Сложные размеры получаются в результате слияния двух или более простых однородных размеров. Например, размер 4/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 2/4.
• Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.
• Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16.
• Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16.
• Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16.
Сложные размеры получаются в результате слияния двух или более
простых однородных размеров. Например, размер 4/4 можно представить
как слияние двух простых размеров 2/4 и 2/4.
Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.
Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16.
Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16.
Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16.
Количество сильных долей в сложном размере соответствует числу
простых размеров, входящих в его состав.
Относительно сильные доли
Акцент на первой доле сложного размера всегда сильнее акцентов
остальных долей, в связи с чем первую долю называют сильной долей,
а остальные сильные доли — относительно сильными долями.
Рисунок 1. Сильные и относительно сильные доли
На рисунке мы видим сложный размер 4/4, составленный из двух простых
размеров 2/4. Знаками акцента «>» обозначены ноты, которые
соответствуют сильным долям. Красным подчёркнута сильная доля — она
первая в такте, а синим — относительно сильная доля.
Примечание: поскольку доля в нашем случае занимает одну четверть,
то и красной, и синей линиями подчёркнуты длительности в одну
четверть, чтобы обозначить долю.
Обратите внимание: сильные доли в сложном размере расположены
равномерно.
Группировка
При группировке нот в сложном размере объединяют ноты, входящие
в состав простого размера. Если такт содержит единственную
ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно:
указать одну ноту длительностью в такт;
указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив
их лигой.