Урок русского языка "Причастие", 6 класс.
Оценка 4.7

Урок русского языка "Причастие", 6 класс.

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русский язык
6 кл
25.02.2018
Урок русского языка "Причастие", 6 класс.
Публикация является частью публикации:
Конспект урока Красилич СС.doc

Муниципальный конкурс методических разработок

 

Красилич С.С., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №16» г. Кунгура

 

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.

 

Концептуальная цель: развитие языкового чутья и речевой компетенции.

Аудитория:

6 «Б» класс.

Урок проблемно-исследовательский.

Тема: Причастие.

Цели урока:

Образовательные:

1.             Способствовать усвоению общего понятия о причастии.

2.             Формировать умение в определении морфологических признаков причастия.

3.             Формировать умение различать причастие и прилагательное.

4.             Формировать умение опознавания причастий в тексте.

Развивающие:

1.             Обогащение словарного запаса.

2.             Определение роли причастий в художественном тексте.

3.             Развитие навыков анализа художественного текста.

Воспитательные:

1.             Воспитание коммуникативных навыков обучающихся в групповой работе.

2.             Воспитание чувства прекрасного.

Задачи урока:

1.             Повышение теоретических компетенций обучающихся по русскому языку.

2.             Содействие формированию познавательной активности и самореализации обучающихся.

Оснащение урока:

1.             Компьютер с мультимедийным проектором.

2.             Мультимедийная презентация урока.

3.             Рабочие листы (по количеству учащихся)

 

Проблема: дети путают причастие с прилагательными, поскольку те и другие отвечают на один вопрос и обладают одинаковыми непостоянными морфологическими признаками, согласуясь с существительными в роде, числе и падеже.

Проблемные вопросы:

1.             К какой части речи относится слово БРОШЕННЫЙ??

2.             Почему причастие – особая форма ГЛАГОЛА?

Формируемые УУД:

ü Коммуникативные УУД:

·           умение оценивать речь с точки зрения ее содержания,

·           умение представлять собственную позицию,

·           владение всеми видами речевой деятельности.

ü Познавательные УУД:

·         умение строить логическую цепь рассуждения и выполнять логические операции.

ü Регулятивные УУД:

·         постановка и формулирование цели учебной деятельности,

·         умение контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности.

 


Приложение

Деятельность учителя

Деятельность учащихся на роке

Развитие УУД и личностных качеств

Формы. приемы и методы обучения

Приветствие.

Прозвенел звонок для нас.

Вы вошли тихонько в класс.

Встали все у парт учтиво.

Здравствуйте!

Тихо сядьте. Спинки прямо.

Вижу: класс мой хоть куда –

Мы начнем урок русского языка.

Слайд 2

Эмоциональный настрой на урок.

 

Коммуникативные УУД: осуществлять речевой  контроль; оценивать речь с точки зрения

её содержания,

 

Фотоэтюд «100 лет Кунгурской ледяной пещере»

 

 

Слайд 3-9

Эмоциональный настрой на урок.

 

Личностные качества: эстетические чувства, патриотизм

 

Актуализация знаний.

Работа с текстом. Детям предложен текст «Мифы и легенды Кунгурской ледяной пещеры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети после первичного прочтения текста  в парах выполняют задание: определить тип и стиль речи, найти художественно-выразительные средства.

По итогам проверки ставят себя оценку:

5 - нет ошибок

4 – не справился с одним заданием

3 – не справился с 2 или более заданиями

Коммуникативные УУД:

извлекать информацию из различных источников;

перерабатывать, систематизировать информацию

и предъявлять её разными способами;

Регулятивные УУД: управлять своей деятельностью (постановка и

формулирование цели предстоящей учебной

деятельности планирование последовательности деятельности,

прогнозирование её  результатов);

Личностные качества: эстетические (чувство прекрасного,  эстетический вкус)

Групповая самостоятельная работа

Работа с текстом

 

Работа со словом

 

 

 

Слайд 14

После вторичного прочтения второго абзаца текста дети определяют  лексическое значение слова СПЕЛЕОЛОГ

Коммуникативные УУД: извлекать информацию из различных источников.

Работа со словарем

Первый проблемный вопрос:

-Какой частью речи является слово БРОШЕННЫЙ?

 

 

 

 

Слайды 15-22

Задание: выписать из текста выделенные слова, поставить их в начальную форму. В режиме подводящего диалога дети выделяют морфологические признаки (постоянные и непостоянные) причастия.

Регулятивные УУД:

выполнять логические операции: сравнение,

анализ, обобщение, классификация,

установление аналогий, подведение

под понятие

Подводящий диалог.

Создание проблемной ситуации. Столкновение мнений учащихся. Работа в парах.

 

Объявление темы урока и постановка цели урока:

ü  Узнать, что такое причастие и каковы его признаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 23-24

Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока

Регулятивные УУД:

постановка и формулирование цели учебной деятельности

Личностные качества: самостоятельность мышления,

логическое мышление,

глубина мышления,

правильность речи,

осознаваемая память,

визуальный и кинестетический каналы восприятия,

учет особенностей собеседника.

Подводящий диалог.

Создание алгоритма выделения причастия среди слов других частей речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 25-30

Под руководством учителя учащиеся создают формулу: тот, который что-то делает…

Коммуникативные УУД: осуществлять речевой  контроль; оценивать речь с точки зрения

её содержания,

Познавательные УУД:

выполнять логические операции (сравнение, установление аналогий)

Коллективная мыслительная деятельность

Определение причастия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 30

Под руководством учителя дети формулируют определение причастия.

Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное речевое взаимодействие в процессе коллективной деятельности, умение владеть полилогичной речью

Коллективная мыслительная деятельность в подводящем диалоге.

Систематизация полученных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 31-35

Работа в мини-группах по составлению схемы «Причастие».

По итогам работы учащиеся представляют свои работы и оценивают себя.

Коммуникативные УУД: умение перерабатывать, систематизировать информацию. умение владеть всеми видами речевой деятельности

Регулятивные УУД: умение контролировать и оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: умение выполнять логические операции (обобщение)

Работа в группах

Первоначальное воспроизведение учащимися полученных знаний

Второй проблемный вопрос: Почему причастие является особой формой ГЛАГОЛА?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 35

Анализируя  постоянные и непостоянные признаки, учащиеся делают вывод: причастие имеет постоянные признаки глагола, поэтому является особой формой ГЛАГОЛА.

Познавательные УУД: умение оценивать речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления, строить логическую цепь рассуждения (выдвижение гипотезы), выполнять логические операции (сравнение, установление аналогий).

Коммуникативные УУД: умение владеть полилогичной речью

Коллективная мыслительная деятельность Фронтальный опрос

Загадка.

 

 

 

 

Слайд 36

Учащиеся отгадывают загадку:

Вот свойство мое обязательное: 
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю. (причастие)

Коммуникативные УУД: осуществлять речевой  контроль; оценивать речь с точки зрения

её содержания,

 

Закрепление изученного.

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 37-43

Учащимся предлагается выписать другие причастия из текста (по вариантам)  и определить их морфологические признаки. Взаимопроверка.

Возврат к началу урока (определяют часть речи слова БРОШЕННЫЙ)

Познавательные УУД: умение строить логическую цепь рассуждения (подбор аргументов)

Последующая тренировочная деятельность учащихся по упрочнению приобретенных знаний.

Взаимопроверка.

Довод от авторитета

 

 

 

 

 

 

Слайд 44

Детям предлагается словарная статья из Толкового словаря В.И. Даля “Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”, в которой подчеркивается значение причастия.

Коммуникативные УУД: извлекать информацию из различных источников;

 

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 45

Учащиеся записывают домашнее задание:

Параграф 45 (определение причастия, признаки причастия)

Упр. 621 (первое задание + определить признаки трех причастий (на выбор)

 

 

Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствия и самокоррекции, проектировать маршрут преодоления затруднений в выполнении домашнего задания.

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 46

Дети отвечают на вопросы:

ü Сегодня я узнал …

ü Я понял, что …

ü У меня получилось …

ü Меня удивило …

 

Коммуникативные УУД: осуществлять речевой контроль, владеть монологичной речью.

Личностные качества: формирование способностей к рефлексии, навыков самоанализа и самоконтроля

 

Итог урока

 

 

 

Слайды 46

Выставление учащимися оценки деятельности на уроке

Регулятивные УУД: умение оценивать достигнутые

результаты своей и чужой деятельности

 

 


Муниципальный конкурс методических разработок

Муниципальный конкурс методических разработок

Приложение Деятельность учителя

Приложение Деятельность учителя

Подводящий диалог. Создание проблемной ситуации

Подводящий диалог. Создание проблемной ситуации

Слайды 31-35 Работа в мини-группах по составлению схемы «Причастие»

Слайды 31-35 Работа в мини-группах по составлению схемы «Причастие»

Слайды 46 Дети отвечают на вопросы : ü

Слайды 46 Дети отвечают на вопросы : ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018