Урок "Семья и Отечество в моей жизни" (2 класс)
Оценка 4.8

Урок "Семья и Отечество в моей жизни" (2 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
pdf
воспитательная работа
2 кл
25.04.2018
Урок "Семья и Отечество в моей жизни" (2 класс)
в материале представлен урок по теме "Семья и Отечество в моей жизни". Это урок можно провести во внеурочной деятельности или как урок мужества в начальной школе. В ходе урока рассматривается вопрос о значении семьи и семейных взаимоотношений в жизни маленького человека.
семья и Отечество в моей жизни.pdf

Данные автора:      Оробец Жанна Владимировна,  

                                         учитель начальных классов 

Полное название школы: Муниципальное бюджетное

                                     общеобразовательное учреждение                     средняя общеобразовательная школа №4 ст. Атаманской                            муниципального образования Павловский район

Контактные данные: 8-961-51-90-119, [email protected]

 

Конспект урока «Семья и Отечество в моей жизни» 2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока - приобщение детей к истокам народной мудрости, воспитание чувства преемственности поколений, уважения к кубанским традициям и обрядам своей малой Родины.

Личностные УУД:

                    способствовать воспитанию ценностного отношения к членам семьи, Родине, другим людям;

                    формировать активную гражданскую позицию учащихся; Регулятивные УУД:

                    формировать уважительное отношение к старшим; Познавательные УУД:

· знакомить учащихся с историей Кубани, с историей православных праздников; · развивать умение работать с разными источниками информации Коммуникативные УУД:

                    формировать потребность говорить слова благодарности членам семьи; Предметные УУД:

                    познакомить учащихся с историей братания; Метапредметные УУД:

                    формировать у учащихся младшего школьного возраста целостный взгляд на современный мир и место человека в нем.

 

Ход урока I. Организация начала занятия.

- Здравствуйте, уважаемые ребята! Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё доброе настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, начнем наше необычное занятие. Присаживайтесь. учитель:

Что такое счастье,

Знают Алёна, Катя и Настя. Это поле, это лес, Это множество чудес.

Это дом с крылечком, Это луг с овечкой.

Это солнце в небесах, Это бантик в волосах. Счастье-губы мамины, Радость-руки папины.

Чудо-бабушкины сказки,

С дедушкой езда в салазках. Счастье-церковка моя, Наша дружная семья.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь? (СЕМЬЕ, РОДНЫХ)

- С чем сравнивает автор семью в стихотворении? (ЦЕРКОВЬЮ)

-Почему? (Для верующих людей православных СЕМЬЯ – малая ЦЕРКОВЬ.)

II. Актуализация знаний

Благослови, Господь, семью – творения венец.

На человеческих детей покоится земля. Святая Троица земли – Ребёнок, Мать, Отец, И человечество само не что-нибудь -  семья.

Е. Евтушенко

-Что такое семья (Семья – это группа живущих вместе близких родственников. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за все простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках.)

-Что такое род? (Это родственники нескольких поколений. Род - это люди нескольких поколений, связанные кровным родством).

1.                 В русском языке РОД – корень самых главных понятий  в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.

2.                 В словаре В.И. Даля читаем: «РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»). Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?». В русских сказках и былинах обращаться к молодцу:

«Ты скажись, молодец, родом – племенем».

-Знаете ли вы историю своей семьи (рода)?

Известны ли вам имена ваших прадедов и прабабушек?

Историю своего рода знать необходимо. Ведь каждый человек имеет мать и отца. Его родители, в свою очередь, имеют своих родителей, а те своих. Бесконечно далеко в прошлое уходит цепочка поколений, в памяти которых живут разные семейные истории, традиции.

-О чём рассказывает родословная? (Родословная рассказывает об истории семьи.)

В 1 классе мы рисовали родословную в виде дерева с многочисленными ветвями. Ствол дерева означал общих предков семьи, зачинателей рода, в виде ветвей и веточек изображали их детей, внуков, правнуков, т.е. все поколение этой семьи от самых старших поколений до самых младших. Родословная может быть представлена в виде кустарника, грозди винограда, радуги.

Мы должны чтить память и своих прародителей и не забывать о тех, кто совершил в своей жизни много добрых и славных дел.

-Перед вами модели «домики» - не что иное, как список ваших родственников. Другими словами ваш род. Пока он неполный, вы лишь начнете его составлять. Ученые такой список называют «родословной», «генеалогическим древом» или «родовым древом». На строчках надо написать имена членов вашей семьи, тех, с кем вы живете.

Дети

 

 

 

Мама

 

Папа

 

бабушка

дедушка

бабушка

дедушка

 

 

 

 

 

 

 

 

прабабу шка

прадеду шка

прабабу шка

прадеду шка

прабабу шка

прадеду шка

прабабу шка

прадеду шка

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

-                     Запишите в окошечках под цифрой 1, слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. (Список №1. Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая)

-                     Выберите из списка под номером 2 слова – существительные и запишите их в домике, в окошко с цифрой 2. (Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь)

-                     В окошко с цифрой 3 выберите и запишите слова – действия. (Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем)

-                     Выберите нужные слова из списка под номером 4 и запишите их в окошко с цифрой 4. (Список №4. Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность)

-                     Выберите об этом подходящую по смыслу пословицу и запишите ее в окошко с цифрой 5. Нужную пословицу подобрать вам поможет список пословиц под номером 5.

Семейное согласие всего дороже.

Семья в куче – не страшны и тучи.

Где мир да лад, там и божья благодать.

Корми деда на печи: и сам будешь там.

Русский человек без родни не живет.

-                     А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, закрасьте цветным карандашом.

-                     Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите свои домики. Цвет подсказывает мне, что в ваших семьях живет мир и согласие. Я рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание.

III. Закрепление знаний

Игра «Собери пословицу»

Семейное согласие ( всего дороже.)

Семья в куче –(не страшны и тучи.)

Где мир да лад, (там и божья благодать.)

Корми деда на печи: (и сам будешь там.) Любовь братская –( союз христианский.) Русский человек без( родни не живет.) Учитель:

Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы,

манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Но традиции – это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды.

(сообщения детей)

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков. (Ф.А.Щербины)

Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага.

Наши предки жили по своим особым законам. Они отличались от наших, современных, законов и правил. Ведь их диктовали особые условия, главное из которых – защититься от врагов. Чтобы выжить в жестоком мире, нужны были особые отношения   и между людьми, правила подчинения сильному. Жили славяне большой общиной, все родственники вместе или родом. В общине все подчинялись старейшине, в семье - жена и дети – мужу. На Руси в семьях ценилась всегда любовь, уважение, согласие в воспитании детей.

(Сообщения детей)

В древности каждая семья – отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все дети и внуки – жили одной дружной семьей с родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Самым главным считался старший член семьи – его почитали и советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда – болтун, заласканный сын – шалун». Дети почитали своих родителей на протяжении всей своей жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу.

Обычно делами сыновей занимался отец, а делами дочерей – мать. Власть родителей на дочерей распространялась до тех пор, пока она не выходила замуж.

Народная мудрость поучала: «Живы родители – почитай, умерли – поминай!» (сообщения детей)

К духовному братству и крепости семейных традиций можно отнести и еще один древний казачий обычай – побратимство. Как правило, побратимами становились люди, прошедшие вместе через серьезные испытания, долго знающие друг друга, пережившие какие-то особые невзгоды.

Побратимы имели особые обязанности. Обычай этот древний, и долгое время сохранялось требование к побратиму: если он не был женат, то в случае гибели женатого друга обязан был взять в жены его вдову и воспитывать его детей, как своих. Со временем это требование ушло, но осталась обязанность побратима первым приходить на помощь даже без зова, отдавать все силы и средства. До сих пор побратим, в случае смерти своего духовного брата, обязан помогать его семье, заботиться о родителях и детях. Обряд братания очень трогателен и красив. На рассвете двое казаков идут в степь или на курган, становятся на колени и ждут восхода солнца. Когда солнце показывается из-за горизонта, меняются нательными рубахами и крестами. После этого, стоя на коленях, читают молитву «Символ веры», положив друг другу руки на плечи, затем идут вместе в храм к исповеди и причастию. Никаких клятв казаки не произносят, и то, что они стали побратимами, окружающие могут и не знать.

Казаки верили, что в Царствии Небесном побратимы соединятся, и на Страшном суде будут вместе отвечать за свои земные дела и поступки, будут нести равное наказание, потому, что с момента братания стали одним человеком, единым целым, любя побратима больше себя.

Учитель:

Такие обычаи помогали казакам стать сильным крепким братством, выковывали бесстрашных воинов, храбрых защитников, помогали справляться с житейскими трудностями. У казаков дружба - обычай, товарищество - традиция, гостеприимство - закон.

Наш современник иеромонах Роман написал такие строки:

Без Бога нация—толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней, жестока. И пусть на трон взойдет любой, Глаголющий высоким слогом. Толпа останется толпой, Пока не обратится к Богу!

4 Итог урока

- Что нового узнали? (традиции, обряды) -С чем работали на уроке? (Домики)

дома выполнить творческое задание: 1) изобразить на альбомном листе герб своей семьи;

2) дописать свою родословную на модели «домик», используя помощь родителей.

 

 

 

Данные автора: Оробец Жанна

Данные автора: Оробец Жанна

Цель урока - приобщение детей к истокам народной мудрости, воспитание чувства преемственности поколений, уважения к кубанским традициям и обрядам своей малой

Цель урока - приобщение детей к истокам народной мудрости, воспитание чувства преемственности поколений, уважения к кубанским традициям и обрядам своей малой

С дедушкой езда в салазках. Счастье-церковка моя,

С дедушкой езда в салазках. Счастье-церковка моя,

Родословная может быть представлена в виде кустарника, грозди винограда, радуги

Родословная может быть представлена в виде кустарника, грозди винограда, радуги

Выберите об этом подходящую по смыслу пословицу и запишите ее в окошко с цифрой 5

Выберите об этом подходящую по смыслу пословицу и запишите ее в окошко с цифрой 5

На Руси в семьях ценилась всегда любовь, уважение, согласие в воспитании детей

На Руси в семьях ценилась всегда любовь, уважение, согласие в воспитании детей

Такие обычаи помогали казакам стать сильным крепким братством, выковывали бесстрашных воинов, храбрых защитников, помогали справляться с житейскими трудностями

Такие обычаи помогали казакам стать сильным крепким братством, выковывали бесстрашных воинов, храбрых защитников, помогали справляться с житейскими трудностями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018