Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)
Оценка 4.8

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
26.07.2019
Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)
На данном уроке учащиеся выделяют основные принципы русской орфографии и прослеживают их функционирование в русском языке. Проводится словарная и орфографическая работы, направленные на повышение грамотности учащихся. Даны задания по орфоэпии, повышающие речевую культуру учащихся, даны тестовые задания для подготовки к ЕГЭ.
Урок русского языка в 10.docx
Урок русского языка в 10­м классе "Принципы русской орфографии" по учебнику Н.Г. Гольцовой Рязанова Е. В., учитель русского языка и литературы МБУ «Школа №2» Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся. Цели урока: 1. Выделить основные принципы русской орфографии и проследить их  функционирование в русском языке. 2. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на  повышение грамотности учащихся. 3. Выполнить задания по орфоэпии, повышающие речевую культуру учащихся. 4. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ. 5. Работать над воспитанием патриотизма, уважения к родному языку, к  культуре и истории своей страны. Ход урока. 1. Организационный момент. Человек так устроен, что чем бы он ни занимался, он хочет добиться  успеха, только тогда он ощущает удовлетворение от своего занятия. Все  мы хотим успеха. А чтобы успех был на уроке, мы всегда придерживаемся  следующих правил: – слышать и слушать, – вникать и размышлять, – анализировать и реагировать, – оценивать. Сегодня на уроке мне хочется, чтобы мы не просто усвоили принципы  русской орфографии, но и поговорили о великом русском языке. Русский язык засорен иностранными словами, сленгами. Речь стала менее  богатой, выразительной, поэтому необходимо постоянно увеличивать  лексический запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылатыми  выражениями. И, конечно, образцовому языку нужно учиться у наших  классиков. “Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное,  неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей  социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева,  своего великого будущего.” – писал Л.Н.Толстой… Удивительный дар дала нам Россия. Тысячелетиями создавал народ  родной язык. Ты никогда не станешь тусклым, Не охладеешь ни на миг. Я кланяюсь тебе по­русски, Язык прапрадедов моих. (А. Марков.) – Какова основная мысль данного стихотворения? Обогащая свой лексикон, стремитесь к правильному произношению. 2. Орфоэпическая минутка.  КЛЮЧ А что это мне никто не звонИт? У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь,  меньше хлопот; Без твоей опЕки (не опёки) он и шагу ступить не может;  Пусть премирОванных сотрудников будет как можно больше; голос из­за  двЕри; хотите купить товар Оптом – поезжайте на оптОвый рынок;  БаллотИроваться в депутаты? Почему и нет? ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ А что это мне никто не звонит? У вас нет недвижимости? Ну и радуйтесь,  меньше хлопот; Без твоей опеки он и шагу ступить не может; Пусть  премированных сотрудников будет как можно больше; Голос из­за двери;  Хотите купить товар оптом – поезжайте на оптовый рынок; Баллотироваться  в депутаты? Почему и нет? 3. Языковой анализ текста. 1) Вел..чайшее богатство народа – его язык!  2) Тысяч..летиями накапливаются и вечно живут в слове несметные  сокровища человеческой мысли и опыта. 3) И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой  силой и так многогран(?)о (не) проявляется его ум, так кристал..ически (не)  отлагается его национальная история обществен(?)ый строй быт  мировоз(?)рение, как в пословицах. 4) Меткий и образный рус(?)кий язык особенно богат пословицами. 5) Их тысячи, десятки тысяч(?)  6) Как на крыльях, они перел..тают из века (в) век, от одного поколения к  другому, и (н..) видна та безгр..ничная даль, куда устремляет свой полет эта  крылатая мудрость… 7) Различны эпохи, породившие пословицы.  8) (Не) обозримо многообразие человеческих отношений которые  запеч..тлелись в чекан(?)ых народных изр..чениях и аф..ризмах.  9) Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни  радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие,  правда и кривда, чес(?)ость и обман, трудолюбие и лень, крас..та истин и  уродство предрас(?)удков. 10) (Н..)когда (н..) померкнет наша патр..отическая гордость закован(?)ая в  булат таких пословиц:” Наступил на землю русскую, да оступился”, “За  правое дело стой смело”… (М. Шолохов) Тема текста – величие и богатство русского языка. Главный вывод:  пословицы – это крылатая мудрость народа. Микротемы: 1) слово –  сокровище человеческой мысли; пословицы – богатство русскогоя зыка;  отражение в пословицах многообразие человеческих отношений;  патриотическая гордость в русских пословицах. 1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?     Величайшее богатство народа – его язык! Меткий и образный язык не богат пословицами. Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к  другому. Различны эпохи, породившие пословицы. 2. Определите стиль и тип текста.     публицистический; рассуждение художественный; описание научный; повествование разговорный; рассуждение П. Воздействие на читателя, рассуждение – автор излагает, разъясняет,  подтверждает свою мысль. 4.Работа по теме урока. Основные принципы русской орфографии. Дать определение орфографии. (Ответ: орфография (от греческого orthos –  правильный, grapho – пишу) – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных и раздельных написаниях слов; об употреблении строчных и прописных букв, о переносе слов). 1. Морфологический принцип (сообщение ученика). Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных  слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание,  хотя в произношении различаются. Морфологический принцип применяется при написании корней (ход ­ ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке ­ на речке). Морфологическим также является принцип графически единообразного  написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям  (инфинитив, существительное 3­го склонения, глаголы в повелительном  наклонении). Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы. мыш… (мышь    – сущ., 3 скл.) на дорог… (на дороге – сущ., 1 скл., П.п.) отмер… (отмерь – гл., повелительное наклонение) о площад… (о площади сущ., 3 скл., П.п.) береч… (беречь – инфинитив) об экскурсии… (об экскурсии – 1 скл., сущ.,на –ия) пол…скать  ребенка (поласкать – лaска) про…ба (просьба – просить) В русском языке есть и отступления от морфологического принципа 1. Фонетические написания (доклад ученика). Помимо морфологического принципа, который является основным,  применяются также фонетические написания, т.е. написания,  соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний  служит написание приставок на –з, ­с., раз­, рас­, вместо начального и после  приставок, оканчивающихся на твердый согласный. Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы. ра…колоть (расколоть) бе…душный (бездушный) без…дейный (безыдейный: идея) р…спись ( рoспись) р…збить (разбить) от…скать (отыскать: ищет) чре…мерный (чрезмерный) 3. Традиционные и дифференцирующие написания (сообщение ученика). К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на  письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания –  кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи – ши (в древне – русском языке [ж], [ш] были мягкими,  написание и после них было закономерным. 5.Работа с  предыдущим текстом Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания Затем на магнитную доску прикрепляются слова из данного текста,  относящиеся к тому или иному принципу русской орфографии. Морфологический: тысячелетиями, перелетают, безграничная,  честность,несметные, изречения, величайший, тысяч (Р.п.), красота. Фонетический: безверие, отлагается, мировоззрение, предрассудков Традиционный: кристаллический, патриотический, афоризмы, страдания,  национальный. 6. Найдите в предложении 2 орфографические и 1 пунктуационную  “ошибки”. Запишите предложение в виде прямой речи. Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из­под  самого сердца, так кипело бы и животрипетало как метко сказаное   русское слово. (Н.В.Гоголь) 7. Работа с текстом. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это  достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых  блистает опять­таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим  могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать  чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев) – Какие изобразительно­выразительные средства использовал И.С. Тургенев?  (Могущественное орудие, умелые руки; эпитеты: прекрасный…) – Перечислите все правила (орфографические и пунктуационные), не выучив  которые, человек мог бы сделать ошибки в этом тексте.         Безударные гласные, проверяемые ударением в словах: берЕгите,  достОяние, совЕршать (свершение), чудЕса, чИстота, свЯтыню. Буква И после шипящей в слове “нашими” Правописание приставок (пре­, при, пере– “переданное”  “прекрасный”; пред– “предшественниками”; со– “совершать”) Чередующиеся корни “блистает” Суффикс ­енн “могущественными, предшественниками” Удвоенная согласная в слове русский (суффикс ­ск_) Частица “таки” Правописание согласной в слабой позиции “клад” 1. Восклицательный знак  2. Двоеточие 3. Сравнительный оборот. 8. Рефлексия.  Работа с сигнальными карточками. Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов. 9.Итог урока. Наш   урок   хочется   закончить   словами   русского   философа   Ивана Александровича Ильина: «Удивительный дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш  поющий язык. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь  неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и  стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и  мечтательность, и сила, и ясность, и красота».) 10. Дом задание. 1. Теоретический материал урока выучить. 2.Упражнение86. 3. Вопросы и задания на стр. 61.

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)

Урок русскогоя зыка на тему "Принципы русской орфографии" (10 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2019