Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Оценка 4.8

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
русский язык
6 кл
18.11.2018
Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Публикация является частью публикации:
урок №2.doc
Технологическая карта урока русского языка №2                                                                                                                                                                    Русский язык чрезвычайно богат,                                                                                                                                                                      гибок и живописен для выражения                                                                                                                                                                      простых, естественных понятий…                                                                                                                                                                                                             В.Г. Белинский                                                                                                                            МОУ «СОШ №41» Класс 6В Учитель: Чембарских Н.С. Тема: Звукопись – одно из выразительных средств русского языка Содержание урока: Словесное ударение.  Цели    :           1. Обеспечить усвоение обучающимися  теоретического материала по теме «Словесное ударение»                                                                   2. Формировать умения правильно расставлять ударения, анализировать и обобщать языковой материал.           3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, положительное отношение к получению новых знаний.                                                          .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              № Этапы урока Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание 1. Орфографич еская  пятиминутка Повторить  правописание  мягкого знака  после шипящих.  Подготовить к  восприятию  нового материала. Подготовка презентации  (грамматическая сказка) «Мягкий  знак ищет слова». Подготовка  раздаточного материала. Организация контроля выполненных заданий  (самопроверка или взаимопроверка) Повторение ранее  изученного правила,  обозначение орфограмм,  самопроверка или  взаимопроверка. Приложения 1 к уроку №2 Формирование  субъект­ субъектных  отношений Подтверждение  успешности  ученика в  познавательной  деятельности.  Воспитание  доверительных  отношений во  время 2. Постановка  проблемы 3. Знакомство с новым  материалом взаимопроверки. Настрой на  понимание  значимости  изучаемого  материала.  Обеспечение  позитивного  отношения к  изучаемому  материалу Обеспечение  восприятия и  осмысления  теоретического  материала по  теме. Создать  проблемную  ситуацию,  подготовить  учащихся к  восприятию  нового материала,  убедить в  необходимости  изучения данной  темы. Познакомить  учащихся с  теоретическим  материалом на  тему «Словесное  ударение»  (ударение, виды  ударения,  интонация) 4. Игровой  момент Игра  Организовать  занимательно­ игровой момент.  Формировать у  учащихся  уважительного  Создание проблемной ситуации  (организация миниатюры с участием  учащихся ) ­ На какую тему пойдёт  речь на  сегодняшнем уроке? Приложение 2  к уроку №2 1.Учащиеся (девочка и  мальчик) разыгрывают  миниатюру. Наблюдение  над происходящим  действием. Формулировка темы и цели урока. Запись темы урока в тетрадь. Демонстрация теоретического  материала, примеров, материала для  наблюдения. Организация работы в  группах. Обеспечение учащихся  раздаточным материалом. ­ Ударение подобно биению сердца.  Но мы не вспоминаем о нем, пока  кто­то не исказит слово  неправильной постановкой ударения. Оно тотчас же теряет свой  ритмичный пульс, а порой и смысл,  и грамматическую форму. ­ Какую роль играет ударение в  слове? (оно цементирует его,  формирует, с помощью ударения  можно различать слова, состоящие из одинаковых звуков. Ирис – ирИс;  крУжки ­ кружкИ) – омофоны.  Вспомните и запишите подобные  слова. Организация игрового момента.  Объяснение правил игры.  Обеспечение учащихся раздаточным  Знакомство с  теоретическим  материалом, с языковым  материалом для  наблюдения.  Приложение 3, 4, 5 к уроку  №2 Запись в тетрадь. Работа в группах (по  партам) или  индивидуально Приложение 6  к уроку №2 «Школа» или работа по  карточкам Закрепление  нового  материала 5. 6. Подведение  итогов урока 7. Домашнее  задание Активизация  мыслительного  процесса  учащихся. Закрепить умения  правильно  определять  ударный слог в  слове. Установить  правильность и  осознанность  учащимися нового  материала.  Обеспечить  повышение уровня осмысления  учащимися  изученного  материала,  глубины его  усвоения.  Проверить уровень усвоения нового  материала по теме  урока,  качественно  оценить работу  отдельных  учащихся, групп и  класс в целом. Выполнить  инструктаж по  выполнению  домашнего  задания. Закрепить отношения к  мнению других материалом (карточками) Организовать деятельность учащихся. Подготовить дифференцированные  задания по уровню сложности. Приложение 7, 8, 9 Выполнение  дифференцированных  заданий (1. правильно  расставить ударения в  словах; 2. подобрать  слова подобной  ритмичной структуры; 3.  аналитическая работа над  языковым материалом). Организация проверки  дифференцированных заданий. Демонстрация  выполненных заданий,  оценивание своих работ. Применение  полученных  знаний на  практике с  учетом психо­ физических  особенностей  учащихся Одобрение  деятельности  учащихся,  стимулирование  интереса к более глубокому  изучению данной темы. Обращение к  опыту учащихся. Желание  работать  самостоятельно  Подготовить домашнее задание на  карточках по уровню подготовки  учащихся. 1. Поставьте знак ударения в  выделенных словах.. Вставьте  Записать домашнее  задание в дневник.  Приложение  10 изученный  материал.  Нацелить  учащихся на  выполнение  поставленных  задач. по выбранному  заданию. пропущенные буквы.. 2.придумайте предложения со  словами, в которых ударение служит  средством различия смысла слов. 3. К следующему уроку подобрать  слова, в которых трудно определить  ударение. * ­ дополнительное задание (на усмотрение учителя) Приложение №1 (по усмотрению учителя) Карточка №1 Измените слово по образцам. Поставьте, где надо,  Ь и подчеркните его.   Сформулируйте правила. * Составьте по три предложения со словами каждой группы. 1. Ночи – ночь; кирпичи, трубачи, чертежи, мечи, речи, лещи, пустоши, щёлочи, мелочи. 2. Клеят – клеишь; пилят, стелют, борются, волнуются, занимаются. Карточка №2 Перепишите данные словосочетания. Объясните постановку Ь знака. Пробить бреш_ во вражеской обороне, прийти поздней ноч_ю, почувствовать фал_ш_, время за  полноч_, растопиш_ печ_, играть в мяч_. Карточка №3 Распределите данные слова на два столбика. В первый столбик запишите слова с Ь  знаком, во второй – без Ь знака. Тиш_, грач_, ноч_, фальш_, доч_, сторож_, рож_, врач_, реч_, дич_, мяч_, вещ_, камыш_, плащ_,  гуляш_, борщ_, стриж_, мелоч_, трубач_, пустош_, мыш_, молодёж_, ёж_, нож_, душ_, гореч_.  Карточка № 4. Выпишите из пословиц и поговорок слова, оканчивающиеся на шипящий.  Объясните графически наличие или отсутствие в них Ь.        1) Время – лучший врач(?). 2) В дрож(?) бросает от страха. 3) Встанеш(?) пораньше – шагнеш(?)  подальше. 4) Нечего в ступе воду толоч(?). 5) Тише едеш(?) – дальше будеш(?).   Карточка №5.  Объясните графически наличие или отсутствие Ь на конце слов после  шипящих.        гуаш… ­                                   смерч… ­                             мяч…        расстелеш…­                           шалаш…­                             покоряеш…­        карандаш…­                            исчезнеш… ­                        доч… ­        москвич… ­                             врач… ­                                гореч… ­        чиж… ­                                     испеч… ­                              достич… ­        муж… ­                                    участвуеш… ­                      чертёж… ­         взаимопомощ… ­                   ландыш… ­                           колюч… ­ Приложение №2 Миниатюра. (Дети подготовлены заранее) Мальчик: ­ Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. (Берёт бутылочку с  лекарством. Читает)                    ­ Три раза в день, по одной столовой ложке после приёма пищи. (Начинает пищать) (Вбегает мама) Мама: ­ Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? Мальчик: ­ А я лекарство принял. А здесь написано… (читает) Мама: ­ Ах ты, глупышка, ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а не пищИ Мальчик: ­ Ой, мамочка, нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения  может измениться смысл всего слова. Приложение №3 Ударение – это тот музыкальный тон, на который настраивается слово в речи, тот «голос»,  по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно  имеют ударение. Ударение – выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими  средствами (усилением голоса, повышением тона, интенсивности, громкости.) 1. Русскому языку свойственно силовое ударение, при котором ударный слог  отличается от безударного большей силой.  2. Русское ударение свободное, разноместное: оно может падать на любой слог. 3. Не имеют  ударения предлоги, союзы, частицы. 4. Русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с  одного слога на другой. Волшебник ударение Собрались однажды слова на совет. Стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но  забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали  выступать, Ударение выскочило откуда­то и закричало: ­ Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд ЗамОк и сказал: ­ Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким­то Ударением. Ведь  Ударение – это же просто чёрточка! ­ Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк,  и возник зАмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БелкИ и сказали: ­ Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами – то Ударение ничего не  сделает. Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними  живые грациозные БЕлки . Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало  доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился  атлАс, вместо кАпель – капЕль, вместо дОрога  ­ дорОга, городА – гОрода. И сколько ещё таких  слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не  обойтись им без  Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению  большим уважением.  Приложение №4 Расставьте ударения, определите место ударения в слове (слог). Вставьте пропущенные  буквы. Гор_д, д_рога, переход, воля, св_бода, м_лодой, гордый, природа, м_локо. Определите, на какую морфему падает ударение. Засуха, пригород, столик, книжка, садовый, печник, рука, нога. Приложение №5 Разноместное гОрод  зАсуха дорОга Ударение Подвижное Понять Ж.р. прошедшего времени –  понялА Изменчивое с течением времени статУя (устаревшее) стАтуя (современное) стОлик перехОд рукА печнИк Мужской род прошедшего  времени – пОнял рукА ­ рУку магАзин (устаревшее) магазИн (современное) Приложение №6 Правила игры «Школа» (темы могут быть разными) Вариант 1 Участники игры записывают сначала слова с ударением на первом слоге (школа, парта), Затем на втором (учебник, пенал), потом на третьем (ученик, перемена). Игра на время. Кто больше записал слов и не ошибся в ударениях, тот и победил. Вариант 2 1 ряд придумывает слова на 1 слог 2 ряд – на 2 слог 3 ряд – на 3 слог Приложение №7 Поставьте ударения в  выделенных словах каждой строчки, объясните значение этих слов. 1. На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог.                                 (И.Соколов­Микитов «На теплой земле») 2. Дорога дорога, но дороже бездорожье.                                             (Пословица) Приложение №8 1. Прочитайте каждое слово с ударением на первом, а затем на втором слоге. Что у вас получится? Какую же роль может играть русское ударение? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, козы, реки, доски, волны. 2. *Составьте и запишите словосочетания или предложения с каждой парой слов,  имеющих разное ударение. Приложение №9 Поставьте ударение. Сверьте с контрольным листком. Алфавит Арест  Баловать  Ворота  Диалог  Договор  Заржаветь  Звонит  Звонят  Искра  Контрольный листок АлфавИт АрЕст  Каталог  Квартал  Коклюш  Комбайнер  Красивее  Кухонный  Намерение  Начать  Нефтепровод  Озлобленный  КаталОг  КвартАл  Паралич  Петля  По столу Прожил  Процент  Распоясался  Ремень  Столяр  Украинский  Щавель ПаралИч  ПетлЯ БаловАть  ВорОта  ДиалОг  ДоговОр  ЗаржАветь  ЗвонИт  ЗвонЯт  Искра  КоклЮш  КомбАйнер  КрасИвее  КУхонный  НамЕрение  НачАть  НефтепровОд  ОзлОбленный  По столУ ПрожИл  ПроцЕнт  РаспоЯсался  РемЕнь  СтолЯр  УкраИнский  ЩавЕль Приложение №10 Домашнее задание 1.Поставьте знак ударения в выделенных словах.. Вставьте пропущенные буквы.. Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребенок  стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Наташа выходила из зала. Мать выходила  больного ребенка. Я сижу под синим пологом на холме пологом. Солнце село за село. Замок  был закрыт на замок. Семена гвоздики похожи на гвоздики. Огородное пугало всех пугало. 2. Придумайте предложения со словами, в которых ударение служит средством различия смысла    слов. атлАс – Атлас                                       ужЕ – Уже мукА – мУка                                         пропАсть ­ прОпасть

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс

Урок с презентацией "Звукопись" и "Словесное ударение" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018