Лексические нормы русского языка

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 05.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Научиться точно определять лексическое значение слов и фразеологических оборотов. ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ: Овладение нормами словоупотребления, умение находить и исправлять в тексте лексические ошибки.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое точность словоупотребления? 2. Какие основные ошибки могут возникать при употреблении синонимов, омонимов, паронимов? 4. Назовите основные разновидности фразеологических оборотов.
Иконка файла материала Лекчисекие нормы русского языка.docx
ТЕМА: Лексические нормы русского языка ЦЕЛЬ   РАБОТЫ:   Научиться   точно   определять   лексическое   значение   слов   и   фразеологических оборотов. ПРИОБРЕТАЕМЫЕ   НАВЫКИ   И   УМЕНИЯ:   Овладение   нормами   словоупотребления,   умение находить и исправлять в тексте лексические ошибки.    ХОД РАБОТЫ: ЗАДАНИЕ 1. С данными словами составьте предложения, в которых бы они были употреблены в переносном значении.               Образец: Делегации из Германии был оказан теплый прием. Лететь, острый, кислый, золотой, мягкий.  ЗАДАНИЕ 2. Составьте словосочетания со следующими паронимами.               Образец: отборные ягоды – отборочный тур Эффектный – эффективный, соседский – соседний, экономный – экономичный, вдохнуть – вздохнуть, добрый – добротный. ЗАДАНИЕ 3. Расположите слова по возрастающей степени признака. 1. Большой, гигантский, немаленький, громадный, огромный; 2. безобразный, невзрачный, некрасивый, уродливый; 3. беда, бедствие, катастрофа, несчастье, горе. ЗАДАНИЕ 4. Подберите антонимы к прилагательным в приводимых словосочетаниях.                 Образец: Активный человек – пассивный человек. Быстрое движение, мягкий приговор, мужественный поступок, праздничный день, четкие очертания, привлекательная внешность, суровый характер, фиктивные документы. ЗАДАНИЕ 5. Закончите выражения, объясните их.                 Образец: Без году… ­ без году неделя.                 Объяснение: «Совсем недавно, в течение короткого срока  (быть, работать и т. п.)». Седьмая вода на …, филькина …, беречь как …, как дважды …, валять …, как свои …, вывести на …, прикусить …, водить  … . ЗАДАНИЕ 6. Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях, определите тип допущенных ошибок.                   Образец: Из поездки он привез много памятных сувениров. ( В данном     предложении лишним является слово «памятных», так как лексическое значение слова «сувенир» ­ «подарок на память».) 1) Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2) Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят никакого внимания на вас. 3) На вечере самодеятельности превалировали вокальные номера. 4) В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 5) Путает Австрию с Австралией. Невежа! 6) Извещения о повышении платы за телефон были разосланы всем абонементам. 7) Нам предоставили его как специалиста в области компьютерной техники. 8) В этом месте текста выступления много дефектов. 9) Ожидается очень грандиозная акция. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое точность словоупотребления? 2. Какие основные ошибки могут возникать при употреблении синонимов, омонимов, паронимов? 4. Назовите основные разновидности фразеологических оборотов.

Посмотрите также