Урок русского языка в 4 классе по теме: "Несклоняемые имена существительные"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Несклоняемые имена существительные"

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
русский язык
4 кл
06.11.2017
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Несклоняемые имена существительные"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Несклоняемые имена существительные.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Предмет

Русский язык

Класс

4

УМК

«Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 4 класс»

Тип урока

Урок  актуализации знаний и умений

Тема

Несклоняемые имена существительные

Цель

Познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, с их происхождением и значением.

Планируемый результат

Предметные: знать и уметь различать несклоняемые имена существительные; определять склонение имен существительных по окончанию и роду.

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности и оценивать его.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; анализировать, классифицировать для получения необходимого результата.

Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы  и взгляды; умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическим умением работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Форма работы

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в группах

Ресурсы

Русский язык. В 2 частях. Ч.1:учебник для 4 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, презентация, аудиозапись Радионяня «неизменяемые слова», карточки с заданиями.

 


 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Проверка домашнего задания.

– Что вы узнали о словах копейка, рубль? Просклоняйте устно эти слова.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 

– Просклоняйте слова пальто, кино, лото.

– Что вы заметили? (Слова остались теми же, не изменились.)

– Как можно назвать такие слова? (Неизменяемыми.)

– Попробуйте дать название этим словам, опираясь на ключевое слово – склонение.

– Назовите и запишите ключевое слово урока. (Несклоняемые.)

– Оставьте ещё одну строчку для записи ключевых слов.

–  Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

–  Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

III. Повторение пройденного.

1. Беседа-опрос в форме игры «Правильно – неправильно». (карточки на столах)

Учитель предлагает оценить каждое высказывание. Если оно правильное, дети ставят «+», а если неправильное – ставят «–».

а) Склонение – это изменение имён существительных по падежам в ед. и мн. числе.

б) В русском языке 5 падежей.

в) В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее.

г) Склонение – это постоянный признак существительного.

д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям.

е) Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.

– Проверь свою запись:

п  н  н п н п

+ – – + – +

 

– Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки.

Учитель ещё раз читает неправильные высказывания.

2. Сравнительная характеристика признаков склонений.

Выполнение задания № 1, тема 6 в рабочих тетрадях.

– По каким признакам мы определяем склонение имён существительных? Выберите нужный вариант и сравните со своей схемой-опорой.

– В каком ещё склонении существительное может оканчиваться на ь? (Во 2-м.)

– Как же их отличить? (Определить род.)

3. Словарная работа.

Упр. 160 – развивается умение группировать имена существительные с орфограммами-непроверяемыми буквами по типам склонений.

Работа со словом костёр, подбор однокоренных слов.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Открытие новых знаний.

1. Работа на доске.

– Запишите слова лото, село.

– Что у них общего? (ср.р., 3-е скл.)

Примечание. Если ученики отметят окончание , реакция учителя: «Проверим, так ли это».

– Просклоняйте в тетрадях имена существительные лото и село.

– Какие отличия вы заметили? (Одно склоняемое, другое – несклоняемое.)

– Выделите окончания.

– Можно ли сказать, что у слова лото – окончание -о? Почему? (Эта часть у слова не меняется).

Вывод: у слова лото нет окончания. Это значит, что не нужно его никак обозначать. Всё слово является основой.

2. Работа по карточкам в парах.

Работа с карточками – группировка слов по группам: склоняемые и несклоняемые.

Ученики находят общий признак: все существительные оканчиваются на буквы -о, -е, все (кроме кофе) среднего рода. Отличие: часть существительных не изменяется по падежам и числам.

Запись слов по столбикам: склоняемые и несклоняемые имена существительные.

У несклоняемых имён существительных нет окончания, так как нет изменяемой части слова.

– Как вы думаете, почему одни слова среднего рода по падежам изменяются, а другие нет?

Текст выводится на экран с помощью мультимедийного проектора.

Несклоняемые существительные – слова иноязычные. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они – иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа…

Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая их часть.

(По Т. Рик)

– Сделайте вывод: в чём особенность несклоняемых существительных? (Эти слова иноязычные, заимствованы из других языков.)

3. Чтение (или прослушивание) плёнки из «Радионяни» о несклоняемых именах существительных.

 

Задание: посчитать все орфографические ошибки, допущенные в текте.

- В чем причина неправильного употребления слов?

ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА

Мне очень захотелось посмотреть фильм. В новом пальте я кинулся на улицу и, не воспользовавшись метром, решил добраться до следующей станции, перебежав шоссу. Но в кине я так и не побывал, так как пришел отец из депа и сказал, чтобы я читал Дюму, потом играл на пианине, иначе мы не пойдем в кафу.

К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть несклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования.

 

4. Постановка и поиск решения проблемной задачи.

– Прочитайте предложение, вставьте необходимые окончания.

В московск… метро на стене висело огромн… табло.

– Как вы действовали? (Ставили вопрос, смотрели на предлог. Можно подставить склоняемое существительное.)

– Почему у прилагательного огромное окончание -ое? (Существительное табло среднего рода. Поставим вопрос к прилагательному:

табло (как ое ?) огромн ое.)

Такое же окончание у прилагательного.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. Упр. 190 – развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Методическая рекомендация: следует обязательно сделать акцент не только на выделении основ неизменяемых слов, но и на отсутствии вообще окончания. У этих слов НЕТ окончания, в том числе и нулевого (нулевое – это окончание, которое появляется в других формах слова), так как ни в одной из форм не появляется ничего нового. Слово как будто застыло.

 

Самостоятельную работа. Кроссворд.

По горизонтали:

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

 

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4, Шейный шарф.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

V. Итог урока.

 

4  4

– Продолжите мысль.

несклоняемые… (неизменяемые, заимствованы).

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 Рефлексия. На шкале линеечек отметь свою деятельность на уроке.

 

 

 

 

VI. Домашнее задание.

1. Составить 5 предложений с несклоняемыми им. существительными.

2. *

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урокаХод урока Формирование

Этапы урокаХод урока Формирование

Дети вместе с учителем составляют план

Дети вместе с учителем составляют план

Работа со словом костёр , подбор однокоренных слов

Работа со словом костёр , подбор однокоренных слов

Текст выводится на экран с помощью мультимедийного проектора

Текст выводится на экран с помощью мультимедийного проектора

Поставим вопрос к прилагательному: табло (как ое ?) огромн ое

Поставим вопрос к прилагательному: табло (как ое ?) огромн ое

Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику

Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017