Урок в 7 классе по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока с использованием ТРИЗ технологии. В начале урока проводится опрос по сборнику самостоятельных и контрольных работ автор Кирик Л.А. Самостоятельная работа №13 Начальный уровень. Затем создаётся проблемная ситуация с использованием различных примет предсказывающих погоду. Для объяснения вводятся новые понятия атмосфера, атмосферное давление. Объясняется почему нельзя рассчитывать атмосферное давление по формуле давления для жидкости и газа. Для закрепления используются задачи ТРИЗ и качественные задачи из презентации "Живые барометры".Разработка урока по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.»
Иконка файла материала Урок в 7 классе по теме.docx
Урок в 7 классе по теме  «Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.» Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков. Вид урока: смешанный урок. Цель урока: выяснить условия существования земной атмосферы и атмосферного давления. Задачи урока: образовательная: провести решение изобретательских задач по теме; воспитательная: формирование привычки оказывать помощь товарищам в учении, добросовестного  отношения к выполняемому заданию; развивающая: формирование познавательных умений, развитие умения применять знания на практике. Оборудование к уроку: мультимедийный видеопроектор, мультимедийный компьютер, экран,  дидактический материал, мультимедийная презентация, вантуз, мяч, шар для взвешивания воздуха, весы  с разновесами. Ход урока: 1. Организационный момент Подготовка учащихся к работе на занятии. 2. Актуализация опорных знаний.  Тест (Кирик Л.А. С.р. №13) 3. Мотивация учебной деятельности.   Существует много разных примет указывающих на изменение погоды. Известно, что дым из  печных труб или от костра при ясной сухой погоде поднимается вверх, а перед сырой погодой  стелется по земле, опускается вниз. Для того чтобы согласиться или опровергнуть эту примету  наших знаний недостаточно.  Весит ли воздух? (2 способа нахождения веса воздуха в шаре: теоретический и  экспериментальный).   Введение понятий атмосферы и атмосферного давления. Проблемная ситуация: можно ли по  формуле  p=ρgh  вычислить давление атмосферы? Нет, давление и высота находятся в  обратно пропорциональной зависимости.  4. Закрепление изученного материала.  Решение изобретательских задач (задач ТРИЗ). Групповая работа (группы по 4 человек). Итоги  работы. Рабочая карточка группы старший состав группы отметка класс 7А 1 2 3 4 Представлено по 1 задаче для 7 групп. Задача 1. Существует история о голландском мальчике, который спас свой город, заткнув пальцем дырочку в  плотине. Мог ли мальчик противостоять натиску всего Северного моря? Предложите свои варианты  решения этой задачи. Задача 2.Представьте себе, что вы живёте в местности, где под землей большие залежи нефти, которую постоянно выкачивают. Вероятно, что рано или поздно земля под вами провалится. Как решить эту задачу?  Предложите свои варианты. Задача 3. У вас в наличии есть вантуз, ёмкость с водой и тяжёлый предмет. Попробуйте поднять этот предмет  вантузом. Предложите свои варианты данного явления. Задача 4. У вас в наличии есть гвоздь, молоток и деревянный брусок. От чего зависит глубина, на которую гвоздь  войдёт в дерево за один удар молотка? Предложите свои варианты. Задача 5. Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым? Предложите свои  варианты. Задача 6. Как человек, стоящий на полу, может увеличить или уменьшить давление на пол? Предложите свои  варианты. Задача 7. Человечество потребляет огромное количество нефти и газа, которые транспортируются по  трубопроводам под высоким давлением, в десятки раз превосходящим атмосферное. Движение топлива  под таким давлением сопровождается вибрацией труб, которая в свою очередь может служить причиной  их разрыва. Предложите все возможные варианты решения этой транспортной и экологической  проблемы.  Решение качественных задач. Презентация «Живые барометры»  5. Домашнее задание.  Литература А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.  А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7­9 класс.   Марон А.Е., Е.А Марон  Сборник качественных задач по физике. 7­9 класс. В.И. Лукашик  Сборник задач по физике 7­9 класс.  Л.А.Кирик Самостоятельные и контрольные работы. 7 класс. https://multiurok.ru/files/urok­po­triz­v­7­klassie­po­tiemie­vies­vozdukha­atmosfiernoie­davlieniie.html