Урок русского языка в 5 классе «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
Оценка 4.9

Урок русского языка в 5 классе «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
17.06.2019
Урок русского языка в 5 классе  «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
Разработка урока русского языка в 5 классе, на котором изучается орфограмма "Правописание чередующихся гласных в корне раст(ращ) - рос". Тип урока - введение нового знания, технология - деятельностный метод обучения. На уроке используются различные формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
корни раст-рос.doc
урок русского языка в 5 классе  «Буквы А­О в корнях ­РАСТ­, ­РАЩ­, ­РОС­» Тип урока: введение нового знания. Технология: деятельностный метод обучения. Основные цели: 1)сформировать представление о способе выбора написания А­О в корнях  ­ РАСТ­, ­ РАЩ­, ­ РОС ­ научить умению распознавать слова с чередующимися гласными А­О в корнях ­ РАСТ­, ­ РАЩ­, ­ РОС ­  и комментировать условия написания; 2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;      3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством  учителя. 4) развитие мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения. Ход урока 1.Постановка учебной задачи. Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания. УУД: личностные, коммуникативные. Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная  эмоциональная направленность:  Здравствуйте, ребята!  Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и  интересное. А знание законов чередования убережёт вас  от ошибок. Чередования нельзя проверить:  их нужно видеть и знать правила правописания! Но у Коли Петрова есть особое мнение. Мнение  Коли  Петрова   Я  из­за  безударных  гласных  сколько  разных  ударов  получал:  и  в  школе,  и  дома! А  в  общем­то  какая  разница – писать  моршрут  или  маршрут,  велосипед  или  вилосипед?  От   этого  ведь  велосипед  мотоциклом  не  становится.  Важно  только,  чтобы  всё  было  понятно.  А   какая  там  буква  в  середине  стоит – а  или  о, ­ это,  по­моему,  совершенно  безразлично.  И  зачем   только  люди  сами  себе  жизнь  портят?  Когда­нибудь  они,  конечно,  додумаются  и  отменят  сразу все  правила.  Но  пока  ещё  люди  до  этого  не  додумались,  а  додумался  только  я  один… 1 ­ Согласны  ли  вы  с  Колей? Мнения разделились – это хорошо. Получилось у нас вроде суда над ленью и невежеством. Речь доброго судьи    Уважаемые  господа,  __________________________  Коли  интересно.  Он   ________________________очень важного вопроса.  Считая,  что  орфограммы  мешают ему жить,  он  __________________________  их  отменить.    Велосипед,  компьютер,  мяч – вот ________________________ его жизни, а правила грамматики его не ____________________.  Но  Коля  своей  искренностью ____________________________ нас  к   себе. Ему  нужно  помочь,  и  он  ______________________   усилия,  чтобы одолеть трудности языка.  Когда Коля _____________________________, он поймёт,  как хорошо быть грамотным человеком. Предл…жение, к…снулся, предл…гает, сл…гаемые, к…саются, распол…гает, прил…жит,  выр…стет ­ Вставить слова в текст. (Проверка – слайд 1) Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли  затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего­то не знаем?  (Дети не  знают, как правильно написать корни с чередованием ­ РАСТ­,­ РАЩ­, ­ РОС ­) Слайд 2 Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит  нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока). Слайд 3 2. «Открытие нового знания». Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий. Способы: диалог, парная работа. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы  заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений:  анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ­Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ­ РАСТ­,­ РАЩ­, ­  РОС ­?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить  определенные закономерности). Предлагаю следующее задание.  Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и  выведите явно видимую закономерность в правописании. Слайд 4 2 Взрастить, подрастать, вырастать, поросль, выросла, заросли, выращивать, выращенный,  приращение Все ли справились с заданием?   Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит  правописание букв А­О в корнях ­ РАСТ­,­ РАЩ­, ­ РОС ­? Сформулируйте, пожалуйста, правило  написания чередующихся гласных.  Слайд 5   3.Первичное закрепление.  Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового  знания, запись в виде алгоритма.   ­Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче  запомнить правило. Дети проговаривают  шаги  алгоритма: выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед  «СТ» пишем «А», перед «Щ» мы  также пишем «А», а перед «С» ­ «О»). Слайд 6 Корнем командует его конечная согласная. Самый простой способ запоминания: необходимо  запомнить эти корни и исключения. Слова­исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль. Слайд 7 • Ростовщик   человек, который даёт деньги под проценты, то есть в «рост». • Отрасль   это отдельная область науки, производства.  Исправить пунктуационные ошибки. Слайд 8 Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно). 4.Самостоятельная работа с самопроверкой. Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он  уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». Предлагаю написать словарный  диктант.   Растение, вырастали, растительный, вырос, росток, ростовщик, отрасти, сращение, взросление разрослись, отрасль, росли Если ученики правильно написали буквы в продиктованных словах, значит, они усвоили правило и не  сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (слайд 9) правильный ответ. «Третий лишний» (слайд 10) 1. к…сался,  прик…саешься, к…снулся  2. р…сли, подр…сла, р…сток 3. к…снулся, к…снётся, к…сил 3 4. р…стение, р…стёт, р…стаял  5. Проверочная работа. Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень  автоматизированного умственного действия. Рефлексия деятельности (итог урока).  (слайд 11) Урок заканчивается, значит, надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Оцените свою деятельность и своих одноклассников,  используя слова с корнями ­ РАСТ­,­ РАЩ­, ­ РОС ­  ( расти, отросла выращивать и т.д.). Домашнее задание: п. 51, упр. 577. (слайд 12) . 4

Урок русского языка в 5 классе «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

Урок русского языка в 5 классе  «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

Урок русского языка в 5 классе «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

Урок русского языка в 5 классе  «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

Урок русского языка в 5 классе «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

Урок русского языка в 5 классе  «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

Урок русского языка в 5 классе «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

Урок русского языка в 5 классе  «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2019