Урок литературы в 10 классе
Оценка 4.8

Урок литературы в 10 классе

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
doc
русская литература
10 кл
18.02.2018
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы по творчеству русского поэта Федора Ивановича Тютчева "Кто, отроку, мне дал парение орла!" Цели урока: формирование опыта творческого общения; развивать творческие способности учащихся; познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта. Тип урока: урок-концерт (литературно-музыкальная композиция). Оборудование: портрет поэта; выставка книг.Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.И. Тютчева
Урок литературы.doc
Урок литературы в 10 классе по творчеству  русского поэта Федора Ивановича Тютчева  «Кто, отроку, мне дал парение орла!..» Цели:  формирование опыта творческого общения;  развить творческие способности учащихся;  познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта. Тип урока: урок­концерт (литературно­музыкальная композиция). Подготовительная работа: готовят выразительное чтение стихотворений и сообщения о жизни и творчестве поэта (наизусть). Оборудование:   портрет   поэта,   статьи;   выставка   книг,   посвященных   жизни   и   творчеству   Ф.И. Тютчева; грамзаписи; презентация (Приложение1), компьютер, мультимедийный проектор.  Ход урока. Учитель:  Здравствуйте. Наша очередная встреча в литературной гостиной посвящена русскому поэту – Федору Ивановичу Тютчеву. (Приложение1) 1   ученик:   Федор   Иванович   Тютчев   родился   в   Орловской   губернии,   где   находилась   усадьба родителей Овстуг (сейчас это Брянская область). (Приложение1) Чтец 1: От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что уцелело, что дошло до нас? Два­три кургана, видимых поднесь… Да два­три дуба выросли на них, Раскинувшись и широко и смело, Красуются, шумят, ­ и нет им дела, Чей прах, чью память роют корни их. Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих – лишь грезою природы. Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг беспощадный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной. 2 ученик:  Это была стародворянская семья среднего достатка, где сильны были патриархальные начала.   Отец,   Иван   Николаевич,   не   стремился   к   служебной   карьере,   был   радушным     и добросердечным хозяином­помещиком. (Приложение1) 1 ученик: Мать, Екатерина Львовна, женщина замечательного ума, сухощавого, нервного сложения, с фантазией. (Приложение1) 2 ученик: Будущий поэт получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт­переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. При этом, как часто бывало в стародворянских семьях, роль хранителя национально­нравственной традиции и многолетнего пестуна сыграл простой русский «дядька» Николай Афанасьевич Хлопов. Под влиянием Раича он рано приобщился к литературному творчеству и уже к литературному творчеству и уже в двенадцать лет поступает на словесное отделение Московского университета. (Приложение1) 1 1   ученик:  После   окончания   университета   в   1821   году   поступает   на   службу   в   коллегию иностранных дел. Юный дипломат уже через несколько месяцев уезжает с русской миссией в  Мюнхен, чтобы долгих двадцать два года служить на чужбине, чтобы жениться на немке Элеоноре Петерсон (Приложение1) и   после   ее   смерти   снова   жениться   на   немке   Эрнестине   Дёрнгберг  (Приложение1),  чтобы, оказавшись в одном из центров культурной жизни Европы, встречаться с Шеллингом и дружить с Генрихом Гейне и стать самому одним из центров, к которому тянулись лучшие европейские умы. 2 ученик: Немецкий и главным образом французский становится языком его службы, его любви, его семьи. Но «стихотворения, присланные из Германии» были написаны по­русски и для России.   Русский   язык   хранился   у   поэта,   как   в   сказочной   кладовой,   которая   открывалась   нечасто   и ненадолго. По­русски творилось, как оказалось, главное дело жизни, ­ стихи. Чтец 2: Ты долго ль будешь за туманом Скрываться, Русская звезда, Или оптическим обманом Ты обличишься навсегда? Ужель навстречу жадным взорам, К тебе стремящимся в ночи, Пустым и ложным метеором Твои рассыплются лучи? Всё гуще мрак, всё пуще горе, Всё неминуемей беда – Взгляни, чей флаг там гибнет в море, Проснись – теперь или никогда… 1 ученик:  Поэзия Федора Ивановича Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которая и в наши дни обогащает духовную культуру каждого человека. О творчестве Тютчева высказано немало противоречивых мнений: им восхищались, его не воспринимали. 2   ученик:    Лирика   Тютчева   –   лирика   особая.   Именно   потому,   что   Тютчев   решает   главные «проклятые», «последние» вопросы, он навсегда интересен. Он оказывается современен для начала XIX века, как и для конца XX века и начала XXI. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы. (Приложение1) Чтец 3: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?.. Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах. Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили И ночь в звездах нема была! И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! Не их вина: пойми, коль может, 2 Органа жизнь глухонемой! Увы, души в нем не встревожит И голос матери самой! (Звучит романс на слова Тютчева «Весенние воды» в исп. Лемешева) 1 ученик:  Да разве в торопливом говоре весенних ручейков не слышится нам песня тютчевских весенних вод, славящих приход «молодой весны», и разве первым раскатам весеннего грома не вторят в нашем сознании знакомые строки: Чтец 4: читает стихотворение «Весенняя гроза».  Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный – Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. (Звучит музыка из «Времен года» П.И. Чайковского «Июнь») Чтец 5: А летом  (Приложение1), когда мы видим  спустившиеся  тучи и   переводим  взгляд на притихшие поля, нам опять­таки вспоминаются тютчевские строки: Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из­за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые  Все сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля, И в сиянье потонула Вся смятенная земля. (Звучи музыка из «Времен года» П.И. Чайковского «Июль») Чтец 6: Не остывшая от зною, Ночь июльская блистала… И над тусклою землею 3 Небо, полное грозою, Все в зарницах трепетало… Словно тяжкие ресницы Подымались над землею, И сквозь беглые зарницы Чьи­то грозные зеницы Загоралися порою… (Звучит музыка из «Времен года» П.И. Чайковского «Октябрь»). Чтец 7: Картины осени (Приложение1) рисуются в стихотворении: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, ­ Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… (Звучит музыка  из «Времен года» П.И. Чайковского  «Январь»). Чтец 8: Зимнюю природу (Приложение1) Тютчев изобразил в стихотворении: Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, ­ Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (Звучит песня о России) (Приложение1) Чтец 9: Теперь тебе не до стихов. О слово русское, родное!.. 2 ученик:  Но у самого Тютчева были спасительные принципы веры, и об одном из главных он заявил в стихах: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Вера в Россию как страну, противостоящую всеобщему европейскому разладу, несущую начала человеческого   единения   и   истинной   религии,   всегда   одушевляла   поэта.   Он   честно   служил интересам Родины, страстно желавшим блага и процветания своему народу. 4 1 ученик: «Из длинного списка имен, желанных сердцу поэта, ­ писал его биограф, ­ нам известно только   четыре   имени   –   Амалия  (Приложение1),   Элеонора  (Приложение1),  Эрнестина (Приложение1) и Елена (Приложение1)!  Три иностранных имени, и  только одно русское! Но это единственное русское имя стало роковым для Тютчева. Им определилось все самое значительное в его любовной лирике». (Приложение1) Чтец 10:  О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел – спроси и сведай, Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей. Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Её волшебный взор, и речи, И смех младенчески­живой? И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Чтец 11: Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья… Но изменили и оне. И на земле ей дико стало, Очарование ушло… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала  То, что в душе ее цвело. И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!.. 2   ученик:   С   особой   силой   трагические   конфликты   духовного   существования   современного человека  проявились  и  запечатлились  в  любовной  лирике  Тютчева:  ведь  и  любовь  оказывалась одним из проявлений столь близкой Тютчеву мятежной жизни – стихийной, по слову самого поэта, «роковой». Любовная поэзия Тютчева – это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации, хаотические брожения души и гармонические разрешения. Наконец, свои эпилоги. 5 Вспомним хотя бы один из самых прекрасных, навсегда вместе с музыкой вошедший в наши души романс: «Я встретил вас». (Звучит романс на слова Тютчева «Я встретил вас»). 1 ученик: Удивительное дело: Тютчев прожил большую жизнь, чуть­чуть «не дотянув» до своего семидесятилетия, но мы воспринимаем его, несмотря на мудрость и как бы «изначальную» зрелость духа его поэзии, всегда страстно влюбленным, и значит, вечно молодым. (Приложение1) Его произведения, как зрелые плоды спели и падали сами собой при постоянной работе его мысли. То же можно сказать и о словах, произнесенных им, бесчисленных, тонких, остроумных, которыми изобиловала его речь, и которых он не искал специально (Приложение1). 2 ученик: Но то, что в высшей степени отличало Федора Ивановича Тютчева, так это не только его ум, но горячее сердцу, которое было истинным двигателем всей его деятельности.  Бессмертие любви и памяти обеспечено Федору Ивановичу Тютчеву (Приложение1). Чтец 12: А. Фет        Ф.И. Тютчеву Мой обожаемый поэт, К тебе я с просьбой и поклоном: Пришли в письме мне твой портрет, Что нарисован Аполлоном! Давно мечты твоей полет Меня увлек волшебной силой, Давно в груди моей живет Твое чело, твой облик милый. Твоей Камене, повторять Прося стихи, я докучаю,­ А все заветную тетрадь Из жадных рук не выпускаю. Поклонник вечной красоты, Давно смиренный пред судьбою, Я одного прошу: чтоб ты Во всех был видах предо мною. Вот почему спешу, поэт, К тебе я с просьбой и поклоном: Пришли в письме мне твой портрет, Что нарисован Аполлоном! Чтец 13: А. Апухтин (Приложение1)          Памяти Ф.И. Тютчева Ни у домашнего, простого камелька, Ни в шуме светских фраз и суеты салонной Нам не забыть его, седого старика, С улыбкой едкою, с душою благосклонной Ленивой поступью прошел он жизни путь, Но мыслью обнял все, что на пути заметил, И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть, Он был как голубь чист и как младенец светел. Искусства, знания, событья наших дней,­ Все отклик верный в нем будило неизбежно, Вы помните его в кругу друзей? Как мысли сыпались нежданные, живые, Как забывали мы под звук его речей И вечер длившийся, и годы прожитые! В нем злобы не было. Когда ж он говорил, 6 Язвительно смеясь над жизнью или веком, То самых смех его нас с жизнию мирил, А светлый лик его мирил нас с человеком! 7

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018