Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
25.01.2017
Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"
В нынешний век скоростей все в нашей жизни или многое упрощается, а это не всегда хорошо. Мы совсем перестали писать друг другу письма: а зачем писать, когда можно позвонить или послать смс? На уроке происходит знакомство пятиклассников с эпистолярным жанром, с его особенностями, разновидностями, требованиями к ним.Знакомство с эпистолярным жанром в 5 классе.
пишите письма.docx
Урок русского языка в 5 классе Каримова Рамзия Зайнетдиновна учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района Республики Башкортостан ЦЕЛЬ: 1.Знакомство учащихся с эпистолярным жанром, типами  и жанрами писем. 2.Повторение типов общения, обучение правилам  речевого этикета, работа по включение его элементов в  речевую практику школьников. 3.Формирование нравственных качеств, способности к  эмпатии. ХОД УРОКА. I.Интрига. Прочитайте хором на одном дыхании написанную скороговорку:  Как на горке на пригорке два дровосека два дроворуба, два дровокола  говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену.  Один, два ученика повторяют данную скороговорку быстро, без  запинки. II. Беседа с классом. 1.Какая языковая ситуация отражена в этом предложении? (ситуация  общения). 2.Для чего люди общаются?  3.Какие вы знаете виды общения? 4.Используя данные ниже схемы составьте краткий рассказ об общении. Схема №1. общение Официальные Неофициальные Непосредственное                                                         Опосредованное (контактное)                                                                     (дистантное) Словесное - несловесное Личные Публичные Устное - письменное                                                           Схема №2 Речевые жанры Устные Письменные Беседа статья Интервью Репортаж Сообщение Лекция, доклад Поздравление Рассказ о себе телеграмма поздравление (открытка) записка объявление интервью автобиография Примерный текст ответа. Общение бывает непосредственным (разговор, беседа, лекция, т.е. когда  адресант находится рядом с адресатом, и опосредованным (по телефону, чрез письмо, книгу, по радио, телевидению), т.е. когда адресант не находится там  же, где и адресат. В непосредственном общении и выступлении по телевидению  используются несловесные средства, жесты, мимика (взгляд, улыбка),  интонация которые нам помогают понять адресата. 4. Отгадайте загадку и узнаете, о какой письменной форме общения мы сегодня будем говорить на уроке дальше.  Без крыльев, а летит, Без языка, а говорит. (письмо) II. Движение темы. 1.Беседа с классом. Раньше люди общались между собой с помощью писем. А сейчас? Как  вы думаете, смс­ки могут заменить их? Зачем люди вообще придумали  письма? А для чего люди их писали? Что теряется с утратой умения писать  письма? Как вы думаете, нужно ли учиться писать их? Почему так важно это  умение? 2.Работа в группах. Для каждой группы предложен свой текст с одинаковым заданием.  Задание №1. Озаглавьте данный текст и кратко перескажите. Письма действительно сокращают расстояния, дают возможность хотя  бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Благодаря им  возможен содержательный, взаимно обогащающий диалог. Письма в какой­то  степени формируют характер человека, шлифуют его. Ведь в письме, как и в  дневнике, человек сосредоточивается, сам себя познает, систематизирует,   итожит и объясняет себя другому, отражая свой характер, обнажает  некоторые черты, не видимые в повседневной жизни. Письма ­ это кусочек  человеческой жизни, которому потом, спустя время, интересно вернуться.  Текст №2.  Пишите письма! Пишите обязательно, хотя написать его более  хлопотно, чем позвонить по телефону. Но ведь и цена письму выше, чем телефонному звонку, звуки которого мимолетны и тают, как снежинки на  руке, а письма остаются. В России в XII­XVвв. письма писали на коре березы. Это были  челобитные с просьбами или распоряжениями письма и написаны они слитно,  без просветов между словами, в одну строчку. В них наши далекие предки  высказывали свои социальные претензии и просили помощи. Переписка   между родственниками, друзьями и знакомыми началась в XVII­XVIII вв. во  Франции.  В России XIX века была чрезвычайно распространена частная  переписка. Русский речевой этикет требовал обязательного зачина и концовки в письмах. Зачины писем содержали обращение к адресату по имени отчеству  с выражением ему всяческого почтения и добрых пожеланий. Концовки писем делались в одном стиле с зачинами. Существовала даже мода на письма, они ходили по рукам,  копировались, часто разбирались, обсуждались в ответных письмах. Прежде  чем отправить свое письмо, человек несколько раз его переписывал, вносил  поправки. Это была, как писал Пушкин, «почтовая проза». Для второй  половины XIX и ХХ веков письма, как литературный факт, менее характерны. Текст №3. Письма как жанр, как вид контактов дают большой человеческий  материал, который уточняет и обогащает наше знание механизмов общения.  По тому, как человек строит свое письмо, на чем делает акцент, можно  сделать вывод о его общительности и об обстановке, в которой данный  контакт устанавливается. Письма замечательны тем, что они обнажают  ситуацию общения с той стороны, с которой историки никогда не  рассматривают, а именно из нутри, через «я» современника. Именно поэтому  сейчас письма великих людей тщательно собираются, хранятся,  систематизируются и изучаются. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Письменное наследие называют словом  эпистолярное, что в переводе с греческого означает «написанный в форме  письма, состоящий из писем».Человек, пишущий письма – адресант, а тот,  кому адресовано послание – адресат. Запись слов в тетради СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Письма, адресованные определенному лицу, по стилю могут быть  деловыми, дружескими, и письмами к любимым. Возможна и другая  классификация. Более строго все письма делят на деловые (скажем, письмо  во Всероссийское объединение «Машиноэкспорт»),частные официальные  (частное письмо официальному лицу:»Многоуважаемый Сергей Викторович!  К Вам обращается ученик 9 ­го класса ВАЛЕРИЙ  ПАВЛОВ» и частные  неофициальные (письма к родным, друзьям, знакомым и письма к любимым).  Для делового письма существует строгая модель, которой надо  придерживаться. В начале письма должно быть обращение, то есть надо  указать учреждение, куда пишешь, и лицо, к которому обращаешься. В  личном, дружеском письме можно дать обращение с каким – либо эпитетом  («Дорогая Надя!» «Милый Вася!» «Твой», «с уважением», «преданный вам» и т.д.) нелишне в дружеском письме или в письме к родным употреблять  ласковые, нежные слова («Дорогая мамочка!», «Милый папочка!» «родная  моя» и т.д.). Письма к любимым отличаются свободой построения, но и здесь  нужно дать обращение, можно даже без указания имени («Дорогой!»  «Любимая!» «Мой бесценный!» и т.д.) и обязательная концовка, чаще всего со словами нежности и любви. В конце ставится подпись.  Существуют три  правила, соблюдаемые очень строго при написании письма: 1. В письме обязательно должна быть дата и место его написания;  можно уточнить еще и час. 2.Если обращаться на «ты», то писать это местоимение с маленькой  буквы; если же вы называете адресата на «Вы», то обязательно пишите это  слово с большой буквы («Вы», «Вам», «Ваш»).  3.Если письмо окончено и подписано, а вы забыли что­то  существенное, хотите продолжить письмо, то принято ставить две латинские  буквы с точками: Р.S.(постскриптум – латинское, означает после  написанного).  ЗАДАНИЕ№2. Прочитайте типичные зачины и концовки писем, отражающие речевой  этикет в частной переписке 19 века. Какие из этих формул являются  устаревшими и не используются в современных письмах? Какую роль в  письме играют эти этикетные части? ЗАЧИНЫ ПИСЕМ. Милостивейший князь … Вселюбезнейшая княгина … Любезный друг  …Бесценная матушка … Милая и несравненная …Бесподобнейший барин …  Душевно уважаемая и добрейшая … Милая, великодушная маменька … Друг  мой сердечный … Душа моя … Милостивый государь дедушка… КОНЦОВКА ПИСЕМ. Обнимаю от души. Твой неизменный друг. Будь здоров, счастлив и  помни преданного тебе душой … Прощайте, добрые друзья, и верьте, что я  навеки ваш искренний друг. Целую ваши ручки, прошу вашего родительского  благословения и остаюсь вашим всепокорнейшим сыном. Будьте здоровы,  жму вашу руку… прощайте, будьте здоровы, не забывайте преданного вам …  остаюсь любящим вас… Поклонитесь всем добрым приятелям и будьте  здоровы и веселы. Желаю вам  всего хорошего, еще раз благодарю. Искренне  уважающий  вас… крепко жму Вам руку и прошу не забывать меня … Целую  Ваши обе руки. Ваш … С глубочайшим почтением и искренней сыновней  преданностью … Ваш покорнейший слуга и внук… ЗАДАНИЕ №3. Определите по данным началам и концовкам время написания письма  и его вид. 1. Дорогие мои папа и мама!     Целую нежно, пишите, пишите. С приветом ваша дочь Светлана. 2.Милостивая государыня тетушка!    Желаю вам здоровья, душевного покоя, долгих лет жизни.    Ваш племянник Александр. 3.Глубоко уважаемый Алексей Михайлович!   Искренно преданный Вам Ваш покорный слуга А.Карнилов. 4.Любезный друг Лизанька! Имею честь быть, с глубоким уважением и преданностью Владимир  Печерин. 5.Душка моя, жена моя милая, мой ангел!    Прощай, мой милый друг! Целую тебя и детей. 6.Уважаемый господин Алексей Михайлович!    Примите уверение в моем в Вам уважении. Искренне Ваш И.Крамской. 7.Царю­ государю и великому князю всея Руси!    В ожидании такой Вашей высокой отеческой милости с глубоким  почитанием пребываю, милостивый государь,  Вашего сиятельства  всеуниженный и все усердный слуга Михайло Васильев. 8.Уважаемая Елизавета Меркурьевна!   Всего доброго! А.Пешков. ЗАДАНИЕ №4 Напишите начало письма с обращения  А) к другу; Б) к родителям; В) человеку, живущему в другой стране. И предложите к этим началам концовки. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Напишите письмо на одну из предложенных тем: 1.Письмо моей семье. 2.Яркое событие моей жизни 3.Письмо президенту. 4.Мой учитель.

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"

Урок русского языка в 5 классе. "Пишите письма!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017