Урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний, используется презентация. Цель урока: сформировать знания учащихся о типах химических реакций, умения и навыки составления уравнений реакций различных типов, формировать умение работать с предложенным материалом. Описаны предполагаемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные), универсальные учебные действия.
урок Типы химических реакций.doc
Урок по химии по теме
ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
8 класс
Базовый учебник: О.С.Габриелян «Химия 8 класс», Дрофа 2016г.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные:
1. В ценностно–ориентационной сфере: гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость.
2. В трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
3. В познавательной сфере: умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные:
1. Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для
изучения различных сторон окружающей действительности.
2. Использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ, синтез. Сравнение , обобщение, систематизация,
выявление причинноследственной связи.
3. Умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации.
4. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
5. Использование различных источников для получения информации.
Предметные:
1. В познавательной сфере:
Давать определения изученных понятий: химическая реакция, уравнение химической реакции, закон сохранения массы веществ,
признаки химических реакций, условия протекания химических реакций, правила составления уравнений химических реакций.
Описывать эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии.
Описывать и различать физические и химические явления
Определять химические реакции, протекающие в быту.
Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей.
Структурировать изученный материал. Полученный из других источников.
2. В ценностноориентационной сфере :анализировать и оценивать .
3. В трудовой сфере: проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности: соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием и
уметь оказывать необходимую помощь.
УУД, формируемые на уроке: Личностные: уметь распознавать явления, а так же находить и сопоставлять полученные данные с явлениями, происходящими вокруг
учащихся.
Регулятивные: умение управлять познавательной деятельностью на уроке, логически мыслить, делать соответствующие выводы о типах
химических реакций.
Познавательные: анализировать и структурировать полученную информацию о типах химических реакций.
Коммуникативные: сотрудничество учащихся между собой. Работа в группах, взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать
партнёра, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
1.Актуализация знаний
Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой.
Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать
полученные знания во благо.
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.
О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла»
(химическая реакция).
Корзина мнений “Химическая реакция”
Что мы знаем о химических реакциях? (говорят мнения, учитель прикрепляет таблички с вариантами ответов):
Итак, что такое химические реакции это превращение одних веществ (реагентов) в другие вещества (продукты
реакции).
Как мы можем отразить химическую реакцию на письме? (с помощью химического уравнения)
А что такое химическое уравнение? (запись химической реакции с помощью химических формул и математических
знаков)
Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? (закон сохранения массы веществ)
Сформулируйте этот закон (Масса веществ вступивших в химическую реакцию равна массе веществ,
образовавшихся в результате ее)
Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)
Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (расстановкой коэффициентов) Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? (образование осадка или газа, изменение цвета,
выделение или поглощение теплоты, появление запаха)
Ребята, мы с вами разобрали понятие химическая реакция.
Сегодня, по мере выполнения заданий, баллы за правильные ответы вы заносите в оценочные листы . В конце урока, мы
подсчитаем сумму баллов, и вы получите отметки за работу на уроке. Напишите фамилию и имя на листах.
Оценочный лист
Фамилия, имя:______________________________________________________
Задание
Выполнение
Задание 1. Расставьте коэффициенты в реакциях,
определите сумму коэффициентов.
Взаимоконтроль в парах
Баллы
Максимальные
4
Заработанные
Задание 2. Работая с приложением, заполнить
таблицу «Типы химических реакций».
Участники группы оценивают
деятельность каждого.
Задание 3. Напишите уравнения реакций (по
слайдам презентации), расставьте коэффициенты,
определите тип реакции.
4. Тест
Итого
Оценка: «5» 2325 баллов
«4» 19222 баллов
«3» 13 18 баллов
Взаимоконтроль в парах. Каждое
задание оценивается в 2 балла
Самоконтроль
5
12
4
25 Что было трудным на уроке? ________________________________________________________________________________
Что вызвало интерес? ______________________________________________________________________________________
Выполнение заданий в парах.
I
Задание 1. По порядку уравнять
химические реакции, подсчитать сумму коэффициентов в
каждом уравнении, полученную цифру выставить в
правой колонке и рядом соответствующую букву.
Ваша задача: расшифровать замаскированное сочетание
букв (3 – А, 4 – Ы, 5 Т, 6 С, 7 – П, 8 – И )
Ba + O2
→ BaO
Fe(OH)3 + HCl
→
FeCl
3 + H2O
Na + О2
→ Na2О
K + S
K→ 2S
II
Задание 1. По порядку уравнять
химические реакции, подсчитать сумму коэффициентов в
каждом уравнении, полученную цифру выставить в правой
колонке и рядом соответствующую букву.Ваша задача:
расшифровать замаскированное сочетание букв (3 – Х, 4 – Ч,
5 М, 6 И, 7 – П )
С + O2
CO→ 2
CH4
C→ 2H2 + H2
Ca + HCl
→
CaCl
2 + H2
Fe + O2
Fe→ 3O4
III
Задание 1. По порядку уравнять
химические реакции, подсчитать сумму коэффициентов в
каждом уравнении, полученную цифру выставить в
правой колонке и рядом соответствующую букву.
Ваша задача: расшифровать замаскированное сочетание
IV
Задание 1. По порядку уравнять
химические реакции, подсчитать сумму коэффициентов в
каждом уравнении, полученную цифру выставить в правой
колонке и рядом соответствующую букву.Ваша задача:
расшифровать замаскированное сочетание букв (3 – Х, 4 – Е, букв (3 – Х, 4 – С, 5 Ч, 6 К, 7 – О, 8 –Ф, 9 Е )
5 И, 6 Р, 7 – О, 8 –Ф, 9 С )
HNO3 + CaO
→ Ca(NO3)2 + H2O
Fe + O2
Fe→ 2O3
BaO + H2SO4
→
BaSO
4 + H2O
Fe(OH)2
→
FeO + H
2O
Са + О2
СаО→
Cu(OH)2
→ CuO + H2O
MgCl2 + AgNO3 AgCl + Mg(NO
→
3)2
Li + S
Li→ 2S
V
Задание 1. По порядку уравнять
химические реакции, подсчитать сумму коэффициентов в
каждом уравнении, полученную цифру выставить в правой
колонке и рядом соответствующую букву.
Ваша задача: расшифровать замаскированное сочетание букв
(3 –И, 4 – А, 5 Й, 6 К, 7 – О, 8 –Ц )
BaO + H2SO4
→
BaSO
4 + H2O
СaCl2 + AgNO3
→
AgCl + Ca(NO
3)2
Fe(OH)3 + HNO3
→
Fe(NO
3)3 + H2O
Fe + S
FeS→
Fe + 2HCl
→
FeCl
2 + H2
Проверка: V
BaO + H2SO4 = BaSO4 + H2O
СaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl + Ca(NO3)2
Fe(OH)3 + 3HNO3= Fe(NO3)3 +3H2O
Fe + S = FeS
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
I
2Ba + O2 = 2BaO
Fe(OH)3 +3HCl = FeCl3 + 3H2O
4Na + О2 =2Na2О
2K + S = K2S
III
2HNO3 + CaO = Ca(NO3)2 + H2O
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3
BaO + H2SO4 = BaSO4 + H2O
2Al(OH)3 =Al2O3 + 3H2O
4 А
6 – К
8 – Ц
3 – И
5 – Й
5 –Т
8 И
7 П
4 Ы
5 – Ч
9 – Е
4 – С
6 К
II
С + O2 = CO2
2CH4 = C2H2 + 3H2
Ca + 2HCl = CaCl2 + H2
3Fe + 2O2 = Fe3O4
IV
2Са + О2 = 2СаО
Cu(OH)2 = CuO + H2O
MgCl2 + 2AgNO3=2AgCl + Mg(NO3)2
2Li + S = Li2S
3 Х
6 И
5 М
6И
5 И
3 Х
6 Р
4 Е Итак, тема сегодняшнего урока складывается из тех букв, которые вы получили в задании: «Типы химических реакций»
Проставьте баллы в оценочный лист
2. Новая тема. Осмысление
Ребята, сравните исходные вещества и продукты реакции в уравнениях по составу, по числу веществ. Какой можно сделать
вывод?
Задание 2
Ваш друг заболел, его положили в больницу. Когда он выздоровел, оказалось, что он пропустил несколько тем уроков по
химии. Используя дополнительный материал ( в приложении), помогите другу выполнить упражнение: заполните таблицу
Типы химических реакций
соединения
разложения
замещения
обмена
Определение
исходные вещества
реагенты
(простые или сложные)
продукты реакции
(простые или сложные)
схема реакции
примеры уравнений
реакций из приложения Приложение к таблице «Типы химических реакций»
В реакциях соединения из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество
2Mg + O2 = 2MgO
2Cu + O2 + H2O + CO2 = (CuOH)2CO3
Реакции разложения из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ.
CaCO3 = CaO + CO2
(CuOH)2CO3 = 2CuO + H2O + CO2
Реакции замещения – атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества.
Fe + CuSO4= FeSO4 + Cu
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Реакциями обмена два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Подберите к каждому типу реакции соответствующую схему реакции
Схемы реакций
А + В = С
С = А + В
А + ВС = АС + В
АВ + СД = АД + СВ
Задание 3.
Ребята, сейчас я продемонстрирую вам некоторые ситуации, а вы постарайтесь определить, о каком типе реакции идёт речь,
запишите уравнение, проверьте. Взаимоконтроль осуществляем в парах. Проверка – на слайдах презентации.
Напишите уравнения реакции, определите тип реакции и поставьте коэффициенты.
1.
Однажды Петя принес из школы модель молекулы углекислого газа. Как только Петя отвернулся, кот Филимон
столкнул модель со стола, и она развалилась. На что развалилась модель молекулы углекислого газа?
Демонстрация моделей молекул. СО2 = С + О2↑ оксид углерода (IV)
→
углерод + кислород
2. Один глупый мальчик взял без спросу кусок негашеной извести (СаО) и спрятал его за пазуху. Спасаясь бегством, он
попал в воду. Известь нагрелась и причинила ему сильные ожоги. Не следует брать ничего без спросу!
Демонстрация. СаО + Н2О = Са(ОН)2
(оксид кальция + вода = гидроксид кальция)
3. Если положить в пробирку кусочек мела размером с горошину и накапать в пробирку несколько капель соляной
кислоты, то произойдет реакция (осуществляют учащиеся. Повторить правила ТБ).
СаСО3 + 2HCl =Са Cl2+ Н2О + СО2
(карбонат кальция + соляная кислота = хлорид кальция + вода + углекислый газ)
↑
4. Способ получения водорода, открытый в давние времена, используется в лабораториях до сих пор. Для этого в
аппарат Киппа загружают палочки, отлитые из цинка, и заливают серную кислоту: Демонстрация. Zn + H2SO4
=ZnSO4 + H2
(цинк + серная кислота = сульфат цинка + водород)
↑
5. Находясь долгое время на воздухе, медь покрывается пленкой малахита (патина), образующегося по реакции
2Cu + O2 + H2O + CO2 = (CuOH)2CO3.
медь + кислород + вода + углекислый газ →
6. В Цюрихе перед лекцией профессора Вельта один из студентов взял из выставленной банки кусок калия и, тщательно
завернув в носовой платок, положил в карман. Во время лекций калий начал реагировать с влажным воздухом. Студент
беспокойно завертелся на скамье, затем вдруг вскочил на нее и стремительно вырвал загоревшийся карман вместе с его
содержимым.
В чем дело? – воскликнул испуганный профессор.
У меня в кармане был кусочек калия, завернутый в тряпочку, ответил дрожащий от страха студент.
Громовой хохот! Студент пострадал не только от насмешек, но и от ожогов. Остатки кармана как предостережение вошли в
химическую коллекцию кафедры и хранились в банке с надписью: «Действие украденного калия на карман студенческих
брюк».
2K + 2H2O = 2KOH + H2
(калий + вода
гидроксид калия + водород)
→
Тест.
1. Какое явление относят к химическим:
А. Скисание молока.
Б. Испарение воды.
В. Плавление меди. 2. Выберите признаки химической реакции:
А. Появление пара.
Б. Выпадение осадка.
В. Выделение газа.
3. Закон сохранения массы веществ сформулировал:
А. Д.И.Менделеев.
Б. М.В.Ломоносов.
В. А.Л..Лавуазье
4. Цифра перед формулой вещества, показывающая число молекул (моль) – это:
А. Индекс.
Б. Коэффициент.
В. Уравнение.
ОТВЕТЫ
1. А
2. Б, В
3. Б
4. Б
3. Рефлексия
Мир химических реакций огромен, разнообразен и интересен. Одни из них проходят быстро, эффектно, как вспышка звезды.
Другие медленно, почти незаметно. Вы только вступаете в этот огромный удивительный мир, только начинаете его
познавать. И эти знания помогут объяснить вам многие химические реакции, протекающие в природе. Умейте только видеть
и удивляться.
В оценочных листах ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Что было трудным на уроке?
Что вызвало интерес?
Домашнее задание: § 3033 (определения), стр.177 упр.1(а,б); стр.182 упр.2(а,б); стр.187 упр 2(а)
Урок "Типы химических реакций", 8 класс
Урок "Типы химических реакций", 8 класс
Урок "Типы химических реакций", 8 класс
Урок "Типы химических реакций", 8 класс
Урок "Типы химических реакций", 8 класс
Урок "Типы химических реакций", 8 класс
Урок "Типы химических реакций", 8 класс
Урок "Типы химических реакций", 8 класс
Урок "Типы химических реакций", 8 класс
Урок "Типы химических реакций", 8 класс
Урок "Типы химических реакций", 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.