ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет |
Русский язык |
Класс |
4 |
УМК |
«Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 4 класс» |
Тип урока |
Урок актуализации знаний и умений |
Тема |
Несклоняемые имена существительные |
Цель |
Познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, с их происхождением и значением. |
Планируемый результат |
Предметные: знать и уметь различать несклоняемые имена существительные; определять склонение имен существительных по окончанию и роду. Метапредметные: Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности и оценивать его. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; анализировать, классифицировать для получения необходимого результата. Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды; умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическим умением работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Форма работы |
Фронтальная Индивидуальная Работа в группах |
Ресурсы |
Русский язык. В 2 частях. Ч.1:учебник для 4 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, презентация, аудиозапись Радионяня «неизменяемые слова», карточки с заданиями. |
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Проверка домашнего задания. – Что вы узнали о словах копейка, рубль? Просклоняйте устно эти слова.
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы.
|
– Просклоняйте слова пальто, кино, лото. – Что вы заметили? (Слова остались теми же, не изменились.) – Как можно назвать такие слова? (Неизменяемыми.) – Попробуйте дать название этим словам, опираясь на ключевое слово – склонение. – Назовите и запишите ключевое слово урока. (Несклоняемые.) – Оставьте ещё одну строчку для записи ключевых слов. – Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
|
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
III. Повторение пройденного. |
1. Беседа-опрос в форме игры «Правильно – неправильно». (карточки на столах) Учитель предлагает оценить каждое высказывание. Если оно правильное, дети ставят «+», а если неправильное – ставят «–». а) Склонение – это изменение имён существительных по падежам в ед. и мн. числе. б) В русском языке 5 падежей. в) В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее. г) Склонение – это постоянный признак существительного. д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям. е) Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам. – Проверь свою запись: п н н п н п + – – + – +
– Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки. Учитель ещё раз читает неправильные высказывания. 2. Сравнительная характеристика признаков склонений. Выполнение задания № 1, тема 6 в рабочих тетрадях. – По каким признакам мы определяем склонение имён существительных? Выберите нужный вариант и сравните со своей схемой-опорой. – В каком ещё склонении существительное может оканчиваться на ь? (Во 2-м.) – Как же их отличить? (Определить род.) 3. Словарная работа. Упр. 160 – развивается умение группировать имена существительные с орфограммами-непроверяемыми буквами по типам склонений. Работа со словом костёр, подбор однокоренных слов. |
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
III. Открытие новых знаний. |
1. Работа на доске. – Запишите слова лото, село. – Что у них общего? (ср.р., 3-е скл.) Примечание. Если ученики отметят окончание -о, реакция учителя: «Проверим, так ли это». – Просклоняйте в тетрадях имена существительные лото и село. – Какие отличия вы заметили? (Одно склоняемое, другое – несклоняемое.) – Выделите окончания. – Можно ли сказать, что у слова лото – окончание -о? Почему? (Эта часть у слова не меняется). Вывод: у слова лото нет окончания. Это значит, что не нужно его никак обозначать. Всё слово является основой. 2. Работа по карточкам в парах. Работа с карточками – группировка слов по группам: склоняемые и несклоняемые. Ученики находят общий признак: все существительные оканчиваются на буквы -о, -е, все (кроме кофе) среднего рода. Отличие: часть существительных не изменяется по падежам и числам. Запись слов по столбикам: склоняемые и несклоняемые имена существительные. У несклоняемых имён существительных нет окончания, так как нет изменяемой части слова. – Как вы думаете, почему одни слова среднего рода по падежам изменяются, а другие нет? Текст выводится на экран с помощью мультимедийного проектора. Несклоняемые существительные – слова иноязычные. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они – иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа… Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая их часть. (По Т. Рик) – Сделайте вывод: в чём особенность несклоняемых существительных? (Эти слова иноязычные, заимствованы из других языков.) 3. Чтение (или прослушивание) плёнки из «Радионяни» о несклоняемых именах существительных.
Задание: посчитать все орфографические ошибки, допущенные в текте. - В чем причина неправильного употребления слов? ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА Мне очень захотелось посмотреть фильм. В новом пальте я кинулся на улицу и, не воспользовавшись метром, решил добраться до следующей станции, перебежав шоссу. Но в кине я так и не побывал, так как пришел отец из депа и сказал, чтобы я читал Дюму, потом играл на пианине, иначе мы не пойдем в кафу. К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть несклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования.
4. Постановка и поиск решения проблемной задачи. – Прочитайте предложение, вставьте необходимые окончания. В московск… метро на стене висело огромн… табло. – Как вы действовали? (Ставили вопрос, смотрели на предлог. Можно подставить склоняемое существительное.) – Почему у прилагательного огромное окончание -ое? (Существительное табло среднего рода. Поставим вопрос к прилагательному: табло (как ое ?) огромн ое.) Такое же окончание у прилагательного. |
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
IV. Развитие умений. |
Работа в учебнике. 1. Упр. 190 – развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Методическая рекомендация: следует обязательно сделать акцент не только на выделении основ неизменяемых слов, но и на отсутствии вообще окончания. У этих слов НЕТ окончания, в том числе и нулевого (нулевое – это окончание, которое появляется в других формах слова), так как ни в одной из форм не появляется ничего нового. Слово как будто застыло.
Самостоятельную работа. Кроссворд. По горизонтали: 1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу. 2. Музыкальный клавишный инструмент. 3. Род мороженого в шоколаде. 4. Дорога с жёстким покрытием. 5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука. (пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио) По вертикали:
1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику. 2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. 3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки. 4, Шейный шарф. 5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах (такси, депо, домино, кашне, метро)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
V. Итог урока.
|
4 4 – Продолжите мысль. несклоняемые… (неизменяемые, заимствованы).
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
Рефлексия. На шкале линеечек отметь свою деятельность на уроке. |
|
VI. Домашнее задание. |
1. Составить 5 предложений с несклоняемыми им. существительными. 2. * |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.