Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
18.05.2018
Данный урок соответствует следующему типу: урок объяснения нового материала.
Цель: повторить и усовершенствовать знания о глаголе как части речи.
Задачи урока:
• обобщить знания учеников о глаголе как части речи;
• развивать умение употреблять глаголы в речи;
• совершенствовать умение опознавать глаголы по их морфологическим признакам;
• вспомнить, какую роль в предложении может выполнять глагол;
• прививать навыки работы с текстом;
• развивать мышление, воспитывать самостоятельность обучающихся.
урок.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа с.Субханкулово
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
урок русского языка в 5 классе
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Бакиевой Елены Валерьевны 2018
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель: повторить и усовершенствовать знания о глаголе как части речи.
Задачи урока:
обобщить знания учеников о глаголе как части речи;
развивать умение употреблять глаголы в речи;
совершенствовать умение опознавать глаголы по их морфологическим
признакам;
вспомнить, какую роль в предложении может выполнять глагол;
прививать навыки работы с текстом;
развивать мышление, воспитывать самостоятельность обучающихся.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор, карточки.
Прилагаемые медиаматериалы: презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Целеполагание. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам на урок с замечательным настроением.
Надеюсь, что и у вас оно будет таким же, а работа на уроке будет плодотворной.
Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем себе этого. Откройте тетради,
запишите сегодняшнюю дату, классная работа.
Каждый из вас, я думаю, задумывался о том, кем хочет стать. Я предлагаю вам
обратить внимание на слайд (СЛАЙД), где перечислены профессии, и подобрать к
ним однокоренные слова, обозначающие их действия:
Повар …,
учитель …,
швея …,
продавец …,
пекарь ..,
Какой частью речи являются эти слова (глаголы)
Определить тему сегодняшнего урока (глагол как часть речи)
Чему вы должны научиться? (постановка целей)
2. Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня я вам предлагаю вырастить волшебный цветок. Как он называется, я
не скажу, вы сами отгадаете его название.
Посмотрите на доску (СЛАЙД 2). У нас есть горшок, в который мы посадим
волшебное семечко. Вот и появился побег. Вам интересно узнать, что это за цветок?
Тогда вы должны выполнить несколько заданий и оценить себя. Перед вами оценочные
листы, которые вы должны заполнить плюсами – все выполнено верно, минус есть
ошибки (даже одна).
3. Работа по теме урока
ЗАДАНИЕ 1. (СЛАЙД 3) Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою. Ф. Тютчев
Найдите слова, которые обозначают действие. Запишите их в тетрадь.
Давайте выполним взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг
друга по слайду (СЛАЙД) Оцените себя.
К какой части речи относятся эти слова? (это глаголы)
Ктонибудь догадался, как называется посаженный нами цветок? Верно, глагол
(СЛАЙД 5).
Как вы думаете, что означает слово «глагол».
Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить». Одним из
значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”. Глагол
как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом
мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Но что это? Наш волшебный цветочек не хочет распускаться. Так как цветок у нас
волшебный, то и забота ему нужна особенная: вы должны будете выполнить все
задания, которые я буду вам предлагать, и тогда наш цветок распустится.
Назовите те вопросы, на которые отвечает глагол (СЛАЙД 6)
Давайте проверим, так ли это? (СЛАЙД 7)
Посмотрите, на нашем цветке появился первый лепесток. Сделайте вывод, на какие
вопросы отвечает глагол. (СЛАЙД 8)
А сейчас рассмотрите картинку внимательно. О каком признаке глагола идет речь?
(СЛАЙД 9) (О времени глаголов).
Какое действие обозначают глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени ?
Правильно, вот и появился второй лепесток на нашем необычном цветке. (СЛАЙД
10)
ЗАДАНИЕ 2. Тест
А теперь выполним тестовые задание. (Электронное приложение – время глаголов)
Каким признаком обладают глаголы прошедшего времени? (суффикс –Л,
изменяются родам) (СЛАЙД 11 )
ЗАДАНИЕ 3. Работа по карточкам
Пришла весна. Солнце ярко светило. С крыш падала чистая капель. В лесу громко
забарабанил дятел. Скоро все вокруг зазеленеет.
1. Докажите, что это текст.
2. Определите тему и основную мысль текста. (весна, признаки весны)
3. Укажите род глаголов.
А теперь давайте проверим, правильно ли выполнена работа (проверка по цепочке)
Оцените себя. 3. Физминутка
А теперь, ребята, я буду называть глаголы действия, а вы их выполняете.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
Мы отдохнули, давайте продолжим работу.
Проявите смекалку. Разгадайте загадку. На какие признаки указано на картинке?
(лицо, число) Давайте повторим признаки.
У нас появился еще один лепесток (СЛАЙД)
ЗАДАНИЕ 4. Распределительный диктант
Распределите глаголы по лицам: гл. 1 лица, гл. 2 лица и гл. 3 лица. Укажите число.
Читаю, пишет, расцветет, любуюсь, радуешься, смеемся, спят, учится, бежим, рисуете,
смотрю, любит, шьешь.
Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. (Самопроверка)
Поднимите руку, кто выполнил правильно. Молодцы! А теперь оцените себя.
Чтобы наш цветок распустился полностью, осталось выполнить всего одно задание.
ЗАДАНИЕ 5. Работа с учебником (упр.607)
1. Чтение текста, работа с ЛЗ « флейта»
2. Найдите и выпишите предложение по схеме [ , , ].
3. Разберите по членам предложение.
Сделайте вывод, каким членом предложения может быть глагол. (СЛАЙД)
Правильно, а в редких случаях глагол может быть подлежащим. (Например: Курить –
здоровью вредить)
А теперь у данного глагола определите все признаки, которые мы сегодня повторили.
Оцените себя. Вот и распустился последний лепесток. (Слайд)
ЗАДАНИЕ 6. Творческое задание (Слайд)
А сейчас я предлагаю вам задание творческого характера. Представьте, что вы на
берегу реки. Что сейчас там происходит? Вам нужно продолжить текст, используя
глаголы, обозначающие: движение, цвет, звук.
…И вот я подхожу к реке Усень. (Музыка)
Давайте прочитаем наши работы.
Молодцы! А еще мы должны помнить о безопасности во время ледохода. Перечислите.
используя глаголы, меры предосторожности.
4. Итог урока (Слайд)
Ребята, посмотрите, какой замечательный вырос у нас цветок! Как я уже говорила,
это не простой, а волшебный цветок. А волшебство его заключается в том, что с его
помощью любой из вас может рассказать о глаголе как о части речи. Давайте
попробуем это сделать. (Дети, пользуясь схемой – цветком, рассказывают о глаголе).
5. Рефлексия Молодцы, ребята, вы замечательно поработали, вырастили чудесный цветок,
вспомнили о глаголе то, что изучили в начальной школе. Как вы думаете, достигли мы
цели урока?
Подводя итог урока, закончите фразу:
Я научился…
Мне понравилось…
Меня удивило…
6. Оценивание
А сейчас подведите итог в своих оценочных листах и поставьте оценки. (спрашиваю
нескольких) Я поставлю вам отметки с учетом ваших оценочных листов. Сдайте их.
7. Домашнее задание (Слайд )
Дома нужно будет прочитать и выучить правило в параграфе 16. После этого
выполнить творческое задание:
1. Сочинить небольшую сказку о любимом цветке, используя при этом как можно
больше глаголов.
2. + глаголы подчеркнуть как член предложения.
3 + у всех глаголов указать время, лицо, род (если есть) и число. Приложение
Задание 2.
1. Докажите, что это текст
2. Определите тему и основную мысль текста. ( весна, признаки весны)
3. Укажите время глаголов.
Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле
разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.
Задание 2.
1. Докажите, что это текст
2. Определите тему и основную мысль текста. ( весна, признаки весны)
3. Укажите время глаголов.
Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле
разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.
Задание 2.
1. Докажите, что это текст
2. Определите тему и основную мысль текста. ( весна, признаки весны)
3. Укажите время глаголов.
Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле
разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.
Задание 2. 1. Докажите, что это текст
2. Определите тему и основную мысль текста. ( весна, признаки весны)
3. Укажите время глаголов.
Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле
разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.
Задание 2.
1. Докажите, что это текст
2. Определите тему и основную мысль текста. ( весна, признаки весны)
3. Укажите время глаголов.
Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле
разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.
Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"
Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"
Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"
Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"
Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"
Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"
Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.