Урок «Сложности простого предложения: строение, пунктуация, употребление в тексте».
Оценка 5

Урок «Сложности простого предложения: строение, пунктуация, употребление в тексте».

Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
10 кл—11 кл
14.08.2018
Урок «Сложности простого  предложения: строение, пунктуация, употребление в тексте».
Урок русского языка «Сложности простого предложения: строение, пунктуация, употребление в тексте» для учащихся десятого, одиннадцатого класса. Урок рассчитан на 45 минут. Это обобщение и повторение вопросов строения, значения, пунктуации и использования в текстах простого предложения для успешной сдачи итоговой аттестации учащихся.
Сложности простого предложения.doc

Технологическая карта открытого учебного занятия

 

Ф.И.О. учителя(ей)-мультипликатора(ов), разработчиков занятия  

Костылева Светлана Георгиевна, учитель МАОУ "Савинская средняя школа"

Тема открытого учебного занятия « Сложности простого  предложения: строение, пунктуация, употребление в тексте».

Возраст обучающихся, класс 10 - ­ 11 класс

Форма проведения урок 45 мин.

Цель: обобщающее повторение вопросов  строения, значения,  пунктуации и использования в текстах простого предложения к итоговой аттестации.

Задачи:

•          Предметная объяснение употребления предложений разных конструкций в тексте; закрепление умения расстановки знаков препинания в простом предложении;

•          Метапредметная способность оценивать предложенный текст с точки зрения его     содержания и языкового оформления;  развитие  чувства языка;    

•          Направленная на формирование у обучающихся личностных образовательных результатов  умение совершенствовать и редактировать  собственные  тексты; выполнение тестовых заданий формата ЕГЭ.

Прогнозируемый результат: 

• конструирование собственных разнообразных по грамматическому строю предложений в соответствии с замыслом высказывания;

• отработка навыка редактирования  текста.

• уменьшение количества ошибок в решении тестовых заданий по теме «Простое осложнённое предложение»;

 

            Содержание занятия[1] (краткая аннотация)

Учебный раздел «Синтаксис и пунктуация простого предложения» является одним из наиболее сложных в школьной программе.  Типичными являются затруднения  как  в построении  осложнённых предложений, так и в пунктуации.

Данное занятие  - первое в системе уроков по обобщающему повторению синтаксиса  простого предложения в 10-11 классах

Представленное учебное занятие предлагает обобщение и повторение данной темы начать не со строения предложения, как обычно традиционно бывает, а с роли предложения в художественном тексте, то есть в основе урока  -  текстоориентированный подход.  Затрагивается вопрос о синтаксической синонимии, рассматриваются разные варианты  и способы выражения мысли.

Таким образом, деятельность ученика направлена прежде всего на осмысление предложения с точки зрения его значения и роли в тексте,  а уже на основе этого попутно происходит актуализация знаний по пунктуации. Тексты для  занятия подобраны из классической русской художественной литературы, прозы и поэзии, ярко передающие экспрессию и динамику действия с помощью причастных и деепричастных оборотов.

Формы работы на уроке: фронтальная,  групповая, индивидуальная. Результат освоения учебного материала предполагает разные уровни:

•первый уровень – решение тестовых заданий формата ЕГЭ: пунктуация и структура предложений;

•усложненный уровень – составление собственных предложений по выбранной  теме текста.

 

Образовательная(ые) технология(ии):

- проблемно-поисковая технология при работе с текстом;

-  технология разноуровневого обучения;

-  технология работы в группах.

Интерактивные методы (приемы, способы деятельности обучающихся):

- сравнение вариантов, объяснение и выбор лучшего;

- комментарий темы и идеи  текста;

- работа в группе;

 

Оборудование: мультимедийная установка для показа слайдов,  Интернет для работы со справочными материалами, документ-камера для демонстрации ответов, тестовые задания на бумаге.

Список использованной  литературы и интернет-ресурсов[2]:

Пастухова Л. «Пора привлечь внимание к знакам препинания, или Кое-что о пунктуации», - 2014.

•Граник Г.Г. ,  Бондаренко С.М.  «Секреты пунктуации», - 2004.

•Граник Г.Г. ,  Бондаренко С.М. «Знаки препинания», часть1, часть2, - 2002.

• http://gramma.ru/

• http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/

• http://rus.1september.ru/urok/

• http://www.proshkolu.ru

 

 

 

            _____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательно-технологическая характеристика занятия

(поэтапное описание)[3]

 

Деятельность учителя

(с обозначением используемых технологий, методов, приемов; применяемого технического оснащения)[4]

Деятельность обучающихся

(с обозначением видов и форм активности)

Планируемый результат,

комментарии

1 этап - Организационный 3 мин[5].

1.1.

Слово учителя о знаках препинания.

Материал взят из книг:

Пастухова Л. «Пора привлечь внимание к знакам препинания, или Кое-что о пунктуации»,

Граник Г.Г. ,  Бондаренко С.М. «Знаки препинания»

Слайд 2

 

 

  1. Комментарий высказывания Пушкина об оборотах.
  2. Комментарий отрывка о Л. Толстом из книги Г.Г. Граник,   С.М. Бондаренко «Знаки препинания»

Концентрация внимания на теме урока

 

 

 

 

2 этап – Мотивационно-проблематизирующий  -  7 мин.

2.1.

Чтение текста Г. Каневского (аллегорическая миниатюра) о знаках препинания (без последних слов.

 Задание по прочитанному тексту

Слайд 3

Слушание текста (дополнительно текст показан на слайде);

Работа по предложенным заданиям:

1. закончить последнее предложение

2. Сделать выводы о роли знаков препинания в речи

3. Дать своё толкование идеи текста

Правильные ответы по финальному предложению.

Рассуждение,  объяснение аллегории

 

3 этап – Деятельностный - 30 мин.

3.1.

Ставит  проблему, используя  текст Тургенева.

Предложения с причастными оборотами, обособленными и необособленными определениями.

Ведёт беседу по вопросам:

- чтение вслух обоих текстов;

-сравнение по передаче содержания: какой текст звучит лучше, в каком ярче представлена картина природы, за счёт чего?

Слайд 4

Наблюдение над текстом: объяснение структуры предложений и связь со смыслом.

Сравнительный анализ

 

Понимание и объяснение роли обособленных определений, должны понять и почувствовать  экспрессию данных предложений

3.2.

Ставит  проблему, используя   текста Пушкина, отрывок из романа «Евгений Онегин».

Предложения с деепричастными оборотами.

Выводит на понятие «синтаксической синонимии» (сложные и простые предложения)

Слайд 5

Наблюдение над текстом

А.Пушкина

замена деепричастий глаголами и простых предложений с оборотами сложными предложениями

 

Объяснения

Понимание и объяснение роли обособленных обстоятельств: передают  динамизм действия

3.3

Объясняет задание для самостоятельной работы:

Слайд 6

собирают «рассыпанные» афоризмы К.Пруткова, расставляя знаки препинания.

Слайд 7

Закрепление правил пунктуации

3.3.

Объясняет и организует самостоятельную работу в микрогруппах по выбору из двух вариантов:

Тест или составление небольшого текста

Слайд 8

Работа в группах (3-4 ученика) Составление собственного текста  по афоризму Пруткова

Использование предложений с оборотами;

Правильная расстановка знаков препинания в предложениях;

Осознанное  чтение стихотворных отрывков

3.4

 

Тест (карточки)

 

 

 

 

 

4 этап -  Оценочно-рефлексивный  5 мин.

4.1.

Организует проверку и объяснение результатов

Обсуждение текстов и тестов при помощи документ -камеры

Могут дать ответ-объяснение о  роли причастных и деепричастных оборотов тексте.

4.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Содержание учебного занятия должно носить актуальный, инновационный характер, соответствующий требованиям новых ФГОС, актуальным направлениям реализации системно-деятельностного и метапредметного подходов. Апробация проектируемого содержания занятия должна быть значимой для широкой педагогической аудитории.

[2] В списке должны содержаться только современные источники, не позднее 5-летней давности.

[3] Описание каждого этапа должно быть как можно более детальное. Главное – показать инструментарий современного занятия, его инновационный характер, разнообразные виды активности обучающихся.

[4] К технологической карте обязательны приложения в виде учебно-методических разработок (презентаций, описания видео- и аудио- фрагментов, тематических ридеров, компетентсонтстно ориентированных заданий и т.п.).

[5] Обозначить примерно требуемое время.

Технологическая карта открытого учебного занятия

Технологическая карта открытого учебного занятия

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Содержательно-технологическая характеристика занятия (поэтапное описание) [1] №

Содержательно-технологическая характеристика занятия (поэтапное описание) [1] №

Ставит проблему, используя текст

Ставит проблему, используя текст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018