Технологическая карта открытого учебного занятия
Ф.И.О. учителя(ей)-мультипликатора(ов), разработчиков занятия
Костылева Светлана Георгиевна, учитель МАОУ "Савинская средняя школа"
Тема открытого учебного занятия « Сложности простого предложения: строение, пунктуация, употребление в тексте».
Возраст обучающихся, класс 10 - 11 класс
Форма проведения урок 45 мин.
Цель: обобщающее повторение вопросов строения, значения, пунктуации и использования в текстах простого предложения к итоговой аттестации.
Задачи:
• Предметная объяснение употребления предложений разных конструкций в тексте; закрепление умения расстановки знаков препинания в простом предложении;
• Метапредметная способность оценивать предложенный текст с точки зрения его содержания и языкового оформления; развитие чувства языка;
• Направленная на формирование у обучающихся личностных образовательных результатов умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; выполнение тестовых заданий формата ЕГЭ.
Прогнозируемый результат:
• конструирование собственных разнообразных по грамматическому строю предложений в соответствии с замыслом высказывания;
• отработка навыка редактирования текста.
• уменьшение количества ошибок в решении тестовых заданий по теме «Простое осложнённое предложение»;
Содержание занятия[1] (краткая аннотация)
Учебный раздел «Синтаксис и пунктуация простого предложения» является одним из наиболее сложных в школьной программе. Типичными являются затруднения как в построении осложнённых предложений, так и в пунктуации.
Данное занятие - первое в системе уроков по обобщающему повторению синтаксиса простого предложения в 10-11 классах
Представленное учебное занятие предлагает обобщение и повторение данной темы начать не со строения предложения, как обычно традиционно бывает, а с роли предложения в художественном тексте, то есть в основе урока - текстоориентированный подход. Затрагивается вопрос о синтаксической синонимии, рассматриваются разные варианты и способы выражения мысли.
Таким образом, деятельность ученика направлена прежде всего на осмысление предложения с точки зрения его значения и роли в тексте, а уже на основе этого попутно происходит актуализация знаний по пунктуации. Тексты для занятия подобраны из классической русской художественной литературы, прозы и поэзии, ярко передающие экспрессию и динамику действия с помощью причастных и деепричастных оборотов.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Результат освоения учебного материала предполагает разные уровни:
•первый уровень – решение тестовых заданий формата ЕГЭ: пунктуация и структура предложений;
•усложненный уровень – составление собственных предложений по выбранной теме текста.
Образовательная(ые) технология(ии):
- проблемно-поисковая технология при работе с текстом;
- технология разноуровневого обучения;
- технология работы в группах.
Интерактивные методы (приемы, способы деятельности обучающихся):
- сравнение вариантов, объяснение и выбор лучшего;
- комментарий темы и идеи текста;
- работа в группе;
Оборудование: мультимедийная установка для показа слайдов, Интернет для работы со справочными материалами, документ-камера для демонстрации ответов, тестовые задания на бумаге.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов[2]:
•Пастухова Л. «Пора привлечь внимание к знакам препинания, или Кое-что о пунктуации», - 2014.
•Граник Г.Г. , Бондаренко С.М. «Секреты пунктуации», - 2004.
•Граник Г.Г. , Бондаренко С.М. «Знаки препинания», часть1, часть2, - 2002.
• http://gramma.ru/
• http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/
• http://rus.1september.ru/urok/
• http://www.proshkolu.ru
_____________________________________________________________________________
Содержательно-технологическая характеристика занятия
(поэтапное описание)[3]
№ |
Деятельность учителя (с обозначением используемых технологий, методов, приемов; применяемого технического оснащения)[4] |
Деятельность обучающихся (с обозначением видов и форм активности) |
Планируемый результат, комментарии |
1 этап - Организационный 3 мин[5]. |
|||
1.1. |
Слово учителя о знаках препинания. Материал взят из книг: Пастухова Л. «Пора привлечь внимание к знакам препинания, или Кое-что о пунктуации», Граник Г.Г. , Бондаренко С.М. «Знаки препинания» Слайд 2
|
|
Концентрация внимания на теме урока |
|
|
|
|
2 этап – Мотивационно-проблематизирующий - 7 мин. |
|||
2.1. |
Чтение текста Г. Каневского (аллегорическая миниатюра) о знаках препинания (без последних слов. Задание по прочитанному тексту Слайд 3 |
Слушание текста (дополнительно текст показан на слайде); Работа по предложенным заданиям: 1. закончить последнее предложение 2. Сделать выводы о роли знаков препинания в речи 3. Дать своё толкование идеи текста |
Правильные ответы по финальному предложению. Рассуждение, объяснение аллегории
|
3 этап – Деятельностный - 30 мин. |
|||
3.1. |
Ставит проблему, используя текст Тургенева. Предложения с причастными оборотами, обособленными и необособленными определениями. Ведёт беседу по вопросам: - чтение вслух обоих текстов; -сравнение по передаче содержания: какой текст звучит лучше, в каком ярче представлена картина природы, за счёт чего? Слайд 4 |
Наблюдение над текстом: объяснение структуры предложений и связь со смыслом. Сравнительный анализ
|
Понимание и объяснение роли обособленных определений, должны понять и почувствовать экспрессию данных предложений |
3.2. |
Ставит проблему, используя текста Пушкина, отрывок из романа «Евгений Онегин». Предложения с деепричастными оборотами. Выводит на понятие «синтаксической синонимии» (сложные и простые предложения) Слайд 5 |
Наблюдение над текстом А.Пушкина замена деепричастий глаголами и простых предложений с оборотами сложными предложениями
Объяснения |
Понимание и объяснение роли обособленных обстоятельств: передают динамизм действия |
3.3 |
Объясняет задание для самостоятельной работы: Слайд 6 |
собирают «рассыпанные» афоризмы К.Пруткова, расставляя знаки препинания. Слайд 7 |
Закрепление правил пунктуации |
3.3. |
Объясняет и организует самостоятельную работу в микрогруппах по выбору из двух вариантов: Тест или составление небольшого текста Слайд 8 |
Работа в группах (3-4 ученика) Составление собственного текста по афоризму Пруткова |
Использование предложений с оборотами; Правильная расстановка знаков препинания в предложениях; Осознанное чтение стихотворных отрывков |
3.4 |
|
Тест (карточки) |
|
|
|
|
|
4 этап - Оценочно-рефлексивный 5 мин. |
|||
4.1. |
Организует проверку и объяснение результатов |
Обсуждение текстов и тестов при помощи документ -камеры |
Могут дать ответ-объяснение о роли причастных и деепричастных оборотов тексте. |
4.2. |
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
[1] Содержание учебного занятия должно носить актуальный, инновационный характер, соответствующий требованиям новых ФГОС, актуальным направлениям реализации системно-деятельностного и метапредметного подходов. Апробация проектируемого содержания занятия должна быть значимой для широкой педагогической аудитории.
[2] В списке должны содержаться только современные источники, не позднее 5-летней давности.
[3] Описание каждого этапа должно быть как можно более детальное. Главное – показать инструментарий современного занятия, его инновационный характер, разнообразные виды активности обучающихся.
[4] К технологической карте обязательны приложения в виде учебно-методических разработок (презентаций, описания видео- и аудио- фрагментов, тематических ридеров, компетентсонтстно ориентированных заданий и т.п.).
[5] Обозначить примерно требуемое время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.