Тип урока:
Урок формирования новых знаний
Форма проведения урока:
Урок – эвристическая беседа
Используемая технология: технология развития критического мышления
Цель урока: способствовать формированию и развитию образовательных
компетенций учащихся, показать роль органа слуха в жизни человека
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
•
создать условия для формирования и развития основных образовательных
компетенций ученика, показать роль анализаторов в связи организма с
окружающей средой
Метапредметные:
• формирование ценностных ориентиров учеников, их способности видеть и
понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение;
• формирование навыков деятельности по отношению к информации
окружающего мира;
• формирование способов физического, интеллектуального саморазвития;
• формирование основ личной гигиены, заботы о собственном здоровье
•
совершенствование знаний по теме «Анализаторы»
Личностные:
•
формирование эмоциональноценностных отношений к окружающему миру
Ход урока:
I.
II.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать наш сегодняшний урок мне бы
хотелось словами английского натуралиста Винсона Брауна, автора
«Настольной книги любителя природы»: "Накопление знаний подобно росту
дерева”. Я верю, что на этом уроке на стволе биологических знаний каждого
из вас появится новая веточка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.
Актуализация опорных знаний
Ребята, какую тему вы изучили на прошлом уроке? (Зрительный анализатор.
Строение и функции глаза). Мне хотелось бы узнать, насколько вы освоили
изученный материал, с этой целью я предлагаю вам выполнить тест по теме
«Зрительный анализатор».
III.
Стадия вызова
Ребята, обратите внимание на экран.
Как красив лес. Как только заходишь в него, сразу появляется ощущение
сказки. Лес прекрасное, таинственное место, полное разных загадок. Лес завораживает.
Что вы сейчас делаете? (Смотрим) Чего не хватает, чтобы увиденное на
экране было более ярким и запоминающимся? (Звука)
Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения
и 10% с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и
органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков.
Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Тема
сегодняшнего урока «Слуховой анализатор») Запишите в тетрадь.
Что бы вы хотели узнать о зрительном анализаторе? (Строение, функции,
гигиена). Это и будет нашей целью.
IV.
Стадия осмысления
Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить кластер «Слуховой
анализатор» на основе знаний о зрительном анализаторе.
Задание: заполните кластер (самостоятельно в тетради, с проверкой)
Где располагаются слуховые рецепторы? (В ухе)
Задание: составить кластер «Ухо – орган слуха» на доске и в тетради.
Ухо
Наружное Среднее Внутреннее
Ушная раковина
Наружный
слуховой
проход
Барабанная
перепонка
Слуховые Улитка
косточки
Слуховая
труба
Три
полукружных
канала
Преддверие
Каждый из отделов органа слуха имеет особое строение и выполняет свои функции.
Рассмотрим каждый из них.
Задания для работы в группах.
Задание 1.
Пользуясь учебником (с.80) изучите строение и функции ушной раковины. Изготовьте из
листов бумаги «уши»: один лист бумаги сверните трубочкой, другой – воронкой. С какой
ушной раковиной вы будете слышать лучше? Почему пожилые люди с пониженным слухом,
прислушиваясь к чемулибо, приставляют ладонь к уху?
Задание 2. Пользуясь учебником (с.80) изучите строение и функции наружного слухового прохода.
Подумайте, откуда в наружном слуховом проходе берётся сера, какую функцию она
выполняет?
Задание 3.
Как вы думаете, что в старину называли «копоушками»? Почему сейчас некоторых людей
называют «копушами»? Как связаны эти два понятия? Имеет ли слово «копуша» какое
либо отношение к уху?
Задание 4.
Пользуясь учебником (с.80) изучите строение и функции барабанной перепонки.
Рассмотрите модели барабанной перепонки. Подумайте, какая модель перепонки будет
лучше проводить звук?
Задание 5.
Изучите информацию в учебнике о среднем ухе (с.8081) и ответьте на вопросы:
1) Где находится среднее ухо?
2) Что из себя представляет среднее ухо?
3) Что находится в полости среднего уха?
4) Дайте название слуховым косточкам. Какова их масса?
5) Какую функцию выполняют слуховые косточки?
Задание 6.
Изучите информацию в учебнике о среднем ухе (с.8081) и ответьте на вопросы:
1) Где берёт начало и куда открывается слуховая труба?
2) Какую функцию выполняет слуховая труба?
3) Самонаблюдение: зажмите нос, закройте рот, сделайте глотательное движение. Что
вы ощущаете? Сделайте вывод о том, как влияет изменение давления в ротовой
полости на давление в среднем ухе.
Задание 7.
Изучите информацию в учебнике о строении среднего уха (с.8081) и ответьте на вопрос.
Очень часто мы слышим, что различные инфекционные заболевания, например, ангина,
могут привести к резкому снижению слуха. Подумайте, почему это происходит?
Задание 8.
Заполните пропуски в тексте.
Внутреннее ухо расположено в _____________________________________ Во внутреннем
ухе выделяют орган слуха ____________________________ и орган равновесия
_______________________________________________ Улитка заполнена
_________________________________________________ Улитка получила такое название,
так как __________________________ Одна из стенок перепончатой части улитки
называется________________ мембрана. На ________________ мембране располагаются чувствительные __________ клетки. Это
слуховые ______________________.
Над ними находится _______________________ мембрана.
К каждому рецептору подходят окончания ____________________ нерва.
Видеоролик «Работа слухового анализатора»
Задание: Заполнение кластера передачи звуковой волны.
Задание 9.
«Верите ли вы,,,» по теме «Гигиена слуха»
1) Мыть ужи нужно ежедневно
2) Заболевания ротовой и носовой полости не влияют на орган слуха
3) При сильном ветре и минусовой температуре нужно одевать головной убор
4) Громкие звуки не вредят ушам
5) Проколоть мочку уха можно в домашних условиях, не обязательно для этого
идти в косметический кабинет
Физкультминутка. Точки воздействия на ушной раковине
V.
Рефлексия.
Задание: оцените правильность утверждений (работа в оценочных листах)
Подсчёт баллов и выставление оценки.
Заполните таблицу, оцените себя по предложенным критериям
Суждение
Знак + или
Я узнал(а) много нового
Мне это пригодится в жизни
На уроке было над чем подумать
На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а)
ответы На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока
достиг(ла).
VI.
Домашнее задание
1) Изучить текст учебника на с. 8082
2) Выполнить лабораторную работу «Воздействие шума на остроту слуха»
Приложение.
Фамилия __________________________________
Вариант 1.
Задание 1. Выберите один правильный ответ
1 Способность чётко видеть предметы, расположенные вблизи или вдали, достигается
1 Изменением кривизны хрусталика
2 Перемещением хрусталика относительно роговицы
3 Изменением диаметра зрачка 4 Сокращением зрительных мышц
2 Зрительная зона полушарий большого мозга располагается в
1 Теменной доле
2 Лобной доле
3 Височной доле
4 Затылочной доле
3 Как называется место выхода зрительного нерва
1 Слепое пятно
2 Жёлтое пятно
3 Зрительный центр
4 Глазница
4 Как называется оболочка, цвет которой определяет цвет глаз?
1 Сосудистая
2 Склера
3 Радужная
4 Сетчатка
5 Что защищает глаза от пыли и яркого света?
1 Белочная оболочка
2 Веки и ресницы
3 Сосудистая оболочка
4 Роговица
Общее количество баллов за задание 1: ________________ Задание 2. Заполните схему передачи звуковой волны
Звуковая
волна
Нервный
импульс
Колебание жидкости
внутреннего уха
Общее количество баллов за задание 2: ________________
Задание 3. Выберите правильные утверждения
1 Полость внутреннего уха заполнена жидкостью.
2 Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий.
3 В состав внутреннего уха входят слуховые косточки и слуховая труба
4 Наружный слуховой проход соединён с носоглоткой и выравнивает давление
на барабанную перепонку
5 Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в
механические, колеблет слуховые косточки
Общее количество баллов за задание 3: ________________
Суммарное количество баллов: ________________
1415 баллов – «5»
1113 баллов – «4»
810 баллов – «3» Фамилия __________________________________
Вариант 2.
Задание 1. Выберите один правильный ответ
1 Как называется отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет?
1 Склера
2 Радужка
3 Роговица
4 Зрачок
2 Передняя прозрачная часть фиброзной оболочки – это
1 Радужка
2 Стекловидное тело
3 Глазница
4 Роговица
3 Какую форму имеет хрусталик?
1 Двояковыпуклой линзы
2 Двояковогнутой линзы
3 Выпукловогнутой линзы
4 Плоскую 4 Зрительные рецепторы расположены в … глаза
1 Радужной оболочке
2 Белочной оболочке
3 Сетчатке
4 Роговице
5 Как называется прозрачное, студенистое вещество, заполняющее внутреннюю часть
глазного яблока?
1 Склера
2 Хрусталик
3 Стекловидное тело
4 Серое вещество
Общее количество баллов за задание 1: ________________
Задание 2. Заполните схему передачи звуковой волны
Звуковая
волна
Нервный
импульс
Колебание жидкости
внутреннего уха
Общее количество баллов за задание 2: ________________
Задание 3. Выберите правильные утверждения
1 Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины. 2 Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
3 Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
4 Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
5 Ухо состоит из двух отделов.
Общее количество баллов за задание 3: ________________
Суммарное количество баллов: ________________
1415 баллов – «5»
1113 баллов – «4»
810 баллов – «3»
Урок с использованием ТРКМ по теме "Орган слуха" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Орган слуха" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Орган слуха" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Орган слуха" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Орган слуха" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Орган слуха" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Орган слуха" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Орган слуха" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Орган слуха" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Орган слуха" (8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.