Урок в 6 классе на тему «Письмо»
Оценка 4.8

Урок в 6 классе на тему «Письмо»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
6 кл
19.10.2019
Урок в 6 классе на тему «Письмо»
Цели: обучающие: 1)закрепить знания о том, что такое письмо, как оно строится, каковы его языковые особенности; 2)тренироваться в различении и написании деловых и частных писем; 3)тренироваться в написании письма другу; развивающие: 1)развивать умение написания дружеского письма; 2)формировать у учащихся коммуникативную компетенцию; 3) развивать орфографические и пунктуационные навыки, развивать интерес к эпистолярному жанру. воспитательные: 1)способствовать возрождению традиций эпистолярного жанра, 2)сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка, 3)воспитывать культуру речи, уважительное отношение друг к другу. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Подготовка к основному этапу. 2.1.Сообщение целей.
Урок в 6 классе на тему.docx
Урок в 6 классе на тему «Письмо» Цели: обучающие: 1)закрепить   знания   о   том,   что   такое   письмо,   как   оно   строится,   каковы   его   языковые особенности; 2)тренироваться в различении и написании деловых и частных писем; 3)тренироваться в написании письма другу; развивающие: 1)развивать умение написания дружеского письма; 2)формировать у учащихся коммуникативную компетенцию;      3)  развивать орфографические и пунктуационные навыки, развивать интерес к эпистолярному жанру. воспитательные: 1)способствовать возрождению традиций эпистолярного жанра, 2)сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка, 3)воспитывать культуру речи, уважительное отношение друг к другу. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Подготовка к основному этапу. 2.1.Сообщение целей. Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о том, что такое письмо, как оно строится, какими бывают письма, а также потренироваться в написании писем. 2.2. Вступительное слово учителя. Наше отношение к письменному слову бездумно. Сегодня, в век нанотехнологий, стало привычным звонить по телефону или обмениваться SMS­ 2 сообщениями   —   просто   и   быстро.   Задача   письма   ­   объединение   людей,   разделённых пространством и временем. Письмо ­ это разносторонняя форма общения, сосредоточение мыслей, арена столкновения мнений. Письмо – беседа с другим и тем самым с самим с собой.   Эту   особенность   письма   подчёркивает   и   педагог   Шалва   Амонашвили: «Уникальность писем в том, что они позволяют человеку непредвзято заглянуть в себя, что на небольшом листе бумаги я хочу сказать близким, друзьям. Нелегкие вопросы задает себе порой человек, склонившийся над письмом: так ли я живу, что думают обо мне сверстники. Работа над письмом – это и работа над собой». Перед каждым человеком жизнь ставит вопросы. Некоторые из них забываются, а на другие хочется непременно получить ответ. Иногда у кого­то хочется попросить совета, высказать свои обиды, поделиться радостью. Обо всём этом вы можете поделиться в письменном общении. 3.Основной этап урока. 3.1. Комментированный словарный диктант   Здравствуйте,   пожалуйста,   до   свидания,   дорогой   друг,   милый   человек,   прекрасное настроение, пиши почаще, уважаемый, глубокоуважаемый, спасибо, будьте добры, буду с благоговением ждать, хочется написать, прошу прощения, благодарю. 3.2.Беседа. ­ Ребята,   как   вы   считаете,   с   каким   понятием   ассоциируются    слова,   приведенные   в диктанте?   (Данные   слова приведены в словарном диктанте не случайно, потому что они входят в понятие вежливости. С их помощью определяется наша мера воспитанности. Также данные слова  люди используют при написании писем.) ­ Чем устное общение отличается от письменного? (В устном общении участвуют кроме слов и несловесные средства: жесты, мимика и т. д. Это речь звучащая. Письменный текст можно редактировать.) ­ Для чего люди пишут письма, если есть телефон, телеграф, интернет? (Выслушиваются ответы детей). Вывод: Одним словом можно обидеть человека, принести ему боль и об этом потом долго жалеть. Когда человек пишет письмо, он задумывается над каждым словом.       к истории 3 3.3.Выступления учащихся. 1 ученик. Современные формы переписки сложились около двухсот лет назад. Их родина —   Англия.   Оттуда   ведут   своё   начало   основные   правила   —   этикет   составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство существует с древних времён. Когда мы пытаемся   представить   себе   начало   русской   книжности,   наша   мысль   обязательно обращается письма. Значение   письма   в   истории   развития   цивилизации   трудно   переоценить.   В   языке,   как   в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством   письма   люди   владели   не   всегда.   Это   искусство   развивалось   долго,   на протяжении многих тысячелетий. 2   ученик. Вначале   появилось   картинное   письмо   (пиктография):   какое­нибудь   событие изображали   в   виде   рисунка,   затем   стали   изображать   уже   не   событие,   а   отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только   согласные   звуки,   а   гласные   или   вообще   не   воспринимались,   или   обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих     и   у   финикинян. Греки   создали   свой   алфавит   на   основе   финикийского   письма,   но   значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу   латинской   азбуки,   а   в   IX   веке   было   создано   славянское   письмо   путем использования букв греческого алфавита. 3.4.Беседа о композиции письма. ­ С чего начинается письмо? (С приветствия). ­ Какие слова приветствия вы знаете? (Выслушиваются ответы). ­ Как ты обратишься в письме, если оно адресовано: а) учителю; б) другу; в) родителям; семитских   народов, числе   в   том   4 г) инопланетянину. ­ Ещё можно обратиться в письме: а) Здравствуй, милый дедушка. б) Дорогая подруга. в) Любимая бабушка. г) Многоуважаемый Иван Иванович. д) Милая Оленька, здравствуй и т. д. Вывод: Учитывайте с кем? Почему? Для чего?...вы общаетесь. Чтобы было понятно письмо твоему   другу,   обязательно   нужно   соблюдать   последовательность   абзацев.   Следующий абзац вашего письма ­Какими словами можно начать основную часть письма? (Благодарю за сообщение, которое я получил. Спасибо, что нашёл время написать мне письмо. Спешу сообщить тебе о том, что и т. д.). ­Какие вопросы ты бы задал другу, если бы с ним встретился? (Выслушиваются ответы детей) ­Какую основную мысль вы хотели бы сообщить другу? ( Высказываются мысли о том, что побудило написать письмо, что тревожит вас.) ­ Вспомните, какие интересные мероприятия проходили в вашем классе и запомнились вам. Вам бы хотелось о них рассказать кому­то? ­ У кого из вас есть животные и с ними произошёл интересный случай? ­ Какие смешные истории приключились с вами? ­ Какое событие произошло с вами и больше всего запомнилось? (Выслушиваются ответы детей) Вывод: В письме нужно писать только то, что происходит в действительности или какие планы строятся на будущее. ­ Чтобы ваше письмо было выразительным, используйте фразеологизмы. Они 5 характеризуют все стороны жизни человека. Его отношение к труду, например, золотые руки, бить баклуши. Отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга. Личные достоинства и недостатки, например, водить за нос, не терять головы. (На доске записаны фразеологизмы, которые можно использовать при письме: На большую ногу (жить), перемывать косточки, шиворот­навыворот, как пить дать, впросак попасть, зарубить на носу.) ­ А так же в своём письме можете использовать шутки, прибаутки, пословицы, поговорки. ­ Что можно пожелать другу? (Хорошего здоровья, учёбы, отдыха, поездки, встречи с кем­то, достижений в спорте и т. д.). ­ Какие слова говорят на прощание? (Крепко жму руку, низко кланяюсь, целую, с нетерпением жду ответа.) 2. Если вы хорошо рисуете, можете нарисовать рисунок в своём письме или стихотворение собственного сочинения. 3.5. Воспроизведение плана письма на доске и в тетрадях: Приветствие. Вступительное слово. Основная мысль письма. Пожелания. Заключительно слово. 3.6.Слово учителя В России XIX века в русском речевом письменном этикете были распространены зачины и концовки.   Зачины   в   письмах   содержали   обращения   к   адресату   по   имени­отчеству   с выражением ему всяческого почтения и добрых чувств, пожелания здоровья. Обращение ­ слово   или   сочетание   слов,   называющее   того,   к   кому   обращено   письмо,   то   есть   оно определяет   адресата.   По   тому,   как   автор   письма   обращается   к   адресату,   понятно отношение   к   человеку.   Обращение   может   стоять   в   начале,   в   середине   и   в   конце 1. 2. 3. 4. 5. предложения,   но   на   письме   обязательно   выделяется   запятыми.   Задача   обращения   – установление контакта с адресатом, чтоб привлечь его внимание, заинтересовать темой письма. В   современное   время   существует   обращение   по   должности,   которое   используется   в отношении  к руководителям, занимающим высокое должностное 6 положение. Уважаемый господин президент! Уважаемый господин министр! Менее официальный характер носит обращение по имени и отчеству Уважаемая Татьяна Андреевна! Милостивейший князь… Вселюбезнейшая княгиня… Любезный друг… Бесценная матушка… Душевно уважаемая и добрейшая тётушка … Милая маменька … Душенька моя Концовки писем Целую ваши ручки, прошу вашего родительского благословения… Поклонитесь всем добрым приятелям и будьте здоровы и веселы… Ваш покорнейший слуга и внук… Остаюсь вашим всепокорнейшим сыном… С глубочайшим почтением и искренней сыновней преданностью… Оставайтесь всегда здоровы и веселы… 3.7. Выступление ученика. Письмо Антона Павловича Чехова к  В.Г. Короленко.        Дорогой  Владимир Галактионович! Спешу сообщить Вам, что я добрался благополучно до своего родного дома. Когда Вы, дорогой друг, писали последнее послание, я был далеко от Петербурга. На вечер в пользу семьи Г.И. Успенского едва ли попаду, так как выбраться из дому мне нелегко и так как, вообще говоря на вечерах я не читаю. Достаточно мне почитать 3­5 минут, как во рту у меня сохнет, голос сипнет, и я начинаю непрерывно откашливаться.   У   Вукола   я   не   праздновал.   Проездом   через   Москву   был   у   Льва   Толстого   и   с удовольствием провел у него часа два. «Русское богатство» получаю. Большое Вам спасибо. Крепко жму Вам руку. Ваш А.П. Чехов.   3.8.Беседа. ­ Какие особенности эпистолярного жанра присутствуют в прочитанных письме великого мастера слова? В   письмах   А.П.   Чехова   и   Л.Н.   Толстого   выделяются   следующие   особенности эпистолярного жанра. 1.     В доверительной форме авторы излагают свой внутренний мир. 2.     Присутствие монологической и диалогической письменной речи. 3.     Письмо предполагает обязательное присутствие адресата и отправителя. 4.     Письма как форма общения. 3.9.Творческая работа. Составление письма учащимися. Написать письмо другу о сегодняшнем уроке. 4.Итог урока: Учитель. Ребята, мы сегодня знакомились с темой, посвященной эпистолярному жанру. Мы говорили   об   истории   этого   жанра,   прочли   образцы   писем   великих   мастеров   слова,  определяли смысловые части письма. Важно уметь общаться друг с другом по средствам написания писем. Мы можем в доверительной форме 8 изложить близкому человеку свои чувства и мысли. Письмо ­ это личные мысли, которые предназначены   для   конкретного   человека.   Чужие   письма   можно   читать   только   с разрешения человека, который написал это письмо. ­ Кому из вас нравится получать письма? ­ Всем. Очень   приятно   получать   весточки   от   родных   и   знакомых.   Письмом   вы   оказываете внимание, любовь. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким. 5.Домашнее задание.  Учитель. Ребята, домашним заданием для вас будет написание письма другу. Но работа предполагается в группах. Первая группа пишет письмо другу о родном посёлке, вторая группа   пишет   письмо   ветерану,   третья   группа   поработает   над   письмом   защитнику Отечества, четвертая группа пишет письмо своей семье. Прошу проявить свое творчество.

Урок в 6 классе на тему «Письмо»

Урок в 6 классе на тему «Письмо»

Урок в 6 классе на тему «Письмо»

Урок в 6 классе на тему «Письмо»

Урок в 6 классе на тему «Письмо»

Урок в 6 классе на тему «Письмо»

Урок в 6 классе на тему «Письмо»

Урок в 6 классе на тему «Письмо»

Урок в 6 классе на тему «Письмо»

Урок в 6 классе на тему «Письмо»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2019