Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0
Оценка 4.9

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
06.11.2017
Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0
Выбор данной темы не является случайным. Считаю, что в наше время проблема нравственного, духовного развития детей особенно актуальна. Рассказ мрачный, но «мрак» этого рассказа ведёт к свету, к пробуждению детских душ, к тяге не быть равнодушным и желанию задавать себе вопросы и обязательно находить ответы. Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Свой урок я назвала бы уроком общения. Суть такого урока заключается в следующем: анализируя книгу, я общаюсь с учениками и наоборот, общаясь с детьми, я анализирую произведение. Он помог мне открыть прекрасные стороны детской души.План-конспект урока
план-конспект.doc
Цель:  познакомить с многогранной личностью В.М.Шукшина, вызвать интерес к  творчеству писателя и его героям. Задачи:  1. развитие монологической речи учащихся; создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; закрепить умение выделять главное в произведении; 2. 3. воспитание   нравственных   качеств:   доброты,   совестливости,   внимательного отношения к людям. Оформление. На доске эпиграф, стенд с фотографиями писателя, выставка книг.  Моя авторская позиция заключается в том, чтобы  вместе со своими героями найти и раскрыть вечные,  духовные ценности, такие, как доброта, душевная  щедрость, совесть.                                                                                        В.М.Шукшин Подготовка   к   уроку   учащихся:  учащиеся   должны   прочитать   рассказ В.М.Шукшина «Обида». Индивидуальное задание:    сделать буклет, посвященный жизни и творчеству писателя; подготовить рассказ о В.М.Шукшине. Подготовка учителя к уроку:    дать индивидуальные задания и провести их предварительную проверку; подготовить   к   уроку   презентацию   и   выставку   книг   Шукшина   и   о Шукшине. Приложение (презентация, буклет). 1 ХОД УРОКА Слайд 1 I. Слово учителя. Наверное,   вам   уже   приходилось   слышать   имя   Василия   Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режиссёр. Сегодня нам предстоит познакомиться с Шукшиным ­ писателем, мастером короткого рассказа.  Мы обратимся к его произведениям, чтобы ощутить, как затронет душу его мудрое, простое слово, понять, о чем думал, о чем мечтал, что завещал Шукшин своим творчеством.  Он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что видим и слышим мы. Но там, где мы равнодушно скользим глазами, слушаем вполуха, скучаем, ­ там, именно там, Василий Макарович Шукшин видел и слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное.  II. Работа с портретом.         Внимательно   рассмотрите   портрет   Василия   Макаровича, принадлежащий   кисти   Курчинского   Владимира   Егоровича,   и   ответьте   на вопросы: ­ Как вам кажется, откуда родом этот человек?  (из деревни – руки натруженные, мозолистые. О себе Шукшин говорил: «Так у меня вышло к сорока годам, что я – ни городской до конца, ни деревенский  уже. Ужасно неудобное положение.  Это даже – не между  двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде   как   страшновато…Но   в   этом   моем   положении   есть   свои   плюсы…     невольно приходят мысли не только о «деревне» и «городе» – о России.)               ­ Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятствий пришлось преодолеть?  (  Думаю, что много: на лице отражается внутреннее напряжение, кулаки сильно сжаты. Сожалеет о несовершенстве мира и человека.)               ­ Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью? (Чувствуется простота, внутренняя скромность, ранимость, благородность. Смотрит вдаль мудро и проницательно.)              Чтобы понять чудо шукшинского обаяния, заглянем в предысторию Шукшина­художника, перелистаем страницы его биографии.  2 Сообщения подготовленных учеников. Читается стихотворение на фоне видео «Посвящение Шукшину»: Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалось светло, Знало вдоволь и лиха и горя Стародавнее это село. Здесь мальчишка торил дорожку, Пьяный ветер вдыхая с лугов, В огороде тяпал картошку,  На Катуни тягал чебаков… Край Сибирский, Пейзаж неброский,  Бьет о берег Катуни волна, Знает каждый в России, что Сростки –  Это родина Шукшина. Слайд 2 Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года на Алтае. Фамилия его происходит от слова   «шукша»,   что   значит   «волокна,   остающиеся   после   трепания   и   чесания   льна». Василию   не   исполнилось   еще   четырех,   когда   отец   его,   двадцатилетний   крестьянский парень, был арестован и уничтожен как кулак. Семья (а кроме Василия, была еще младшая дочка Наташа) потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе.    В одиннадцать лет он в первый раз попал в город. Там, на базаре сибирского города Бийска, он «окончательно решил стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать... арбузы. Во   время   войны   семья   особенно   бедствовала.   В   1942   году   от   рук   злых   людей погибла корова Райка ­ горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила подростка идти   в   город.   Сперва   он   пытается   учиться   на   бухгалтера,   потом   ­   в   автомобильном техникуме. Но не было у Шукшина способностей ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны ­ небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни, которые, правда, в печать не принимали. Слайд 3 В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и   учеником   маляра,   и   грузчиком,   и   слесарем­такелажником,   работал   на   стройке,   на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из­за язвы желудка демобилизовали   досрочно.    Подлечившись   дома   мамиными   травами,   Шукшин   сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости (трех лет не доучился он в школе), некоторое время   работает   сельским   учителем,   а   затем,   получив   мамино   благословение   и   деньги, вырученные за продажу телки, отправляется в Москву ­ учиться дальше. Слайд 4 3 Шукшин хотел поступить в Литературный институт учиться на писателя. Но к этому времени прием был уже закончен, да и опубликованных произведений у Шукшина не было, а без этого в институт не брали. И он подает документы в Институт кинематографии, где и учится   потом   в   классе   известного   кинорежиссера   Михаила   Ромма.         Но  и   в   этом   институте  ­   предмете   мечтаний   многих   молодых   людей   —  непросто складывалась   судьба   Шукшина.   Не   мог   он   смириться   с   тем   амплуа   «деревенского дурачка», в которое его пытались втиснуть. Он хотел говорить о людях, о жизни правду.        Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина­писателя. Все это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологически точных коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев. Поддержал в это время Шукшина и его учитель Михаил Ромм. И в августе 1958 года появляется в печати первый рассказ Василия Шукшина ­ «Двое на телеге». Слайд 5 Много трудностей и невзгод еще выпадет на долю Василия Шукшина (не выпустят на экраны его первый дипломный фильм, пять лет он будет жить в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем ­ уже известным актером и писателем, имея жену и двоих детей, ­ ютиться в маленькой квартирке на окраине Москвы с «живописным пустырем» под окнами), но самое главное ­ рождение писателя ­ произошло... Слайд 6 Василий   Макарович   –   явление   уникальное.   Актёр,   снявшийся   в   24   картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель.    Жизнь Шукшина не была ни простой, ни долгой. Умер он 2 октября 1974 года в возрасте 45 лет   на съемках фильма «Они сражались за Родину».   Слайд 7 В прекрасном и яростном мире, Искусства достигнув вершин, Ушел от нас трудно поверить, Василий Макарыч Шукшин. Ушел он из жизни в расцвете Душевных и творческих сил, А сколько за десятилетья Для всех он добра совершил. Остались нам чудо-рассказы, Глубокие, словно река, И острые, как алмазы, И светлые, как облака. Остались Шукшинские фильмы, В них мастера сердце живет, 4 А пламя той красной калины И греет нам душу и жжет. Слайд 8 Он с нами мудрец и мечтатель Достойнейший Родины сын. Актер, режиссер и писатель Василий Макарыч Шукшин. На горе Пикет, куда в детстве прибегал Шукшин вместе с деревенскими мальчишками нарвать ароматной земляники, поставили памятник. Слайд 9 Отсюда виден опрятный белый кирпичный дом, где жил писатель. Сейчас в нем дом-музей Василия Макаровича Шукшина. И как завещание остались нам его слова: «Жить надо… Только надо умно жить!»        Как писатель Шукшин стал известен с 1958 года.  ­ Сколько лет было Шукшину на момент публикации?  Шукшину   было   уже   29   лет,   т.е.   в   центральной   прессе   он   опубликовался относительно поздно. Назовем некоторые его произведения. Слайд 10 III. Знакомство с выставкой книг.  (Сообщение учащегося) Шукшин   работал   во   всех   прозаических   жанрах.   Он   автор   двух   романов   и нескольких   повестей.   Роман   "Любавины"     опубликован   в   1965   г.   Он   задумывался   как семейное предание: фамилии его героев – это фамилии многих и сейчас живущих в родной деревне   писателя   Сростки   на   Алтае   людей   (Поповы,   Байкаловы,   Колокольниковы, 5 Малюгины).   Прототипом   Любавиных   стала   зажиточная   семья   Петровых   (деревенское прозвище – Любавины), жившая в Сростках. В романе В. Шукшин рассказывает о жизни советской деревни 20­х гг., в центре повествования – трагедия семьи Любавиных, которая почти вся погибла. Вторая книга "Любавиных"   написана,   видимо,   в   конце   60­х   гг.,   найдена   была   в   архиве   писателя   и опубликована в 1987 г. Роман "Я пришел дать вам волю" (1971) также о крестьянстве, но только триста лет тому назад.  В. Шукшин  изображает  Степана Разина   сорокалетним  сформировавшимся человеком,   действующим   на   небольшом   отрезке   исторического   времени.   Он   дает народного заступника крупным планом, стремится проникнуть в глубь его души.  Наряду   с   романами   писатель   создавал   и   повести,   которые   в   силу   своей драматургичности   были   либо   экранизированы,   либо   поставлены   в   театрах:   "Калина красная" – киноповесть (1973), "Точка зрения" – повесть­сказка (1974), "Энергичные люди" – сатирическая повесть для театра (1973), "А поутру они проснулись" – повесть для театра (1975), "До третьих петухов" (1975) – сказка про Ивана­дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума­разума. В. Шукшин до сих пор остается непревзойденным  мастером рассказа в русской литературе  второй половины  XX  в.   Опубликовано  125 его рассказов,  большинство из которых поражают своей жизненной неповторимостью. Рассказ  «Двое   на   телеге»    положил   начало   многочисленным   журнальным публикациям, из которых в 1963 сложился первый сб. «Сельские жители». Затем  вышли ещё   4  сб­ка  рассказов  («Там   вдали»,  1968;  «Земляки»,  1970;  «Характеры»,  1973; «Беседы при ясной луне», 1974).   Своеобразна публицистика Шукшина. Выступления в газете никогда не были для него писательской повинностью ­ всякий раз он отдавался разговору со всей присущей ему страстностью. Статьи  «Как я понимаю рассказ», «Монолог на лестнице», «Слово о "малой родине"», «Нравственность есть Правда» также остались  заметными явлениями искусства. На  выставке  также   представлены  монографии    о  писателе.   На  основе  большого документального   материала   написана   книга   Владимира   Коробова   «Василий   Шукшин». Прозе Шукшина посвящены книги Валентины Карповой и Веры Апухтиной. Учитель: о чём писал В.Шукшин, что хотел донести до читателя? Давайте  обратимся к эпиграфу. Слайд 11 ­ Как вы понимает значение слов: цена – ценность? Цена – это стоимость чего­либо, выражая в денежных единицах. Поэтому она материальна, вполне определенна и имеет предметную, доступную ощущениям (можно поглядеть,  потрогать, понюхать, взвесить, съесть). 6 Ценность – то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект,  присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценность духовна, не имеет предметной субстанции, ощущениями её не обнаружишь. Пушкинское:  «Не   продается   вдохновение,   но   можно   рукопись   продать»  ­ предельно   точно   очерчивает   границы   цены   и   ценности.   Для  цены  –  сфера   рынка,   для ценности – душа. Обращаясь   к   нам,   читателям,   Шукшин   писал:   «Нам   бы   про   душу   не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее».  Герои рассказов Шукшина открыты навстречу людям, они добрые, наивные и доверчивые,   совершают   необычные   поступки,   которые   не   вписываются   в рамки общепринятых норм, поэтому их называют чудиками. ­ Подберите однокоренные слова к слову чудик. (чудо, чудак, чудинка, чудесный, чудаковатый, чудной ­Каково   его   лексическое   значение   в   словаре   Ожегова?  (   странный,   чудной человек) ­ А как бы вы для себя определили понятие чудик? (человек чем­то интересный, необычный) В. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видит самое дорогое богатство.  «Если   мы   чем­нибудь   сильны   и   по­настоящему   умны,   так   это   в   добром поступке»,   —   говорил   он.   С   этим   жил,   в   это   верил   Василий   Макарович Шукшин,   об   этом   его   произведения.   Сегодня   мы   будем   говорить   о     его рассказе «Обида». III.  Анализ рассказа. 1. Беседа по личным восприятиям: ­ Нам приходится в жизни сталкиваться с обидой. Порой нас обижают, порой мы обижаем. А что значит для вас слово «обида»? О ­ обман, отвращение Б ­ боль, беда, буря гнева И ­ измена, издевательство Д ­ дрожь, драка А – агрессия ­ Что вы чувствуете и предпринимаете, если вас кто­то обидел?  7 (Ребята отвечают, что чувствуют возмущение, гнев, огорчаются, расстраиваются; кто­то замыкается в себе и не хочет никого видеть, кто­то старается доказать свою правоту, кто­ то перестаёт разговаривать с человеком, который его обидел, кто­то “хамит” в ответ).  ­ А как , по­ вашему, следует вести себя, если тебя кто­то несправедливо обидел?  (Мнения   разделились:   “во   что   бы   то   ни   стало   восстанавливать   справедливость”, “ответить   тем   же”,   “прекратить   с   этим   человеком   все   отношения”,   “сделать   обидчику какую­нибудь пакость”, “разобраться, почему с тобой так поступили”…) ­ Видите, ребята, какие мы все разные.  Но героя рассказа Шукшина Сашку Ермолаева я назвала бы уникумом. Я думаю, после прочтения рассказа вы полюбили этого героя. Физкультминутка: Давайте, улыбнёмся мы друг другу? Не лицемеря. Просто от души! Улыбка, как по замкнутому кругу,  Вернётся к нам. Что медлишь? Поспеши! 2.Исследование лексического значения слова. Приступая к чтению художественного произведения, мы, прежде всего,  знакомимся с его названием. Смысл названия данного рассказа нам поможет  определить небольшое исследование лексического значения слова «ОБИДА». Слайд 12                                                   (сообщение учащегося) 8 4. Вопросы для анализа. ­   Итак,   если   исходить   из   того,   что   обида   –   это   причиненное   огорчение, оскорбление, то каков смысл названия рассказа? Что отражает название? (Это   тема   произведения,   ведь   в   основу   сюжета   положен   случай,   когда   главного   героя несправедливо обидели, оскорбили) Просмотр отрывка из фильма (сцена в магазине). ­ А подумайте, только ли Сашка обижен?  (Продавец обижен дважды: вчера ее обидел пьяный дебошир, а сегодня Сашка утверждает, что она сама «с похмелья».  Обижен  человек в плаще, когда Сашка называет его в открытую «подхалим». Люди в очереди если и не обижены в прямом смысле, то раздражены и даже озлоблены, готовы на оскорбление.  Обижены все. Обида разрастается, как снежный ком, и получается, что слово «обида» отражает   общую   атмосферу   жизни.   Люди   словно   заражены   злобой,   ненавистью   друг   к другу.) ­ А ведь что поражает: никому не приходит в голову, что Сашка не вчерашний дебошир. Все верят в его виновность. Почему? (Так могло быть, так часто случается, к хамству привыкли) ­ Кстати, а каким себя видит сам герой? Какой он в собственных глазах? (Уважаемый человек, не Сашка, Александр Иванович) ­ А в глазах продавца? (Сначала дебошир, фон­барон, пьянчуга подворотная, потом вообще  « кто  попало») 9 ­ Для заведующей он какой­то ненормальный. А для человека в плаще просто помеха: «вас тут каждый день – не пробьешься». Что же так больно задело Сашку, в чем суть обиды? Только ли в том, что ему нахамили? (Главное   то,   что   его   проигнорировали   и   унизили   как   личность,   растоптали   чувство собственного достоинства) ­ А какое обстоятельство усиливает драматизм этого момента? (Рядом маленькая дочка, при которой унизили ее отца, нанесли и ей душевную рану. Но об этом никто из взрослых даже не думает) ­ Обратим внимание на внутреннее состояние героя. Какие слова помогают автору передать его? (сводит челюсть от обиды, Сашку затрясло, остро почувствовал обиду, у него затряслись губы) ­ Замечает ли кто­нибудь это, хоть на минуточку? Хоть кто­то попытался понять, что творится в его душе? (Нет, каждый сосредоточен на себе, все торопятся, раздражены, озлоблены. Тебя обидели – и ты ответил тем же, тебя оскорбили – ты еще покрепче, чтоб неповадно было) ­ Обратим внимание на одну деталь. Шукшин пишет: «В последнее время Сашка наладился жить хорошо». Что значит «наладился»? (То есть сознательно старался  жить  в мире,  быть хорошим. Да и  продавец в какой­то момент почувствовала, что может она и ошиблась, обозналась, но никаких надежд нет, «извиняться она не станет, с какой стати?» Ответ   на   вопрос   очевиден:   никто   не   прикладывает   тех   духовных   усилий,   которые необходимы, чтобы зло не распространялось. Сами  расплодили хамов.) ­ Как вы думаете, что в рассказе важнее: то, как нанесли обиду, или то, как человек переживает обиду? ­  Значит,  этот  рассказ   своего   рода   психологическое   исследование.  Автору интересно   понаблюдать,   как   поведет   себя   человек   в   сложной   жизненной ситуации, в ситуации, когда необходимо сделать выбор, как поступить, что делать, где границы дозволенного.  Это своего рода проверка человека на нравственную стойкость. Ситуация непростая.  ­ Был ли у героя выбор?(был, молча уйти) ­ Почему не ушел? (задето самолюбие, его несправедливо оскорбили, что подумала бы дочь?) ­ Правильно ли сделал,  что не ушел? Почему? (Если зло поощрять, оно торжествует) 10 ­ Что пришло в голову? Какой нашел выход? (обратиться к начальству) ­ Ситуация разрешилась? (нет, снова не поверили) Сашка в недоумении: «заговор какой­то». Прослушаем внутренний монолог героя.  (подготовленный учащийся читает наизусть) ­ Как этот монолог характеризует  Сашку?  1.Сашка болезненно реагирует на несправедливость. 2.Чувство справедливости в нем обострено. 3.Он неравнодушный человек, с активной жизненной позицией. 4.Способен к анализу, живет и думает о жизни, дает нравственную оценку происходящему. 5.Сохранил веру в человека, может проявить участие к человеку. Желание   прояснить   ситуацию   приводит   Сашку   в   квартиру,   где   живет Чукалов.   Приходит   с   миром,   даже   улыбается.   Но   попытка   разрешить ситуацию закончилась ужасно. Просмотр отрывка из фильма (у дверей Чукалова). Попробуем понять, что в этот момент чувствует герой? (теперь он раздавлен не только морально, но и физически, им овладел гнев) А дальше все происходит молниеносно,  выстраивается план: взять молоток и с помощью силы восстановить справедливость.  ­ Что могло бы произойти, если бы на пути Сашки не оказалась жена? (убийство – суд ­ тюрьма) ­ Хотели бы вы такой участи для героя? (нет) ­ Так что же, со злом бороться бесполезно и благоразумнее отойти в сторону, оставив все как есть? (Нет.   Бороться   нужно,   но,   возможно,   другими   способами.   Вероятно,   Сашка   где­то допустил ошибку, сделал неправильный выбор.   ­   Попробуем   найти   эти   ошибки.   Проследим,   как   меняется   внутреннее состояние героя.   ­Когда   продавщица   спросила:   «Помнишь   вчерашнее­то?»,  Сашка…удивился, удивленно посмотрел 11 Продавщица назвала героя Иисусиком  и …челюсть свело, обида толкнула в грудь, обиделся, оскорбился Обуреваемый обидой, Сашка произносит: «Сами вы с похмелья» и…Сашка ответил тем же, то есть оскорбил Теперь   обиделась   тетя   и   начинает   мстить,  морально   унижая   героя.   К   ней присоединяется   заведующая,   очередь   и   от   унижения   и   моральной раздавленности  рождается какое чувство? Озлобленности А после того, как Сашку спустили  с лестницы? Желание отомстить, убить. И   это   тот   самый   Александр   Иванович,   уважаемый   человек,   наладившийся жить хорошо, мирно! ­ Так в чем же  ошибка героя? (Ответил злом на зло) Продавщица   назвала   его   Иисусиком,   почему?   (Вид   невинного,   безгрешного человека) А ведь в тексте сказано, что именнно из­за этого Иисусика Сашка особенно оскорбился. А следующее предложение начинается со слов «Черт возьми».   ­ Случайность? Вряд ли. Герой вновь стоит перед выбором, каким? (поступить в соответствии с христианскими заповедями, то есть «ударили по одной щеке – подставь другую» или отдаться  Сатане, подчинить себя злой воле) ­ Сашка…проглотил наживку, им овладело зло   и в ту страшную минуту на лестнице Игорь для него уже и не человек, а …тварь поганая! ­ Кто спас Сашку? Жена.   Она чутьем угадала, что творится в душе мужа. «Сашка, милый, пойдем домой…» ­ И опять герой перед выбором. Каким? Между чем и чем ему приходится выбирать? (Межlу желанием отомстить за себя, то есть на весах самолюбие, гордыня  … или…забыть в этот миг о себе, подумать о близких, тех, кто тебя по­настоящему любит и кому ты нужен, то есть на весах семейные ценности, любовь, забота о них) ­Что выбрал? Прав? Легко ли ему было сделать этот выбор? Сильный или слабый человек  Сашка? Почему? (Сильный, потому что смог отказаться от мести, смирить свою гордыню) «Пойдем домой, ради Бога!»­просит жена. А зовут ее Вера. Так что же может помочь человеку преодолеть искушение творить зло? (вера, любовь, семья,  терпение, смирение, прощение) А легко ли это – смириться, простить обиду? 12 (Очень   сложно,   нужно   проявить   невероятное   усилие   воли,   погасить   раздражение,   гнев, обиду ради своих близких и, главное, для самого себя, чтобы не уподобиться обидчику, не преумножать зло, не допустить духовного падения и остаться кем?  Личностью!) Вывод. Слайд 13  Читая Шукшина, нужно сразу понять, что в его произведениях нет "высокого слога" и напыщенных фраз, берущих за душу своей цветистостью. Шукшин не любил   повторять   прописные   истины,   но   в   каждом   рассказе   есть   своя изюминка, свой нравственный урок. «Нравственность есть Правда», ­говорил Василий Макарович. ­   Какие   нравственные   уроки   получили   вы,   познакомившись   с   рассказами Шукшина?  (   Рассказ   затрагивает   вечные   проблемы   духовности,   нравственности,   утверждает совестливость, правду, любовь к человеку, несёт в себе большой заряд человечности. Он пробуждают в нас чувство сострадания и уважения к людям, помогают поверить, что добро не иссякнет на земле). ­ Ваш одноклассник к нашему уроку приготовил буклет, в котором вы найдёте напутствие писателя молодёжи.  Домашнее задание Попробуйте и вы дать друг другу добрые советы, как оградить себя и других от хамства. На фоне симфонической поэмы – рапсодии Евгения Светланова «Памяти В.М.Шукшина» ученик читает стихотворение Если не я и не ты С ложью не выйдем на бой,  Не защитим красоты Перед зловещею тьмой, Если не я и не ты Факел сердец не зажжём, Правды не скажем друзьям,  Песню души не споём,  13 Ежели я, если ты Станем в глаза людям лгать И ради благ пустоты  Свет красоты предавать,  Кто же за нас сбережёт Истинный свет золотой,  Мир от распада спасёт,  Коль мы не выйдем на бой? На этом наш урок окончен. Поблагодарим Василия Макаровича Шукшина, заставившего   работать   наше   сердце   и   душу   для   самопонимания   и самовоскрешения. Выставление оценок. Рефлексия Слайд 14  «Букет настроения » учащиеся на вазу прикрепляют стикеры в виде  цветов. Зеленый ­ удовлетворен уроком, урок полезен для меня. Желтый ­  урок был интересным, я принимал активное участие. Красный ­ пользы от  урока получил мало.  Слайд 15 14

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0

Урок русской литературы "Нам бы немножко добрее быть" по рассказу В.Шукшина "Обида" (8 класс0
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017