Урок русского языка в 3 классе
Оценка 4.6

Урок русского языка в 3 классе

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
03.04.2017
Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих". Урок открытия новых знаний , на котором дети расширяют представления о новой роли мягкого знака, как показателя женского рода имён существительных после шипящих; формируют умение правильно писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.
урок 3 класс.docx

ГБОУ «Альметьевская школа интернат для детей с ОВЗ»

урок русского языка в 3  классе

 

 

УМК   «Школа России»  

Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Основные цели:

1)      расширить представления о новой роли ь как показателя женского рода имён существительных после шипящих;

2)      формировать умение правильно писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

Оборудование

Демонстрационный материал: пословица, тема урока,

Эталон1 «согласный ь согласный» - мягкий знак - показатель мягкости,

эталон 2 «согласный ь гласный» - мягкий знак - разделительный,

эталон 3           Имя существительное

                                 Ж.р.          М.р.

                                   Ь!              

эталон для самопроверки упражнения 453.

Раздаточный материал: карточки с заданием для пробного действия.

           Печ             -           печь

         Сторожь     -           сторож

         Плащь         -           плащ

            Реч            -             речь

 

Ход урока

I   Мотивация.

- Начинаем урок русского языка. Посмотрите все на доску. Прочитайте пословицу и объясните её смысл.  «Кто не стыдится спрашивать, узнаёт многое» (Если спрашивать у учителя, у взрослых, то узнаешь много нового)

- Чем будем сегодня заниматься?  ( Будем узнавать что-то новое).

- Посмотрите на слова, записанные на доске: конь, речь, мальчик, обезьяна.

- Какую одинаковую букву вы видите в данных словах? (мягкий знак)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О роли мягкого знака в словах).

- Мы повторим то, что знаем о нём или постараемся узнать что-то новое? (Мы будем узнавать новое).

- Хотите? (Да).

- Как вы будете узнавать новое? (Мы сначала должны понять, что мы не знаем, а потом сами открыть новый способ).

- С чего мы начнём наш урок? (С повторения элементов букв, т.е. с минутки чистописания).

II   Актуализация знаний.

(На доске запись)   ь  ч  ьь  ш  ььь  щ  ьььь  ж

                                    Полька, долька, пулька, калька,

                                    Колья, перья, обезьянка.

- Что вы знаете о буквах, написанных на первой строчке? ( Ь – звука не обозначает, остальные буквы – шипящие)

- Напишите их один раз, соблюдая последовательность.

- Молодцы! Какой следующий шаг? (Повторим , что мы знаем о роли Ь в словах).

- Что вы можете сказать о словах на первой строчке? (В этих словах Ь обозначает мягкость предыдущего согласного)

Вывешивается эталон 1       «согласный ь согласный»

- Что вы можете сказать о словах на второй строчке? (В этих словах Ь - разделительный. Он пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и)

Вывешивается эталон 2       «согласный ь гласный»

- Что повторили? (Роль Ь в словах)

- С какой целью?  ( Это нам пригодится в открытии нового).

- Какое задание я вам предложу выполнить сейчас? (Пробное)

- У вас на столах карточки с существительными. Подчеркните те существительные, которые написаны правильно.

Печ            -           печь

Сторожь    -           сторож

Плащь       -           плащ

Реч             -           речь

Дети работают на файлах.

- Время вышло. (Вывешивают на доску).

- У кого нет ответа? В чём ваше затруднение? (Не смогли подчеркнуть верно записанные существительные ).

Учитель убирает неверные ответы.

- У кого верные ответы?

- Объясните или покажите эталон, которым пользовались в работе (Я не могу обосновать ответ)

- Можно ли по нашим эталонам выполнить правильно работу? (Нет)

- В чём ваше затруднение? (Мы не знаем, в каких словах на конце надо поставить Ь, потому что у нас нет эталона, правила).

- Молодцы! Вы смогли зафиксировать своё затруднение.

- Какой следующий шаг? (Мы должны понять причину того, почему не смогли выполнить задание).

III   Проблемное объяснение нового знания.

- Чем отличалось это задание от предыдущих? (В предыдущих заданиях мы знали правило написания  Ь , а в этих словах  не знаем, почему его надо писать)

- Какова же причина затруднения? (У нас нет знаний, что бы правильно написать существительные с шипящими на конце).

- Какую цель поставите? (Учиться писать существительные с Ь после шипящих)

- Сформулируйте тему нашего урока (Ь на конце существительных после шипящих)

Тема вывешивается на доске.

-  Что нам поможет правильно писать существительные с шипящими на конце? (Правило или алгоритм).

- Посмотрите на существительные  пробного действия. (Вывешивает на доске)

На какие согласные звуки они оканчиваются? (На шипящие.)

- В каком числе стоят существительные? (В единственном числе).

- Запишите существительные в два столбика по родам.

Работа у доски и в тетрадях.

- Что вы увидели? (Мы увидели, что в существительных женского рода есть Ь, а в существительных мужского рода его нет)

- Значит, какой можно сделать вывод? (Если существительное женского рода, то после шипящего пишется Ь. Если существительное мужского рода, то Ь не пишется).

- Как сформулировать правило? (На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется Ь).

- Вспомните ещё раз, как вы определяли, в каких существительных надо писать Ь. (Сначала надо определить род существительного, потом вспомнить, в каком роде пишется Ь)

- Что у нас получилось? (Эталон для объяснения правописания Ь в существительных после шипящих).

Вывешивается эталон 3               Имя существительное

                                                              Ж.р.          М.р.

                                                                Ь!              

- Мы сформулировали правило? (Да)

- Где вы можете проверить себя? (В учебнике)

- Сумели вы справиться с затруднением? (Да)

- Найдите правило на стр.41. (Чтение вслух.)

- Какой следующий шаг? (Потренироваться в правописании Ь после шипящих, используя эталон или новое правило).

IV  Первичное закрепление во внешней речи

- Учитель вывешивает на доске задание:

Товари…              молодё…                   ланды…

Скрипа…              ро…                            кирпи…

Помо…                 гра…                          ве…

- Какое задание необходимо выполнить? (Вставить пропущенные буквы)

- Чем будем пользоваться? (Эталоном 3)

Фронтальная работа

- Начнём работать все вместе. - Как будем рассуждать?

(Существительное товарищ мужского рода, значит Ь не пишется)

(Существительное скрипач мужского рода, значит Ь не пишется)

(Существительное помощь женского рода, значит пишем Ь)

 Следующие два столбика учащиеся разбирают аналогично, по очереди, играя в игру «Учитель – ученик» - работа в парах

- Сверьте свою запись с записью на доске:

Товарищ               молодёжь                   ландыш

Скрипач                рожь                           кирпич

Помощь                грач                            вещь

- У кого всё было правильно?   Молодцы!

- У кого были ошибки? Почему? Куда надо было смотреть в случае затруднения? (На эталон)

Исправление ошибок с проговариванием правила.

- Какой следующий шаг вашей работы? (Написать самостоятельную работу. Проверить, как мы научились применять изученное правило).

Физкультминутка

V   Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель предлагает учащимся задание из учебника: стр. 41, упражнение  453.

- Что нужно сделать?  (Написать существительные в единственном числе, обозначить род).

- Напишите через запятую четыре слова.

Учащиеся выполняют работу и проверяют себя по эталону для самопроверки.

- У кого совпало с эталоном? Молодцы!

- Какой можно сделать вывод? (Я выполнил самостоятельную работу, значит понял тему)

- Какие встретились затруднения? В чём их причины? (Неправильно поставил Ь)

- Как исправить ошибку? (Объяснить, глядя на эталон)

Исправление ошибок с проговариванием правила.

-  Можно ли сказать, что вы  поняли тему? (Да).

- Молодцы! Вы сумели найти и исправить свои ошибки, понять их причину.

VI   Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Где вам потребуется знание этого правила? (В написании диктантов, сочинений, изложений, когда мы будем писать письма)

 - Попробуем написать объяснительно-предупредительный диктант.

        Охотник ночевал в домике лесника. В полночь (существительное женского рода, пишется Ь) он услышал жалобный плач (существительное мужского рода, Ь не пишется). Охотник накинул плащ (существительное мужского рода, Ь не пишется) и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула летучая мышь (существительное женского рода, Ь пишется). И снова повторился плач (существительное мужского рода, Ь не пишется).Охотник понял, что это кричит сыч (существительное мужского рода, Ь не пишется).

- В чём сейчас мы упражнялись? (В правописании существительных с шипящим на конце)

VII   Рефлексия

- Назовите тему урока. (Мягкий знак на конце существительных после шипящих).

- Какая была цель? (Вывести эталон написания существительных с шипящим на конце и научиться их писать).

- В каких же случаях пишется Ь в существительных после шипящих? (В существительных женского рода после шипящих на коне пишется Ь).

- Добились ли вы поставленной цели? (Да, потому что справились с самостоятельной работой).

- Вспомните весь урок и дайте себе оценку. Прикрепите магнит к высказыванию:

Мне всё удалось!

Иногда испытываю затруднения.

Недостаточно хорошо понял тему.

Оценка учителя.

Обсуждение домашнего задания.

С. 41 выучить правило.

Упражнение 454

- Спасибо за урок. Желаю вам всем удачи.

 

 


 

ГБОУ «Альметьевская школа интернат для детей с

ГБОУ «Альметьевская школа интернат для детей с

Что вы знаете о буквах, написанных на первой строчке? (

Что вы знаете о буквах, написанных на первой строчке? (

Запишите существительные в два столбика по родам

Запишите существительные в два столбика по родам

Учитель предлагает учащимся задание из учебника: стр

Учитель предлагает учащимся задание из учебника: стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017