«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»
Оценка 4.6

«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
25.01.2018
«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»
Цели: 1. Дать представление о некоторых фактах биографии. 2. Заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к поэтическим открытиям, пригласить к дальнейшему общению с поэтом. 3. Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворений Ф.И.Тютчева. 4. воспитание чувства прекрасного, любви ко всему, что окружает. Оборудование: портреты поэта, учебники, сборники, схемы анализа.
Разработка урока литературы в 10 классе.doc
Разработка урока литературы в 10 классе. Тема: «Ф.И.Тютчев – поэт­философ. Пейзажная лирика». Цели: 1. Дать представление о некоторых фактах биографии.                        2. Заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к поэтическим открытиям, пригласить к дальнейшему общению с поэтом.             3. Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворений Ф.И.Тютчева.             4. воспитание чувства прекрасного, любви ко всему, что окружает. Оборудование: портреты поэта, учебники, сборники, схемы анализа. Ход урока. 1. Повторение пройденного материала. Учитель. Мы закончили изучение творчества Н.А.Некрасова. Скажите, в чём своеобразие поэзии Некрасова? (Ввёл в литературу тему «страданий народных», стихи сюжетные, язык простой, доступный и понятный). ­­А   какие   темы,   кроме   темы   «страданий   народных»,   нашли   отражение   в   стихах Некрасова? (Назначение поэта и поэзии, тема Родины, создал образ революционера­демократа) ­­Кроме   того,   он   был   великолепным   мастером   пейзажа,   об   этом   нам   сейчас расскажет… (Сообщение ученика). 2. Слово учителя. Учитель.  Как видим, природа у Некрасова живой организм, но всё­таки она, «природа­ мать», возвышается над человеком. Иное представление  о взаимоотношении природы и человека у поэта, с творчеством которого мы познакомимся сегодня.             Запишите тему: «Фёдор Иванович Тютчев – поэт­философ. Пейзажная лирика.» Владимир   Хлебников   писал:   «Тютчев   –   явление   для   ума   непостижимое,   как непостижимы для человеческого разума понятия бесконечного и тайного». Цель: поэтому сегодня на уроке мы попробуем уж если не разгадать его тайну, то хоть   прикоснуться   к   обаянию   тютчевской   поэзии,   душой   почувствовать   её,   ощутить своеобразную   прелесть   его   стиха.   И   сделаем   это,   обратившись   к   стихам,   которые традиционно  относят  к  пейзажной  лирике.   Но прежде   обратимся  к некоторым  фактам биографии поэта, ибо жизнь поэта и его творчество неразрывно связаны. (Сообщение ученика). Учитель. С произведениями Тютчева вы встречались в начальной школе. Может быть,  вы вспомните какие­нибудь строки. ( Люблю грозу в начале мая,                                  Зима недаром злится,   Когда весенний первый гром,                              Прошла её пора ­     Как бы резвязя и играя,                                         Весна в окно стучится   Грохочет в небе голубом.                                      И гонит со двора.) Совсем не случайно вспоминаются эти строчки, потому что тема природы была одной   из   центральных   тем   поэзии   Тютчева.   Но   подход   к   освещению   этой   темы   не однозначный, он глубже и серьёзнее, чем мы думаем. Мне кажется, этот период определён строками:                          О, вещая душа моя!                          О, сердце, полное тревоги!                          О, как ты бьёшься на пороге. Как бы двойного бытия. Природа является не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает, но и материалом философских размышлений о мире, Боге, о месте человека на этой земле. 3. Чтение и анализ стихотворения «Осенний вечер». ­­Найдите стихотворение «Осенний вечер».(пока ищут, читаю). Об этом стихотворении Некрасов сказал: «Только талантам сильным и самобытным дано   затрагивать   такие   струны   души   в   человеческом   сердце.   Нечего   и   говорить   о художественном   достоинстве   приведённого   стихотворения:   каждый   стих   его   –   перл, достойный любого из наших великих поэтов». Тем   самым   Некрасов   отнёс   Тютчева   к   «русским   первостепенным   поэтическим талантам России». Чтение стихотворения.( Перед чтением нацелить: сколько микротем можно выделить в этом стихотворении). Беседа. ­­Итак, сколько микротем в этом стихотворении? (Две: 1 – это состояние лирического героя, 1 – 2 строки; 2 – это картина умирания природы, картина развёрнутая, 3 – 9 строки). ­­Докажите. (Дана   картина   осени,   багряные   листья,   пестрота   дерев,   порывистый   холодный   ветер, сиротеющая земля). ­­Почему эта картина вызывает у лирического героя чувство умиления? (Умирание природы – это как бы изнанка жизни, а изнанку показывать всегда стыдно, испытываешь   чувство   неловкости   перед   окружающими.   Природа   испытывает   ту   же человеческую неловкость). ­­Найдите слова, подтверждающие это. («кроткая   улыбка   увяданья»,   «божественной   стыдливостью   страданья».   Вот   эта стыдливость и вызывает у лирического героя чувство умиления, восторга, восхищения). ­­Какой приём использует автор? (Олицетворение). ­­Подтвердите. ­­С какой целью именно этот приём использовал? (Он очеловечивает природу, наделяет её человеческими свойствами. Прчём одушевление природы у Тютчева – это не просто художественный приём, а философское убеждение, не «красивое словцо», а точное название вещей своими именами. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это не просто живое, а и разумное существо. Философский подход к раскрытию темы природы у Тютчева заключается в том, что не только Человек оказывается своеобразным инструментом постижения Природы, но и Природа служит Тютчеву инструментом постижения Человека. Эта одухотворённость природы   –   подтверждение   единства   Природы   и   Человека   –   это   философская   и художественная основа его творчества.  По   утверждению   Вл.Соловьёва   (поэта­философа   20   в.),   «только   собственная глухота и слепота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы». Ярким тому подтверждением является стихотворение.) 4. Чтение и анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…».           ­­«Не то, что мните вы, природа…»(Чтение стихотворения учителем). Беседа. ­­В 1 строфе есть грамматическая ошибка. Найдите её. (Употреблён не тот предлог. Следовало сказать «у неё есть», а не «в ней есть»). ­­Почему же автор пренебрёг правилами? (Сказать «у неё» ­ это сказать о каких­то внешних признаках, сказать «в ней» ­ показать внутреннюю суть. О природе говорит как о живом существе, внутри которого есть сердце и другие органы. Мало того, он говорит «в ней есть душа» ­ а это о существе разумном). ­­Исследователи   творчества   Тютчева   утверждают,   что   все   его   стихи построены   на   антитезе     противопоставление   в   данном стихотворении. .Найдите   (Люди, «живущие в сём мире, как впотьмах, неспособные сочувствовать, сопереживать, любить, одним словом, бездушные люди – и природа, в которой есть душа »). Учитель. Тютчевский лирический герой ещё и ещё убеждается в общности связей человека с Матерью­Природой, поэтому­то он так решительно стремится противостоять тем, для кого Природа мертва, лишена внутренней жизни. По его глубокому убеждению, люди, не способные   отозваться   на   зов   Матери­Земли,   остаются   столь   же   глухими   и   к   зову человеческого сердца:                                   И чувства нет в твоих очах,                                  И правды нет в твоих речах,                                  И нет души в тебе. ­­Какие приёмы использованы? (Анафора и параллелизм). ­­Какова их роль? (Подтверждают   его  убеждения   и  усиливают   негативное  отношение  к  бездушным людям). Учитель.  Философские размышления поэта о смысле бытия, о жизни, о смерти – главная тема пейзажной лирики Тютчева. Так же, как и человек, природа живёт и умирает. Но смерть природы отличается от смерти человеческой. ­­Как вы думаете, чем? 5. Чтение и анализ стихотворения «Последний катаклизм».            Учитель. Прочтите стихотворение (про себя) «Последний катаклизм». ( Катаклизм – это стихийное бедствие, разрушительный переворот, катастрофа). Смерть природы – не есть исчезновение совсем, а есть возвращение к своему Началу,   за   которым   вновь   следует   развитие.   Эта   мысль   заключена   в   последней строке – «И божий лик изобразится в них». К этой вечно обновляющейся жизни и стремится быть причастным его лирический герой. «Приди, струёй его эфирной Омой страдальческую грудь –  И жизни божество – всемирной Хотя на миг причастен будь…», ­ пишет Тютчев в стихотворении «Весна». 6.   Вывод   по   теме.  Надеюсь,   что   вас   заинтересовала   поэзия   Тютчева,   этот   бездонный кладезь мудрости. Понять его стихи – значит прожить целую жизнь, постигая безмерность, полноту и красоту бытия. И мне кажется, наш век, когда «не плоть, а дух растлился в наши дни и человек отчаянно тоскует», особенно нуждается в поэзии великого поэта. Отсюда, в стихах о природе два организующих центра – человек и природа, которые обозначаются приёмом синтаксического противопоставления. 7. Домашнее задание. 1. Стр. учебника 3 – 17.                                     2. Сопоставительный анализ стихотворений «Осенний вечер» и «Есть в осени первоначальной…».   8. Выставление оценок.

«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»

«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»

«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»

«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»

«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»

«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»

«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»

«Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Пейзажная лирика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.