Урок технологии в 7-8 классе по теме: «Дизайн ковровых изделий»
Оценка 4.6

Урок технологии в 7-8 классе по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
технология
8 кл
11.05.2017
Урок  технологии в 7-8 классе  по теме: «Дизайн ковровых изделий»
Дизайн ковров сегодня – актуальное и востребованное направление, т.к. ковровые изделия стали неотъемлемой частью современного интерьера. В дизайне ковров важна каждая деталь и лучшим вариантом является разработка изделия для конкретного помещения (комнаты). В этом случае появляется возможность учитывать размеры, текстуру, форму и цвет коврового изделия, что придает ему индивидуальность и неповторимость. При разработке основное внимание уделяется функциональности комнаты, для которого предназначается ковёр.Урок технологии в 7, 8 классе
Конспект урока.docx
«Средняя общеобразовательная школа села Бахмут муниципального района Куюргазинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  республика Башкортостан» Открытый урок по технологии в 7­8 классе  в рамках районного семинара  учителей технологии  Тема урока: «Дизайн ковровых изделий» Учитель технологии  МБОУ СОШ с.Бахмут   Л.А. Хохлова Тема урока: «Дизайн ковровых изделий». Тип урока: Урок изучения нового, закрепления теоретических знаний Оборудование:   компьютер,   экран,   проектор,   наглядные   пособия,  деревянные   рамки   с натянутой   тканью   (льняное   полотенце   с   рисунком),   приспособление   для   выполнения петлистого стежка (ткацкая игла), пряжа разных цветов. Наглядные   пособия:  выставка   картин   учащихся,   инструкционные   карты,   презентация «Дизайн ковровых изделий» Цель:   знакомство с дизайном   ковровых изделий, с   историей ручного ковроткачества, материалами   и   приспособлениями  для  получения   коврового   ворса   нетрадиционным способом Планируемые результаты: Личностные УУД:  ­ Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; мотивация и  познавательная потребность; стимулирование познавательного интереса; индивидуальный  подход к каждому участнику.   Метапредметные: ­   Уметь   определять   и   формулировать   цель   на   уроке:   уметь   высказывать   своё предположение на основе работы с материалами учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные УУД: ­   Уметь   оформлять   свои   мысли   в   устной   форме;   слушать   и   понимать   речь   других; формулировать собственное мнение и позицию. Коммуникативные УУД:     ­ Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью   учителя;   добывать   новые   знания;   находить   ответы   на   вопросы,   используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  Ход урока I. Психологический настрой Я рада вас всех видеть на уроке технологии. Какое настроение вы принесли на урок,  я узнаю по смайликам  настроения (ученики показывают смайлик, соответствующий их  настроению в начале урока) II. Формирование темы и целей урока.Презентация (слайд 1­3). Начать работу по теме урока мне  хотелось бы со слов: «Основоположниками искусства были гончары и  кузнецы, ткачи и ткачихи, портные и портнихи и вообще ремесленники, люди, чьи  аристократически созданные вещи, радуя взгляд,  наполняют музеи» Девочки, как вы думаете, что такое уютный дом? Уютный дом – это радость, хорошее настроение, теплая атмосфера, создающая успокоение  и душевный комфорт для вас и ваших близких. Сделать свой дом уютным помогут вещи,  М. Горький выполненные своими руками. Интерьер вашей комнаты преобразится благодаря картинам,  выполненных в технике ручного ковроткачества. (Демонстрация картин учащихся).  Посмотрите на картины учащихся и определите тему урока. Правильно, тема нашего урока  «Дизайн ковровых изделий» Давайте сформулируем цели нашего урока: Чем мы будем заниматься на уроке, какие   цели нашего урока поставим: знакомство с дизайном     ковровых   изделий,   с     историей   ручного   ковроткачества,   материалами   и приспособлениями для получения коврового ворса нетрадиционным способом III. Теоретическая часть А что вы знаете об истории ковров? История ковров. Презентация (слайд 4). Искусство   ковроткачества   началось   более   чем   две   с   половиной   тысячи   лет   назад. Ковроткачество  –   древнейшее   искусство,   которое   своими   корнями   уходит   на   Древний Восток. Какой ковёр самый древнейший в мире и где он обнаружен? Древнейший ковёр в мире — пазырыкский ковёр (V век до н. э.), обнаруженный на Алтае в  1949 году при археологических раскопках самого большого кургана  Пазырык.  Художественное оформление ковра отличается богатством и разнообразием мотивов. Плотное шерстяное ворсовое полотно с изображением оленей, грифов и коней. Тому, что ковер   так   великолепно   сохранился,   он   обязан   особым   климатическим   условиям   –   в захоронение не проникали вода и воздух, в результате ковер замерз и избежал гниения. Эта находка   свидетельствует   об   уникальном   факте:   спустя   столетия   классическая   техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений! Сегодня этот шедевр веков украшает коллекцию Эрмитажа. Факты о коврах Самый изношенный ковёр лежит под коленями мусульман в Великой мечети в Сивасе в Турции.   По   существующей   традиции,   старые   ковры   из   мечетей   не   выбрасываются.   И каждые 30­40 лет на них настилаются новые. Первый же ковёр покрыл пол Великой мечети ещё в ХI веке... История дизайна ковров уходит своими корнями в далекие времена, когда люди стали ткать ковровые покрытия не только для того, чтобы согреться, но и с целью создания уюта в своем доме. А что вы знаете о дизайне ковров?Презентация (слайд 5) Дизайн ковров сегодня – актуальное и востребованное направление, т.к. ковровые изделия стали неотъемлемой частью современного интерьера.  В дизайне ковров важна каждая деталь и лучшим вариантом является разработка изделия для конкретного помещения (комнаты). В этом случае появляется возможность учитывать   размеры,   текстуру,   форму   и   цвет   коврового   изделия,   что   придает   ему индивидуальность   и   неповторимость.   При   разработке   основное   внимание   уделяется функциональности комнаты, для которого предназначается ковёр. (Слайд 5) На   сегодняшний   день   разработка   и   изготовление   ковровых   изделий   находится   на таком уровне, что появилась возможность воплощения практически любых дизайнерских идей.   Существует   множество   типов   ковровых   изделий,   различающихся   по   методике художественного конструирования. К ним относят персидские, восточные, фольклорные изделия. Важным   элементом   при   разработке   дизайна   ковров   является   подбор   и   нанесение рисунка, либо узора.  Ковры ручной работы всегда ценились, и ценятся  дорого.  Ковры ручной работы – это не только качество плетения, но   и эксклюзивный дизайн. Ковры ручной работы – это всегда кропотливый труд мастера, это всегда творчество, это всегда настоящее произведение искусства. Могут ли говорить ковры? Какую же тайну хранят ковры, и  чём  они могут рассказать?  О чем говорят коврыПрезентация (слайд 6).  До наших дней дошла одна старинная «ковровая» легенда. Как­то раз разбойники напали на караван, с которым ехал персидский принц. Его захватили в плен, ограбили и хотели убить. Но принц уговорил сохранить ему жизнь, пообещав разбойникам соткать прекрасные ковры. Он выполнил обещание. Разбойники держали его в пещере высоко в горах, подальше от посторонних глаз, а ковры выгодно продавали. Они не знали, что люди могут «читать» по узору. С помощью орнамента принц рассказал о своих злоключениях, и вскоре пленник был найден и спасен.  Персидские ковры и в самом деле – «говорящие». Их язык – узелки и краски. Их рисунок никогда не бывает случайным – за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях   с   зазубренными   краями,   в   тонкой   ювелирной   вязи,   в   мозаичном   узоре   можно прочесть ...  Девочки, а как вы думаете, все ли могли раньше стать ткачихами? Легенда о ткачихе. Презентация (слайд 7).   Есть   персидская   сказка   о   том,   как   в   одной   бедной   семье   младшая   дочь   решила соткать ковер. У нее не было цветной пряжи, и она выплетала узор из обыкновенных серых ниток.   Но   кропотливо   вытканные   пастбище,   овцы,   солнце   оставались   невидимыми   на однотонном фоне ковра. Когда работа была закончена, ковер стал жаловаться на свою горькую судьбу. Барашки требовали, чтобы ткачиха отдала их прекрасному руну черноту своих кос, луга покушались на зелень ее глаз, солнце – на нежный румянец ее щек. Ковер налился небывало сочными красками и принес семье почет и достаток, а девушка потеряла свою красоту и стала бесцветной.  В каждой сказке – лишь доля сказки. И на больших городских мануфактурах, и в горных деревушках,   и   в   лагерях   кочевников   ткачихами   становятся   совсем   юные   девушки   с проворными руками и внимательными глазами. А как вы  думаете, ковры  ценятся или не ценятся в современном интерьере  квартиры? В современном интерьере квартиры ценятся не только ковры, но и картины, выполненные в  технике ковроткачества. Презентация (слайд 7).  Это нетрадиционные способы получения ворсовой поверхности. Сюжет данных картин  может быть самым разным – это персонажи детских сказок, природа, иконы и др.  Какие знаменательные даты мы празднуем в этом году? ­ 70 лет со Дня Победы в ВОВ и 80 ­ летие Куюргазинского района.  Вот они и будут являться сюжетом наших картин. Презентация (слайд 8). IV. Обучение техническим приемам работы  Создание картин в технике ручного ткачества. Презентация (слайд 10­13) По какому плану строится изготовление картин в технике ковровой вышивке? Процесс изготовления картин строится по плану: 1. Выбор материалов, приспособлений, инструментов; 2. Выбор рисунка и перевод рисунка на ткань; 3. Крепление ткани; 4. Освоение приёмов ткачества; 5. Заполнение рисунка стежками; 6. Оформление законченного изделия. Как вы думаете, акакие материалы, инструменты и приспособления применяются при ковровой вышивке? Материалы   и   приспособления:деревянные   рамки   разных   размеров;   пяльцы;   ткань двунитка или бортовка; пряжа разных цветов (смотреть и подбирать цвета в соответствии выбранной композиции).  Инструменты:ножницы;   ткацкая   игла,   длина   ворса   зависит   от   длины   иглы;   тонкая проволока для заправки пряжи в иглу. Прежде чем начать вышивку, что нужно сделать? Выбрать   рисунок   для   своего   изделия;   перевести  рисунок  на   светлую   ткань  с  помощью копирки. Затем закрепить ткань: если выбираются небольшие работы, то использовать пяльцы; на деревянную рамку ткань с рисунком крепится мелкими гвоздями или кнопками с обратной стороны (рисунок получается на лицевой стороне рамки). Освоение приёмов ткачества: Инструкционная карта 1) Заправить иглу пряжей: со стороны острия иглы вставить перегнутую проволоку, в петлю которой продеть нить; протянуть нить к острию иглы; вдеть нить в ушко иглы; 2) Заправленную иглу вкалываем в рисунок на ткани; 3) Вытягиваем   иглу   назад.   С   изнаночной   стороны   должны   получиться   короткие стежки, схожие с машинными,  а с лицевой стороны образуются вытянутые петли ­ ворс Как правильно нужно выполнять петлистый стежок? Правила по выполнению петлистого стежка: 1) иглу   втыкать   в   ткань   до   упора,   чтобы  ворс   на   лицевой   стороне   был   ровный, одинаковой высоты; 2) иглу передвигать по принципу «Игла впереди – нить за ней»; 3) стежки выполнять короткие, близко друг к другу; 4) при смене направления стежка (снизу вверх, сверху вниз), иглу поворачивают; 5) застилать узор можно: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, по кругу (выбрать одно направление, сочетание всех сразу не рекомендуется); 6) застилать рисунок стежками следует так, чтобы сквозь петли на лицевой стороне не просвечивала ткань; 7) нельзя вкалывать иглу близко от рамки, чтобы не сломать иглу или не притупить (тупая игла рвёт ткань);  8) нитки, идущие от клубка, должны идти свободно (не натянуты). Какие правила нужно помнить по технике безопасности при ковроткачестве? ТБ при ковроткачестве.     С   иглой   необходимо   обращаться   очень   осторожно,   не   подносить   иглу   к   лицу, хранить в коробках и пеналах.    Передовая иглу не бросать, а отдавать в руки.     Нельзя пользоваться ржавыми  иглами  — они портят пряжу, нитки.    Запрещается брать иглу в рот.   Нельзя откусывать пряжу или нитку зубами.  Сидеть, прямо, не сгибаясь.  ТБ при работе с ножницами.  Храните ножницы в определённом месте.  Кладите их сомкнутыми остриями от себя.  Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.  Передавать ножницы кольцами вперед.  V. Практическая часть (творческая работа) При выполнении работы у каждой ученицы имеются свои инструменты, есть консультант, который помогает освоить приёмы ковроткачества, работа проводится в группах.  VI.Проводится разминка для глаз. Презентация (слайд 13 ­15) VII. Заключительная часть. Рефлексия. Презентация (слайд 17) Что мы узнали сегодня на уроке? Узнали:историю ковров; дизайн ковров; технологию изготовления ковров. А чему  научились? Научились:получать ковровый ворс нетрадиционным способом заправлять ткацкую иглу;  Сегодня вы увидели вещи, которые не купишь в магазине, и которые делают дом  непохожим на другие. Надеюсь на то, что те знания и умения, которые вы приобретаете на  уроках труда, пригодятся в вашей дальнейшей жизни. Подведение итогов выполненных работ VII. Выставление оценок.  VIII.Домашнее задание: продолжить работу

Урок технологии в 7-8 классе по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Урок  технологии в 7-8 классе  по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Урок технологии в 7-8 классе по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Урок  технологии в 7-8 классе  по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Урок технологии в 7-8 классе по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Урок  технологии в 7-8 классе  по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Урок технологии в 7-8 классе по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Урок  технологии в 7-8 классе  по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Урок технологии в 7-8 классе по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Урок  технологии в 7-8 классе  по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Урок технологии в 7-8 классе по теме: «Дизайн ковровых изделий»

Урок  технологии в 7-8 классе  по теме: «Дизайн ковровых изделий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017