Технологическая карта урока русского языка №1
…Слова говорят не только своим значением,
но и всеми гласными и согласными…
С.Я.Маршак
МОУ «СОШ №41»
Класс 6В
Учитель: Чембарских Н.С.
Тема урока: Звукопись – одно из выразительных средств русского языка
Содержание
Цели урока:
: Звукопись – одно из выразительных средств русского языка.
1. Обеспечить усвоение обучающимися теоретических знаний по теме «Звукопись – одно из выразительных средств русского языка»;
2. развивать орфографическую зоркость, способность определять вид звукописи, работать самостоятельно и в группах;
3. воспитывать внимание, уважительное отношение к мнению других людей, любовь к родному языку, любовь к поэзии.
№
1.
Этапы
урока
Организаци
онный этап
урока
Цель этапа урока Формирован
ие субъект
субъектных
отношений
Создание
комфортных
условий для
работы в
классе.
Настроить
обучающихся на
активную
мыслительную
деятельность.
Создать
доброжелательную
атмосферу в классе.
2.
Орфографи
ческая
пятиминутк
Повторить гласные
в корне слов,
проверяемые
Подтвержден
ие
успешности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Здравствуйте, ребята!
Садитесь. Я рада видеть ваши
лица, ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний урок принесёт нам
всем радость общения друг с
другом. Успехов вам и удачи!
Откройте, пожалуйста, тетради,
запишите число, классная работа.
Организация работы, контроль
Начнем наш урок с повторения
орфографии. Перед вами
Приветствуют учителя.
Записывают в тетрадь число,
«Классная работа»
На доске:
Число
Классная
работа
Повторение ранее изученного
правила, обозначение
орфограммы, формулировка
Слайд №2
Этот же
стихотворный а
3
Постановка
проблемы
ударением,
подготовить к
восприятию нового
материала,
выявление
неизвестного
Создать
проблемную
ситуацию,
позволяющую
убедиться в
необходимости
изучения новой
темы
ученика в
познавательн
ой
деятельности
.
стихотворение Ф.И. Тютчева.
Спишите его, вставьте
пропущенные буквы, выделите
орфограммы, сформулируйте
правило.
правила, выявление
повторяющихся звуков.
1 ученик работает на обратной
стороне доски.
Проверка.
текст с
пропусками
записан на
доске с
обратной
стороны
Актуализа
ция
субъективног
о опыта
ученика,
настрой на
понимание
значимости
изучаемого
материала,
Создание проблемной ситуации.
Наблюдение, сравнение.
– Кто удивляется тому, как
звучат слов?
Вспомните, как дети говорят,
показывая на кошку, собаку или на
то, как едет машина? (Дети
ищут в этом звучании особый
смысл)Предложение подобрать
слова, в которых сами звуки как бы
«подтверждают» смысл слов.
А для нас с вами изолированные
звуки или слоги могут являться
словами?
Правильно, но в некоторых словах
сами звуки как бы
«подтверждают» смысл слова.
Посмотрите на стихотворение,
найдите в нем слова, которые бы
сами за себя говорили.
Что передают звуки в этих
словах?
Чем это достигается?
Дети.
Дети произносят отдельные
звуки или слоги. (приводят
примеры) «Гавгав, мяумяу, ж
жж»
Нет, это могут быть только
союзы, предлоги или частицы.
Изолированно они ничего не
обозначают и не имеют
никакого значения
Работа с текстом.
Это слова: гром, гроза резвяся,
играя, грохочет, гремят,
раскаты.
Звуки в этих словах передают
чтото грозное, рокочущее,
связанное с грохотом, ударами. 4.
Знакомство
с новым
материалом
Познакомить
учащихся с
художественно
выразительным
средством –
звукопись
(аллитерация и
ассонанс)
Обеспечение
восприятия,
осмысление и
запоминание
определения
звукописи
Итак, о чем мы с вами будем
сегодня говорить?
Т.е. о звукописи. Запишите тему
и эпиграф к уроку в тетрадь
Демонстрация языкового материала
для наблюдения.
Как можно изобразить полет
жука?
Правильно. На основе
звукоподражания возникли слова
«жужжать, жужжание».
Повторяющиеся звуки Т , П, К
могут создать звуковой образ
мчащейся конницы, пляски.
Послушайте шум моря, гром.
Опишите словами. Это свойство
звуков давно были замечены
поэтами и писателями.
Посмотрите на текст, который
лежит перед вами. Запишите в
тетрадь только выделенные
предложения. Обратите
внимание на последние выделенные
словосочетания. Спишите их,
вставьте пропущенные буквы,
выделите орфограммы.
*Запишите первые два
предложения, оформляя прямую
речь.
Чем же эти слова могут нас
заинтересовать?(Дается
определение звукописи)
Слайд №3
Это достигается дрожащим
звуком /Р/
О звуках, которые «умеют
подтверждать» смысл слов
Запись темы урока и эпиграфа в
тетрадь.
Наблюдение над сочетанием
звуков, запись в тетрадь
выделенных предложений.
Звуком ЖЖЖЖ
Слушают аудиозапись шума моря,
грома.
Выразительное чтение вслух (1
ученик)
Запись выделенных предложений и
словосочетаний в тетрадь.
Приложение 1
(раздаточный
материал)
Сочетанием звуков. Звукописью.
Определение звукописи
записывается в тетрадь.
Слайд № 4 5. Морфемно
фонетическ
ая
пятиминутк
а
Повторить
морфемный разбор
слова, выявить
звуковой состав
слова.
6.
Синтаксиче
ская
пятиминутк
а
Повторить знаки
препинания в
сложном
предложении.
Понаблюдать за
языковым
материалом.
7
Знакомство
с новым
материалом
Познакомить
учащихся с видами
звукописи
(аллитерация и
ассонанс)
8.
*
1.
Отработка
навыка
определени
я вида
звукописи.
Установить
правильность и
осознанность
учащимися
изучаемого
материала,
обеспечить
Обеспечение
повторения
морфемного
и
фонетическо
го состава
слова
Обеспечение
повторения
пунктуации в
сложном
предложении
Отработка
навыков в
применении
нового
материала на
практике.
Обеспечение
восприятия,
осмысления
нового
материала и
применение
нового
материала на
практике
Отработка
логики в
применении
нового
материала.
Организация самостоятельной
мыслительной деятельности
учащихся.
Разберем слово звукопись по
составу .Выясним сколько корней
в этом слове, сколько звуков и
букв.
Организация деятельности
учащихся.
Запишите скороговорку под
диктовку. Объясните постановку
знаков препинания, выделите
грамматическую основу.
Сверьтесь с доской. А теперь
посмотрите на звуки, которые
повторяются в этой скороговорке.
Можно ли назвать это
звукописью?
Демонстрация материала для
наблюдения, выявление вида
звукописи
Прочитайте определения
аллитерации и ассонанса.
Скажите, какой вид звукописи
использован в этой скороговорке?
Подчеркните повторяющиеся
звуки.
Организация самостоятельной
деятельности учащихся
Послушайте строчки А.Пушкина.
Определите, какой звук
Выделение частей слова,
выяснение звукового состава
данного слова.
Записать скороговорку под
диктовку, объяснить постановку
знаков препинания, выделить
грамматическую основу,
Определить , есть ли в данном
тексте звукопись.
Приложение 2
к уроку № 1
Чтение определений, работа с
определениями. Определение вида
звукописи
Слайд №5
Приложение 3
(раздаточный
материал)
Приложение 4
Работа учащихся над
определением вида звукописи
(определить, какой звук
настойчиво повторяется в данных
строчках, что достигается этим
повтором?).
Настойчиво повторяется повышение уровня
осмысления
учащимися
изучаемого
материала, глубины
усвоения.
Установить
правильность и
осознанность
учащимися
изучаемого
материала,
обеспечить
повышение уровня
осмысления
учащимися
изучаемого
материала, глубины
усвоения.
8.
*
2.
Отработка
навыка
определени
я вида
звукописи.
«Четыре
времени
года в
звукописи»
Отработка
логики в
применении
нового
материала
настойчиво повторяется? Зачем?
послушайте строчки из
стихотворений К.Бальмонта.
Какие согласные звуки
повторяются? Может быть, вы
сами назовете строчки с
намеренным повторением
согласных звуков.
«Четыре времени года» так
будет называться этот этап
урока. Мы поговорим о том, что
можно услышать в разные
времена года. Укажем виды
звукописи.
Какие звуки слышны весной?
Какие звуки повторяются в
стихотворении Ф.И.Тютчева?
Что эти звуки напоминают?
Определите вид звукописи в этих
строчках.
Какие звуки слышны в природе
летом?
Что мы можем слышать
осенью?
А зимой?
9.
Закреплени
е материала
Закрепить навыки
учащихся в
определении вида
звукописи
Использован
ие
полученных
выводов и
знаний в
работе над
языковым
Организация развлекательной
пятиминутки (Игра «Кто больше
вспомнит скороговорок»).
Звукопись давно замечена
народом и нашла своё отражение
в шуточных песенках, частушках,
скороговорках.
согласный звук, чтобы показать
«звукоизображение» действий.
Для большей выразительности.
Называют строчки, в которых
повторяются согласные звуки.
Называют вид звукописи.
Журчание воды, капель и т.д.
УТ, У Гул потока; БЛ, ГЛ –
весенние всплески журчащих,
непрерывно бегущих ручейков..
Ассонанс, аллитерация.
Гроза, дождь, жужжание
шмеля и т.д.
Долго и часто идущие дожди,
ветер, падающие листья и т.д.
завывание пурги, вьюги, лёгкого
падения снега, тишины
погружённых в снег лесов, полей
и т.д.
Работа учащихся в группах.
Самостоятельная работа учащихся
по ознакомлению с
дополнительным материалом
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11 запишите в тетрадь, что такое
скороговорка.
Скороговорку надо произносить
быстро («скоро говорить»), не
запинаясь; это не только весёлое,
но и полезное занятие, т.к.
помогает исправить плохую
дикцию (произношение).
Объединитесь в группы по 5
человек. Игра «Кто больше
вспомнит скороговорок»
Подсчет скороговорок. * Конкурс
на лучшего чтеца скороговорок
Делают запись в тетрадь
Произносят скороговорки.
Объединяются в группы.
Конкурс скороговорок.
Организация дифференцированного
домашнего задания, инструктаж..
Проверка записей в дневниках.
Выбор задания по интересу, запись
в дневнике.
Слайд 12
материалом.
10. Подведение
итогов
урока
11. Задание на
дом
Одобрение
деятельности
отдельных
учащихся,
класса,
стимулирова
ние интереса
к предмету.
Предоставле
ние
возможности
выбора
задания по
своему
желанию и по
степени
сложности.
Проверить уровень
усвоения нового
материала по теме
урока, дать
качественную
оценку работ
отдельных
учеников, групп,
класс в целом.
Закрепление нового
материала,
обеспечение
понимания цели,
содержания и
способов
выполнения,
мотивация к
выполнению
домашнего задания,
инструктаж по
выполнению
домашнего задания.
* Дополнительное задание, материал. Дается на усмотрение (на выбор) учителя. Приложение 1
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск
красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, т_жкое гр_мыхание гр_зы, детский ш_пот и
шорох м_рского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, для
которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
(К.Паустовский)
Приложение 2
Жужжали ручьи и урчали,
Жужжали шмели над ручьями.
Приложение 3
Аллитерация – один из видов звукописи. Повтор в стихотворной речи (реже в прозе)
одинаковых согласных звуков. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые
становятся поэтому особо выразительными.
Ассонанс – один из видов звукописи. Повтор в стихотворной речи гласных звуков.
Приложение 4
1. Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл.
2. Веселым треском трещит затопленная печь.
(А.С.Пушкин)
1. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
2. К фее в замок собрались
Мошки и букашки
Перед эти напились
Капелек с ромашки.
И давай жужжать, галдеть
В зале паутиной.
3. Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(К.Бальмонт)
Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.