Разработанный урок по русскому языку в 3 классе по программе Школа России на тему "Суффикс". К разработке урока прилагается презентация в соответствии с конспектом урока. Презентация составлена на 14 слайдах, в которых используется мультимедийные элементы. В конспекте прописаны цели и ход урока.Разработка урока по русскому языку по теме "Суффикс"
суффикс.doc
Урок русского языка в 3 классе
Суффикс
Учитель начальных классов
КГБОУ «АКПЛ»
г. Барнаул
Соколова Анна Олеговна ТЕМА: СУФФИКС.
Цели урока:
1. Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;
2. Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;
3. Закреплить умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
4. Совершенствовать каллиграфическим навыкам
Оборудование: компьютер, презентация «Суффикс», тетрадь, учебник.
Ход урока
I.
Орг. момент.
Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Мы рады нашим гостям.
Пусть урок принесёт вам радость познания!
Откройте тетрадь, запиши число, классная работа.
II. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы обобщим все те знания, что вы получили на предыдущих уроках о
частях слова, повторим, какую роль они выполняют в словах, а подробнее остановимся на
таком слове как суффикс.
III. Минутка чистописания
Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.
Ракета, рядовой, растить
Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву, которую мы будем
писать на минутке чистописания.
(Все слова начинаются на букву «Р»)
Давайте запишем букву Р р в тетради.
Дайте характеристику этому звуку. (согласный, звонкий, твёрдый).
Какой буквой мы обозначаем этот звук? (буквой «эр»).
Какой частью речи являются написаные слова
Запись: (слайд 2)
Рр
Ракета, рядовой, растить
(Повторить правила посадки при письме Показ учителем написания элементов)
Самостоятельное прописывание.
IV. Словарная работа. (слайд 3)
Вспомните, какие словарные начинаются слова с этой буквы ? (Р).
Записаны слова на доске,необходимо поставив ударение, выделите безударную гласную.
(работа, растение, ребята, родина, Россия, русский)
V. Изучение нового материала
Какие слова называют однокоренные? (слова, у которых общее значение и общая часть,
называют однокоренными или родственными.) .
Подберите однокоренные слова к слову работа . (слайд № 4)
Работа работник, работка, работёнка, работница, работать.
Что такое корень? (общая часть всех родственных слов, в нём содержится значение слова)
Выделите корень.(проверка слайд 5)
Сравните однокоренные слова по смыслу (слова имеют общее значение, Одинаковые по
смыслу)
Есть ли разница между словами? Отчего она зависит?(ответы детей)
Что помогло нам образовать новые слова? (Слайд 6)
«После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)»
Какую работу выполняет суффикс? (ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА) (слайд 7)
Где стоит суффикс? (ПОСЛЕ КОРНЯ)
Суффикс обозначается значком ˄
Выделите суффикс в словах.
Делаем вывод: что такое суффикс
1. Что такое суффикс
2. Где стоит в слове?
3. Для чего служит в нашем языке?
Дети делают вывод:
СУФФИКС ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ
ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.
VI. Физминутка
VII. Продолжение изучения нового материала.
1. А)Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
Суффиксов в русском языке огромное количество.
Давайте проверим. Внимание на экран.(слайд №8)
Перед вами два слова : цвет и лес. Образованы новые слова при помощи суффиксов.
Запишите в два столбика. Выделите корень (слайд №9) А теперь выделите суффикс в этих
словах (слайд №10) (2 человека у доски)
Цвет цветник, цветок, цветные, цветочек
Лес лесник, лесок, лесные, лесочек
3. Выборочный диктант. Запишите однокоренные слова, выделите корень, суффикс (слайд
№11)
РЫБА бьёт хвостом в руках
Неумёхи РЫБАКА.
Но готов из РЫБКИ суп,
РЫБНЫЙ суп ухой зовут.
Да, РЫБАЛКА удалась:
Есть про РЫБИЩУ рассказ!
А РЫБЁШКА, что мала ,
Под корягу вся ушла.
У причала РЫБАЧОК
Ловит РЫБКУ на крючок.
На траве лежит сачок,
В нём РЫБЁШЕЧКА бычок.
Наша речка не мелка,
Но РЫБАЦКИЕ суда
Не заходят к нам сюда. Вот такой у нас улов:
Напридумали мы слов.
РЫБА очень помогла.
РЫБА, РЫБАКА, РЫБКИ, РЫБНЫЙ, РЫБАЛКА, РЫБИЩУ, РЫБЁШКА, РЫБАЧОК,
РЫБКУ, РЫБЁШЕЧКА, РЫБАЦКИЕ
VIII. Итог урока
С помощью, каких частей слова образуются новые слова?
Для чего служит окончание?
Для чего служит корень?
Может ли быть слово без корня?
Итак, мы узнали ещё одну часть слова: суффикс.
Что такое суффикс? Для чего он служит в русском языке? Литература
1. Волина В. Веселая грамматика. – М., 1995
2. Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М., 1991г.
3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдовва Справочное пособие по русскому языку: 3 класс; М.:
ООО «Издательство АСТ» : ЗАО «Премьера», 2001.
Урок русского языка в 3 классе на тему "Суффикс"
Урок русского языка в 3 классе на тему "Суффикс"
Урок русского языка в 3 классе на тему "Суффикс"
Урок русского языка в 3 классе на тему "Суффикс"
Урок русского языка в 3 классе на тему "Суффикс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.