Урок русского языка в 6 классе. Заключительный урок - игра по теме «Лексика и фразеология».
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Урок русского языка в 6 классе. Заключительный урок - игра по теме «Лексика и фразеология».

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Презентации учебные
doc
русский язык
6 кл
15.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

МБОУ Беглицкая СОШ Камышова О.С. конспект урока.doc
МБОУ Беглицкая СОШ Учитель русского языка и литературы: Камышова О.С. Урок русского языка в 6 классе Заключительный урок ­ игра по теме «Лексика и фразеология» Цель урока:  Повторение   и   обобщение   изученного   материала   по теме   «Лексика.   Фразеология»   в   нетрадиционной форме. Задачи:  Образовательные: ­ формировать умение применять полученные знания на практике;  ­ закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка. Развивающие:  ­   развивать   творческое   мышление, учащихся; ­ развивать умение работать в группах;  ­ совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся. Воспитательные:  ­   привить   любовь   к   слову,   повысить   интерес   к изучению  русского языка;  ­ воспитывать бережное отношение к родному языку.    активность 1 конкурс. «Узнай название команды». Буквы названия команд перепутались. Теперь вам  самим придется составлять из рассыпанных букв  названия своих команд. Кто первый справится с  заданием, получит два балла. Команда, которая  окажется второй – получит один балл. НКИМУЧИ – УМНИЧКИ ТЗКНИОА – ЗНАТОКИ 2 конкурс. «Разминка». Я буду задавать вопросы, связанные с разделами  лингвистики. Если вы знаете ответ, поднимайте  сигнальную карточку. За каждый правильный ответ  команда зарабатывает 1 балл. ­ Раздел науки о языке, который изучает слово и его  лексическое значение? (лексика) ­ Слова противоположные по значению? (антонимы) ­ Слова, которые пишутся или произносятся  одинаково, но имеют разное лексическое значение?  (омонимы) ­ Слова, которые пишутся по­разному, но имеют  одинаковое лексическое значение? ­ Слова, которые имеют несколько значений?  (многозначные) ­ Устойчивые выражения, употребляемые в речи в  переносном значении? (суффикс). 3 конкурс. «Омонимы». Вы знаете, что омонимы – это слова, которые  одинаково произносятся, но имеют разное лексическое значение. Например: какой жанр литературного  произведения обозначается мужским именем? (роман – Роман) За каждый правильно угаданный омоним, команда  получает 1 балл. ­ Каким ключом не открыть дверь? (родником0 ­ Из какого крана не берут воду? (подъемного) ­ Каким патроном не зарядишь ружье? (патроном от  лампочки) ­ В каких лесах не водится дичь? (строительных) ­ В какой клетке не держат птиц? (в грудной) ­ Из какого сосуда не напьешься воды? (из  кровеносного) 4 конкурс. «Фразеологизмы».  Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов,  используемые в речи в переносном значении.  Например: Петя несся сломя голову, т.е. очень быстро. Я предлагаю вам ряд зашифрованных в рисунках  фразеологизмов. Ваша задача отгадать фразеологизм  (за это вы получаете 1 балл), а если вы еще скажете,  что обозначает этот фразеологизм, вы еще  дополнительно получаете 2 балла. ­ Развесить уши – слушать что­либо с большим  увлечением ­ Зарубить на носу – запомнить ­ Без задних ног – крепко спать или сильно устать ­ Сесть в калошу – попасть в смешную, нелепую  ситуацию ­ Водить за нос – обманывать ­ Вставлять палки в колеса – вредить, мешать кому­ либо. 5 конкурс. «Анаграммы». Анаграмма ­  это игра в слова, когда, переставив буквы одного слова, получают совершенно другое. Например:  Задачу ты решишь свободно: Я небольшая часть лица. Но если ты прочтешь меня с конца — Во мне увидеть можно что угодно. (Нос — сон.) ­ Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь — В кастрюлю я полезу. ( Шпала — лапша.) ­ Географию со мной Изучают в школе дети. Дай порядок букв иной — И найдешь меня в буфете. (Атлас — салат) ­ Я дерево в родной стране, Найдешь в лесах меня повсюду Но слоги переставь во мне — И воду подавать я буду. (Сосна — насос) ­ Эта птица в небе вьется. А буквы поменяй местами, Полный зёрен к земле гнется  (сокол – колос) ­  Под тенью у меня Вы летом отдыхаете. Но коль согласные Местами поменяете, Превращусь в один момент Я в столярный инструмент  (липа – пила) ­ Я застываю на сосне, Бываю и на ели. Смените буквы так во мне, Чтоб вы меня с картошкой ели. (смола – масло) 6 конкурс. «Перевертыши». Перевертыши это игра, построенная на антонимах. А  антонимы, как всем известно – это слова с  противоположным значением.  В нашем конкурсе перевертыши будут посвящены  названию сказок. Например: Все вы знаете мультфильм «Маша и  медведь». Составим из него перевертыш Машу  заменим на Ивана, а медведя на лису, получится «Иван и лиса». ­ «Огненный бедняк» ­ «Снежная королева» ­ «Девочка – верзилочка» ­ «Мальчик с пальчик» ­ «Янтарный сейф» ­ «Малахитовая шкатулка» ­ «Мышь в кроссовках» ­ «Кот в сапогах» ­ «Нищий на бобах» ­ «Принцесса на горошине». 7 конкурс. «Корректор». За одну минуту вы должны найти в тексте и исправить  все ошибки в произнесении слов. Кто больше найдет,  тот получит больше баллов. За каждую найденную  ошибку, команда получает по 1 баллу. Рассказ школьного портфеля  Знакомьтесь: Петя, мой сосед.  Ему уже 12 лет.  Но говорит он до сих пор  Не __________________, а колидор.  «Дилектор входит в кабинет…  Закрыт маг зин на обед…  Хозяйка моет стакан , ыа Секёт свекл , пекёт блины.  И до меня дошёл черед:  портфель он п ртфелем зовет.  оа аа уа 8 конкурс. «Кто больше?» Из буква слова ГРАММАТИКА вам надо составить  как можно больше слов. Времени у вас одна минута.  Когда она закончится,  вы будете по очереди читать  свои слова, не повторяя слов противника. Кто больше  назовет слов,  тот получит больше баллов. 9. Подведение итогов.  Домашнее задание. Подобрать фразеологические обороты (10 – 12) с  деепричастиями.
скачать по прямой ссылке