Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
7 кл
03.04.2017
Урок изучения нового материала. Ученики совместно с учителем ставят перед собой следующие цели: знакомство с дефисным написанием наречий: формирование навыков написания дефиса в наречиях; повторение написание через дефис существительных, прилагательных, местоимений; уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.
Форма урока: урок - игра.
Дефис между частями слова в наречиях. Урок в 7 классе.doc
МБОУ «Глинковская СШ»
Урок русского языка в 7ом классе.
«Дефис между частями слова в наречиях».
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Ковалёва Наталья Николаевна
С. Глинка февраль 2017 год
Цели:
предметные:
познакомить с дефисным написанием наречий;
формировать навык написания дефиса в наречиях;
повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
уметь отличать наречия с приставкой ПО от прилагательных с предлогом .
метапредметные:
организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия и использования
нового;
способствовать формированию умения ставить познавательные цели, искать и
выделять нужную информацию;
содействовать развитию стремления слушать и слышать друг друга в
совместной деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении,
принимать решение, делать выводы;
личностные:
предоставить возможности для развития самоопределения, овладение навыками
самокоррекции в процессе совместной деятельности
Оборудование: карточки, экран, проектор (при необходимости задания выносятся на
экран), тетради, учебник
Ход урока.
1. Организационный момент.
«…Когданибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо
умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их
достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
Сегодня вы покажите свои знания и умения в филологической игре «Что? Где?
Почему?» (Класс разделён на команды. На обдумывание даётся 20 секунд. За ответы
получают жетон).
Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. Это наречие. Эпиграфом нашего
урока будут высказывания о данной части речи, подобранные вами дома. (Пример: М.Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые
делают нашу речь точной, образной и выразительной»).
Объяснение высказывания с примерами.
Что такое наречие? Что вы знаете о наречиях? (ответы ).
2. Повторение (карточки ).
1) С вами играю я (учитель)
Внимание, вопрос.
Найдите наречия в данных предложениях и объясните правописание.
(По)осеннему сыплет ветер,( по)осеннему шепчут листья.
Я медленно иду (по )осеннему лесу, останавливаюсь и слышу, как, падая, шуршит,
цепляясь за ветки, оброненный деревом лист.
Дополнительные вопросы: объяснение запятых.
2) С вами играет авто учебника (дети называют его имя).
Вопрос: объясните написание наречий.
Человек взволнованно смотрит вдаль.
3) С вами играют ученики 9 класса (работа проводится заранее).
Согласился сыграть Романов Влад.
Звучит его вопрос: «Как пишется НЕ с наречиями?»
В этом месте в прошлом году было (не)мелко, а глубоко.
4) Играет Новикова Варвара.
Задание. Объясните правописание букв после шипящих.
А цикады поют, поют. Им тоже хорош.. .
5) Играет Новичкова Екатерина.
Найти наречие и рассказать о правописании.
Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.
Молодцы. Вы стали почетными членами клуба «Что? Где? Почему?» Мы вспомнили правила написания многих наречий. А как вы думаете, правописание всех
наречий вы уже знаете?
3. Посмотрите, понаблюдайте (карточки ). Новая тема.
Когдато
Гделибо
Гденибудь
Коегде
Вопервых
Вовторых
Поволчьи
Поновому
Позимнему
Елееле
Чутьчуть
Точьвточь
Вопросы:
Как пишутся эти наречия?
Как можно определить новую тему нашего урока? (Ответы)
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Дефис в наречиях
Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?
(Ответы)
Давайте ещё раз обратимся к наречиям, прочитаем, произнесем вслух.
При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы? (То, либо, нибудь.
Кое). Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис?
Какие части речи вы уже умеете писать через дефис (примеры)
Запись в тетрадь: Через дефис: 1) кое…; 2) …то; 3)…либо; 4)… нибудь; 5) сложение слов или основ.
Сказка (написанная учеником заранее): Загордились наречия с необычными
суффиксами –и, – ому, ему и отделили от себя дефисом приставку по, такая же
история произошла и с наречиями, имеющими суффикс –ых, их. Они отделили
приставку во, в. Так и живут гордо, имея необычный мостик (дефис).
Ассоциативный рисунок .
Физкультминутка.
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились.
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!
4.Закрепление.
Задание 1. Образуйте от прилагательных наречия согласно нашей теме урока.
Добавьте от каждого участника группы слово.
Новый
Зимний
Давным
Третий
Еле
Где
Русский
Вывод: все эти наречия пишутся через дефис.
Задание 2. Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с
разными частями речи. Запишем предложения:
Солнце светит позимнему.
По осеннему небу плывут облака.
Проведем разбор предложения.
Вывод: предлог с другими частями речи пишется раздельно. Надо уметь ставить
вопросы, знать на какие вопросы отвечают все части речи. 5. Работа с текстом.
А теперь я вам предлагаю обратиться к тексту, который лежит у всех на столах. С
текстом познакомилась на курсах (Институт развития образования, г. Смоленск, обмен
опытом).
Чтение
Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело
Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась
эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.
– По_моему, это чтото желудочное, – говорил доктор Касторка.
– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.
Никак не могли прийти к единому решению. А люди сначала стали грубо разговаривать
друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно
негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в
реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться
по_пустому.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.
– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.
Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.
– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?
– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.
Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.
Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все
вмешивается, до всего ему есть дело.
Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом
захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди,
которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать
по иному.
В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха”
застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.
По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался
вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб
перебил его. – Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.
Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.
А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя
по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.
По мотивам сказки Ф.Д.Кривина
Обсуждение
Что стало причиной эпидемии в городе? ( равнодушие)
Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли
улыбки, радость)
Как зовут докторов? ( названия лекарств)
Какие причины заболевания они находят? (Чтото желудочное, простудное)
Что такое здоровье? (Отвечают, как понимают). Необходимо после ответов уточнить, что
здоровье – состояние полного физического, психического, социального, нравственного
благополучия.
Физическое – это состояние роста и развития органов и систем организма;
Психическое – состояние душевного комфорта, побуждение к созидательной
деятельности;
Социальное – состояние личности в обществе (в школе, семье и т.д.), оценка своего
“я”;
Нравственное – наличие системы ценностей у человека (милосердия, добра, любви,
красоты).
Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?
Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)
Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным,
улыбаться, делать добрые дела)
Задание по тексту. В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над
ними. Графически объяснить их правописание.
После самостоятельной работы объясняют. Каким членом предложения является наречие?
Итоги урока.
Продолжите мои предложения: На уроке я узнал…
На уроке я работал…
Было трудно…
Было интересно…
Мне это пригодится…
Подсчитайте жетоны. Оцените работу в команде, каких отметок и кто заслужил.
Команде, набравшей наибольшее количество жетонов, вручается медаль «За
сообразительность».
Подберите фразу для своих соседей. Оцените своё настроения согласно строчкам:
«И любо мне, и сладко мне…»
«Вместе весело шагать просторам…»
«Грусть, печаль, тоска меня съедает…Не могу забыть никак, что было…»
5. Домашнее задание. Спасибо за урок.
Используемая литература:
1. Учебник «Русский язык. 7 класс», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и другие.
2. «Поурочные разработки по русскому языку». Егорова Н.В.
Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.