Цели: 1. Дать представление о некоторых фактах биографии.
2. Заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к поэтическим открытиям, пригласить к дальнейшему общению с поэтом.
3. Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворений Ф.И.Тютчева.
4. воспитание чувства прекрасного, любви ко всему, что окружает.
Оборудование: портреты поэта, учебники, сборники, схемы анализа.
Разработка урока литературы в 10 классе.doc
Разработка урока литературы в 10 классе.
Тема: «Ф.И.Тютчев – поэтфилософ. Пейзажная лирика».
Цели: 1. Дать представление о некоторых фактах биографии.
2. Заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к поэтическим открытиям,
пригласить к дальнейшему общению с поэтом.
3. Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворений Ф.И.Тютчева.
4. воспитание чувства прекрасного, любви ко всему, что окружает.
Оборудование: портреты поэта, учебники, сборники, схемы анализа.
Ход урока.
1. Повторение пройденного материала.
Учитель. Мы закончили изучение творчества Н.А.Некрасова.
Скажите, в чём своеобразие поэзии Некрасова?
(Ввёл в литературу тему «страданий народных», стихи сюжетные, язык простой, доступный
и понятный).
А какие темы, кроме темы «страданий народных», нашли отражение в стихах
Некрасова?
(Назначение поэта и поэзии, тема Родины, создал образ революционерадемократа)
Кроме того, он был великолепным мастером пейзажа, об этом нам сейчас
расскажет…
(Сообщение ученика).
2. Слово учителя.
Учитель. Как видим, природа у Некрасова живой организм, но всётаки она, «природа
мать», возвышается над человеком. Иное представление о взаимоотношении природы и
человека у поэта, с творчеством которого мы познакомимся сегодня.
Запишите тему: «Фёдор Иванович Тютчев – поэтфилософ. Пейзажная лирика.»
Владимир Хлебников писал: «Тютчев – явление для ума непостижимое, как
непостижимы для человеческого разума понятия бесконечного и тайного».
Цель: поэтому сегодня на уроке мы попробуем уж если не разгадать его тайну, то
хоть прикоснуться к обаянию тютчевской поэзии, душой почувствовать её, ощутить
своеобразную прелесть его стиха. И сделаем это, обратившись к стихам, которые
традиционно относят к пейзажной лирике. Но прежде обратимся к некоторым фактам
биографии поэта, ибо жизнь поэта и его творчество неразрывно связаны.
(Сообщение ученика).
Учитель. С произведениями Тютчева вы встречались в начальной школе. Может быть, вы
вспомните какиенибудь строки.
( Люблю грозу в начале мая, Зима недаром злится,
Когда весенний первый гром, Прошла её пора
Как бы резвязя и играя, Весна в окно стучится
Грохочет в небе голубом. И гонит со двора.)
Совсем не случайно вспоминаются эти строчки, потому что тема природы была
одной из центральных тем поэзии Тютчева. Но подход к освещению этой темы не
однозначный, он глубже и серьёзнее, чем мы думаем. Мне кажется, этот период определён
строками:
О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги!
О, как ты бьёшься на пороге. Как бы двойного бытия.
Природа является не только объектом эстетических переживаний поэта, как это
часто бывает, но и материалом философских размышлений о мире, Боге, о месте человека
на этой земле.
3. Чтение и анализ стихотворения «Осенний вечер».
Найдите стихотворение «Осенний вечер».(пока ищут, читаю).
Об этом стихотворении Некрасов сказал: «Только талантам сильным и самобытным
дано затрагивать такие струны души в человеческом сердце. Нечего и говорить о
художественном достоинстве приведённого стихотворения: каждый стих его – перл,
достойный любого из наших великих поэтов».
Тем самым Некрасов отнёс Тютчева к «русским первостепенным поэтическим
талантам России».
Чтение стихотворения.( Перед чтением нацелить: сколько микротем можно
выделить в этом стихотворении).
Беседа.
Итак, сколько микротем в этом стихотворении?
(Две: 1 – это состояние лирического героя, 1 – 2 строки; 2 – это картина умирания
природы, картина развёрнутая, 3 – 9 строки).
Докажите.
(Дана картина осени, багряные листья, пестрота дерев, порывистый холодный ветер,
сиротеющая земля).
Почему эта картина вызывает у лирического героя чувство умиления?
(Умирание природы – это как бы изнанка жизни, а изнанку показывать всегда стыдно,
испытываешь чувство неловкости перед окружающими. Природа испытывает ту же
человеческую неловкость).
Найдите слова, подтверждающие это.
(«кроткая улыбка увяданья», «божественной стыдливостью страданья». Вот эта
стыдливость и вызывает у лирического героя чувство умиления, восторга, восхищения).
Какой приём использует автор?
(Олицетворение).
Подтвердите.
С какой целью именно этот приём использовал?
(Он очеловечивает природу, наделяет её человеческими свойствами. Прчём одушевление
природы у Тютчева – это не просто художественный приём, а философское убеждение, не
«красивое словцо», а точное название вещей своими именами. Он пытается понять душу
природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это не просто живое, а и разумное
существо. Философский подход к раскрытию темы природы у Тютчева заключается в том,
что не только Человек оказывается своеобразным инструментом постижения Природы, но
и Природа служит Тютчеву инструментом постижения Человека. Эта одухотворённость
природы – подтверждение единства Природы и Человека – это философская и
художественная основа его творчества.
По утверждению Вл.Соловьёва (поэтафилософа 20 в.), «только собственная
глухота и слепота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы». Ярким
тому подтверждением является стихотворение.)
4. Чтение и анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…».
«Не то, что мните вы, природа…»(Чтение стихотворения учителем).
Беседа.
В 1 строфе есть грамматическая ошибка. Найдите её. (Употреблён не тот предлог. Следовало сказать «у неё есть», а не «в ней есть»).
Почему же автор пренебрёг правилами?
(Сказать «у неё» это сказать о какихто внешних признаках, сказать «в ней» показать
внутреннюю суть. О природе говорит как о живом существе, внутри которого есть сердце и
другие органы. Мало того, он говорит «в ней есть душа» а это о существе разумном).
Исследователи творчества Тютчева утверждают, что все его стихи
построены на антитезе
противопоставление в данном
стихотворении.
.Найдите
(Люди, «живущие в сём мире, как впотьмах, неспособные сочувствовать, сопереживать,
любить, одним словом, бездушные люди – и природа, в которой есть душа »).
Учитель. Тютчевский лирический герой ещё и ещё убеждается в общности связей человека
с МатерьюПриродой, поэтомуто он так решительно стремится противостоять тем, для
кого Природа мертва, лишена внутренней жизни. По его глубокому убеждению, люди, не
способные отозваться на зов МатериЗемли, остаются столь же глухими и к зову
человеческого сердца:
И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.
Какие приёмы использованы?
(Анафора и параллелизм).
Какова их роль?
(Подтверждают его убеждения и усиливают негативное отношение к бездушным
людям).
Учитель. Философские размышления поэта о смысле бытия, о жизни, о смерти –
главная тема пейзажной лирики Тютчева. Так же, как и человек, природа живёт и
умирает. Но смерть природы отличается от смерти человеческой.
Как вы думаете, чем?
5. Чтение и анализ стихотворения «Последний катаклизм».
Учитель. Прочтите стихотворение (про себя) «Последний катаклизм».
( Катаклизм – это стихийное бедствие, разрушительный переворот, катастрофа).
Смерть природы – не есть исчезновение совсем, а есть возвращение к своему
Началу, за которым вновь следует развитие. Эта мысль заключена в последней
строке – «И божий лик изобразится в них». К этой вечно обновляющейся жизни и
стремится быть причастным его лирический герой.
«Приди, струёй его эфирной
Омой страдальческую грудь –
И жизни божество – всемирной
Хотя на миг причастен будь…», пишет Тютчев в стихотворении «Весна».
6. Вывод по теме. Надеюсь, что вас заинтересовала поэзия Тютчева, этот бездонный
кладезь мудрости. Понять его стихи – значит прожить целую жизнь, постигая безмерность,
полноту и красоту бытия. И мне кажется, наш век, когда «не плоть, а дух растлился в наши
дни и человек отчаянно тоскует», особенно нуждается в поэзии великого поэта. Отсюда, в
стихах о природе два организующих центра – человек и природа, которые обозначаются
приёмом синтаксического противопоставления. 7. Домашнее задание. 1. Стр. учебника 3 – 17.
2. Сопоставительный анализ стихотворений «Осенний вечер» и «Есть
в осени первоначальной…».
8. Выставление оценок.
«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»
«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»
«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»
«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.