Тема: «Существительные, которые имеют форму только единственного числа и только множественного числа»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с существительными, которые употребляется в форме только единственного и только множественного числа;
- Совершенствовать умение употреблять в речи существительные только единственного и только множественного числа;
-Развивать орфографическую зоркость, память, мышление;
Воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку.
Оборудование: орфографические словари, карточки со словами, разно уровневые карточки.
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Я вам желаю успехов, не переживайте, мы будем помогать друг- друг. Первыми сядут те, у кого имя начинается на гласную букву, а сейчас все остальное.
Сегодня мы отправимся в путешествие по городу существительному. На чём мы отправимся? Правильно, на транспорте. Тогда разделимся на две группу. Девочки и мальчики. И назовите вашу группу по названии машин. Девочка – «Мерседес», мальчики- «Карагер» . Итак вы разделились , теперь отправимся в путь.
Наша школа находится у проезжей части, и поэтому , мы должны вспомнить правила дорожного движения. И первый помощник это что?
- Светофор!
- Скажите на какой свет надо переходить?
- Зелёный!
_ Молодцы!
Игра «Светофор».ДА- зелёный, НЕТ- красный.
Я задаю вопросы, вы отвечаете ДА или НЕТ. Для того у вас на парте лежат знаки. Если ответ ДА, поднимите знак зелёный, если НЕТ- то красный.
Ø Имя существительное отвечает на вопрос что? (ДА).
Ø Имя существительное обозначает признак предмета? (НЕТ).
Ø Имя существительное бывает среднего рода? (ДА).
Ø Имя существительное отвечает на вопрос кто? (ДА).
Ø Имя существительное в предложение бывает подлежащим? (ДА).
Ø Красный- это имя существительное? (НЕТ).
Ø Имя существительное обозначает предмет? (ДА).
Ø Имя существительное бывает женского рода? (ДА).
Ø Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное? (ДА).
Ø Светофор – это имя существительное? (ДА).
Ø Имя существительное отвечает на вопрос какой? (НЕТ).
Какая группа больше ответить, та группа получает стрелки, показывающие дорогу. Первая улица нашего путешествия это улица чистописания.
2. Чистописания.
Ø Деревья, дети, идут.
Ø Выпишите только верное высказывания.
Перед осенью идет зима.
Осенью на деревьях распустятся листья.
Ж |
Ш |
Ц |
Ч |
Ч |
Я |
Ё |
И |
Ю |
И |
Н |
Л |
М |
С |
С |
Л |
Щ |
Й |
Ц |
Л |
А |
Ю |
О |
У |
О |
В школе дети пели песни.
- Из1 строки согласную букву, который обозначает всегда мягкий звук.
_ Из 2 строки назовите гласную букву, которая не может иметь два звук.
- Назовите согласную, которая может быть в словах удвоенной.
- Назовите согласную, в слове «ель».
- Назовите соединительную гласную в сложных словах.
Какое слово получилось? (ЧИСЛО).
Новая тема.
Существительные, которые имеют форму только единственного числа и только множественного числа.
Посмотрите мы с вами на улице» ЧИСЛО» и будем работать над формой числа имени существительного. В форме какого числа употребляются имена существительные?
3. Объяснение нового материала.
Имена существительные изменяются по числам. Существительные молоко, мука, масло, кофе, чай, посуда, молодёжь, добро, красота и др. употребляются только в единственном числе. Существительные сливки, консервы, очки, шахматы, брюки и др. употребляются только во множественном числе.
4. Работа с учебником.
Зайдем в библиотеку под названием «Учебник». Изупражнение 172, выпишите выделенные существительные только ед. и только мн. числа.
5. Закрепление пройденного материала.
Отправимся дальше. Вот перед нами музей под названием « Алфавит», там мы работаем с карточками. На карточке напечатаны слова, поместите их в 2 столбика. В 1 столбик слова, которые употребляются только в ед. числа, во 2 столбик только в мн. числа.
Доброта, смелость, ловкость, ножницы, отвага, темнота, сани, щипцы, каникул, очки, макароны..
Группы выполняют. Проверим.
1. Доброта, смелость, ловкость, отвага, темнота.
2. ножницы, сани, щипцы, каникулы, брюки, очки, макароны.
Идём дальше. Перед нами школа под названием «Знания». Туда ни так просто зайти, здесь мы должны выполнить два задания, слабый и сильный уровень. Какая группа быстро и правильно выполнить задании , та группу заходит туда.
А сейчас возьмите разноцветные карточки.
А) сильный уровень. – составьте предложения, употребив данные в скобках слова, запишите в тетрадь ( доброта, смелость, отвага, темнота).
Б) слабый уровень. – вставьте в данные предложения подходящие по смыслу слова, запишите в тетрадь.
Дети на уроках используют для работы ….
Лиса прыгнула в … к мужику и полеживает.
Папа потерял …. (сани, ножницы, щипцы.)
6. Итог урока.
Вот и наша путешествия подошла концу. Надеюсь вам была очень интересно. Узнали очень многое. Скажите ребята, всегда ли имена существительные изменяются по числам? ( ответы учеников). Победившая группа получает награду.
7. Домашняя работа.
Упражнение173.
8. Оценивания знания учащихся.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.