Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Оценка 4.8

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
русский язык
6 кл
18.11.2018
Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Публикация является частью публикации:
звукопись урок.doc
Технологическая карта  урока русского языка №1                                                                                                                                                          …Слова  говорят не только своим значением,                                                                                                                                                               но и всеми гласными и согласными…                                                                                                                                                                                                                С.Я.Маршак МОУ «СОШ №41» Класс 6­В              Учитель: Чембарских Н.С. Тема урока: Звукопись – одно из выразительных средств русского языка Содержание   Цели урока:   : Звукопись – одно из выразительных средств русского языка. 1. Обеспечить усвоение обучающимися теоретических знаний по теме «Звукопись – одно из выразительных средств русского языка»; 2. развивать орфографическую зоркость,  способность  определять вид звукописи, работать самостоятельно и в группах; 3. воспитывать внимание, уважительное отношение к мнению других людей, любовь к родному языку, любовь к поэзии. № 1. Этапы урока Организаци онный этап  урока Цель этапа урока Формирован ие субъект­ субъектных отношений Создание  комфортных  условий для  работы в  классе. Настроить  обучающихся  на  активную  мыслительную  деятельность.  Создать  доброжелательную  атмосферу в классе. 2. Орфографи ческая  пятиминутк Повторить  гласные  в корне слов,  проверяемые  Подтвержден ие  успешности  Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание ­ Здравствуйте, ребята!  Садитесь. Я рада видеть ваши  лица, ваши улыбки и думаю, что  сегодняшний урок принесёт нам  всем радость общения друг с  другом. Успехов вам и удачи!  Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Организация работы, контроль ­ Начнем  наш урок с повторения  орфографии. Перед вами  Приветствуют учителя. Записывают в тетрадь число,  «Классная работа» На доске: Число Классная  работа Повторение ранее изученного  правила, обозначение  орфограммы, формулировка  Слайд №2 Этот же  стихотворный а 3 Постановка проблемы ударением,  подготовить к  восприятию нового  материала,  выявление  неизвестного Создать  проблемную  ситуацию,  позволяющую  убедиться в  необходимости  изучения новой  темы ученика в  познавательн ой  деятельности . стихотворение Ф.И. Тютчева.  Спишите его, вставьте  пропущенные буквы, выделите  орфограммы, сформулируйте  правило. правила, выявление  повторяющихся звуков.  1 ученик работает на обратной  стороне доски. Проверка. текст с  пропусками  записан на  доске с  обратной  стороны Актуализа­ ция  субъективног о опыта  ученика,  настрой на  понимание  значимости  изучаемого  материала, Создание проблемной ситуации.   Наблюдение, сравнение. – Кто удивляется тому, как  звучат слов? ­ Вспомните, как дети говорят,  показывая на кошку, собаку или на  то, как едет машина? (Дети  ищут в этом звучании особый  смысл)Предложение подобрать  слова, в которых сами звуки как бы  «подтверждают» смысл слов. ­ А для нас с вами изолированные  звуки или слоги могут являться  словами?  ­Правильно, но в некоторых словах сами звуки как бы  «подтверждают» смысл слова.  Посмотрите на стихотворение,  найдите в нем слова, которые бы  сами за себя говорили. ­ Что передают звуки в этих  словах?  ­Чем это достигается? ­Дети. ­ Дети произносят отдельные  звуки или слоги. (приводят  примеры) «Гав­гав, мяу­мяу, ж­ ж­ж» ­Нет, это могут быть только  союзы, предлоги или частицы.  Изолированно они ничего не  обозначают  и не имеют  никакого значения Работа с текстом. ­ Это слова: гром, гроза резвяся,  играя, грохочет, гремят,  раскаты.  ­ Звуки  в этих словах передают  что­то грозное, рокочущее,  связанное с грохотом, ударами. 4. Знакомство с новым  материалом Познакомить  учащихся с  художественно­ выразительным  средством –  звукопись  (аллитерация и  ассонанс) Обеспечение  восприятия,  осмысление и запоминание  определения  звукописи ­ Итак, о чем мы с вами будем  сегодня говорить? ­ Т.е. о звукописи. Запишите тему   и эпиграф к уроку в тетрадь  Демонстрация языкового материала  для наблюдения. ­ Как можно изобразить полет  жука? ­Правильно. На основе  звукоподражания возникли слова  «жужжать, жужжание».  Повторяющиеся звуки Т , П, К   могут создать звуковой образ  мчащейся конницы, пляски.  Послушайте шум моря, гром.  Опишите словами. Это свойство  звуков давно были замечены  поэтами и писателями.  Посмотрите на текст, который  лежит перед вами. Запишите в  тетрадь только выделенные  предложения. Обратите  внимание на последние выделенные словосочетания. Спишите их,  вставьте пропущенные буквы,  выделите орфограммы.  *Запишите первые два  предложения, оформляя прямую  речь. ­Чем же эти слова могут нас  заинтересовать?(Дается  определение звукописи) Слайд №3  ­ Это достигается дрожащим  звуком  /Р/ ­ О звуках, которые «умеют  подтверждать» смысл слов Запись темы урока  и эпиграфа в  тетрадь. Наблюдение над сочетанием  звуков, запись  в тетрадь  выделенных предложений.  ­Звуком Ж­Ж­Ж­Ж Слушают аудиозапись шума моря,  грома.  Выразительное чтение вслух  (1  ученик) Запись выделенных предложений и словосочетаний в тетрадь.  Приложение 1  (раздаточный  материал) ­Сочетанием звуков. Звукописью. Определение звукописи  записывается в тетрадь. Слайд № 4 5. Морфемно­ фонетическ ая  пятиминутк а Повторить  морфемный разбор  слова, выявить  звуковой состав  слова. 6. Синтаксиче ская  пятиминутк а Повторить знаки   препинания в  сложном  предложении.  Понаблюдать за  языковым  материалом.  7 Знакомство с новым  материалом Познакомить  учащихся с видами  звукописи  (аллитерация и  ассонанс)  8. * 1.  Отработка  навыка  определени я вида  звукописи. Установить  правильность и  осознанность  учащимися  изучаемого  материала,  обеспечить  Обеспечение повторения  морфемного  и  фонетическо го состава  слова Обеспечение  повторения  пунктуации в сложном  предложении Отработка   навыков в  применении  нового  материала на  практике. Обеспечение  восприятия,  осмысления  нового  материала и  применение  нового  материала на  практике Отработка  логики в  применении  нового  материала.  Организация самостоятельной  мыслительной деятельности  учащихся. ­ Разберем слово звукопись по  составу .Выясним сколько корней  в этом слове, сколько звуков и  букв. Организация деятельности  учащихся.  ­Запишите скороговорку под  диктовку. Объясните постановку  знаков препинания, выделите  грамматическую основу.  Сверьтесь с доской. А теперь  посмотрите на звуки, которые  повторяются в этой скороговорке. Можно ли назвать это  звукописью? Демонстрация материала для  наблюдения, выявление вида  звукописи  ­ Прочитайте определения  аллитерации и ассонанса.  Скажите, какой вид звукописи  использован в этой скороговорке?  Подчеркните повторяющиеся  звуки. Организация самостоятельной   деятельности учащихся  ­Послушайте строчки А.Пушкина.  Определите, какой звук  Выделение частей слова,  выяснение звукового состава  данного слова. Записать скороговорку под  диктовку, объяснить постановку  знаков препинания, выделить  грамматическую основу,  Определить , есть ли в данном  тексте звукопись. Приложение 2  к уроку № 1 Чтение  определений, работа с   определениями. Определение вида звукописи  Слайд №5 Приложение 3  (раздаточный  материал) Приложение 4 Работа учащихся над  определением вида звукописи  (определить, какой звук  настойчиво повторяется в данных  строчках, что достигается этим  повтором?). ­Настойчиво повторяется повышение уровня  осмысления  учащимися  изучаемого  материала, глубины  усвоения. Установить  правильность и  осознанность  учащимися  изучаемого  материала,  обеспечить  повышение уровня  осмысления  учащимися  изучаемого  материала, глубины  усвоения. 8. * 2.  Отработка  навыка  определени я вида  звукописи. «Четыре  времени  года в  звукописи» Отработка  логики в  применении  нового  материала настойчиво повторяется? Зачем? ­послушайте строчки из  стихотворений К.Бальмонта.  Какие согласные звуки  повторяются? Может быть, вы  сами назовете строчки с  намеренным повторением  согласных звуков. ­ «Четыре времени года» ­ так  будет называться этот этап  урока. Мы поговорим о том, что  можно услышать  в разные  времена года. Укажем виды  звукописи. ­Какие звуки слышны весной? ­ Какие звуки повторяются в  стихотворении Ф.И.Тютчева?  Что эти звуки напоминают? ­Определите вид звукописи в этих  строчках. ­ Какие звуки слышны  в природе  летом? ­ Что мы можем слышать  осенью? ­ А зимой? 9. Закреплени е материала Закрепить навыки  учащихся  в  определении вида  звукописи Использован ие  полученных  выводов и  знаний в  работе  над  языковым  Организация развлекательной   пятиминутки (Игра «Кто больше  вспомнит скороговорок»). ­ Звукопись давно замечена  народом и нашла своё отражение  в шуточных песенках, частушках,  скороговорках. согласный звук, чтобы показать  «звукоизображение» действий.  Для большей выразительности. Называют строчки, в которых  повторяются согласные звуки.  Называют вид звукописи. ­ Журчание воды, капель и т.д. ­ ­УТ, У  ­ Гул потока; БЛ, ГЛ –  весенние всплески журчащих,  непрерывно бегущих ручейков.. ­ Ассонанс, аллитерация. ­ Гроза, дождь, жужжание  шмеля и т.д. ­Долго и часто идущие дожди,  ветер, падающие листья и т.д. ­ завывание пурги, вьюги, лёгкого  падения снега, тишины  погружённых в снег лесов, полей  и т.д. Работа учащихся в группах.  Самостоятельная работа учащихся по ознакомлению с  дополнительным материалом Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 ­запишите в тетрадь, что такое  скороговорка.  ­Скороговорку надо произносить  быстро («скоро говорить»), не  запинаясь; это не только весёлое,  но и полезное занятие, т.к.  помогает исправить плохую  дикцию (произношение). ­Объединитесь в группы по 5  человек. Игра «Кто больше  вспомнит скороговорок» Подсчет скороговорок. * Конкурс  на лучшего чтеца скороговорок Делают запись в тетрадь Произносят скороговорки. Объединяются в группы. Конкурс скороговорок. Организация дифференцированного  домашнего  задания, инструктаж..  Проверка записей в дневниках. Выбор задания по интересу, запись в дневнике. Слайд 12 материалом. 10. Подведение итогов  урока 11. Задание на  дом Одобрение  деятельности отдельных  учащихся,  класса,  стимулирова ние интереса  к предмету. Предоставле ние  возможности  выбора  задания по  своему  желанию и по степени  сложности. Проверить уровень  усвоения нового  материала по теме  урока, дать  качественную  оценку работ  отдельных  учеников, групп,  класс в целом. Закрепление нового  материала,  обеспечение  понимания цели,  содержания и  способов  выполнения,  мотивация к  выполнению  домашнего задания,  инструктаж по  выполнению  домашнего задания. * Дополнительное задание,  материал. Дается на усмотрение  (на выбор) учителя. Приложение 1 С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем  сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск  красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, т_жкое гр_мыхание гр_зы, детский ш_пот и  шорох м_рского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, ­ для  которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.  (К.Паустовский) Приложение 2 Жужжали ручьи и урчали, Жужжали шмели над ручьями. Приложение 3 Аллитерация – один из видов звукописи.  Повтор в стихотворной речи (реже в прозе)  одинаковых согласных звуков. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые  становятся поэтому особо выразительными.  Ассонанс – один из видов звукописи. Повтор в стихотворной речи гласных звуков. Приложение 4 1. Жеманный кот, на печке сидя,       Мурлыча, лапкой рыльце мыл. 2. Веселым треском трещит затопленная печь.                                                         (А.С.Пушкин) 1. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. 2. К фее в замок собрались     Мошки и букашки Перед эти напились Капелек с ромашки. И давай жужжать, галдеть В зале паутиной. 3. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув немею, Лелею травы, лелею нивы.                                                          (К.Бальмонт)

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018