Что нужно для того, чтобы сделать мелодию более необычной, красивой?
Снова возвращаемся к длительностям нот. До этой статьи мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей. Это важная тема, но простая.
Что нужно для того, чтобы сделать мелодию более необычной, красивой?
Снова возвращаемся к длительностям нот. До этой статьи мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей. Это важная тема, но простая.
Что нужно для того, чтобы сделать мелодию более необычной,
красивой?
Снова возвращаемся к длительностям нот. До этой статьи мы
рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант
обозначения «дробных» длительностей. Это важная тема, но простая.
Триоли
Давайте рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами):
Рисунок 1. Триоли
Обратите внимание: все длительности нот в примере одинаковые —
восьмые. Их в такте (при размере 4/4) должно быть 8 штук. А у нас их 10.
Фокус как раз в том, что мы используем триоли. Вы уже обратили
внимание на красные квадраты. В них по 3 восьмых ноты. Тройки нот
объединены скобкой с цифрой 3. Это и есть триоли.
Давайте разберёмся с длительностью триоли. Простой способ расчёта
длительности заключается в следующем. Смотрим длительность каждой
). Ноты триоли играются так, чтобы
ноты в триоли: восьмая (
равномерно сыграть 3 ноты за время, отведённое двум нотам. Т.е. каждая
нота приведённой в примере триоли звучит несколько короче (на 1/3), чем
обычно положено восьмой длительности. Именно поэтому мы в примере
сначала играем по 2 ноты, а потом переходим к триолям: Вы услышите,
что временной интервал между акцентированными нотами одинаков!
Смотрим на рисунок:
=
=
Рисунок 2. Длительности триоли
Триоль содержит 3 восьмых ноты. По длительности они звучат также, как
2 восьмых или 1 четверть. Кликните мышкой по верхнему рисунку,
послушайте. Мы специально расставили акценты на нотах. В midi-файле
акцентированные ноты усилены барабанной тарелкой, чтобы Вам было
легче услышать, как в ровном ритме укладываются сначала 2 ноты, а
потом 3.Следует отметить, что в триолях могут присутствовать паузы.
Длительность паузы будет измеряться так же, как и длительность ноты,
входящей в триоль.
Рисунок 3. Паузы в триолях
Разобрались более или менее с триолями? Давайте рассмотрим ещё 1
пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет
соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.
Рисунок 4. Пример триолей
Так же, как и в предыдущем примере, мы сначала играем ноты парами, а
затем триолями. Здесь мы также расставили акценты и также играем
тарелками. Звуковой пример достаточно быстрый (всё-таки, это
шестнадцатые ноты), поэтому (чтобы легче понять) мы рисуем на
картинке партию барабана. В ключе две вертикальные черты — это ключ
для партии ударных инструментов. Крестиками обозначены удары по
тарелкам, длительности такие же, как и в обычном нотном письме.
На слух ясно слышно, что триоли играются быстрее. На рисунке партии
ударных видно, что расстояния между ударами по тарелкам (и
акцентированными нотами) — одинаковые. Акцент ставится равномерно.
Теперь вы знаете, что такое триоли, как они обозначаются, как играются.
Как правило, говорят, что триоль образуется от деления основной
длительности на три части вместо двух. Далее в статье будем
пользоваться именно таким определением.
Квинтоль
Квинтоль образуется от деления основной длительности на 5 частей
вместо 4-ёх. Всё — по аналогии с триолью. Обозначается так же, как и
триоль, только ставится цифра 5:Приводим пример квинтоли:
Рисунок 5. Квинтоль
Рисунок 6. Пример квинтоли
Секстоль
Секстоль образуется от деления основной длительности на 6 частей
вместо 4-ёх. Всё — по аналогии. Не будем перегружать статью уже
заранее понятными примерами.
Септоль
Септоль образуется от деления основной длительности на 7 частей вместо
4-ёх.
Дуоль
Дуоль образуется от деления основной длительности с точкой
) на 2 части.
(например:
Квартоль
Квартоль образуется от деления основной длительности с точкой на 4
части.
Довольно редко, но встречаются деления и на более мелкие части: на 9,
10, 11 и т. д. В качестве «основной длительности» для деления может
выступать нота любой длительности
Итоги
Вы познакомились с триолями (квинтолями и др.), поняли, что это такое,
знаете их обозначения и представляете себе, как они звучат.