Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл
28.05.2017
Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"
Формирование мышления обучающихся к обобщению и систематизации знаний и умений по теме " Синтаксис и пунктуация" для применения в практике правописания. Ученик по окончании изучения темы урока:употребляет синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; соблюдает пунктуационные нормы в процессе письма.
УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ 5 б класс.docx
01.02.2017 г. УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5­ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 1. Организационный момент. Доброе утро, сегодня у нас открытый урок русского языка, к нам пришли  гости. В любой момент вы можете рассчитывать на мою помощь, а я жду от  вас поддержки. На уроке мы должны работать дружно. Возьмитесь за руки.  Если вы будете сегодня помогать друг другу, то пожмите руки, ведь именно  от работы каждого из вас зависит успех всего коллектива. Садитесь. Я желаю  вам удачи (слайд 2) 2. Вступительное слово учителя. У: Ребята, а вы любите путешествовать?  Ответы детей У: А на чём можно совершать путешествие? Ответы детей. А мы сегодня отправимся с вами в необычное путешествие в космос (Слайд  3), будем познавать таинственную, интересную, ещё мало изведанную  вселенную русского языка, вспомним о том, что у каждого из нас есть душа и  большое любящее сердце, в котором как в большом сосуде налит прекрасный  напиток Доброта. В космический полет отправляются с определенного места. Ракета берет  старт на Космодроме. (Слайд 4). Не все имеют возможность побывать там,  но мы с вами попробуем получить пропуск на космодром, выполним  творческое задание. Будьте внимательны. Сейчас я буду называть глаголы, а  вы существительные, обозначающие профессиональную деятельность Рисует­…художник Спасает пострадавших­…спасатель Сочиняет музыку…композитор Управляет самолетом… летчик Лечит…врач Учит…учитель Управляет космическим  кораблем…космонавт 1 У:   Вот   и   мы   с   вами       будем   сегодня   настоящими   космонавтами.   Но   не простыми.   Так   как   у   нас   урок   русского   языка   мы   будем  космонавты­ лингвисты. А кто такие лингвисты?  Ответы детей: Лингвисты……………………. Лингвист- это специалист, разбирающийся в истории  образования языков, их структур и характерных  особенностей. Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся на  Галактику Доброты, держим курс на одну из её частей – Синтаксис и  Пунктуация. (Слайд 5). Вы только представьте себе на минуту, ребята, что  мы с вами жители этой Галактики: мы очень добры, милосердны, мы просто  счастливые люди. Хочу сообщить, что в центре управления полётами за прохождением нашего полета наблюдают учёные­эксперты – гости на нашем уроке. Управление полётом разрешите взять на себя. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой самописец  (индивидуальный маршрутный лист), в него вы будете заносить всё самое  основное, что будет происходить во время полёта. В конце нашего полёта все  они будут подшиты к «бортовому журналу». Также хочу заметить, что за  успешное выполнение ответственных заданий во время полета активные  учащиеся будут отмечаться звёздами.  За самые лучшие, правильные, полные ответы получаем красную звезду, за правильный, но неполный ответ, требующий дополнений ­ синюю звезду, за неуверенный ответ с недочетами, над которыми нужно поработать­  зеленую звезду. Когда мы вернемся с полета, мы занесем наши результаты в Почётную книгу  космических достижений (журнал).  3. Целеполагание. В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть  она и у нас. Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя  по Галактике Доброты и её планете Синтаксиса и Пунктуации  Посмотрите на слайд 6. (На слайде предложение) Добро творить не совсем просто. Ребята, что вы можете сказать о написанном? Ответы детей……………………………………… У: Дайте характеристику предложения. У: В каком разделе изучаются словосочетания и предложения? Ответы детей ....................................................................................... Учитель: Молодцы. Все верно. У: Ребята, а чем эти предложения отличаются от предыдущего?  Слайд 7(предложения с однородными членами, обращением) Дорогие ребята, учиться делать добро, быть добрым – тяжелый, но достойный труд. И добро, сделанное безвозмездно, от чистого сердца, обязательно вернется к вам. У: Скажите, а какой раздел изучает правила постановки знаков препинания? Ответы детей:     .................................................................................... У: А вы изучали разделы «Синтаксис» и «Пунктуация»? (ответы ребят) У: Мы изучили 2 больших раздела русского языка «Синтаксис» и  «Пунктуация» и сегодня у нас урок обобщения знаний. И в нашей схеме урока «Правило трех «У» УУУ слайд 8 какая из трех «У» будет поставлена на  первое место, а какая на последнее? (ответы ребят) У: Наш ум – главный помощник сегодня, а учебник подождет до изучения  новой темы и пригодится нам после контрольной работы. Я же как учитель  постараюсь помочь вам в подготовке к контрольной работе. Поднимите   руку,   кто   хорошо   ориентируется   в   теме.   А   кому   ещё   нужно повторить?  Так какую же цель мы поставим перед полетом? Слайд 9 Повторить и закрепить знания по разделам «Синтаксис» и  «Пунктуация». У: За проблемно­поисковую работу по определению цели урока звездами  отмечаются (ребята сами называют активных учеников). Итак, цели нашего полета определены.  Отправляясь в полет, космонавты должны иметь хорошие знания о том месте,  куда направляются. Я, как командир корабля, должна быть уверена в своем  экипаже, и для этого я предлагаю пройти терминологический диктант  перед полетом. Посмотрим, кто достоин попасть на борт космического  корабля.   В своих бортовых самописцах, запишите дату сегодняшнего полета  и приготовьтесь к графическому диктанту. Ребята, вам будут предложены  семь вопросов, с каждым из которых вы можете либо согласиться, либо нет.  1. Подлежащее – это главный члена предложения, который обозначает  действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать?  что сделать? каков предмет? что такое предмет? может быть выражен  глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами.   (нет)  2. Тире ­ знак препинания, который ставится между подлежащим и  сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в  именительном падеже.  (да) 3. Кавычки ­ знак препинания, который ставится в предложениях, выделяя  прямую речь. (да). 4. Предложения произносятся тихо, спокойно. Вид таких предложений по  интонации восклицательные? (нет) 5. Два или более члена предложения относятся к одному и тому же слову,  отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения  – это ОЧП (да) 6. По наличию грамматических основ предложения делятся на простые и  сложные? (да) 7. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью  называется обобщающим словом? (нет) Упражнение в маршрутном листе Расставьте знаки препинания. 1) Ребята а вы знаете историю знаков препинания 2) Ребята нашего класса знают историю знаков препинания 3) Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире   двоеточия. Слайд 10 (самопроверка) Минута на тетрадь открытий (найти записи по теме) Вы же знаете, что мои дети любят помогать мне готовиться к урокам и часто  придумывают для вас интересные задания. Вот и на днях, когда они узнали,  что у нас будет открытый урок, они приготовили для вас вот такое задание и  назвали его " Пунктуационная зарядка". Давайте посмотрим. Упражнение   Разделите текст на предложения, правильно расставив знаки препинания в конце предложений. Слайд 11 Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут в реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина. Что получилось? Читают с соблюдением пунктуационных норм. Тест по теме “Синтаксис и пунктуация” на основе лингвистического Взаимопроверка. текста Слайд 12  1.При оформлении письменной речи большую роль, бесспорно, играет правильная  расстановка знаков препинания. 2. Правила, которые помогают расставить знаки  препинания, изучает специальная наука – пунктуация. 3. Слово пунктуация образовано от  латинского слова пункция – “укол”. 4. В древности греки использовали для письма  палочку­стилос, а в местах остановок они делали укол – ставили точку. 5. Поэтому раньше, ребята, слово пунктуация означало “учение о точках”. 6. Чтобы научиться обращаться со  знаками препинания, нужно уметь определять смысл предложения. 7. Со знаками  препинания легче и удобнее выражать свои мысли и чувства на письме. Тип предложения Простое, осложненное однородными членами  предложения Простое, осложненное обращением Сложносочиненное предложение  Слайд 13 Номер предложения 7 5 4 Мы с вами, юные знатоки­лингвисты, без труда расставим знаки препинания и  в следующем упражнении. Учитель организует индивидуальную  самостоятельную работу. Упражнение Расставьте знаки препинания в предложениях.   А ты Серёжа приходи завтра с нами поиграть в шахматы. Белки запасают на зиму разный корм орехи шишки грибы. Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер. Цвет озера особенно хорош осенью когда на чёрную воду слетают жёлтые  листья. На берёзах осинах липах блестят золотистые листья. От дома от деревьев от голубятни от галереи побежали длинные тени. Самопроверка (слайд на экране)    .   Самооценка в листе. Ой, ребята, бортовой компьютер передаёт, что с нами на связи Земля, за нас волнуются.  На экране появляется фраза.  Слайд 14 ­ Космонавты, сообщите, как проходит ваш полёт? Скоро ли вы вернетесь на землю?  ­ Ребята, нам нужно ответить Земле, чтобы за нас не волновались. В своих бортовых самописцах запишите, как проходит ваш полет. Эти данные будут переданы   на   Землю.   Но   прежде,   давайте   вспомним,   как   на   письме оформляется диалог?  Ребята, что вы ответили на вопрос земли? Ответы детей……………………. Значит, я могу записать в своем бортовом журнале.  ­ Наш полет проходит нормально. Возвращаемся. На космодроме нас встречают журналисты. Сейчас нам предстоит пресс­ конференция.  Перед   вами   ряд   вопросов,   т.е.   их   начало,   продолжите предложения: Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят  цель  и результаты, степень  их  соответствия.  Ребята  по очереди высказываются   одним   предложением, рефлексивного экрана на доске:   выбирая   начало   фразы   из Слайд 15 Сегодня я вспомнил (а)… Было трудно… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Урок дал мне для жизни… У: А теперь наступает торжественный момент подведения итогов. Давайте посмотрим,   кто   больше   набрал   наград.   Посмотрите,   как   ярко   сверкают звезды, заработанные вами. Но главная победа ­ это конечно же знания. И пусть они сверкают как эти звезды и помогают вам в учебе. Мы   в   форме   игры   обобщили   сведения   по   синтаксису   и   пунктуации.   Вы хорошо справились с испытаниями: побывали в роли исследователей русского языка и показали хорошие знания.  5.Творческое домашнее задание.  Игра­задачка.  Раздаточный иллюстративный материал.   Посмотрите   на   рисунки­карточки.   Пронумеруйте   картинки   в   любом порядке.   А   теперь   сочините   рассказ   или   сказку,   чтобы   не   нарушить последовательность картинок. Не забывайте: последний рисунок означает, что ваш текст закончился. Предложения в тексте должны быть разными по синтаксической конструкции. УУД: 1.  Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать  речь других  2. Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и  информацию, полученную на предыдущих уроках 3. Целеполагание, планирование учебной деятельности 4. Умение оценивать действие одноклассников; структурировать знания,  контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ,  сравнение, обобщение, смысловое чтение. Домашнее задание      Индивидуальный маршрутный лист с заданиями «Бортовой самописец» Лингвист- это специалист, разбирающийся в истории образования  языков, их структур и характерных особенностей. Упражнение 1. Сравни предложения 1. Добро творить не совсем просто. 2. Дорогие ребята, учиться делать добро, быть добрым – тяжелый, но  достойный труд. И добро, сделанное безвозмездно, от чистого  сердца, обязательно вернется к вам. Упражнение 2. Расставьте знаки препинания. 1) Ребята а вы знаете историю знаков препинания 2) Ребята нашего класса знают историю знаков препинания 3) Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире   двоеточия. Упражнение 3.    знаки препинания в конце предложений.  Разделите текст на предложения, правильно расставив  Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут в реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина. Упражнение 4. Тест по теме “Синтаксис и пунктуация” на основе лингвистического текста 1.При оформлении письменной речи большую роль, бесспорно, играет правильная  расстановка знаков препинания. 2. Правила, которые помогают расставить знаки  препинания, изучает специальная наука – пунктуация. 3. Слово пунктуация образовано от  латинского слова пункция – “укол”. 4. В древности греки использовали для письма  палочку­стилос, а в местах остановок они делали укол – ставили точку. 5. Поэтому раньше, ребята, слово пунктуация означало “учение о точках”. 6. Чтобы научиться обращаться со  знаками препинания, нужно уметь определять смысл предложения. 7. Со знаками  препинания легче и удобнее выражать свои мысли и чувства на письме. Тип предложения Номер предложения Простое, осложненное однородными  членами предложения Простое, осложненное обращением Сложносочиненное предложение Упражнение 5. Расставьте знаки препинания в предложениях. А ты Серёжа приходи завтра с нами поиграть в шахматы. Белки запасают на зиму разный корм орехи шишки грибы. Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер. Цвет озера особенно хорош осенью когда на чёрную воду слетают жёлтые  листья. На берёзах осинах липах блестят золотистые листья. От дома от деревьев от голубятни от галереи побежали длинные тени. Упражнение 6. Ответ на вопрос ­   Космонавты, сообщите, как проходит ваш полёт?  Скоро ли вы  вернетесь на Землю? __________________________________________ __________________________________________ Ф.И. ученика                                                                                   . Лист самооценки  Выполняю самостоятельно,  не испытываю трудностей Выполняю, обратившись к подсказкам Затрудняюсь выполнить, самостоятельно выполнить не смогу Не умею Я умею… Дать определение  синтаксическим терминам Делить текст на предложения. Расставлять знаки препинания в предложениях Найти и выделить знаками  препинания осложненные  части предложения Я оцениваю свои знания:

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение по синтаксису и пунктуации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017