погружение в тему. Мотивация. Постановка целей и задач. Слайд 1 I. II. ­   Сегодня   у   нас   урок   необычный.   Мы   совершим   путешествие   в   страну выученных уроков. Как вы думаете, что это за страна? ­ Да, верно, страны выученных уроков нет ни на одной карте, но  она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и   в   жизни.   У   кого­то   эта   страна   уже   достаточно   большая.   В   ней   есть острова   знаний,   вершины   успехов.   А   у   кого­то   пока   она   еще   очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 11 лет вашей школьной жизни.   Сегодня   мы   совершим   путешествие   на   один   из   островов   ваших знаний, который носит название – Лексика. Итак, открывайте свои путевые листы (Приложение 2), тетради, записываем тему урока. (Запись темы в тетрадях). (анимация по щелчку) ­ Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня   на  уроке?  С  какими  новыми  терминами   познакомились   вы   при изучении темы?  Постановка   задач   урока   (совместное   целеполагание)  Слайд   2, анимация по щелчку с помощью триггеров). ­   А   еще   мы   запланируем   одержать   сегодня   маленькую   победу   и почувствовать  радость от успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед! 2 Сайт «Педагогическая планета» Конкурс «Творческий урок» III. Путешествие по Острову Лексика. 1. Терминологический причал (повторение терминологии). Слайд 3 ­ Мы находимся на причале, готовые сойти на берег. Но путь на остров Лексика открыт только тем, кто хорошо знает язык жителей нашей страны. Это   термины,   и   потому   причал   носит   название   –   Терминологический. Сейчас   мы   проверим,   насколько   хорошо   мы   запомнили   новые   для   вас слова.  Терминологический диктант. Задание: у каждого из вас есть карта заданий (Приложение 1). Откройте ее и выполните задание №1. Под цифрами 1, 2 и т.д. даны лексические значения слов. Запишите  в путевой лист только слова. Не забудьте, что наш причал – Терминологический. Вопросы: 1 вариант 1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 2.   Слова   одной   части   речи, противоположные   по   лексическому значению.  3. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. 4.   Слова,   вышедшие   из   активного, повседневного употребления. 5.   Сочетания   слов,   равные   по значению   одному   слову   или   целому предложению. 2 вариант 1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению 2.Слова,   которые   употребляют   люди той   или   иной   профессии, специальности. 3. Слова, которые употребляют люди той   или   иной   социальной   группы (например, возрастной) 4. Слова, вошедшие в русский язык из других языков. 5. Новые слова, недавно появившиеся в языке.  Взаимопроверка (анимация по щелчку). ­ Поставьте в свой путевой лист свою первую оценку: 5 правильных ответов – 5 (такая шкала оценивания для всех заданий) 4 – 4 3 ­ 3 2 ­ 2. ­ Те, кто получил оценку «2», остаются на судне до тех пор, пока не выучат правило (на время выполнения второго задания), остальные могут сойти на берег   и   насладиться   твердой   почвой   под   ногами.   Эту   почву   вы   обрели благодаря знанию терминов. 3 Сайт «Педагогическая планета» Конкурс «Творческий урок»   это 2. Гора профессионализмов. ­ Скажите, ребята, а зачем нужно знать термины?  ­   Да,   знание   терминологии   необходимо   грамотному,   квалифицированному специалисту, который без этого не сможет работать в своей области.  ­ А как с точки зрения лексики называются те   слова, которые вы сейчас записали?  (вопросы на знание теории могут быть заданы тем, кто оставался «на судне», т.е.   получил   «2»   и   учил   правило.   После   правильного   ответа,   они   могут присоединиться к команде) ­   Верно,   и   перед   нами   гора Профессионализмов. (Слайд 4) Давайте попробуем на нее подняться. Каждый наш правильный ответ – ступенька вверх, на гору вашего профессионального успеха. Надеюсь, что ваша вершина вам покорится. Задание: Определите профессию работника по его словарю.  Дополнительное задание: составить текст (3­4 предложения на одну из предложенных тем) 1) Фарватер, бакен, дебаркадер, чалка  2) Стетоскоп, рецепт, аспирин, компресс  3) Струбцина, верстак, фуганок, стамеска  4) Дебет, кредит, депозит, лицевой счет  5) Форвард, пенальти, голкипер, тайм.   профессиональные   слова,  Проверка (ответы открываются по щелчку)  Оценка:   балл   зависит   от   количества   преодоленных ступенек. 3. На фуникулере. Реклама словарей. ­   С   вершины   горы   мы   спускаемся   на   фуникулере.   Кто   знает,   что   такое фуникулер? А что делать, если мы не знаем значения слова? (Обратится к словарю).   Пока   мы   совершаем   снижение,   предлагаю   вам   познакомиться   с различными видами словарей. Ребята приготовили рекламы словарей.  Реклама   словаря   (проверка   индивидуального   творческого домашнего задания) 4. Долина Диалектизмов. ­ А наше путешествие продолжается. (Слайд 5) Мы находимся в прекрасной горной долине. А вот и люди, которые здесь живут. Давайте прислушаемся к их разговору (слайд 6): ­ Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу. ­ Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить? ­ Прихвати, дроля. Да еще в сенях молока кринку.  Пряженцев я напекла да каравайцев. Полудневать будем. ­ Я мигом, бабушка. 4 Сайт «Педагогическая планета» Конкурс «Творческий урок» ­ Все ли вам, ребята, понятно? А почему мы не все поняли из их разговора? (они   употребляют   слова,   которые   встречаются   только   в   той   или   иной местности). ­ Как называются такие слова? (Диалектные).  Задание: выпишите диалектные слова (максимально – 5 слов, замените их общеупотребительными).  (задание повышенной трудности, можно выполнять в паре)  Проверка  Рига ­ сарай для сушки снопов и молотьбы. Мялица  ­ мялка, снаряд, которым мнут лен и коноплю, очищая волокна от кострицы. Баять ­ говорить Бердо ­ принадлежность ткацкого стана. Дроля – дорогой, милый. Мост ­ пол, сени. Кринка ­ молочный горшок, узковатый и высокий. Пряженец ­ лепешка, оладья на масле; блин из черной муки, с маслом. Каравайцы ­ пшеничные блины. Полудневать ­ обедать  Оценка задания: 1 балл за каждое  слово. 5.  На перепутье: многозначные слова и омонимы. ­  (Слайд   7)  Дорога   привела   нас   к   перекрестку:   одна   дорога   –   к   заливу Многозначных слов, а он находится на западе острова, где много холодных течений. Бухта Омонимов на востоке. Так хочется искупаться в ласковом море,   понежиться   на   теплом   песочке.   Чтобы   определить   направление правильно, надо знать, чем отличаются омонимы и многозначные слова.  ­ Кисть руки и кисть винограда – омонимы или многозначные слова? (анализ ответа, определение способов действий)  Выборочный   диктант:   определить,   чем   являются   выделенные слова.  1 вариант – выписать омонимы, 2 вариант – многозначные слова (задание повышенной сложности, возможно выполнение в паре) жар солнца – жар чувства,  тяжесть багажа – тяжесть утраты,  чистый ключ – скрипичный ключ, строить планы – строить мост,  зрелый возраст – зрелый плод,  стрелять из лука ­ жареный лук, носить очки – набрать очки. 5 Сайт «Педагогическая планета» Конкурс «Творческий урок»  Проверка по щелчку.   Оценки   за   выполненное   задание   выставляются   в маршрутный лист. 6. Бухта омонимов. Музыкальная физкультминутка.  ­ Правильно выбранный путь привел нас в бухту омонимов. (слайд 8) Солнце здесь   жаркое,   вода   теплая.   Мы   можем   отдохнуть.   Звучит   музыка Ю.Антонова «Море»)  Физминутка для глаз.  Физкультминутка 7. В музее (устаревшие слова) ­ После непродолжительного отдыха мы путешествуем дальше и  попадаем в город. Местная достопримечательность – музей древнерусского быта. (Слайд 9) Давайте зайдем сюда и узнаем о том, как одевались наши предки.   Проверка индивидуального домашнего задания:  Рассказ – экскурсия по музею, с использованием устаревших слов (описание одежды, костюма) Слайд 10  Задание   классу:   во   время   экскурсии   записать   устаревшие слова. (Текст примерной экскурсии можно найти в пакете материалов к уроку – Приложение 3)  Проверка (слайд 11). ­ Зачем нужно знать устаревшие слова?  ­ Когда и где мы с ними встречаемся? 8. В кафе «Визави» ­ День подходить к концу, а мы еще не подкрепились. Я приглашаю вас в небольшое, но уютное кафе. (слайд 12) ­ А кто, ребята, знает, что такое визави?   (Визавии   (фр. vis­a­vis — «друг против друга») — напротив, друг против друга; тот, кто находится напротив.) ­ Как мы называем слова, пришедшие из других языков? (заимствованные). ­  Усаживайтесь удобнее. А вот и меню (слайд 13)  Задание:   Прочитайте   названия   блюд.   Сделайте   заказ,   в   который   войдут только блюда, в название которых входит хотя бы одно заимствованное слово. По каким графическим приметам вы догадались? (подчеркните). Меню кафе «Визави» Салаты Салат с авокадо Теплый салат из филе кролика Салат из осетрины Салат из языка с грибами Супы Борщ красный с фасолью Суп куриный с гренками Окрошка с квасом Гарниры Гречка с луком и грибами Пюре картофельное 6 Сайт «Педагогическая планета» Конкурс «Творческий урок» Рис отварной Картофель фри Десерты  Ассорти из ягод Мороженое с сиропом Банан запеченный с мороженым Торт с лесными ягодами Яблоки в карамели Карпаччо из манго Фламбе из лесных ягод Напитки  Кофе со сливками Коктейль ягодный Чай черный Квас русский Сок яблочный ­  Все  ли   слова  вам   знакомы?  Как,  находясь   в  кафе,   не  попасть   в  глупую ситуацию при выборе блюд? Есть ли у вас вовпросы? Фламбе  ­   термин   французской   кулинарии,   блюдо   поливают   алкоголем,   а затем поджигают. Цель – придать блюду аромат, показать шоу. Термин  «карпаччо»  употребляется   применительно   практически   к   любому тонко нарезанному продукту питания, включая мясо, рыбу, морепродукты, грибы, фрукты, овощи и многое другое. (отвечает подготовленный ученик)  Проверка (слайд 14)  Взаимопроверка. Оценка. 10. На дискотеке  ­ Наконец, наступил вечер. Все молодые люди спешат на вечеринки, отдавая преимущество   дискотекам.  (слайд   15).А   является   ли   слово   дискотека   – неологизмом. (Нет). А жаргонизмом? Что такое неологизмы? Жаргонизмы?  Задание: заменить в диалоге жаргонизмы общеупотребительными словами­синонимами.  Устное выполнение задания в группах.  Проверка. ­ Всегда ли в речи уместны слова­жаргонизмы?  Слово учителя об уместности использования жаргонных слов. 11. Пролив Фразеологизмов. ­   Наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся на наш корабль, но осталось последнее препятствие.  (Слайд 16)  Вернуться на корабль сможет тот, кто переплывет пролив Фразеологизмов.  ­ Что такое фразеологизмы? ­ Длина пролива   – 27 километров. Один километр – один фразеологизм со словом, обозначающим часть тела. Вас 27 человек, кто поплывет первым? Учащиеся   называют   фразеологизмы.   (Возможно   меньшее   количество   по усмотрению учителя)  Оставшихся могут спасти товарищи.  Например:   Сломя   голову,   голову   ломать,   без   царя   в   голове,   больной   на голову,  7 Сайт «Педагогическая планета» Конкурс «Творческий урок» Рукой подать, руку даю на отсечение, дать по рукам, рука не отсохнет Нога за ногу, ноги заплетаются Палец в рот не клади, пальчики оближешь,  Зубы заговаривать,  Пускать пыль в глаза, говорить за глаза и другие III. Подведение итогов. 1. Рефлексия.   Итак, все в сборе. Мы садимся в уютные каюты  (слайд 17)и обязательно оцениваем события дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес.  ­ Какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия? ­   Что   показалось   наиболее   интересным?   Наиболее   трудным?   Чему   вы научились? 2. Оценка. ­ Сосчитайте  свои баллы в путевых листах, запишите итоговое количество. ­ Оцените свою работу на уроке. «5»­      «4»­    «3»­ ­ Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой. ­   Значит,   наше   путешествие   в   страну   выученных   уроков   оказалось ненапрасным. 3. Домашнее задание (слайд 18) 1) экскурсия в музей (устаревшие слова) 2) гора профессионального успеха (словарь профессиональных слов) 3) мое любимое меню (заимствованные слова и их история) Использованная литература: 1. Бабанский   Ю.   К.   Проблемное   обучение   как   средство   повышение эффективности учения школьников. ­ Ростов­на­Дону, 1970. 2. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. ­ М.,1959. 3. Введенская Л.А. и др. Русское слово. ­ М., 1978 4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. ­ М.: Изд­во МГУ, 1985. 5. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. ­ М., 1988 6. Успенский Л.В. Слово о словах. ­ М., 1982 8

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"

"В стране выученных уроков, или путешествие на остров Лексика"
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.