Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи
Оценка 4.9

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
04.03.2017
Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи
Урок русского языка в 7 классе по теме: "Употребление причастий в разных стилях речи" составлен на основе технологии критического мышления. В конспекте представлены разнообразные приемы, групповая форма работы, познавательный дополнительный материал. Предложена работа с текстом. Материал использован из источников интернет-сайтов.
урок 16 употребл. прич. в разных стил. речи.docx
Урок 16.  Употребление причастий в разных стилях речи. Предмет: русский язык  Класс: 7 Цель урока: умеют применять на практике пунктуационные и   орфографические правила написания причастий и причастных оборотов  в текстах разных стилей. Задачи:    знать о причастном обороте;  уметь определять причастный оборот; уметь отличать знаки препинания при  причастном обороте  Предыдущее обучение: Причастный оборот. Тип урока: изучение нового материала Форма урока: урок с применением стратегий критического мышления Оборудование: слайды, стикеры, ноутбук, мяч Запланированное время I. Создание  коллаборативной  среды План урока Запланированная деятельность Разминка «Назови лишнее слово» a. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр b. Понедельник, среда, март, пятница, воскресенье c. Лист, почка, кора, чешуя, ветка d. Темный, светлый, голубой , яркий, тусклый e. Гнездо, нора, курятник, сарай f. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша g. Береза, сосна, дуб, тюльпан, ель h. Секунда, час, год, вечер, неделя , берлога Ресурсы Ключевые идеи урока (модули, которые будут реализованы на уроке) Обучение обучению (Новые  подходы в обучении)  –понимание  детьми цель и темы урока. Учет возрастных особенностей – обеспечивает доступность  обучения  и использование заданий, соответствующих возрасту детей.   Мяч i. Самолет, пароход, коньки, поезд, автобус j. Роза, тюльпан, ромашка, лимон , гвоздика  Деление на группы. Учащимся раздаются разрезанные карточки. Они рассаживаются по  группам.     Вызов 1.Повторение  (3м) Проверка д/з.  ( У каждого ученика на столе лежит лист оценивания, который он заполняет в течение урока) ­ Какой дополнительной информацией о постановке знаков препинания при  причастном обороте  могли бы вы дополнить свои постеры ? (на доске ученики рисуют схемы постановки знаков препинания при причастном  обороте             П.О. Х ,/ ­­­­­­­­­­­­­­­­ /,             П.О. / ­­­­­­­­­­­­­­­­ / Х                      П.О. , / ­­­­­­­­­­­­­­­­ /, личное  местоимение            П.О. Х,/ ­­­­­­­­­­­­­­ /  и /  ­­­­­­­­­­­­ / , П.О. Х 2. Этап подготовки к изучению нового. Определение  цели. ­Как вы думаете , что это за слова , "озаряющие нашу речь"? Почему они" озаряющие"?    ( Озарить ­ ярко светить) ­ Какова роль причастий в речи по мнению М.В. Ломоносова? ­Какова цель нашего урока ? Тема? Коллаборативная работа –  создание более близких контактов  между учащимися для достижения  единой цели Диалогическая беседа (новые  подходы) –происходит на всех  этапах урока, стимулируя  учащихся размышлять, думать Критическое мышление ­  формирование умения рассуждать,  анализировать и приходить к  собственным умозаключениям и  выводам.    Управление и лидерство в  преподавании и обучении – ­ в процессе обучения все  вовлечённые участники процесса  учатся совершенствовать свою  деятельность, постоянно  развиваться.        Диалогическая беседа (новые  подходы) –происходит на всех  этапах урока, стимулируя  учащихся размышлять, думать   Картинки           Интерактивная доска            ноутбук (Цель нашего урока: посмотреть, как причастия употребляются в устной и письменной речи, в  разных стилях речи. Насколько они «озаряют» нашу речь, делая её яркой и выразительной.)       ­Чтобы причастия «озаряли» нашу речь, нужно их правильно писать и употреблять. Для этого вспомните, пожалуйста,  что такое причастие?  Дайте определение этой части речи. ­Сегодня мы с вами будем стараться грамматически и  орфографически  верно употреблять  причастия в речи . Вы поймёте, что роль причастий и в научном, и в художественных стилях речи  очень важна. М.В.Ломоносов о роли причастий в «Российской грамматике» сказал: «Весьма не надлежит  производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах  употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их  употреблять в высоком роде стихов». 3. Создание проблемной ситуации Слайд №2 «Что­то не так»  На слайде ­ предложения с грамматическими ошибками, связанными с  употреблениями причастий:(материал ­  на экране , учащиеся  обсуждают в группах ,  что же не так в этих предложениях)     1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. 3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме. 4.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их.    ОДО и ОО    Ноутбук    Формативное оценивание –  обратная связь происходит на всех  этапах уроках; определение  учителем уровня и способностей  учащихся  ИКТ – используется для  облегчения объяснения  и  понимания учащимися материал  Осмысление 4. Запись даты и темы урока в тетради. (Группам раздаются РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ) Вступительное слово учителя ­ Русский язык в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения  всем остальным школьным предметам. Сегодня на уроке у вас будет особое расписание. А какое, вы узнаете, отгадав по описанию, о каком школьном предмете идёт речь. Вам необходимо  заполнить «Расписание уроков». Будьте внимательны! • • • Словарная работа. Слайд №6 Царица наук, книга природы написана на её языке, в ней нет символов для неясных  мыслей. Ничто так не помогает повторять /эту науку/, как извержения вулканов и землетрясения. . Критическое мышление ­  формирование умения рассуждать,  анализировать и приходить к  собственным умозаключениям и  выводам.  Листы А4 Ручки Карандаши ИКТ – используется для  облегчения объяснения  и  понимания учащимися материала. ОДО и ОО • ….служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами  сердца людей ­ одним словом, делает вас мудрым.  Дмитрий Сергеевич Лихачёв . Сквозь волшебный прибор  Левенгука  На поверхности капли воды  Обнаружила наша наука  Удивительной жизни следы…                                         Н.Заболоцкий .  Свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.  Марк  Туллий Цицерон . В результате словарной работы у учащихся появляется список из пяти слов: • Математика 2. География 3. Литература 4. Биология 5. История  Проводится необходимая корректировка и орфографическая работа . 5.Звенит звонок на первый урок. Математика. На математике  часто употребляются причастия. Ваша задача – сформулировать определение  математического  понятия. Вспомним, из каких частей состоит определение понятия (видовое  понятие= родовое понятие+видовое отличие) Например: Матем тика— наука о структурах,  порядке и отношениях, + исторически сложившаяся  на основе операций подсчёта, измерения  и описания форм реальных объектов 6. Развитие речи.      Дать определение понятию, используя причастный оборот.  аа Попытайтесь сформулировать определения следующих математических понятий : • Сложение     Треугольник      Дробь     Уравнение  Учащиеся составляют предложения, в которых обязательно должен быть причастный оборот.  Через некоторое время зачитываются некоторые определения. Условие: читают только  те ребята, кто использовал в определении причастный оборот. •          •  Этап проверки:  Сложение  ­ математическое действие, посредством которого из двух или нескольких  чисел ­ слагаемых ­ получают новое ­ сумму, содержащее столько единиц, сколько было во всех названных числах вместе.  • • • • • Треугольник — это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые  соединяют три не лежащие на одной прямой точки.  Дробь ­ число, состоящее из долей единицы, нецелое число  Уравнение ­ это два выражения, соединенные знаком равенства; в эти выражения входят  одна или несколько переменных, называемых неизвестными. • Учащиеся зачитывают первое определение «СЛОЖЕНИЕ» . Если в их определениях  Формативное оценивание –  обратная связь происходит на всех  этапах уроках; определение  учителем уровня и способностей  учащихся Обучение талантливых детей  – предусматривает задания  повышенной сложности и высокий  уровень мышления                                        Критическое мышление – способствование обучению  рефлексировать о проделанной  работе   ОДО и ОО Формативное оценивание –  обратная связь происходит на всех  этапах уроках; определение  учителем уровня и способностей  учащихся нет логических и грамматических ошибок (а такое бывает редко), то переходим к  формулировке следующего понятия. • Как показала практика, учащимся сложно сформулировать определения ДРОБИ,  поэтому это предложение записывают все, выделяя причастный оборот. Звенит звонок. Нас ждёт следующий урок. 7. Урок 2 ГЕОГРАФИЯ    1.           Орфографическая и синтаксическая разминка: Г_ограф_я  самая г_роич_ская и самая по_тич_ская из всех наук наука о (З,з)емле и человеке   живущ_м на ней.  Проверка, объяснение орфограмм и пунктограмм. 2.           Конструирование предложения  Составить из слов предложение: География ,наука, путь, романтика, ведение, хозяйство , Земля  домашний   прошедший,  неведомый это , от , до • • • • • Задача : постараться составить предложение таким образом, чтобы  «найти место» всем словам и  чтобы в предложении обязательно был причастный оборот. Проверка География ­ это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего  хозяйства Земли.  Кто не сумел справиться с заданием,  переписывает предложение со слайда. С теми, кто  справился,  выясняем значение метафор «романтика неведомого» и «домашнее хозяйство  Земли», что подготавливает дальнейшую работу с текстами художественного стиля 8.  Урок №3  Литература.  Вступительное слово учителя о Л.Н.Толстом и его главной книге. 1           Слайд №17     Работа с художественным текстом. Чтение отрывка из романа «Война и мир» На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными,  давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими  неуклюжими, несимметрично­растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым,  сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он  один не  хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.  1) Кто является главным героем отрывка? (дуб) 2)  Какое время года изображено в отрывке?(весна) 3) Каким себя ощущает весной дуб? («Старый, сердитый, презрительный урод,  с обломанными суками и с обломанной корой») 4) Как вы думаете, чьими глазами мы видим этот дуб? (человека) 5) А что вы можете сказать об этом человеке? (у него что­то случилось) Исследовательская работа. Морфологический и лексический анализ. Подсчитайте , сколько в тексте причастий.   В каком значении – прямом или переносном – они употреблены. 9. Создание собственного текста. Андрей Болконский через несколько дней возвращался той же дорогой к себе в имение. По дороге  он что­то искал глазами. Как вы думаете, что пытался увидеть князь Андрей? (дуб). А каким он  мог его увидеть, таким же старым, презрительным уродом? (нет). Правильно. Дуб совершенно  изменился. Напишите, каким стал дуб. На этом этапе учащийся волен выбирать, какой текст он создаст: высказывание такого же типа,  которое представлено на слайде, или же небольшую миниатюру. Сочинение учащиеся начинают  зачитывать по мере написания. Задача учеников сложная: внимательно слушать друг друга,  корректировать свои сочинения. После  того, как все желающие прочитали свои миниатюры, учитель зачитывает авторский вариант  Л.Н.Толстого. Возвращаясь обратно, князь Андрей не узнает старого дуба. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть  колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без  сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел  их. „Да это тот самый дуб", — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло  беспричинное весеннее чувство радости и обновления».Дети поражены: как же они угадали  толстовский замысел. Звенит звонок. Ждёт другой урок. 10. Урок №4  Биология. • Задания на этом этапе урока направлены на поиск ошибок в предложении с причастным  оборотом и на замену придаточного предложения предложением с причастным оборотом. 1 Отредактировать предложение, изменив место определяемого слова:  Биология ­  комплекс знаний o жизни и совокупность изучающих живое научных дисциплин.  В результате работы делается вывод, что в научном стиле место причастного оборота после  определяемого слова.  В каких предложениях выделенную часть можно заменить причастным оборотом. Найдите такие  предложения и запишите, используя причастный оборот. • • • Эхо ­ неизменный ответ природы на вопросы, которые   ей задаём. И стебелёк травы достоин великого мира, в котором он растёт. (Рабиндранат Тагор) Нет вещи, которая могла бы возникнуть и расти одна.  (Тит Лукреций Кар) • Радугу, которая держится четверть часа, перестают замечать.( Гёте)   Рефлексия   И – Что интересно было на уроке? Т – Что было сложно? О – Чему вы научились? Г – Что сегодняшний урок принес вам? Д/З: 1. Домашнее задание, подведение итогов урока. А пятый урок – урок истории вам задаётся на дом. Ваша задача, используя знания, полученные на  уроке , придумать и записать предложения, включив в них причастия или причастные обороты. Начала предложений: Сталинградская битва … Бородинское сражение… Пётр I… Иван Грозный…  • • • • Если вашей задачей будет дать чёткое определение историческому явлению или исторической  личности, вы будете пользоваться схемой «определения понятия», а если ваша задача будет  эмоционально описать то или иное историческое событие или историческую личность, то вы  обязательно используете в своей работе средства художественной выразительности.

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи

Урок русского языка в 7 классе по теме: Употребление причастий в разных стилях речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017