Урок русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»
Оценка 5

Урок русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
04.03.2019
Урок  русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления через письмо и чтение. Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой деятельности. Задачи: Образовательная: повторить объемный теоретический материал по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н-НН в разных частях речи». Развивающая: формировать у учащихся способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы, создать условия для развития у школьников сопоставительного анализа информации, выполнять практическую работу по алгоритму. Воспитательная: создать условия для формирования культуры умственного труда, интереса к знаниям, чувства ответственности в период подготовки к государственному экзамену, способствовать воспитанию самоуважения к результатам интеллектуальной деятельности.
урок русского языка в 9 классе по теме Трудные случаи орфографии. Правописание Н-НН.docx
Урок  русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н ­ НН в разных частях речи» Тип урока. Урок рефлексии. Цели как деятельность учеников. Метапредметные. Регулятивные: фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причины, строить и реализовывать проект выхода из  затруднений, преобразовывать информацию (текст в таблицу, алгоритм), самостоятельно строить и применять новое знание,  выполнять  работу по алгоритму, сопоставлять, анализировать, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать  свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и слышать других.  Познавательные:  понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с  учётом решаемых задач. Личностные:  создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Предметные: различать слова с изученными  орфограммами,  группировать слова с орфограммами одного типа и вида, правильно их писать и  объяснять условия выбора орфограмм;  писать одну или две буквы н в разных частях речи, устно и графически объяснять выбор написаний,  опознавать случаи написаний, требующие специального запоминания, расширить понятийную  базу. Задачи: Образовательная: повторить  объемный теоретический материал по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н­НН в разных частях речи». Развивающая:  формировать   у   учащихся   способность   к   рефлексии   коррекционно­контрольного   типа,  развитие   орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы,  создать условия для развития у школьников сопоставительного анализа информации, выполнять практическую работу по алгоритму. Воспитательная: создать условия для формирования культуры умственного труда, интереса к  знаниям, чувства ответственности в период подготовки к государственному экзамену, способствовать воспитанию самоуважения к результатам  интеллектуальной деятельности. Основные методы обучения:  ­ проблемное изложение,                                                                                                                                                                               ­ частично­поисковый,  ­ словесный, ­ самоконтроль, ­ наглядно­вербальный, ­ эвристический, ­ творческий. Этапы урока Самоопределение к деятельности Мотивация  коррекционной  деятельности Технологическая карта урока Ход урока Обращение к эпиграфу: «Я не могу жить без напряженной умственной работы.  Исчезает цель жизни».  Шерлок Холмс ­ Объясните, как вы понимаете слова Ш. Холмса.  (Для того чтобы цель в жизни  постоянна была, и мы к ней осознанно стремились, необходима напряженная умственная  работа.) ­ Назовите «спрятавшиеся орфограммы» в высказывании.  ­ В написании какой орфограммы вы чаще всего ошибаетесь? ­ Почему не надо бояться ошибок? ­ Как мы будем справляться с ошибками? ­ Когда мы знакомились с правописанием Н­НН в разных частях речи?  (в 6 классе – с орфограммой в прилагательном и причастии, в 7 классе – в наречии) ­ Можете ли вы утверждать, что хорошо усвоили материал?  ( Тема сложная, чтобы ответить на вопрос, надо проверить себя).  Верно,  сегодня на уроке анализа знаний вам представится такая возможность.   Какую цель вы поставите перед собой? (Проверить, научились мы применять  правила для написания Н­НН в разных частях речи, если выяснится, что есть  затруднения, то определить их место и  причины, научиться исправлять свои ошибки).  По какому плану вы будете работать? Учащиеся проговаривают план урока: Формирование УУД и технология оценивания, духовно­нравственное воспитание Метапредметные  Регулятивные: фиксировать  собственные затруднения,  анализ. Коммуникативные: связно  излагать  свои мысли. Личностные:  создание  ценностных ориентиров и  смыслов учебной деятельности. Предметные: выделять в  словах   орфограммы,   группировать слова с  орфограммами одного типа и  вида. Воспитание  трудолюбия,  упорства в преодолении  трудностей. 1. Подготовка к самостоятельной работе. 2. Самостоятельная работа № 1. 3. Самопроверка самостоятельной работы № 1 по образцу. 4. Самопроверка самостоятельной работы № 1 по эталону для самопроверки. 5. Фиксация места и причины затруднения или фиксация отсутствия  затруднений. 6. Постановка цели деятельности. 7. Работа над ошибками или работа с дополнительными заданиями. 8. Самостоятельная работа № 2 и самопроверка по эталону для самопроверки. 9. Повторение. 10. Подведение итогов.  Приступим к работе. Актуализация  знаний Актуализация  знаний и  фиксирование  затруднений в  индивидуальной  деятельности.  Подготовку к самостоятельной работе проведём, выполнив следующие задания: Чтобы проверить, что вы знаете о данной орфограмме, я предлагаю вам сделать так,  чтобы немая таблица «заговорила», т.е. заполнить её графы  так, чтобы вы могли  рассказать правила написания Н­НН в разных частях речи.  Сегодня мы работаем по  группам. Немая таблица  есть в каждой группе. (Учащиеся работают в группе над  заполнением граф, затем один человек от 1­ой группы  представляет работу.)                                 «Немая таблица» Правописание Н ­ НН в разных частях речи ­ Проверьте, согласны ли вы с выполнением задания первой группой. ­ А теперь послушаем вторую группу – они расскажут правила написания Н­НН в  отглагольных прилагательных и причастиях.  ­ Третья группа рассказывает  о написании Н­НН в наречиях, кратких прилагательных и  кратких причастиях.  С какой целью выполняли задание? (Чтобы повторить правила.)  Для чего необходимо выполнить самостоятельную работу? (Чтобы проверить свои  знания и понять, есть ли затруднения).  Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? (Эталоны,  схемы, правила.) Ученикам раздаются карточки с самостоятельной работой № 1, на выполнение работы  отводится 5­7 минут. Самостоятельная работа № 1  Что теперь вы должны сделать? (Мы должны проверить свои работы по образцу.)  Как будете фиксировать результат? (Если правильно выполнили задание, поставим «+», если нет, то «?».) Учащиеся проводят самопроверку своих работ по образцу. Образец выполнения самостоятельной работы. Результаты фиксируются на доске.  Вы проверили работы по образцу, что вы определили? (Есть ли у нас затруднения в  применении правила написания Н­НН в разных частях речи.)  Что теперь вы должны сделать? (Надо сопоставить свои работы с эталоном для  самопроверки.)  С какой целью вы будете это делать? (Чтобы определить место и причины  затруднений.) Локализация  затруднений  (постановка  учебной задачи) Учащимся предлагается открыть эталоны для самопроверки: ­ Уточним алгоритм исправления ошибок. Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1.  Какое правило вы должны были применить для выполнения первого задания?  У кого это задание вызвало затруднение?  В каком месте у вас возникло затруднение?  Почему у вас возникло затруднение при выполнении этого задания? Аналогичные вопросы задаются при проверке следующих заданий.  Кто все задания выполнил без ошибок? Метапредметные:  Регулятивные  1. Соотносить цели и результаты своей  деятельности. Коммуникативные  1. Задавать вопросы, работать в паре. 2. Слушать и слышать других, быть  готовым корректировать свою точку  зрения. 3. Оказывать в сотрудничестве  необходимую помощь. Алгоритм исправления ошибок Сверить написанное с эталоном  ответа. Определить, в каких словах допущены ошибки. Установить, какой частью речи Построение  проекта выхода из  затруднений  Кто   зафиксировал   затруднения?   Что   вы   будете   делать?   (Будем   исправлять   свои ошибки, учиться применять правила).  Кто все сделал правильно, что вам следует делать дальше? (Будем учиться применять свои знания в заданиях повышенного уровня сложности.) Задания для учеников, не допустивших ошибок.                                       Самостоятельная работа №3  Ребята,   выявившие   затруднения,   что   вы   будете   использовать   при   работе   над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок и эталоны, тренировочные задания.) Тренировочные задания. Этап реализации  построенного  проекта После выполнения заданий учащиеся проверяют свои работы по образцу. Образец выполнения тренировочных заданий.  Вы самостоятельно исправили ошибки. Какой вы сделали вывод? (Необходимо знать  правила написания Н­НН для  разных частей речи, учитывать особенности образования  слов на данную орфограмму, уметь различать наречия;  прилагательные, причастия, в  краткой и полной форме .) ошибочные слова выражены. Выявить вид орфограммы и применить  правило на данную орфограмму. Метапредметные  Регулятивные:  1. Формулировать цель  действий.  2. Проектировать способ  повторения правил и их  фиксировать. Познавательные   1. Извлекать информацию из  источников, представленных в  разных формах (таблица, схема),  соотносить её и делать выводы. 2. Извлекать информацию из  словарей. 3. Осуществлять коррекцию своей  деятельности. Этап обобщения  затруднений во  внешней речи ­ Чтобы правильно написать Н­НН в слове, что необходимо знать? ­ какой частью речи является слово с орфограммой; ­ правило на данную орфограмму для каждой части речи. ­  В прилагательном? Познавательные УУД 1. Анализировать,  сравнивать, обобщать. 2. Устанавливать причинно­ Установить, полная или краткая форма. Если полная, то определить, от какого слова образовано.  ­ От существительного, то:  зависит От суффикса: ­ОНН­,­ЕНН­ пиши НН; ­АН­,­ЯН­,­ИН­  пиши одну Н. Помни слова исключения. 1) От наличия на конце основы исходного слова буквы н!!!              ­ От глагола, то: зависит  от  наличия приставки (кроме не­), суффиксов ­ОВА­, ЕВА­; зависимого  слова, образовано ли от глагола совершенного вида.  ПОМНИ, что в прил­ном  ­ одна Н, если  есть хотя бы один признак, то это причастие , пиши НН.           Если краткая форма прилагательного, то ПИШИ столько Н, сколько и в полной форме. ­ В причастии? Установить, полная или краткая форма. Если полная, то ПИШИ НН, Если краткая, то ПИШИ Н. ­ В наречии? Определить слово, от какого образовано наречие – ПИШИ столько же Н. ­ Проговорите правила  в паре друг другу.  Учащиеся  выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки. Самостоятельная работа № 2. Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 2.  Кому удалось справиться с затруднениями? В это время учащиеся, работающие с дополнительными заданиями, проводят  самопроверку. ­ Для чего  нужно знать о правописании Н­НН в разных частях речи? Родной язык необходимо знать, чтобы… Быть образованным, ибо грамотность – обязательный признак образованности… Быть культурным, ибо уровень владения русским языком, грамотность отражают  состояние вашей внутренней культуры… И чтобы просто чувствовать себя русским человеком! …ибо «родной язык, как родину и родителей, не выбирают, они даются нам вместе с  следственные связи. Познавательные  1. Анализировать, сравнивать,  обобщать, применять алгоритм, правила. 2. Устанавливать причинно­ следственные связи. Познавательные  1. Анализировать,  обобщать. 2. Устанавливать причинно­ следственные связи. Этап  самостоятельной  работы с  самопроверкой по  эталону Этап включения в  систему знаний и  повторения Регулятивные  1. Соотносить цели и  результаты своей  деятельности. 2. Вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности работы Этап рефлексии  деятельности на  уроке рождением и впитываются с детством. Для каждого из нас – это центр Земли, к которому мы будем стремиться всю жизнь!»  Какова была цель урока? (Выяснить,  научились ли мы применять правила написания  Н­НН в разных частях речи, если выяснится, что есть затруднения, то определить их  причины, научиться исправлять свои ошибки).   Какую цель ставили перед собой ученики, которые допустили ошибки в первой  самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась, научиться  применять правило.)  Как исправляли ошибки? (Определяли место, причину ошибки, потренировались на  похожих заданиях.)  Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?  Оцените свою деятельность на уроке. Учащимся предлагается заполнить карточки для рефлексии. Карточка для этапа рефлексии. 1. У меня сегодня все получилось. Я не допускал ошибок__________________________ 2. Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (указать количество) _________ 3. Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними ____________________ 4. Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой ______________________ 5. Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (указать количество)_________ 6. Я выполнил дополнительное задание __________________________________________ 7. В дополнительном задании я допустил ошибки  __________________________________ 8. Мне необходимо поработать над:  ______________________________________________ Итог урока Домашнее задание Домашняя работа – дифференцированная: После заполнения карточек анализируется самооценка учащихся ­ Чем понравился урок? Чем не понравился? 1. Для тех, кто не допустил ошибок, – составить задания по теме «Правописание Н ­ НН в разных частях речи ». 2. Для тех, у кого тема вызывала затруднения, – упр. в учебнике.

Урок русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок  русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок  русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок  русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок  русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок  русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок  русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок  русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок  русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»

Урок  русского языка в 9 классе по теме «Трудные случаи орфографии. Правописание Н - НН в разных частях речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019