Урок русского языка в 8 классе "Учимся писать сочинение-рассуждение" помогает педагогу построить грамотную работу по подготовке к основному государственному экзамену, начиная с 8 класса. В презентации представлен поэтапный ход работы над сочинением-рассуждением, который дает возможность учащимся научиться писать данный вид текстового выссказывания.
Учимся писать сочинение
– рассуждение
на ОГЭ 2015
Что такое рассуждение?
Рассуждение – это тип речи, в котором
автор размышляет, обдумывает чтото,
стараясь при этом установить причинно
следственные связи между явлениями, и
приходит к какомулибо выводу,
суждению.
Основная коммуникативная цель
рассуждения – убедить, объяснить.
Экзаменационные задания 15.2 и 15.3
требую написания сочинения рассуждения.
Одной из отличительных
особенностей сочинения
рассуждения является
выражение своего
мнения путём
развернутого обоснования,
доказательства,
аргументации.
Поэтому в сочинении
важен самостоятельный
глубокий анализ
фрагмента из
предложенного текста;
Задание 15.2
или самостоятельное
суждение на
предложенную тему
Задание 15.3
Структура сочинения рассуждения
Тезис
Аргумент 1
(Пример
первый из
текста)
Аргумент 2
(Пример второй
из текста или из
жизни)
Вывод
ТезисАргумент 1(Пример первый из текста)Аргумент 2(Пример второй из текста или из жизни)Вывод
Разберёмся в понятиях:
Тезис – мысль, которая будет доказываться в
ходе рассуждения.
Аргументы – примеры, приводимые с целью
доказательства истинности тезиса.
Эти примеры в вашем сочинении должны быть взяты из
предложенного текста.
Вывод подведение итогов рассуждения.
ТЕЗИС
основная
мысль
сочинения
почему?
должен быть
доказанным
должен быть чётко
сформулированным
АРГУМЕНТЫ
потому
что
доказательства,
приводимые в поддержку
тезиса
должны быть
убедительными
яснее суждение
и бесспорнее
вывод
яснее суждение и бесспорнее вывод
Этапы работы над заданием 15.2
ШАГ 1. Пишем вступление.
Напишите сочинение
рассуждение. Объясните, как
Вы
понимаете смысл
заключительных
предложений текста:
" Ах, Пушкин! повторял он.
Ведь я знаю, что ты
добрый друг!". Приведите в
сочинении два аргумента
из прочитанного текста,
подтверждающие Ваши
рассуждения.
ШАГ 2. Приводим два
аргумента из текста.
ШАГ 3.Формулируем вывод.
Объём сочинения должен
составлять не менее 70
слов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым
почерком.
Пишем вступление:
Данная реплика принадлежит лицейскому другу
А.С.Пушкина Вильгельму. Она свидетельствует о
том, что Виленька искренне восхищается талантом
юного поэта и совершенно не держит на него зла за
обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его
адрес. Докажу свои рассуждения примерами из
прочитанного текста.
Приводим 2 аргумента из текста:
Аргумент 1
Вопервых, на вопрос
Пушкина о том, что он
должен сделать, чтобы искупить
свою
вину за нанесённую обиду,
Вильгельм,
вместо упрёков, неожиданно
просит
прочесть стихотворение ещё раз
(предложение 46). При этом он
восхищённо называет творение
Пушкина "дивным".
Аргумент 2
Вовторых, Вильгельм
объясняет критику в свой
Адрес тем, что Пушкин, как
никто
другой, осознаёт высокий
долг поэта и
строго судит не только
других, но и себя
(предложения 51 53).
Формулируем вывод:
Таким образом, "добрый" друг в
понимании Вильгельма тот, кто
искренен и не боится сказать правду в
глаза.
Этапы работы над заданием 15.3
Структура сочинения 15.3
1. Вступление – формулирование понятия, предложенного
для размышления.
2. Основная часть:
а) формулирование тезиса;
б) приведение аргументов (один – из предложенного текста,
другой из жизненного опыта).
3. Заключение (вывод).
Вступление:
Дружба – это разновидность отношений между людьми,
основанных на общности интересов, взаимном доверии,
привязанности. Это умение защитить, понять и простить
того, кого считаешь другом. Это способность
пожертвовать многим ради друга. Попробую доказать
справедливость моего утверждения, опираясь на отрывок
из повести В.Железникова и собственный жизненный опыт.
Аргумент 1:
Одноклассникам Лены Бессольцевой неведомо, что такое
дружба, ведь никто из ребят не способен ни понять, ни
поддержать, ни посочувствовать. Не только Дима Сомов,
которому они единогласно решили объявить бойкот,
предал Лену – они все предатели по отношению к ней. А
Лена на предательство не способна. Вот что она говорит в
финале фрагмента: (Предложения № 53 – 55) Эти слова
доказывают: дружба – это неспособность на
предательство.
Аргумент 2:
Настоящая дружба не раз помогала людям в трудных
жизненных ситуациях. Вспомним лицейского друга
Пушкина – Ивана Пущина, навестившего опального поэта в
Михайловской ссылке и скрасившего его одиночество.
Вспомним военные годы, когда солдаты, рискуя
собственной жизнью, выносили с поля боя раненых
товарищей. Вспомним, как в нашей собственной жизни
беда, разделённая с друзьями, уже не казалась такой
непоправимой.
Вывод:
Так что же такое дружба? Это особая разновидность
отношений между людьми, известная человеку с давних
времён. Дружба делает нас сильнее, помогает
преодолевать трудности. Да и радость, разделённая с
другом, удваивается.
Фразы – связки:
При введении аргументов в сочинение,
помимо слов вопервых, вовторых,
можно использовать такие фразы:
Присмотримся повнимательнее к
словам в тексте…
Докажем эту мысль на примерах
из текста...
Попытаемся раскрыть значение
тезиса на примерах, взятых из
текста ...
•
Далее приводим примеры,
подтверждающие слова писателя и
ваши рассуждения.
Начать вывод можно
следующими словами и
фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к
такому выводу: ...
В заключение могу сказать,
что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...