Урок по обновленной программе РК по самопознанию "Учимся прощать" раскрывает значение понятия «прощение»; развивать способность понимать и умение прощать; воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми. Форма работы на уроке групповая. Данный урок поможет учителям провести урок нетрадиционным способом.
урок 7 класс.docx
План урока «Самопознание»
Дата:
Класс: 7 «А»
Тема: Учимся прощать.
Педагог: Достовалова Т.А.
Ценность: Любовь
Качества: Любовь ко всем, дружба, помощь другим.
Цель: расширение представления о прощении как ценности.
Задачи:
– раскрывать значение понятия «прощение»;
– развивать способность понимать и умение прощать;
–воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми.
Ресурсы: фломастеры,
карточки с
пословицами, плакат с
изображением ствола
дерева ,лучики солнца,
рисунок корни дерева
Ход урока:
Примечания
1. Орг.момент. Позитивный настрой.
Здравствуйте, рада вас приветствовать.
У меня сегодня хорошее настроение! Если у вас тоже хорошее настроение,
похлопайте в ладоши. Спасибо!
Мне нравится разговаривать с вами обо всём! Если вы тоже хотите общаться,
помашите мне! Спасибо!
Когда мне грустно, я слушаю музыку. А кто слушает музыку, когда у него хорошее
настроение, потопайте и похлопайте одновременно. Отлично!
Я рада, что у всех сегодня хорошее настроение.
2.Приветствиерукопожатие
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важном в жизни каждого
человека – о прощении.
На Руси слово «прощай» всегда означало «прости». Пожав на прощание
руку, человек забывал все нанесенные обиды.
Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда
первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали
ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак
примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу
человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от
чистого сердца. Давайте для начала пожмем друг другу руку не для прощания,
а для приветствия.
3 Формулирование темы и постановка цели
– Ребята, сегодня тема нашего урока «Учимся прощать» 2.Вступительное слово
Какое простое и какое сложное слово «прости»!!!
– Что значит «простить»? (простить – это “перестать упрекать”, “не держать
зла”, “относиться терпимо к тому, что не принимаешь в других”; “не ждать,
пока обидевший первый придет мириться”).
В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова слово
«простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить
от какоголибо обязательства».
А в словаре Владимира Ивановича Даля «простить – делать простым от греха,
вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».
3.Беседа
1) Я предлагаю вам несколько жизненных ситуаций, а вы, долго не
раздумывая, определяете для себя, обиделись ли вы или нет? Если да то вы
кладете камушек на «сердце».
Ситуации:
1 Родители не пустили на дискотеку, так как не убрал дома.
2 Домашнее задание делали вместе, у неё 5, а у меня 3.
3 Попросил подтвердить друга своё алиби для родителей, а друг не
подтвердил это. Был скандал.
4 Пришла с другом (подругой) на дискотеку, а он (она) танцевал(а) весь
вечер с другими.
5 В конкурсе принимали участие подруги (друзья), она – 1место, я –
никакое.
6 Пришла в новом наряде, а одноклассники подняли на смех
7 Обещали подарить на день рождения ноутбук, а подарили костюм.
8 Поделились с подругой тайной, а об этом на следующий день знал
весь класс.
9 Нагрубили в очереди.
10 Вы не пошли в поход, так как испортилась погода.
11 Вас покусала собака.
ППосмотрите, сколько обид за 1 минуту!!! А за день сколько? За год? За
жизнь?
2) А обижали ли вас?
Простили ли вы?
Есть ли сейчас тот человек, которому вы до сих пор не простили?
Что вы чувствуете при этом? (гнев, агрессию, боль)
3) А вы были в роли обидчика?
Есть или нет тот человек сейчас, перед которым вы не извинились?
Что вы чувствуете при этом? (боль, чувство вины)
4) Какое самое большое желание возникает у тех, кто обидел, и тех, кого
обидели?
(Примириться, наладить отношения. Извиниться за вольно или невольно
нанесенные обиды, простить...).
5) Всё ли можно простить?.. Чего простить нельзя?
Давайте попробуем найти ответ на эти вопросы. Разделимся на группы.
Первая группа запишет то, что простить можно.
Вторая группа то, что простить, по их мнению, нельзя. Выберите выступающего от вашей группы, чтобы он озвучил ваши результаты.
(Почему вы считаете, что ЭТО простить можно?
ЭТО простить нельзя?)
Каждый человек должен научиться прощать, ведь это нужно не только
окружающим людям, но и прежде всего ему самому.
4. Чтение притчи «Учитель и картошка»
По этому поводу мне хочется вам рассказать притчу «Учитель и картошка».
Учитель и картошка
Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый полиэтиленовый
пакет и мешок картошки в школу.
Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько
картофелин по 1 клубню за каждого человека, на которого они держали
обиду за чтото. После этого они написали на каждом клубне имена людей,
которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в
пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно
тяжёлыми.
Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в
течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а
также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время
занятий.
Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка с собой повсюду,
вскоре стали очевидны, как стало очевидным и то, какой груз они носили с
собой на духовном уровне, и как на самом деле им приходилось всё время
уделять этому внимание, чтобы не забыть об этом и не упускать из виду даже
в неподходящих для этого местах.
Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в
отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с
самими этими людьми было неприятно находиться рядом.
Не понадобилось много времени, как ребята поняли, что избавиться от этой
картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду.
Это превосходная метафора, чтобы проиллюстрировать нам, какую цену мы
платим за то, чтобы сохранять нашу боль и тяжёлые негативные переживания!
Так часто мы думаем о прощении как о подарке для другого человека.
На самом же деле прощение нужно именно нам самим!!!
5 Работа с цитатой урока
Чувство обиды – неприятное, очень тяжелое чувство. Она мешает радоваться,
удивляться, дружить. Об этом говорили еще в древнем Египте: «Хотите
сохранить друзей умейте прощать» (Из литературных памятников древнего
Египта).Как вы понимаете смысл этой цитаты?
Поэтому важно научиться прощать! Человек, который умеет прощать,
облегчает жизнь, прежде всего, самому себе, своим друзьям, близким людям 6. Беседа о прощении
Простить или попросить прощения бывает очень сложно. Иногда кажется, что
даже невозможно. Тогда можно воспользоваться однимединственным днем в
году, который называется ?.. Прощеным Воскресеньем. Это последний день
масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили
у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не
давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние
годы эта традиция – празднования прощеного воскресения входит в нашу
жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки:
«Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого
вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!». Используйте такую возможность,
если хотите сделать первый шаг. Умение прощать сохраняет, сберегает
любовь, дружбу, родственные отношения.
7) Демонстрация опыта.
Сейчас я вам покажу волшебную силу ПРОЩЕНИЯ. Перед нами стакан с
чистой водой – это наша душа, которой еще не успели коснуться проблемы. А
теперь вольем в стакан по 1 2 капли пищевых красителей: желтый обиду;
зеленый зависть; синий злобу. Понаблюдаем, как все это проникает в наше
«сердечко», огорчает его. Мутный, некрасивый раствор получился. Можно ли
все исправить? Да. Стоит только добавить туда же чайную ложку
отбеливателя (заметьте, отбеливатель от слова белый) как символ чистоты,
света. Что происходит? Отбеливатель разъедает красители. Так же
происходит и с нашей душой. ПРОЩЕНИЕ начисто смывает обиду, зло,
укрепляет дружбу, очищает душу.
8) Продолжение беседы
Перед нами до сих пор лежит горка камнейобид. Что же с ней делать? Так и
оставим? Нет. (Проговаривание снова ситуаций и убирание камушек с сердца)
Не зря гласит русская народная пословица: «Как камень с сердца упал»
Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида
гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе
гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами
остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек,
находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить
пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?
Посмотрите на это дерево, оно высохшее, без листочков, его лишили жизни
злость и обида. Давайте сегодня попробуем вырастить дерево добра, поучимся
преодолевать свои обиды
9 Игра «Человеческие чувства»
Я предлагаю вам поиграть в игру “Человеческие чувства”.
Перед вами список различных человеческих чувств. Выберите из них те, что
мешают нам прощать, и запишите их на своих темных листочках. А теперь
порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите мне в коробочку.
(Ребята рвут листочки)
Пусть злость и обида уйдут вместе с ними.
Чувства: Досада, порядочность, агрессия, доброта, любовь, раздражение,
уважение, гнев, вдохновение, интерес, презрение, ненависть, обида, зависть,
сердечность, ненависть, любовь, взаимопонимание, равнодушие, радость,
ревность, страх, счастье, успех.
10 Творческая деятельность. Изготовление коллажа.
Давайте сделаем так, чтобы солнце засияло нашему дереву яркоярко. Не
случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как
лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень
нужна вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас
окружают.
Первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам слова.
Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к
добрым людям, и наклеить их на солнце вместо лучиков.
Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый,
умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится,
вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый,
наглый, внимательный, жадный, крикливый.
Солнце дает жизнь на Земле, значит, на Доброй земле должны цвести сады,
петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
Вторая команда приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова,
ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут добрые
(крепкие) корни.
Третья команда напишет на цветах добрые мысли.
Четвертая команда напишет на плодах добрые поступки
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.
(открыть в последнюю очередь)
Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Мне кажется, что
здесь чего–то не хватает. Конечно же, нас!!! Наших добрых сердец!!!
Продолжение жизни на картине, на нашей Земле зависит от нас, от того какие
поступки будем совершать. Подпишите свои “сердца” и прикрепите их на
картину.
Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Только обладая всеми этими качествами можно стать поистине милосердным человеком, умеющим
прощать
11 Работа с пословицами
У разных народов много пословиц и поговорок об умении
прощать. Попробуйте соединить начало пословицы с её продолжением и
объяснить ее.
Пословицы:
Есть слёзы –
Некоторые люди считают даже, что просить прощение – значит унизиться
перед другим. Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды
и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций. Не важно
Упавшего не считай
какого ты вероисповедания, не важно маленький ты или большой, человек
должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать
других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность
Кайся, да опять
человеку стать добрее, лучше, порядочнее.
за старое не принимайся.
есть и совесть.
за пропавшего.
Тому тяжело,
Я попрошу вас, передавая волшебный клубочек, друг другу, назвать качество,
которое помогает нам прощать. Итак, я начну, а вы продолжайте: «Уметь
прощать значит быть милосердным» ……… (передавая клубок, наматывать
Злой человек, как уголь:
нитку на палец каждого и передавать дальше)
если не жжёт, то чернит.
кто помнит зло.
Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Давайте поднимем руки, и
мы увидим, что все качества составляют единое целое. Только обладая всеми
этими качествами можно стать поистине милосердным человеком, умеющим
прощать.
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллели и зеленых рек,
Совершите чудо, руку протяните
Чтобы милосердным был каждый человек.
Я желаю вам вселенского прощения. Желаю вам найти в себе силы простить
человека, который вас обидел.
Простите и вы меня, если я когото невольно обидела. Благодарю вас за
разговор.
Домашнее задание:
Опишите в тетради случай, когда вы смогли простить своего близкого
человека, друга. Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
ГУ «Отдел образования г.Семей ВКО»
Открытый урок по самопознанию
в 7 «А» классе
на тему:
«Учимся прощать»
Подготовил
а: Достовалова Т.А.
Урок самопознания "Учимся прощать" 7 класс
Урок самопознания "Учимся прощать" 7 класс
Урок самопознания "Учимся прощать" 7 класс
Урок самопознания "Учимся прощать" 7 класс
Урок самопознания "Учимся прощать" 7 класс
Урок самопознания "Учимся прощать" 7 класс
Урок самопознания "Учимся прощать" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.