Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
18.05.2018
Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"
Данный урок соответствует следующему типу: урок объяснения нового материала. Цель: повторить и усовершенствовать знания о глаголе как части речи. Задачи урока: • обобщить знания учеников о глаголе как части речи; • развивать умение употреблять глаголы в речи; • совершенствовать умение опознавать глаголы по их морфологическим признакам; • вспомнить, какую роль в предложении может выполнять глагол; • прививать навыки работы с текстом; • развивать мышление, воспитывать самостоятельность обучающихся.
урок.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа с.Субханкулово муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан ГЛАГОЛ  КАК  ЧАСТЬ  РЕЧИ урок русского языка в 5 классе                                                                              Из опыта работы учителя                                                                               русского языка и литературы                                                                               высшей квалификационной категории                                                                               Бакиевой Елены Валерьевны 2018 Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель: повторить и усовершенствовать знания о глаголе как части речи. Задачи урока:  обобщить знания учеников о глаголе как части речи;  развивать умение употреблять глаголы в речи;  совершенствовать умение опознавать глаголы по их морфологическим  признакам;  вспомнить, какую роль в предложении может выполнять глагол;  прививать навыки работы с текстом;  развивать мышление, воспитывать самостоятельность обучающихся. Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор,  карточки. Прилагаемые медиаматериалы: презентация. Ход урока 1. Организационный момент. Целеполагание. Психологический настрой. ­   Здравствуйте,   ребята!   Я   пришла   к   вам   на   урок   с   замечательным   настроением. Надеюсь, что и у вас оно будет таким же, а работа на уроке будет плодотворной. Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем себе этого. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа. ­ Каждый из вас, я думаю, задумывался  о том, кем хочет стать. Я предлагаю вам обратить внимание на слайд  (СЛАЙД),   где перечислены профессии, и подобрать к ним однокоренные  слова, обозначающие их действия: Повар ­…,  учитель ­ …,  швея ­ …,  продавец ­ …,  пекарь ­ ..,  ­ Какой частью речи являются эти слова (глаголы) ­ Определить тему сегодняшнего урока  (глагол как часть речи) ­ Чему вы должны научиться? (постановка целей) 2. Вступительное слово учителя ­ Ребята, сегодня я вам предлагаю вырастить волшебный цветок. Как он называется, я не скажу, вы сами отгадаете его название. Посмотрите   на   доску (СЛАЙД   2). У   нас   есть   горшок,   в   который   мы   посадим волшебное семечко. Вот и появился побег. Вам интересно узнать, что это за цветок? Тогда вы должны выполнить несколько заданий и оценить себя. Перед вами оценочные листы, которые вы должны заполнить плюсами – все выполнено верно, минус ­ есть ошибки (даже одна). 3. Работа по теме урока  ЗАДАНИЕ  1. (СЛАЙД 3) Уж тает снег, бегут ручьи,  В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.             Ф. Тютчев  ­ Найдите слова, которые обозначают действие. Запишите их в тетрадь. ­ Давайте выполним взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга по слайду (СЛАЙД) Оцените себя. ­ К какой части речи относятся эти слова? (это глаголы) ­   Кто­нибудь   догадался,   как   называется   посаженный   нами   цветок?   Верно,   глагол (СЛАЙД 5).  ­ Как вы думаете, что означает слово «глагол». ­   Название   “глагол”   происходит   от   старославянского   слова   “глаголить».   Одним   из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. ­ Но что это? Наш волшебный цветочек не хочет распускаться.  Так как цветок у нас волшебный,   то   и   забота   ему   нужна   особенная:   вы   должны   будете   выполнить   все задания, которые я буду вам предлагать, и тогда наш цветок распустится. ­ Назовите те вопросы, на которые отвечает глагол (СЛАЙД  6) ­ Давайте проверим, так ли это? (СЛАЙД 7) ­ Посмотрите, на нашем цветке появился первый лепесток. Сделайте вывод, на какие вопросы отвечает глагол. (СЛАЙД 8) ­ А сейчас рассмотрите картинку внимательно. О каком признаке глагола идет речь?  (СЛАЙД 9) (О времени глаголов). ­ Какое действие обозначают глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени ? ­ Правильно, вот и появился второй лепесток на нашем необычном цветке. (СЛАЙД 10) ЗАДАНИЕ 2. Тест ­ А теперь выполним тестовые задание. (Электронное приложение – время глаголов) ­   Каким   признаком   обладают   глаголы   прошедшего   времени?  (суффикс   –Л­, изменяются родам)  (СЛАЙД 11 ) ЗАДАНИЕ 3. Работа по карточкам Пришла весна. Солнце ярко светило. С крыш падала чистая капель. В лесу громко забарабанил дятел. Скоро все вокруг зазеленеет.  1. Докажите, что это текст.  2. Определите тему и основную мысль текста. (весна, признаки весны) 3. Укажите род глаголов.  ­ А теперь давайте проверим, правильно ли выполнена работа (проверка по цепочке)  Оцените себя. 3. Физминутка  ­А теперь, ребята, я буду называть глаголы действия, а вы их выполняете. Мы писали, мы писали, А теперь все дружно встали, Ножками потопали, ручками похлопали, Затем пальчики сожмем, Сядем и писать начнем. ­ Мы отдохнули, давайте продолжим работу. ­ Проявите смекалку. Разгадайте загадку. На   какие признаки указано на картинке? (лицо, число) Давайте повторим признаки. ­ У нас появился еще один лепесток (СЛАЙД)  ЗАДАНИЕ 4. Распределительный диктант  Распределите глаголы  по лицам: гл. 1 лица, гл. 2 лица и гл. 3 лица. Укажите число. Читаю, пишет, расцветет, любуюсь, радуешься, смеемся, спят, учится, бежим, рисуете, смотрю, любит, шьешь.  ­ Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. (Самопроверка) ­ Поднимите руку, кто выполнил правильно. Молодцы! А теперь оцените себя. ­ Чтобы наш цветок распустился полностью, осталось выполнить всего одно задание.  ЗАДАНИЕ  5. Работа с учебником  (упр.607) 1. Чтение текста, работа с ЛЗ « флейта»                                    2. Найдите и выпишите предложение по схеме [ ­ ,  ­ ,   ­]. 3. Разберите по членам предложение. ­   Сделайте   вывод,   каким   членом   предложения   может   быть   глагол.   (СЛАЙД) Правильно, а в редких случаях глагол может быть подлежащим. (Например: Курить – здоровью вредить) А теперь у данного глагола определите все признаки, которые мы сегодня повторили. Оцените себя. Вот и распустился последний лепесток. (Слайд) ЗАДАНИЕ 6. Творческое задание (Слайд) ­А сейчас я предлагаю вам задание творческого характера. Представьте, что вы на берегу реки. Что сейчас там происходит?   Вам нужно продолжить текст, используя глаголы, обозначающие: движение, цвет, звук. …И вот я подхожу к реке Усень. (Музыка) ­Давайте прочитаем наши работы. Молодцы! А еще мы должны помнить  о безопасности во время ледохода. Перечислите. используя глаголы, меры предосторожности. 4. Итог урока (Слайд) ­ Ребята, посмотрите, какой замечательный вырос у нас цветок! Как я уже говорила, это не простой, а волшебный цветок. А волшебство его заключается в том, что с его помощью   любой   из   вас   может   рассказать   о   глаголе   как   о   части   речи.   Давайте попробуем это сделать. (Дети, пользуясь схемой – цветком, рассказывают о глаголе). 5. Рефлексия ­   Молодцы,   ребята,   вы   замечательно   поработали,   вырастили   чудесный   цветок, вспомнили о глаголе то, что изучили в начальной школе. Как вы думаете, достигли мы цели урока? Подводя итог урока, закончите фразу: Я научился… Мне понравилось… Меня удивило… 6. Оценивание ­А сейчас подведите итог в своих оценочных листах и поставьте оценки. (спрашиваю нескольких) Я поставлю вам отметки с учетом ваших оценочных листов. Сдайте их.  7. Домашнее задание (Слайд ) ­   Дома   нужно   будет   прочитать   и   выучить   правило   в   параграфе   16.   После   этого выполнить творческое задание:  1.  Сочинить   небольшую   сказку   о   любимом   цветке,  используя   при   этом   как   можно больше глаголов.  2. + глаголы подчеркнуть как член предложения.  3  + у всех глаголов указать  время, лицо, род (если есть) и число. Приложение Задание 2.  1. Докажите, что это текст  2. Определите тему и основную мысль текста. ( весна, признаки весны) 3. Укажите время глаголов. Пришла   весна.  Солнце   светит   ярко.  С   крыш   чистая   капель   падает.  На   земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.  Задание 2.  1. Докажите, что это текст  2. Определите тему и основную мысль текста. ( весна, признаки весны) 3. Укажите время глаголов. Пришла   весна.  Солнце   светит   ярко.  С   крыш   чистая   капель   падает.  На   земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.  Задание 2.  1. Докажите, что это текст  2. Определите тему и основную мысль текста. ( весна, признаки весны) 3. Укажите время глаголов. Пришла   весна.  Солнце   светит   ярко.  С   крыш   чистая   капель   падает.  На   земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.  Задание 2. 1. Докажите, что это текст  2. Определите тему и основную мысль текста. ( весна, признаки весны) 3. Укажите время глаголов. Пришла   весна.  Солнце   светит   ярко.  С   крыш   чистая   капель   падает.  На   земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.  Задание 2.  1. Докажите, что это текст  2. Определите тему и основную мысль текста. ( весна, признаки весны) 3. Укажите время глаголов. Пришла   весна.  Солнце   светит   ярко.  С   крыш   чистая   капель   падает.  На   земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2018