Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русский язык
9 кл
07.06.2017
Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Цели урока:
1.Расширение и систематизация знаний по теме.
2.Подготовка к ГИА.
3.Развитие навыков осмысленного чтения текстов классической литературы.
4.Обучение элементам анализа стиля писателя.
5.Привитие интереса к обучению, формирование навыков исследовательской и самостоятельной работы.
Задачи урока:
1.Научить кратко и ясно излагать свои мысли; находить в тексте главное, отсекать второстепенную информацию.
2.Применять различные приемы сжатия текста.
3.Развивать навыки комплексного анализа текста.
4.Раскрыть основные функции художественной детали в поэме Гоголя “Мертвые души”.
Урок русского языка по теме.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 ст.Александровской»
Майского района КабардиноБалкарской Республики
Урок русского языка "Приемы сжатия
(компрессии) текста".
9й класс
Учитель русского языка и
литературы Диденко О.Б.
2017г.
1 Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9й класс
Цели урока:
1.Расширение и систематизация знаний по теме.
2.Подготовка к ГИА.
3.Развитие навыков осмысленного чтения текстов классической литературы.
4.Обучение элементам анализа стиля писателя.
5.Привитие интереса к обучению, формирование навыков исследовательской
и самостоятельной работы.
Задачи урока:
1.Научить кратко и ясно излагать свои мысли; находить в тексте главное,
отсекать второстепенную информацию.
2.Применять различные приемы сжатия текста.
3.Развивать навыки комплексного анализа текста.
4.Раскрыть основные функции художественной детали в поэме Гоголя
“Мертвые души”.
Конспект урока:
I. Вступительное слово учителя.
Учитель:
Ребята, прежде чем определить тему урока, мне бы хотелось задать вам ряд
вопросов.
1. Что труднее писать – сочинение или изложение? Объясните почему.
3. Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и
впоследствии вам может пригодиться? (На экзамене, в дальнейшем пи
конспектировании лекций)
4. Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее
ли вам было бы написать изложение?
5. Какое изложение писать легче – подробное или сжатое? Почему?
6.Что от вас требуется на экзамене при написании изложения? (Написать
сжатое изложение, используя различные приемы сжатия)
7. Какие трудности вы испытываете при написании изложения?
(Приёмы сжатия текста)
Исходя из заданных вопросов, попробуйте определить тему урока.
"Приемы сжатия (компрессии) текста".
Запись темы на доске и в тетрадях.
Каковы же наши цели и задачи? (научиться писать сжатое изложение,
применяя приемы компрессии или сжатия, тем самым подготовиться к сдаче
ГИА)
II. Беседа.
Учитель:
2 Как вы понимаете термин “сжатое изложение”?
(Это тот же текст, что и исходный, только переданный более кратко,
лаконично. Краткий пересказ исходного текста).
Учитель:
Лаконично. Лаконичная речь. Каково значение этого выражения?
Учащиеся:
(Жители Лаконии, области Древней Греции, отличались не только суровыми
нравами, но и краткостью речи. Именно от названия этой области и
происходит слово “лаконично”, то есть кратко, ясно и точно).
Учитель:
Известны ли вам другие фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, в
которых утверждается ценность краткой и ясной речи?
(Слайд 2).
Учащиеся:
( “Краткость – сестра таланта” (Чехов), “Кратко да ясно, оттого и прекрасно”
(пословица), “ В правдивой речи хороша и гладкость, но как прекрасна слов
правдивых краткость”) (Навои).
III. Повторение изученного материала.
Учитель:
(Слайд 3).
Ребята, в известном афоризме говорится: важно вместе с водой из ванны
не выплеснуть и ребенка. Как вы понимаете это выражение?
( В Англии в давние времена глава семьи мылся в ванне первым, затем шли
взрослые члены семьи, и последними купались дети. К тому времени вода
была настолько грязной, что в ней в самом деле можно было кого нибудь
потерять. Отсюда и происходит эта пословица.
В настоящее время используется как напоминание о том, что всегда есть
опасность за деталями забыть о главном. Иными словами, отбрасывая детали,
потерять суть чего – либо).
Как его можно применить к теме нашего урока?
Учащиеся:
( При сжатии текста, убирая второстепенную информацию, трансформируя
предложения, важно помнить о сохранении основной мысли автора,
последовательности и логике изложения).
Учитель:
Правильно. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации
исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий
основное содержание, композиционнологическую структуру, стиль и тип
речи оригинала. (Слайд 4).
Учитель:
3 По этому же принципу разработаны и критерии оценивания изложения ГИА.
(Слайд 5).
Мы с вами с ними знакомились.
Учитель:
(Слайд 6).
Таким образом, еще при прослушивании важно определить стиль текста
(научный, публицистический, художественный), тип речи (описание,
повествование, но, в основном, рассуждение), количество микротем (текст
рассуждение состоит, в основном, из трех абзацев, соответствующих его
структуре: тезис, доказательство с аргументами, вывод)
Следующая, не менее важная часть работы – сжатие информации. На
экзамене необходимо показать свое умение пользоваться различными
приемами компрессии текста.
Учитель:
Мы с вами на прошлом уроке начали знакомиться с тремя основными
приемами сжатия. Назовите их.
Учащиеся:
1) исключение второстепенной информации,
2) обобщение однородных явлений и фактов,
3) упрощение синтаксических конструкций
(Слайд 7).
Учитель:
Сегодня мы поработаем с данными приемами сжатия текста.
IV. Изучение нового материала. Отработка умений сжимать текст.
1. Учитель:
Сначала потренируемся выбирать емкие, краткие фразы и слова для
выражения мысли
(Слайд 89):
– нельзя сказать, чтоб стар, однако ж, и не так, чтоб слишком молод –
средних лет;
– озаренные тощим освещением – тускло освещенные;
– говорил с заметною скромностью – говорил скромно;
– избегал много говорить – говорил мало;
– отправился делать визиты – посетил
– сказал чтото очень лестное – польстил;
– сделал ему приглашение – пригласил;
– просил убедительно сделать ему честь своим приездом – убедительно
приглашал
Учитель:
Как можно назвать такой способ сжатия?
4 Учащиеся:
( Замена выражения словом или словосочетанием).
2. Работа с текстами.
Ребята, предлагаю вам поработать с текстом. Будем учиться сокращать
тексты, используя различные приемы сжатия.
1)Прием сжатия – исключение.
(Слайд 10).
Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых
данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.
Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не
только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе
говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись.
Запись на доске.
(Слайд 11).
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному
мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании –
короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.
Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны
совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё
ясно, безнадежные люди.
(По В. И. Курбатову
Давайте вместе попробуем сократить данный текст, сохраняя основное
содержание, композиционнологическую структуру, стиль и тип речи
оригинала. (Записываем полученный текст в тетрадь).
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех
разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.
Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить
открытие. Люди, которым всё ясно, безнадёжные люди.
Таким образом, мы получили с вами сжатый текст.
Работаем парами. У вас на столах листы – приложения.
Берем приложение 1.
1)Прочитайте текст, примените прием сжатия – исключение синонимов в ряду
однородных членов.
Что получилось?
(Слайд 12).
5 2)Еще один небольшой текст. Прочитайте, найдите поясняющие конструкции,
удалите их. Прочитайте полученный текст.
(Слайд 13).
Учитель.
Какой прием мы с вами использовали при работе с данными текстами?
(прием исключения)
(Слайд 14).
II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных)
вопросов. В этом случае вы должны сначала найти в тексте эти
однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать
языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать
мысль своими словами.
1) Итак, прочитаем текст, постараемся подобрать языковую форму
обобщенной передачи значения текста.
Что у нас вышло?
(Слайд 15).
6 2) Работаем со следующим текстом. Сначала найдите в тексте эти
однородные частные факты, вычлените в них общее, а затем подберите
языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулируйте мысль
своими словами.
(Слайд 16).
Читаем, что получилось?
3) Внимательно читаем текст. Заменим простые предложения сложными. Все
работают самостоятельно.
(Слайд 17).
.
(Слайд 18).
III. Упрощение (Упростить содержание абзаца текста;
трансформировать сложные предложения в простые.)
Упрощение:
7 • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
• замена сложноподчинённого предложения простым.
• перевод диалога или прямой речи в косвенную;
• замена фрагмента текста синонимичным выражением.
• формулирование мысли своими словами.
1) Прочитайте внимательно предложение, попытайтесь сократить
количество структурных частей сложного предложения.
(Слайд 19).
(Слайд 20).
Самостоятельная работа.
Подчеркните главную информацию в тексте. (В каждом ли
предложении есть такая информация?)
РАВНОВЕСИЕ В ПРИРОДЕ
Окружающая
природа
Понятие равновесия распространяется на любые системы
–
элементами которой являются
взаимодействующих
элементов.
сложноорганизованная система,
растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух…
Примеров нарушения природного равновесия можно привести много.
Вот как обернулось неожиданное прибытие в Америку, полутропический штат
Флорида, трёх африканских улиток.
8 Вернувшись домой после летнего путешествия с матерью,
пятилетний мальчик вынул из чемодана трёх симпатичных и очень
больших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно
«эту гадость».
Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не прошло и
года, как улитки съели зелёные окрестности Майами. Они ели траву, цветы
на клумбах, бурьян, кору деревьев и даже штукатурку домов (нужен был
материал для строительства панциря). За год три улитки дали миллиардное
потомство, заставив людей ударить в набат. Улиток травят, собирают в
корзины, но плодятся они проворнее, чем их пытаются уничтожить.
Эта улитка размером с кулак. В Восточной Африке улитка ахатина –
обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не
грозит. В Африке ахатина имеет врагов, которые не дают улиткам
бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не оказалось.
Обучающиеся называют, какие предложения они подчеркнули, называют,
какие мысли они считают главными. Фиксируем разные ответы, разный объем
сокращения.
Прочитайте все фразы, которые вы подчеркнули. Получился ли у вас
связный текст? (Нет).
Что нужно сделать с текстом, чтобы он соответствовал критериям?
(Предполагаемые ответы обучающихся: «Нужно соединить некоторые
предложения», «Надо использовать средства связи», «Надо добавить
скрепы, связки).
Время нашего занятия подходит к концу, запишите домашнее задание:
Написать сжатое изложение по данному тексту, указать приемы помпресии.
Итоги урока:
Итак, ребята подведем итоги нашего урока.
Что такое сжатое изложение?
(Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации,
при котором исключаются подробности)
Какие приемы сжатия текста вы сможете использовать? (исключение,
обобщение, упрощение)
Сегодня мы с вами повторили все приемы сжатия текста, попытались
применить, имеющиеся у нас умения и навыки, работая с текстами.
Рефлексия.
Вам понравился урок? Все ли то, чем мы занимались сегодня, вам понятно?
Как вы думаете, эти знания и навыки вам помогут при сдаче экзамена?
Окончание урока.
Спасибо за урок!
Домашнее задание:
содержательной и языковой компрессии текста.
Напишите сжатое изложение, применяя приёмы
9 10
Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Урок русского языка "Приемы сжатия (компрессии) текста". 9-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.