ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Научиться точно определять лексическое значение слов и фразеологических оборотов.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ: Овладение нормами словоупотребления, умение находить и исправлять в тексте лексические ошибки.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что такое точность словоупотребления?
2. Какие основные ошибки могут возникать при употреблении синонимов, омонимов, паронимов?
4. Назовите основные разновидности фразеологических оборотов.
ТЕМА: Лексические нормы русского языка
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Научиться точно определять лексическое значение слов и фразеологических
оборотов.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ: Овладение нормами словоупотребления, умение
находить и исправлять в тексте лексические ошибки.
ХОД РАБОТЫ:
ЗАДАНИЕ 1. С данными словами составьте предложения, в которых бы они были употреблены в
переносном значении.
Образец: Делегации из Германии был оказан теплый прием.
Лететь, острый, кислый, золотой, мягкий.
ЗАДАНИЕ 2. Составьте словосочетания со следующими паронимами.
Образец: отборные ягоды – отборочный тур
Эффектный – эффективный,
соседский – соседний,
экономный – экономичный,
вдохнуть – вздохнуть,
добрый – добротный.
ЗАДАНИЕ 3. Расположите слова по возрастающей степени признака.
1. Большой, гигантский, немаленький, громадный, огромный;
2. безобразный, невзрачный, некрасивый, уродливый;
3. беда, бедствие, катастрофа, несчастье, горе.
ЗАДАНИЕ 4. Подберите антонимы к прилагательным в приводимых словосочетаниях.
Образец: Активный человек – пассивный человек.
Быстрое движение, мягкий приговор, мужественный поступок, праздничный день, четкие очертания,
привлекательная внешность, суровый характер, фиктивные документы.
ЗАДАНИЕ 5. Закончите выражения, объясните их.
Образец: Без году… без году неделя.
Объяснение: «Совсем недавно, в течение короткого срока (быть, работать и т. п.)».
Седьмая вода на …, филькина …, беречь как …, как дважды …, валять …, как свои …, вывести на …,
прикусить …, водить … .
ЗАДАНИЕ 6. Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях, определите тип
допущенных ошибок.
Образец: Из поездки он привез много памятных сувениров. ( В данном предложении
лишним является слово «памятных», так как лексическое значение слова «сувенир» «подарок на
память».)
1) Друзья, попробуем оглянуться в будущее.
2) Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят никакого
внимания на вас.
3) На вечере самодеятельности превалировали вокальные номера.
4) В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя.
5) Путает Австрию с Австралией. Невежа!
6) Извещения о повышении платы за телефон были разосланы всем абонементам.
7) Нам предоставили его как специалиста в области компьютерной техники.
8) В этом месте текста выступления много дефектов.
9) Ожидается очень грандиозная акция.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что такое точность словоупотребления?
2. Какие основные ошибки могут возникать при употреблении синонимов, омонимов, паронимов?
4. Назовите основные разновидности фразеологических оборотов.