Открытый урок "Определение шерстяных тканей" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект открытого урока в 8 классе коррекционной школы 8 вида. Материал, предлагаемый учащимся, был подобран с учётом возможностей и индивидуальных особенностей детей, их уровнем развития. В течение всего урока осуществляла дифференцированный подход в соответствии со способностями и психофизическими возможностями детей данного класса. Задания, примененные на уроке, были адекватны целям данного урока. Многие задания, игровые приёмы, дидактические игры, наглядность, используемая в ходе уроке, раздаточный материал способствовали повышению интереса детей к уроку, формированию положительной школьной мотивации. Содержание заданий было доступно учащимся.
Иконка файла материала Открытый урок Определение шерстяных тканей.docx
Тема:  Определение шерстяных и полушерстяных тканей. Цель:  обучающая:  познакомить   учащихся   с   шерстяными   волокнами   и   тканями,   их получением, свойствами; научить определять чистошерстяные и полушерстяные ткани, знать особенности тканей и учитывать их при шитье. коррекционно­развивающая:  создание условий   для развития ВПФ – через органы чувств (осязание, зрение, обоняние, слух) при работе с образцами тканей и волокон; развитие мышления – через сравнение и анализ образцов волокон и тканей, памяти, внимания – через заполнение таблицы и диктанта, воображения – через подбор ткани для юбки, развитие речи – через проговаривание свойств ткани. воспитывающая:  расширять кругозор учащихся – через знакомство с волокнами и тканями из шерсти, их получением. Воспитание положительных личностных качеств – через создание ситуаций успеха, положительный психологический настрой, рефлексию, повышение   познавательной   активности   к   предмету   и   уровня   мотивации,   через использование на уроке ИКТ и игровых моментов.  Оборудование к уроку: Наглядные пособия «Синтетические и натуральные волокна», образцы   тканей   и   волокон,   лупа,   клей,   рисунки   фасонов   юбок   (приложение   2), индивидуальные таблицы (приложение 1), свеча, нить х\б и шерстяная, графический диктант, презентация на слайдах. Тип урока: изучение нового материала.  Форма урока: исследование. Ход урока. 1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока).  Встать в круг, по кругу передать шерстяной клубочек, желая хорошего настроения и успехов. ­ Ребята, встаньте все в круг. У меня в руках клубочек шерстяных ниток. Шерсть очень хорошо принимает тепло. Поэтому я согрею клубок своими руками и передам свое тепло вам, а вы передайте его друг другу. Это прибавит всем хорошего настроения и успехов.  ­ Садитесь на свои рабочие места. Чтобы воды бурных рек повернули вспять,  Надо в наш научный век всё на свете знать.  Чтоб не лить напрасных слёз, и не ведать бед,  Надо на любой вопрос точный знать ответ. Сегодня у нас не просто урок, а исследование. Для того, чтобы найти ответы, я вас приглашаю в лабораторию.Слайд 1.  А кто из вас знает, что такое «лаборатория»? (ответы учащихся).  Лаборатория   –   это   помещение,   где   проводят   опыты,   исследования,   ставят эксперименты,   изучают   и   проверяют   состав   чего­либо.   Работники   лаборатории называются   «лаборанты».   Они   работают   в   спецодежде,   поэтому   мы,   сегодня   тоже надели спецодежду. В лаборатории у лаборанта много пробирок, колб и т.д. А у вас на столах: лупа, образцы тканей, клей, свечи. Нам нужно определить образцы тканей по волокнистому составу и свойствам.  Итак, уважаемые, лаборанты, ваша цель: определить шерстяную ткань. 2. Актуализация опорных знаний. ­   Для   начала   давайте   вспомним,   из   чего   получают   шерстяную   ткань?  (Из   волокон шерсти). ­ Как получают волокна шерсти? (Состригают волосяной покров животных). ­ Как вы думаете, эти волокна натуральные или химические? (Натуральные). Почему? ­ Шерсть – это натуральное волокно, животного происхождения.  Слайд 2. Далее из волокна на прядильной машине прядильщица получает пряжу.  ­ Перед вами образец шерстяного волокна. Рассмотрите его по внешнему виду и на ощупь, определите свойства, ориентируясь на карточки, которые есть у вас на столах. Выберите характеристики, которые соответствуют вашему волокну, поставьте рядом «+» (Приложение 1):  Мягкое    Жесткое  Пушистое   Гладкое  Сильно извитое   Прямое  Упругое   Короткое  Длинное  Не прочное  Прочное Проверьте свои ответы. Слайд 3. ­ Скажите, если из этого волокна (чистой шерсти) сделать ткань, она будет обладать такими же свойствами? (да). 3. Изложение нового материала. Посмотрите   на   последовательность, это вам пригодится сегодня н уроке.   процесс   производства   шерстяной   ткани.   ЗапомнитеСлайд 4. На ткацких фабриках из шерстяной пряжи получают шерстяную ткань. Эту работу выполняют   ткачи,   работая   на   ткацких   станках.  Ткачи   являются   станочниками, обслуживают по 50 автоматических станков. Ткач должен знать основные требования предъявляемые к ткани, её пороки, причины их возникновения, меры предупреждения и способы устранения. Посмотрите короткий фильм о работе ткачей. Слайд 5. Видеофильм. Слайд 6. Ткани, которые вырабатывают на ткацких фабриках из шерстяного волокна делятся на 2 группы: чистошерстяные и полушерстяные. Чистошерстяные ткани обладают такими же свойствами, как шерстяное волокно.  Полушерстяные ткани вырабатывают с добавлением таких волокон как хлопок, лавсан, вискоза.  Например, возьмите одну нить шерстяную и присоедините к ней х\б или синтетическую нить. Потяните, изменилась ли прочность, мягкость, внешний вид? ­ Что изменилось? (Нить стала прочнее, более упругая, поменялся цвет). ­ То есть, изменились свойства? (Да).  ­   Значит,   свойства   тканей   зависят   от   свойств   волокон?   Предлагаю   проверить   это утверждение в нашей лаборатории.  ­ Глядя на образец из шерстяной ткани, назовите свойства шерстяных тканей. Слайд 7. Новое   для   вас   слово   и  свойство   ткани:  драпируемость   –   это   способность   ткани образовывать складки (записать в тетради). Слайд 8. Задание. У вас на столе карточка с заданием. Определите где спряталась ошибка. Слайд 9. Физкультминутка.Слайд 10. 4. Практическая работа.  Сейчас мы будем определять свойства тканей.  Слайд 11. Физико­механические: прочность, сминаемость, драпируемость. Гигиенические: гигроскопичность, теплозащитность, пылеёмкость. Технологические: осыпаемость, усадка. (Слайд)  Их много, но мы исследуем только некоторые. Давайте вспомним правила безопасности, которые нужно соблюдать при работе (дети отвечают). ­   Возьмите   два   образца   ткани   (№1   и   №2).   Определите,   какой   образец   является шерстяной   тканью.  Результаты   наблюдений   записать   в   таблицу.  Поставить  «+»   или «­». 1. По внешнему виду (поверхность образца блестящая или матовая). 2. На ощупь (мягкий или упругий; гладкий или шероховатый). 3. Отделите от каждого образца по одной нити, сравните нити по внешнему виду (толщина, извитость, мягкость, гладкость, прочность, упругость, ровность). 4. Разорвать   каждую   нить.  Рассмотреть   в  лупу,  как   выглядит   разрыв.  По   концу обрыва нити  (кисточке)  определить шерстяную ткань  (если шерсть – извитые волокна, если синтетика – прямые). 5. Наблюдая  за горением нитей, определить по характеру горения шерстяную ткань (если   запах   горелого   пера   –   шерсть,   если   запах   рога,   пластмассы   – синтетика). 6. Наклейте в квадратики образцы ткани в соответствии с названием.­ Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу? Слайд 12. Слайд13. При обработке изделий из чистошерстяных тканей возникают трудности :  При раскрое сильно тянутся.  Срезы осыпаются.  При стачивании прорубаются.  Дают большую усадку.  Пылеёмкие. Мы исследовали с вами свойства шерстяных тканей.  (Выполнение задания учащимися. Проверка результата с опросом учащихся).  ­   Назовите,   какие   изделия   можно   изготовить   из   шерстяных   тканей?  (Пальто, костюмы, платья, штучные товары: валенки, пледы, шарфы, платки). Слайд 14. Ассортимент   шерстяных   тканей   очень   большой   (более   2000   видов   тканей),   но чистошерстяных тканей не много, большая часть тканей – полушерстяные.  Все шерстяные ткани делятся на 3 группы:  плательные, костюмные,  пальтовые (образцы). Слайд 15.  Покажите мне образец плательной ткани (дети показывают), костюмной, пальтовой. 5. Заключительная часть Внимание, ребят,  в лабораторию проник ВИРУС! Чтобы   удалить   вирус   нужно   ответить   на   вопросы   графического   диктанта.   Я   буду зачитывать утверждения, но некоторые из них повредил вирус, и они стали не верными. Вам нужно определить какое утверждение правильное, а какое нет. Ответить нужно: «Да» (+) или «Нет» (­) под соответствующей цифрой. 1. Шерстяные ткани делятся на чистошерстяные и полушерстяные (да). 2. Шерстяные ткани делятся на 2 группы: платьевые и пальтовые (нет) 3. Чистошерстяные ткани гладкие, жёсткие, прочные (нет). 4. П\шерстяные ткани вырабатывают с добавлением вискозы, лавсана (да). 5. Шерстяные ткани используют для пошива нательного и постельного белья (нет). Проверяем результат (слайд №17).  Где были допущены шибки? Если всё правильно – оценка «5», одна ошибка – «4» и т.д. Вирус мы преодолели.6. Активизация ранее полученных знаний и повторение. Давайте вспомним, как нужно ухаживать за изделиями из шерсти. Кто помнит, как нужно стирать и сушить шерстяные вещи (свитера, кофты…)? При какой температуре утюжить? Слайд 16. 7. Подведение итогов Наша лаборатория выполнила поставленную задачу.  ­   Оценки   за   работу   на   уроке   поставьте   себе   сами.   На   столах   у   вас   они   лежат (обсуждение оценок).  Итак, мы с вами хорошо поработали. И за это вам, мои лаборанты, я хочу вручить награды:       за наблюдательность; за быстрое и верное выполнение задания; за активную работу; за правильные ответы на вопросы; за примерное поведение; за находчивость и т.д. А сейчас я прошу вас встать в круг. 8. Рефлексия: Передаем шерстяной клубочек по кругу и отвечаем на вопрос: «Что нового вы узнали на уроке?» и «Что понравилось?». Слайд 17. Благодарю вас за работу. Урок окончен.Приложение 3 Определите,   какой   образец   является     шерстяной   тканью.   Результаты   наблюдений записать в таблицу. Поставить «+» или   «­». 1. 2. По внешнему виду (поверхность образца блестящая или матовая). На ощупь (мягкий или упругий; гладкий или шероховатый). Отделите от каждого образца по одной нити, сравните нити по внешнему виду 3. (толщина, извитость, мягкость, гладкость, прочность, упругость, ровность). 4. Разорвать   каждую   нить.  Рассмотреть   в  лупу,   как   выглядит   разрыв.  По   концу обрыва нити (кисточке) определить шерстяную ткань (если шерсть – извитые волокна, если синтетика – прямые). Наблюдая  за горением нитей, определить по характеру горения шерстяную ткань 5. (если запах горелого пера – шерсть, если запах рога, пластмассы – синтетика). 6. Наклейте в квадратики образцы ткани в соответствии с названием. Заполните таблицу. Свойства тканей Шерстяные ткани Искусственные ткани блеск прочностьмягкость сминаемость драпируемость гигроскопичность пылеёмкость осыпаемость Образцы тканей                                  шерстяная ткань                  искусственная ткань Приложение 1 Выберите характеристики, которые соответствуют вашему волокну:  Мягкое    Жесткое  Пушистое   Плотное  Сильно извитое   Прямое  Упругое   Короткое  Длинное  Не прочное  Прочное __________________________________________________________________________ Выберите характеристики, которые соответствуют вашему волокну:  Мягкое    Жесткое  Пушистое   Плотное Приложение 1 Сильно извитое   Прямое  Упругое   Короткое  Длинное  Не прочное  Прочное __________________________________________________________________________ Приложение 1 Выберите характеристики, которые соответствуют вашему волокну:  Мягкое    Жесткое  Пушистое   Плотное  Сильно извитое   Прямое  Упругое   Короткое  Длинное  Не прочное  Прочное __________________________________________________________________________ Вам нужно определить какое утверждение правильное, а какое нет. Ответить нужно:  «Да» (+) или «Нет» (­) под соответствующей цифрой. Приложение 4 1. Шерстяные ткани делятся на чистошерстяные и полушерстяные. 2. Шерстяные ткани делятся на 2 группы: платьевые и пальтовые. 3. 4. Чистошерстяные ткани гладкие, жёсткие, прочные. П\шерстяные ткани вырабатывают с добавлением вискозы, лавсана. 5. Шерстяные ткани используют для пошива нательного и постельного белья. __________________________________________________________________________ Вам нужно определить какое утверждение правильное, а какое нет. Ответить нужно:  «Да» (+) или «Нет» (­) под соответствующей цифрой. Приложение 41. Шерстяные ткани делятся на чистошерстяные и полушерстяные. 2. Шерстяные ткани делятся на 2 группы: платьевые и пальтовые. 3. 4. Чистошерстяные ткани гладкие, жёсткие, прочные. П\шерстяные ткани вырабатывают с добавлением вискозы, лавсана. 5. Шерстяные ткани используют для пошива нательного и постельного белья. __________________________________________________________________________ Вам нужно определить какое утверждение правильное, а какое нет. Ответить нужно:  «Да» (+) или «Нет» (­) под соответствующей цифрой. Приложение 4 1. Шерстяные ткани делятся на чистошерстяные и полушерстяные. 2. Шерстяные ткани делятся на 2 группы: платьевые и пальтовые. 3. 4. Чистошерстяные ткани гладкие, жёсткие, прочные. П\шерстяные ткани вырабатывают с добавлением вискозы, лавсана. 5. Шерстяные ткани используют для пошива нательного и постельного белья. __________________________________________________________________________ Приложение 2Приложение 23  4  5 3  4  53  4  5