Содержание:
1. Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры.
2. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и «Полёта шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере «Вокализа» С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).
Музыкальный материал:
1. Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);
2. Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);
3. С. Рахманинов. «Вокализ» (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание);
4. И. С. Бах. «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра (слушание);
5. М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Скрипка» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.
2. Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
3. Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров.
Тембры музыкальные краски
Содержание:
1.
через тембры.
Выражение настроений окружающего мира в музыке
2. Характерность тембров скрипки (на примере темы
Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада»
Н. РимскогоКорсакова и «Полёта шмеля» из оперы
«Сказка о царе Салтане» Н. РимскогоКорсакова);
виолончели (на примере «Вокализа» С. Рахманинова в
переложении для виолончели и фортепиано); флейты
(на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С.
Баха).
Музыкальный материал:
1. Н.
Тема Шехеразады из
РимскийКорсаков.
симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);2. Н. РимскийКорсаков. «Полёт шмеля» из оперы
«Сказка о царе Салтане» (слушание);
3. С. Рахманинов. «Вокализ» (в переложении для
виолончели и фортепиано) (слушание);
4. И. С. Бах. «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра
(слушание);
5. М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Скрипка»
(пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых
воплощений в музыкальных произведениях.
2. Определять
тембры при прослушивании
инструментальной музыки (с учётом критериев,
представленных в учебнике).
3. Устанавливать внешние связи между звуками
природы и звучаниями музыкальных тембров.Искусство сочетания оркестровых звучностей,
есть одна из сторон души самого сочинения…
Н. РимскийКорсаков
Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в
живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое
богатство окружающего мира, и многообразие его
настроений, музыкальные тембры также передают
многоликость мира, его образы и эмоциональные
состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья
свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы
любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру
тембровых воплощений музыки.
Композиторы никогда не создают такую музыку,
которая может быть предназначена для любого тембра.
Каждое,
произведение
даже самое маленькое,непременно содержит указание на инструмент, который
должен её исполнять.
Каждому музыканту известно, что скрипке присуща
особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются
мелодии плавного, песенного характера.
Вот, например, тема Шехеразады из одноимённой
симфонической сюиты Н. РимскогоКорсакова. В ней
слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и
нежный голос Шехеразады.
Не менее известна и виртуозность скрипки, её
способность исполнять самые стремительные мелодии с
необычайной лёгкостью и блеском. Среди примеров
подобной роли скрипки «Полёт Шмеля» из оперы Н.
РимскогоКорсакова «Сказка о царе Салтане».
Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху,
совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта,который музыка воспроизводит с изобразительной
точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией
скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у
слушателя действительно остаётся впечатление
грозного шмелиного жужжания.
Необыкновенная теплота и выразительность виолончели
сближает её интонацию с живым человеческим голосом
глубоким, волнующеэмоциональным. Поэтому в музыке
нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в
переложении для виолончели, поражая естественностью
тембра и дыхания. Яркий пример такого рода –
«Вокализ» С. Рахманинова.
Слово «вокализ» означает вокальную пьесу без слов.
Гениальный «Вокализ» занимает особое место в
вокальной лирике Рахманинова. Рахманинов написал
«Вокализ» в 1912 году и посвятил его знаменитойяркой
певице А. В. Неждановой. «Вокализ» примыкает к
романсам композитора, в истоках своих связанным с
русской песенностью. Элементы народного песенного
стиля органично вливаются здесь в мелодику,
отмеченную
индивидуальностью.
О связи «Вокализа» с русской протяжной песней
говорит широта мелодии, неторопливый и, как кажется,
«бесконечный» характер её развития. Музыка столь
выразительна, столь содержательна, что композитор
счёл возможным отказаться от поэтического текста.
«Вокализ» хочется назвать русской «песней без слов».
Там, где требуются лёгкость, изящество и грация, царит
флейта. Изысканность и прозрачность тембра в
сочетании с присущим ей высоким регистром придают
флейте и трогательную выразительность.Прелестное Скерцо («Шутка») И. С. Баха из Сюиты № 2
для оркестра пример такого изящноюмористического
звучания флейты. Щебетание флейты в виртуозной
манере такое грациозное и жизнерадостное, что
кажется, будто музыка может продолжаться ещё и
ещё…
Скерцо «Шутка» так переводится это слово. Но это
не всегда «смешная» музыка. Название это закрепилось
за инструментальными произведениями острого
характера, с живыми интонациями и неожиданными
музыкальными оборотами.
Вопросы и задания:
1. Почему музыкальные тембры можно сравнить с
красками в живописи?2. Какие особенности отличают звучание скрипки?
Расскажите на примере темы «Шехеразады» и «Полёта
шмеля» Н. РимскогоКорсакова.
3. С каким тембром можно сравнить звучание
виолончели?
4. Как изменился бы характер звучания в «Шутке» И.
С. Баха, если бы вместо флейты солировала
виолончель?
5. Как вы считаете, можно ли мелодию, написанную
для одного инструмента, поручить другому? Если да,
то назовите варианты таких замен.Пространство фактуры
Содержание:
1. Стремительное движение фигурационой фактуры в
романсе С. Рахманинова «Весенние воды».
2. Пространство фактуры во фрагменте «Утро в
горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Музыкальный материал:1. С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. «Весенние воды»
(слушание);
2. Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из
оперы «Кармен» (слушание)
Характеристика видов деятельности:
1. Понимать значение средств художественной
выразительности (фактуры) в создании музыкального
произведения (с учётом критериев, представленных в
учебнике).
2.
3.
Рассуждать о яркости образов в музыке.
Творчески интерпретировать содержание и форму
музыкальных произведений в изобразительной
деятельности.
Известно, что фактура дословно «изготовление»,
«обработка» (лат.), а в музыке музыкальная ткань
произведения, его звуковая «одежда». Если в пьесеназывается
ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса
аккомпанементом, аккордами гармонии, то такая
фактура
гомофонногармонической.
Гомофония (от греч. Homos один и phone звук, голос)
– тип многоголосия с разделением голосов на главный и
сопровождающие.
Она имеет множество разновидностей. Основные из них:
1. Мелодия с аккордовым сопровождением;
2. Аккордовая фактура; это последовательность
аккордов, в которых верхний голос представляет собой
мелодию;
3. Унисонная фактура;
мелодия излагается
одноголосно или в унисон (лат. один звук).
Другой важнейший тип полифоническая фактура, что
значит
голос
полифонической фактуры самостоятельная мелодия.
«многоголосная».
Каждыйкак «имитация»,
Полифоническая фактура связана прежде всего с
полифонической музыкой. Двух и трёхголосные
инвенции И. С. Баха, написаны в полифонической
фактуре.
«фуга»,
Такие понятия,
упоминавшиеся ранее, относятся к полифонической
музыке.
Сочетание гомофонногармонической и
полифонической фактуры можно найти в различных
произведениях.
Таким образом, фактура это способ изложения
музыкального материала:
аккордов,
фигураций, подголосков и т. д. В процессе сочинения
того или иного произведения композитор комбинирует
эти
музыкальной выразительности,
обрабатывает: ведь factura, как мы уже сказали, есть
обработка. Фактура неразрывно связана с жанром
музыкального произведения, его характером, стилем.
мелодии,
средстваОбратимся к романсу С. Рахманинова «Весенние
воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он не только
передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую
стремительность и динамику.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят ...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.Радостное предчувствие скорой весны буквально
пронизывает романс. Поособенному светло и солнечно
звучит тональность мибемоль мажор. Движение
музыкальной фактуры стремительное, бурлящее,
охватывающее огромное пространство,
подобно
мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих
все преграды. Нет ничего более противоположного по
чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её
холодной тишиной и бестрепетностью.
В «Весенних водах» чувство яркое, открытое,
восторженное, захватывающее слушателей с первых же
тактов.
Музыка романса как будто намеренно построена таким
образом, чтобы избежать всего успокаивающего,
убаюкивающего. Окончания почти всех мелодических
фраз восходящие; они содержат даже больше
восклицаний, чем стихотворение.Важно также отметить и то, что фортепианное
сопровождение в этом произведении не просто
аккомпанемент, а самостоятельный участник действия,
по силе выразительности и изобразительности порой
превосходящий даже солирующий голос!
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! –
Творенью пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!..
Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас! ..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас! ..
Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева
«Весна» звучат как эпиграф к романсу может быть,самому радостному и ликующему в истории русской
вокальной лирики.
Огромную роль выполняет фактура в тех
произведениях,
где необходимо передать идею
музыкального пространства.
Одним из примеров может служить Антракт к III
действию из оперы Ж. Бизе «Кармен», которая
называется «Утро в горах».
Уже само название определяет характер музыки,
рисующей яркую и выразительную картину утреннего
горного пейзажа.
Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как
первые лучи восходящего солнца нежно касаются
высоких вершин гор, как постепенно они опускаются
всё ниже и ниже и в момент кульминации как будтозаливают своим ослепительным сиянием всё
необозримое горное пространство.
Начальное проведение мелодии даётся в высоком
регистре. Её звучание по отношению к аккомпанементу
составляет диапазон трёх октав. Каждое последующее
проведение мелодии даётся по нисходящей линии –
голоса сближаются, динамика нарастает, наступает
кульминация.
Итак, мы видим, что в фактуре запечатлевается всё, что
связано с выразительностью музыкального звучания.
Одинокий голос или мощный хор, стремительное
движение воды или бескрайнее горное пространство –
всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот
«узорный покров» фактуры,
всегда новый,
неповторимый, глубоко своеобразный.
Вопросы и задания:1. Какие чувства выражены в романсе «Весенние воды»
С. Рахманинова? Как эти чувства выражаются в
фактурном изложении произведения?
2.
3.
За счёт чего создаётся впечатление музыкального
пространства в музыкальном антракте «Утро в горах»
Ж. Бизе?
Вспомните,
в каких музыкальных жанрах
используется фактурное пространство значительного
диапазона. С чем это связано?
Хоровая музыка в храме
Цели урока: раскрыть понятие хоровой музыки;
развивать умение отличать музыку духовную от музыки
светской.Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты
композиторов, репродукции картин, фотографии.
Ход урока:
Организационный момент:
Урок начинается с произведения Д. Бортнянского
«Херувимская песнь» в исп. детского хора «Весна».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет
её,
не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз,
не наставляет в философии и не помогает достигать
полного презрения к житейским предметам,
как согласная мелодия и управляемое ритмом
божественное пение».
(Иоанн Златоуст)Сообщение темы урока:
Ребята, вообразите себе хоровое звучание ... Не
ошибусь, если скажу, что большинство из вас
представили себе какуюлибо духовную музыку. Может
быть, всплыло в памяти народное хоровое пение или
оперный хор и т. д. Во всех этих хоровых жанрах есть
нечто общее. Именно о хоровых жанрах и хоровом
пении мы будем говорить на уроке.
Работа по теме урока:
1. Происхождение хоровой музыки.
Словом «хор», которое произошло от греческого
«choros» и латинского «chorus», что означает толпа,
собрание, называют коллектив людей, исполняющий
вокальную музыку и произведения, сочиненные для
этого коллектива. Конечно, не всякий коллектив можноназвать хором. Хор отличается значительно большим
числом исполнителей.
Давайте вспомним, какие бывают хоры, начнём с
состава исполнителей. Детские, мужские, женские,
смешанные когда одновременно или в разных
сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и
мужские голоса.)
Правильно,
а ещё какими бывают хоры?
(Одноголосными, когда все вместе поют одну мелодию,
и многоголосные, когда у каждого голоса своя
мелодия.)
Ребята, а как ещё называют одноголосие? (Унисон.)
Правильно. Своеобразные формы многоголосного пения
создали русские певцы. Основную мелодию они
расцвечивают разными подголосками, которые свободно
варьируют. Получается необыкновенно красиво. А ещё
некоторые хоры поют с сопровождением и безсопровождения, я думаю, вы это заметили. Как
называется пение без сопровождения? (Пение без
сопровождения называется «а капелла».)
О самой ранней хоровой музыке известно то, что она
была составной частью культового группового танца.
Хорошо знакомые нам хороводы это самый древний
тип коллективного музицирования, связанный с
обрядами и ритуалами разных народов. А поскольку
обрядовая сторона жизни не была отделена от
повседневной деятельности человека, то от этого
неделимого корня хоровой музыки пошли два
родственных начала: духовное и светское.
Как вы думаете, ребята, откуда произошла хоровая
музыка? (Наверное, как и песня, из жизни.) Она
возникла там, где собирались люди для совместного
труда и отдыха: сначала в народных хороводах, во
время жатв и сенокосов, на крестьянских праздниках ипросто в спокойной домашней обстановке хотелось
помечтать, поговорить о жизни.
подобно народной
Народная хоровая музыка,
одноголосной песне, произросла непосредственно из
жизни, поэтому ее тематика, сюжеты и образы
рассказывают нам о характере людей и местах, где они
жили, так же ярко и достоверно, как и все народное
искусство.
Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она
рождалась в стремлении людей к единению, она умела и
сама объединять, именно поэтому её отличают особая
мощь и слаженность звучания. В народном хоровом
пении слышится шум суровых лесов, могучее течение
великих рек вся многогранная жизнь народа. Сейчас
мы с вами послушаем русскую народную песню «Есть на
Волге утёс».Слушание музыкального произведения:
русская
народная песня «Есть на Волге утёс» в исполнении
Волжского русского народного хора им. П. М.
Милославова.
Что вы можете сказать о прозвучавшей песне?
(Прозвучала русская народная песня «Есть на Волге
утёс» в исполнении смешанного хора. Музыка звучала
сурово, серьёзно, медленно. Представляется этот
высокий утёс,
весь обросший лесом; орёл,
прилетающий терзать своих жертв. Такое мощное,
могучее звучание, которое задевает душу каждого
человека.)
2. Хоровое пение и религия.
Культовое хоровое пение было чрезвычайно развито во
втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте,
Вавилоне, Палестине, Сирии, Индии, в Древней Греции и
в Древнем Риме. Унаследовало эту обрядность ихристианство. Однако с разделением христианства на
католицизм и православие в каждой из этих церквей
сложились различные музыкальные традиции.
Так, римскокатолическая церковь продолжила древний
обычай использования музыкальных инструментов,
сопровождающих хоровое пение.
Византийская
православная церковь выработала церковный хоровой
стиль без сопровождения «а капелла» и запретила
инструментальную музыку в церкви.
С давних пор церковный храм был храмом музыки.
Прихожане собирались в храмах для совместной
молитвы, и в их пении слышались отзвуки небесной
гармонии, искренность и чистота чувства, живущие в
людях вопреки их заблуждениям. Музыка обращала
души и чувства верующих к Богу лучше, чем слово. Ведь
многие простые люди не всегда понимают слова молитв.Другое дело музыка, с помощью которой сердца людей
в едином порыве обращались к Богу.
Слушание музыкального произведения «Тебе поём» в
исполнении мужского хора «Православные Певчие».
Русская хоровая музыка имеет исключительно богатые
традиции, связанные, прежде всего, с народным
творчеством. Церковная музыка в старой России не
теряла связи с народной жизнью. Церковь никогда не
оставалась в стороне от главных событий человеческой
жизни, в церкви совершались таинства крещения и
причастия, венчание и благословение человека в
последний путь. Церковные праздники отмечались
повсеместно на Руси, они были частью уклада русской
жизни.
Приведите
праздников. (Рождество,
Благовещение, и т.д.)
Пасха,
примеры
церковных
Троица,Да, образ России всегда ассоциировался с церковью, с
колокольным звоном, с церковным пением.
Учащиеся вспоминают песню «Вечерний звон» на слова
И. Козлова, одноимённую картину И. Левитана.
Слушание музыкального произведения «Вечерний звон»
в исполнении хора Новоспасского монастыря.
Беседа с детьми о картинах, представленных в
учебнике.
Прочитайте текст на стр. 93 учебника (1й абзац).
Вслушайтесь в названия московских улиц в них до сих
пор звучат имена городских монастырей и храмов:
Воздвиженка (по церкви Воздвижения Креста),
Якиманка (по церкви в честь Иоакима и Анны
родителей Богородицы), Рождественка, Петровка,
Сретенка...Облик русских городов с их белокаменными храмами и
церквями запечатлён в музыке многих русских
композиторов. Среди ярчайших музыкальных образцов –
вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина»,
получившее название «Рассвет на Москвереке».
Оркестровому вступлению Мусоргский придал,
казалось бы, характер жанровой картины.
Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат
петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся
стрельцов. Раздаётся колокольный звон. В свои права
вступает яркое, солнечное утро. Все эти моменты нашли
своё воплощение в музыке. Из тонкой паутины звуков,
как бы воссоздающих прозрачность и свежесть утренних
красок,
вырастает песенная тема необычайного
благородства и чистоты мелодичных очертаний.
Близкая по своему складу и принципу развития к
народной песне, эта тема является воплощениемдуховной красоты русского народа. Спокойная и
величавая, она отразила и необъятность русских
просторов и привольную гладь русских рек.
Вместе с тем в ней звучит взволнованное лирическое
чувство, пробуждающееся в душе человека при мысли о
родной стране. Так картинность переплетается в музыке
с выражением лирических чувств, с глубоким
психологическим содержанием. Через частную картину
из жизни старой Москвы композитор воплотил гораздо
более широкий, обобщённый образ образ Руси и
русского народа.
Слушание музыкального произведения: вступление к
опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на
Москвереке».
Однако не только внешний облик, но и внутреннее
убранство храма было отмечено печатью «великой
красоты». Церковное искусство соединяло в себе всеискусства. Оно создавалось усилиями архитекторов и
живописцев, музыкантов и певчих. В нем все было
цельно, все от строения храма до мелодии распева
подчинялось одной идее, идее духовного очищения,
восхождения.
Вера на Руси называется православной. Одной из
особенностей православного богослужения является
хоровое пение без инструментального сопровождения.
Православное пение долгие века было такой же
неотъемлемой частью русской культуры,
как
архитектурный облик церквей, городов и посадов.
Тесная спаянность хорового пения со всем укладом
русской жизни была связана с годовым богослужебным
циклом, который строго соблюдался по всей Руси.
Каждому событию этого цикла соответствует особое
богослужение и – соответственно свой круг
песнопений. Вечерня, Утреня, Литургия основныесуточные службы (вечером, утром и днём), которые в
дни больших праздников служатся без перерыва.
Соединение служб получило название «Всенощное
бдение».
«Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем
должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»
Во время служб исполняется много молитв. Одна из
главных – «Отче наш» (также молитва Господня)
главная молитва в христианстве, заповеданная, по
преданию, самим Иисусом Христом. Музыкальныймузыкального
произведения: П.
облик этого песнопения традиционно строг, в нем
преобладает речитативный склад, что подчёркивает
важность каждого слова этой молитвы.
Слушание
Чайковский «Отче наш».
Музыка христианского храма подарила людям,
верующим и неверующим, замечательные образцы
музыкального искусства. Для церкви писали музыку
лучшие композиторы.
Церковная музыка стала
украшением концертных залов всего мира.
3. Вокальнохоровая работа.
Сейчас мы с вами продолжим разучивать
замечательный романс «Жаворонок». Кто авторы этого
романса? (Музыка написана М. И. Глинкой, слова Н.
Кукольником.)Проводится работа над интонацией, дыханием и
артикуляцией.
Итог урока:
Пение в хоре одна из самых больших человеческих
радостей.
Развитая хоровая культура народа
свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо
хоровая музыка обладает могучим облагораживающим
воздействием на человека.
Вопросы и задания:
1. Почему, иногда хочется петь одному, а иногда
вместе с другими людьми, хором?
2. Назовите различные виды хорового пения.
3. Приготовьте небольшой рассказ о деятельности
какоголибо известного вам хорового коллектива.Мир человеческих чувств.
Цели урока: развивать умение выделять, прослеживать
особый внутренний мир личных переживаний человека
через музыку композиторовромантиков.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты
композиторов.
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит произведение «Жаворонок» М. И. Глинки.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?Запись на доске:
«Проникая глубже в тайны гармонии, научись выражать
наиболее тонкие оттенки чувств».
(Р. Шуман)
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о романсе.
Работа по теме урока.
1. Повторение изученного.
Вы, наверное, согласитесь с тем, что трудно сегодня
встретить человека, который бы ничего не знал о
романсе – музыкальном жанре, столь популярном и в
наши дни. Давайте вспомним, что же такое
романс. (Слово романс уводит нас в далекие средние
века, в Испанию. Поромански, значит поиспански,
то есть это одно и то же. Так отличали пение на
родном испанском языке от песнопений на церковномназвание
Позже
латинском.
«романса»
распространилось по всему свету. Романсами стали
называть произведения для голоса в сопровождении
фортепиано либо гитары. В романсе раскрываются
очень тонкие и глубокие личные переживания.)
В отличие от песни, в романсе используются более
сложные средства выразительности и более сложные
формы, чем простая куплетная, характерная для песни.
Композитор стремится передать точные интонации
поэтической речи и отразить всю череду лирических
образов и настроений.
Песню можно петь с сопровождением и без него. Романс
не обходится без музыкального сопровождения, потому
что оно вместе с мелодией не только передает
содержание, но и углубляет его, участвуя в создании
музыкального образа. Романс это особый возвышенный
строй чувств и поэтическое видение мира.Мы это слышим в современных и старинных романсах,
часто исполняемых блистательными эстрадными
звездами, оперными знаменитостями, бардами под
нехитрые переборы гитары и различными вокальными
группами. Каждый из исполнителей затрагивает струны
близкой ему темы.
2. Слушание музыкального произведения.
Романс авторское произведение. У романса должен
быть поэт,
и композитор,
написавший к ним музыку. Небольшое вокальное
произведение, объединяющее два целительных потока –
поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах
человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти.
Романс «Ночь печальна» произведение, редкое по
по тонкости
глубине поэтического чувства,
музыкального воплощения.
Рахманинов был
его
величайшим мастером вокальной лирики;
сочинивший стихи,
С.творчество отмечено печатью огромного самобытного
таланта и художественного вкуса. То же можно сказать
и о литературном наследии И. Бунина, чьё дарование в
области прозы и поэзии породило немало подлинно
великих страниц.
Творческий союз двух гениальных мастеров привёл к
созданию этого проникновенного музыкально
поэтического высказывания. «Ночь печальна, как мечты
мои» уже в первых строках бунинского стихотворения
звучит мотив, ставший традиционным для русского
искусства, мотив единства природы и человеческой
души. Но в сравнении с глинкинским «Жаворонком» он
значительно усложнился: в нем показано не просто
лирическое чувство, а длинная цепь образов, понятных и
вместе с тем иносказательных.
Далеко, в глухой степи широкой
Огонёк мерцает одинокий.Одиночество сердца подобно огоньку, единственной
живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.
В сердце много грусти и любви.
Эта строка неожиданно вносит щемящетёплое чувство.
Мы лучше начинаем понимать героя, его живую печаль,
обращённую в безмолвие ночной степи. И музыка – до
сих пор мерно звучащая, окрашенная минорным ладом,
вдруг светлеет, наполняется новым дыханием. Порыв к
другому человеку, желание излить сердце нарушают
ритмичное движение музыки.
Но кому и как расскажешь ты,
Что зовёт тебя, чем сердце полно?
Вопрос, заключённый в этих строках, так и остаётся
безответным. Степь попрежнему пуста, вокруг ни
души. Одиночество человека сливается с печалью ночи
и все это находит необыкновенно тонкое музыкальноевоплощение. Порыв сменяется прежним мерным
звучанием, и повторение первоначальной строки в
партии солиста звучит как тихое смирение.
Заключительная вокальная фраза так и остаётся не
досказанной, в ней словно повисает интонация вопроса.
Однако течение музыки не останавливается, ее поток
подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, уже
до самого конца, музыка звучит одна, без человеческого
голоса, как бы договаривая то, что невозможно выразить
словами.
Мы видим, какой одушевлённой становится природа,
близкая чувствам человека, как много скрытого смысла
в каждом пейзаже. «Ночь печальна» не оттого ли она
печальна, что печален человек, созерцающий ее? А если
бы он был весел, такой ли безмолвной и глухой
показалась ему степь?Стихи многих поэтов сами по себе музыкальны.
Возьмём, к примеру, творчество замечательного
немецкого поэта Генриха Гейне одного из крупнейших
лирических поэтов XIX века. Недаром Роберт Шуман,
принадлежащий к поколению художниковромантиков,
открывших тончайшие оттенки человеческих
преклонявшихся перед богатством
настроений,
внутреннего мира человека, обратился к творчеству
этого великого поэта. Среди лучших песенных циклов
Шумана «Любовь поэта», написанных на стихи
Генриха Гейне. Цикл состоит из шестнадцати романсов,
в них волнующая история любви поэта.
Сейчас мы с вами прослушаем первую песню (романс)
этого цикла «В сиянье тёплых майских дней».
(Слушание музыкального произведения).
Что вы можете рассказать об этом произведении?
Какие чувства оно в вас вызвало? Как звучала музыка?(Прозвучал романс «В сиянье тёплых майских дней»
Р. Шумана на слова Г. Гейне из цикла «Любовь
поэта». Музыка звучала както повесеннему свежо,
светло, в произведении говорится о пробуждении
природы, звонком пении птиц.)
Действительно, это чудесный весенний романс первый
в цикле. «Пробуждение души», жизнь сердца близки и
созвучны движениям, происходящим в природе:
В сиянье тёплых майских дней
Листок раскрылся каждый,
Во мне тогда проснулась
Любви и ласки жажда.
Поэтические ароматы, вздохи и томление Шуман
превращает в нежные звуки фортепиано. А голосу
поручает выразительные, словно стихи, мелодии.
3. Работа с учебником.света,
лёгкого ветерка,
Откройте учебники на стр. 85. Вы видите перед собой
репродукцию картины Исаака Левитана «Цветущие
яблони», написанную в технике импрессионизма.
Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, созвучна
ли романсу Шумана данная картина? (Думаем, что да,
при взгляде на эту картину возникают ощущение
весеннее
свежести,
настроение.)
Импрессионизм получил наибольшее развитие тоже в
XIX веке. Импрессионизм (от фр. impression
впечатление).
Художники данного направления стремились наиболее
естественно запечатлеть реальный мир в его
подвижности и изменчивости, передать мимолетное
впечатление. Для художников данного направления
живописи характерна передача тонких настроений,психологических нюансов. Чувствуете, как это близко к
пониманию романса.
Эти картины необыкновенно прозрачны и поэтичны, как
и романсы. Переверните страничку, что вы видите?
Верхняя картина Клода Моне «Уголок сада в
Монжероне», изображающая лето. Ниже картина В.
Поленова «Осень в Абрамцеве», передающая красоту
тёплого осеннего дня. На следующей странице картина
И. Грабаря «Февральская лазурь», где изображены
берёзки в тёплый, солнечный зимний день.
Мы можем сказать о том, что каждое время года,
каждая краска, цветок, запах несут в себе целый мир
образов, близких и понятных человеку с его вечным
стремлением к счастью, любви, красоте.
В творчестве романтиков возникает целый круг
сюжетов, мотивов, интонаций, которые углубляют тему
человеческих чувств. Прочитайте текст на стр. 8788ваших учебников.
Какой мы можем сделать
вывод? (Романс «В сиянье тёплых майских дней»
первый романс в цикле «Любовь поэта»
рассказывает о любви. В нём звучит робкая надежда
на будущее счастье, мелодические фразы несколько
неопределённы,
интонации по большей части
неуравновешенного характера.)
А какую роль играет аккомпанемент? (Аккомпанемент
–
произведения,
представляющая непрерывное движение.)
Верно, здесь до последнего аккорда сохраняется
неустойчивость гармонии, которая в большинстве
составляет диссонанс. Диссонанс в переводе с
латинского означает «нестройно звучу».
Этим
музыкальным термином называют сочетание двух или
нескольких звуков, которые образуют напряжённое,
острое звучание. Быть может, этот диссонанс несёт в
неотделяемая
частьсебе предчувствие последней катастрофы разочарования
тяжелого и скорбного пути «любви поэта»,
выраженного в 16 романсах цикла.
Ребята,
музыка Роберта Шумана поразительна
живописна. Он умел написать звуками портрет, пейзаж,
бытовую сцену так, что они становились маленькими
историями большой жизни. Он был не только
замечательным композитором и пианистом, но и
создателем музыкальнолитературного журнала, в
котором рассказывал о музыкальном искусстве и о том,
как следует слушать музыку великих мастеров.
4. Вокальнохоровая работа.
Учитель наигрывает «Жаворонок» М. И. Глинки.
Ребята, знакома ли вам эта мелодия, откуда она? (Это
романс «Жаворонок» на сл. Кукольника, муз. М. И.
Глинки.) Правильно. Этот романс созвучен романсу «Всиянье тёплых майских дней»? (И да, и нет. Да,
потому что весна свет, свежесть, радость. Нет
потому что грусть присутствует и в том, и в другом
произведении. У Глинки грусть светлая, а у Шумана
какаято
предчувствие
неопределенная,
разочарования, предательства.)
Сегодня мы с вами разучим первый куплет романса
«Жаворонок».
Итог урока.
Чем романс отличается от песни?
Домашнее задание:
1. Попробуйте определить главное отличие романса от
песни.
2. Почему некоторые
романсы существуют
самостоятельно, а некоторые объединяются в цикл?3. Почему так велика в романсе роль фортепианного
сопровождения?
4.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите
стихотворение, на которое вы сочинили бы романс,
если бы были композиторами.
Романса трепетные звуки...
Цели урока: познакомить с романсом одним из жанров
вокальной музыки; формировать умение выделять
особенности романса и находить отличия от других
вокальных жанров.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты
композиторов, иллюстрации картин.Ход урока:
Организационный момент:
Урок начинается с романса по выбору учителя.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Поделись живыми снами, говори душе моей;
Что не выскажешь словами, звуком на душу навей…»
(А. Фет)
Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем говорить о романсе.
Работа пo теме урока:
1. Что такое романс.
Ребята, приходилось ли вам когданибудь слышать, как
об одном из иностранных языков говорят, что он
относится к романским или к «романской группе»? Вцеркви,
называли
Испании, в средние века, всякое произведение,
написанное на романском языке (так назывался тогда
испанский), а не на латинском, официальном языке
католической
романом.
Стихотворения, положенные на музыку, в отличие от
латинских песнопений стали называть романсами.
Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров
романс сумел преломить в себе огромный мир
музыкальной образности. В романсе выражают себя и
счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и
сказочные повествования, то он уносит нас в страну
фантастического музыкального Востока,
то
завораживает испанскими ритмами, открывает галерею
тонких античных стилизаций.
Как музыкальный жанр романс со временем расширил
шуточным,
свои рамки,
Потом появились
сатирическим содержанием.
наполнился любовным,разновидности романса: элегия, баллада, драматический
монолог. Все они глубоко и тонко передают душевный
мир человека и широкий круг явлений
действительности.
Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной
миниатюры, однако ему присуща более сложная
поэтическая и музыкальная образность. Романс
музыкальнопоэтическое сочинение для голоса в
сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля,
арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда
не поют хором, потому что в этом произведении
выражаются глубоко личные чувства.
В современном понимании романс возник в начале XIX
века при формировании романтизма. В это самое время
в музыке происходил поворот от осмысления
глобальных философских проблем в сторону личных
интересов человека с его внутренним миром, полнымразнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это
первое художественное мироощущение, связанное с
личными переживаниями человека, не смогли бы
выразить крупномасштабные жанры. Такие, как
симфонии, концерты, кантаты, оратории, которые были
созданы для утверждения общечеловеческих идей и
истин.
Простые лирические чувства потребовали как бы
уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали
возникать как инструментальные, так и вокальные
миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы. В них
зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца,
плеск воды и шелест дубрав. Такую музыку создавали
великие композиторыромантики Шуберт и Шуман,
Шопен и Брамс, Мендельсон и Григ.
Эти образы составляют важную часть вокальной лирики
и русских композиторов Глинки, Даргомыжского,РимскогоКорсакова, Чайковского, Рахманинова. Как и
в песенном творчестве,
огромное влияние на
художественный строй романсов оказала русская
поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины
природы, времена года, любовь с ее радостями и
страданиями все звучит и в романсе, все оказывается
созвучным исканиям музыкантов.
Но точно так же мы можем сказать, что эти темы
пронизывают все искусство: разве и в живописи не
находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится
тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень –
каждый из этих образов посвоему отражён во всем
русском искусстве.
Внимание и любовь к окружающему миру с этой
эстетической установкой формировалась национальная
композиторская школа в России. И, несмотря на свою
(в сравнении с
относительную молодостьзападноевропейской музыкальной традицией), она
поражает и зрелостью чувств, и мудростью наблюдений,
и отточенностью мастерства.
Романс стал неотъемлемой частью русского
музыкального искусства и, может быть, даже больше,
чем другие жанры, оказался созвучным духовному
складу русской души. У истоков русского романса
стояли А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.
2. Слушание романса.
К жанру романса М. Глинка обращался на протяжении
всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным
в который композитор
лирическим дневником,
записывал не только свои многообразные чувства, но и
очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах
мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные
пейзажи, портреты окружавших его людей, картины
далёких времён и стран.Романсы Глинки удивительно «вокальны». В них
проявилось тонкое знание возможностей голоса и
полное владение ими. Из воспоминаний современников
мы знаем, что Глинка сам был замечательным
вокалистом, хотя любил петь только в кругу близких
людей. Он был также прекрасным вокальным педагогом,
среди учеников которого такие выдающиеся русские
певцы, как Д. М. Леонова, О. А. Петрова, А. Я. Петрова
Воробьёва и другие. Михаил Иванович считал, что при
исполнении романса важны не только умение
технически распоряжаться своим голосом, но и
явственное, чеканное произнесение каждого слова,
верная декламация.
«В музыке,
ресурсы
выразительности бесконечны. Одно и то же слово
можно произнести на тысячу ладов, не переменяя
даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только
особенно вокальной,и
распевность
акцент, придавая устам то улыбку, то серьёзное,
строгое выражение», говорил композитор.
Поэтому не случайно то, что именно Глинка стал
основоположником русской вокальной школы
соединяющей высокое мастерство владения голосом
широкую
драматическую
выразительность. В своих романсах Глинка использовал
тексты двадцати поэтов.
Хотя все романсовое творчество композитора
отличается единством стиля, Глинка сумел отразить в
музыке особенности поэтического языка разных
авторов. Среди них надо отметить великих русских
поэтов Пушкина, Дельвига, Жуковского, Баратынского
и других.
Вокальные произведения Глинка писал на протяжении
32 лет.Глинка стал основоположником не только оперной и
симфонической, но и вокальной русской классической
музыки. Он наполнил романс огромным жизненным
содержанием, усилил характер его образов. Традиции,
заложенные романсовым творчеством Михаила
Ивановича, были продолжены многими русскими
композиторами.
Романс «Жаворонок» является одним из немногих
образцов «русской песни» и зрелых романсах Глинки.
Эта простая и бесхитростная песня народного характера
стала воплощением образа любимой русской природы.
Кстати, этот романс был столь популярен во времена
Глинки, что стал предметом для всевозможных
переложений и часто звучал в быту русских людей.
Сейчас мы с вами прослушаем необыкновенно
поэтичный и задушевный романс М.И. Глинкикакие
произведением,
«Жаворонок» на слова Нестора Кукольника. (Слушание
романса).
Ребята; как вы думаете, что хотели передать авторы
своим
чувства,
настроения? (Настроение светлое,
приподнятое,
радостное. И всё же чувствуется некоторая грусть,
пусть светлая, мечтательная, но она все же
присутствует в этом романсе.)
Ранняя весна, ласковое дыхание земли, звонкая струя
звуков... Все как будто создаёт радостное и
приподнятое настроение, неповторимое ощущение
наступающей весны. И все же задумайтесь: нет ли в этой
радости слегка уловимого оттенка грусти может быть,
оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой
налетает холодный ветер, а может быть, возникающего
просто так, изза чегото, что трудно объяснить
словами. Не это ли состояние мечтательной грусти, но