Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)
Оценка 4.6

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
русский язык
9 кл
13.12.2017
Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)
презентация к уроку "Виды придаточных предложений"
Публикация является частью публикации:
мой урок.docx
Открытый урок по теме: «Виды придаточных предложений» (13.12.2017) Цель   урока:  углубить   представления   о   структуре   сложноподчиненных   предложений, обозначив   виды   придаточных   частей;   совершенствовать   орфографические   и пунктуационные навыки. Задачи: 1. Образовательные:   формировать   умения   находить   придаточные   предложения   в   составе сложноподчинённого предложения;  уметь составлять схемы СПП; определять вид придаточного предложения; анализировать, устанавливать связи между элементами учебного материала;  упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации пунктуационных правил;  систематизировать знания учащихся с целью подготовки к экзамену по русскому языку. 2. Развивающие:            → создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять   связи   и   отношения   между   изучаемыми   понятиями,   делать самостоятельные выводы; обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации  развивать   логическое   мышление   (анализировать   языковой   материал,   обобщать   и делать выводы), умения сравнивать, комментировать, излагать свою точку зрения; развивать   у   учащихся   потребность   в   учебной   деятельности,   в   самовыражении, самоактуализации через различные виды работы; стимулировать   интерес   к   изучаемому   предмету   с   помощью   информационных технологий,   её исследование   обобщение;  решение  →  анализ  → →  формировать творческие, коммуникативные качества;   развивать   личные   качества   учащихся   (чувства   товарищества,   взаимоподдержки); способствовать формированию общекультурных навыков. 3. Воспитательные:    вызывать   желание   постоянно   пополнять   свои   знания   и   поддерживать   интерес   к изучению русского языка; воспитать сознательное отношение к языку как явлению культуры; вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач. ОУУН регулятивные:  структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения   задания,   умение   осознанно   и   произвольно   строить   речевое   высказывание, рефлексия   способов   и   условий   действия;  коммуникативные:   управление   поведением партнёра­контроль, коррекция, оценка действий партнёра;  познавательные: логические­ анализ объектов с целью выделения признаков, осмысленного чтение текста. Тип урока: урок «открытия» нового знания 1 Используемая   технология:   элементы   игрового   обучения,  технологии   развития критического   мышления   посредством   чтения   и   письма,  проблемного   обучения,   ИКТ­ технологии. Оборудование:   персональный   компьютер,   мультимедийный   проектор,   проекционная доска. Наглядность:  Презентация   Microsoft   PowerPoint   «Виды   придаточных   предложений», индивидуальные листы с заданиями, записи на доске. «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если   вы   мне   напишите,   я   прочитаю,   но   тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню» Жан Жак Руссо Ход урока. I. Психологический настрой. Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья­то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня! II.Оформление записи в тетради (дата, вид работы). ­ Сегодня 13 декабря. Классная работа. ­ Для темы урока оставьте одну строчку (читаю эпиграф). ­ Так давайте, возьмёмся за дело! III.Объяснение нового материала (стадия вызова). 1. Лингвистическая разминка. Среди данных предложений найдите “третье лишнее”, запишите его в тетрадь, расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Сделайте схему. Она гл_дит и сер_це (в)ней забилось и чаще и с_льней. Пр..ближался вечер и пр..дметы т..ряли свои контуры. Когда   яркое  солнце   вышло   из­за   горы   и   стало   осв..щать   долину  волнистые   обл..ка ра..сеялись. Дополнительный вопрос: «Найдите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит   от   глухости/звонкости   последующего   согласного»   (вопрос   №   4   теста   ОГЭ) (рассеялись) 2 ­ Итак, лишним оказалось СПП. Начертите схему на доске…Вспомним, что мы знаем о СПП. На ваших столах лежат листочки с заданием 1. Задание 1. «Таблица – ЗХУ»  Что мы знаем Что мы хотим узнать Что   мы   узнали,   и   что   нам осталось узнать ­ Заполните, пожалуйста, таблицу. 3­ий столбик заполним в конце урока. Можно работать в парах. Кому сложно и тем, кто учится на «три» можно заменить задание 1 на задание 2. Также выполняем 3 минуты. Задание 2. Верно­неверно. Подпишите свою фамилию на листочках.  Внимательно прочитайте утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте «+», не согласны – 0. 1.СПП состоит из главного и придаточного (­ых) предложения (­ий). 2.Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения. 3.Части СПП соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации. 4.Части СПП равноправны. 5.Союзное слово не является членом предложения. 6.Подчинительные   союзы,   при   помощи   которых   связываются   части   СПП,   находятся   в придаточной части предложения. 7.Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми. 8. В СПП может быть несколько придаточных предложений. 9. Между частями СПП могут быть отношения одновременности или последовательности. Правильные ответы.+0+00+++0  Оценивание : 9 баллов «5»,8­7 баллов «4», 6 баллов «3». ­   Итак,   проверяем…   Те,   кто   выполняли   верно­неверно,   переверните   на   таблицу   и заполняйте вместе с классом. В конце урока я их соберу и проверю. Составим кластер ([тэ] – орфоэпический словарь Резниченко) СП. СП­ССП и СПП ­   Когда   изучали   ССП,   мы   узнали,   что   они   делятся   на   три   группы.   Назовите   эти группы, в зависимости от чего происходит их деление? (Три группы: ССП с соединительными союзами, ССП  с противительными  союзами, ССП   с   разделительными   союзами.   Делятся   в   зависимости   от   отношений   между частями сложного предложения и союзов, их соединяющих). ССП   –   отношения   одновременности, взаимоисключения – сопоставления, противопоставления СПП ­ ??? ­ СПП тоже, наверное, могут быть разные? ­Итак,   что   мы   хотим   узнать   сегодня  на   уроке?   Предположите,   чем   мы   сегодня   будем заниматься? ­ Хотим узнать, какие виды СПП выделяются, от чего зависит их деление. ­ Совершенно верно. Сформулируйте тему урока…   последовательности   –   чередования, 3 ­ «Виды придаточных предложений». Запишем ее в тетрадь (стадия осмысления). ­   Проведем  лингвистический   эксперимент  и   попробуем   узнать,   как   разделить   все придаточные предложения на группы. Задание выполняем по рядам. Смотрим предложения на партах (Задание 3).  Со..нце уже осв..щало в..ршины лип которые уже пож..лтели под свежим дыханием осени. 1 группа 1. (М.Лермонтов) 2. Ноздрёв зах..хотал тем звонким смехом каким зал..вается только свежий здоровый человек. (Н.Гоголь) 3. В (не)большой к..мнате  куда я вош..л  было довольно темно. (И.Тургенев) 4. По обеим сторонам д..роги которая вела в лес з..ленели молодые поса..ки. 5. За   ст..ной   маленькой   г..стиной   где   они   сидели   слышались   музыка   и   шорох   платьев. (А.Н.Толстой) 2 группа 1. 2. 3. 4. 5. Девочки, глядя на него, сразу сообразили что это очень умный и уч..ный ч..ловек. (А.П. Чехов) Теперь Леонтьеву стало ясно о чём он будет п..сать. (К.Паустовский) Он охотно соглашался со всем что г..ворил к..питан. (К.Паустовский) С..лдаты не видели противника и не знали куда нужно идти. (А.Н.Толстой) Возвратившиеся с разведки казаки сообщили, что видели много зв..риных следов. (В.Арсеньев) 3 группа 1. Медведь остановился на опушке там где только что стоял лось. (Б.Полевой) 2. Алексей пополз туда куда ушёл самолёт. (Б.Полевой) 3. Когда я выбрался на луговую дорогу то увидел далеко впереди трёх девочек. (К.Паустовский) 4. Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком. (К.Паустовский) 5. Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. (Д.Мамин­Сибиряк) 6. Все молчали чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский) Записать любые 2 предложения в тетрадь и выполнить их анализ. По одному человека от каждого ряда у доски. По какому алгоритму мы разбираем СПП? Алгоритм разбора СПП. 1. Подчеркнуть грамматическую основу (а это задания 8 и 11 ОГЭ). 2. Отметить средства связи частей СПП (союзы, союзные слова). 3. Расставить знаки препинания. 4. Определить,   какое   слово,   словосочетание   или   всю   предикативную   часть поясняет придаточная.  5. Задать вопрос.  ­ Обратите внимание: на вопросы каких второстепенных членов отвечают  придаточные части ваших СПП?  ­   Пожалуйста,   1­ый   ряд?   Какой   вопрос   поставили   к   придаточной   части?   Какой второстепенный член отвечает на этот вопрос? Вопросы определения задавали от им. сущ.  Соответственно такие придаточные будут называться… определительные. ­ 2­ой? Вопросы дополнения   или вопросы косвенных падежей задавали от глаголов., а значит, придаточные – изъяснительные. ­ 3­ий? Вопросы обстоятельства задавали от всей главной части, а значит, придаточные – обстоятельственные.  Они в свою очередь еще будут делиться на группы: придаточные места, времени и т.д., но об этом мы поговорим на следующих уроках. ­ Итак, на какие группы делятся все придаточные в сложноподчиненных предложениях? Как определить вид СПП? (Вид СПП можно определить по вопросу, союзу/союзному слову (дописываем кластер и 3­ий столбик в таблице Задание 1 (что мы узнали и что нам осталось узнать) IV.Первичное закрепление (стадия рефлексии). Конструирование СПП 4 ­ Постройте СПП, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное. Запишите, расставляя знаки препинания.  : трава была сочная; на пустыре разбили сад; поездку на пикник пришлось отложить; в На слайде: Главные части   лесу было тепло; мы надеялись; я зайду к тебе. Придаточные части    :    если у меня будет свободное время; потому что в мае шли дожди; что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах; так как на море разыгрался сильный шторм; хотя в тенистых местах ещё лежал снег; который был перед школой. ­ Прочитаем и запишем  получившиеся предложения. ­ Разберём их по алгоритму и определим вид придаточного. 1. Трава была сочная, потому что в мае шли дожди. 2. На пустыре, который был перед школой, разбили сад,. 3. Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм. 4. В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег. 5. Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах. 6. Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время. Дифференцированное задание для «сильных учащихся» ­ Назовите предложения, в состав которых входят односоставные части, назовите виды этих односоставных частей (№2­ н/л  разбили, №3­ б/л пришлось отложить, №4­ б/л было тепло). Готовимся к экзамену (отрывок из текста Паустовского «Старый повар»). В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите   все   цифры,   обозначающие   запятые   между   частями   сложного   предложения, связанными подчинительной связью. Мария накинула платок и вышла. Она долго ждала,  (1) прислушивалась. Наконец ей показалось, (2)что вдоль ограды идёт человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу,  (3)  схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. ­Хорошо, (4) ­ сказал человек спокойно. – Я не священник, (5) но это всё равно. Пойдёмте. ­ Назовите правильный ответ и укажите тип придаточного. V. Итог урока ­ Итак, что нового сегодня узнали? ­ Какие виды придаточных предложений выделяют лингвисты? ­ Как определить вид СПП? ­ Оцените себя:  1.На уроке я работал                                       активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен 3.Урок для меня показался                            коротким / длинным 4.Материал урока мне был                              понятен / не понятен                                                                           полезен / бесполезен                                                                           интересен / скучен ­ определял вид придаточного         правильно / неправильно / не всегда правильно ­ вызвало затруднение:                   не смог задать вопрос от главной части к зависимой /                                                                  не смог определить вид придаточного.  V. Домашнее задание На выбор:  5 ­   составить   или   найти   в   художественной   литературе   6   СПП   с   придаточными определительными, изъяснителными и обстоятельственными (каждого вида по 2), сделать их анализ. ­ придумать текст 7­10 предложений на тему «Что такое доброта?», включив в текст 3 СПП с разными видами придаточных. Запомним слова, которые сказал Л. В. Щерба: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся». Давайте всё­таки ценить время друг друга! 6

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)

Урок русского языка "Виды придаточных предложений" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2017