.Урок в системе развивающего обучения.Основная цель РО - формирование полноценной учебной деятельности у учащихся. Учебная деятельность начинает развертываться с постановки учебной задачи, решение которой проходит посредством следующих учебных действий в системе РО выделяется и своя типология урока, которая свойственна только в данной системе.
Урок в системе РО.doc
.Урок в системе развивающего обучения.
Работа учителя математики Соловьевой Люции Петровны МБОУ
«Наяхинская СОШ» УстьАлданский улус село Балыктах.
Основная цель РО формирование полноценной учебной деятельности у
учащихся. Учебная деятельность начинает развертываться с постановки
учебной задачи, решение которой проходит посредством следующих учебных
действий:
принятие от учителя и самостоятельная постановка учебной задачи.
преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения
изучаемого объекта.
моделирование выделенного отношения в предметной, графической и
буквенной формах.
преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом
виде».
контроль за выполнение предыдущих действий.
оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной
задачи.
Формирование того или иного учебного действия определяет тип урока
в РО.
Основные типы уроков:
1. урок постановки учебной задачи
2. урок моделирования и преобразования модели.
3. урок решения частных задач по применению открытого способа.
4. урок контроля.
5. урок оценки способа.
Сам термин «урок» в РО приобретает другой смысл. Это не отрезок
времени, а фрагмент УДе на формирование определенного учебного действия.
Структура урока отражает структуру учебной деятельности. Структура урока (постановки УЗ):
1. Актуализация знаний (ситуация успеха)
2. учебная ситуация (разрыв)
3. постановка учебной задачи (осознание цели)
4. решение учебной задачи (открытие способа – исследовательская
деятельность)
5. обобщениевывод (новое правило, новый способ)
6. использование нового способа
7. рефлексия (контроль и оценка)
Технология обучения в РО связана с организацией учебной
деятельности в классе. Исходя из структуры УДе, в системе РО
выделяется и своя типология урока, которая свойственна только в данной
системе.
Например, тип урока урок постановки учебной задачи.
Такой тип урока начинается с оценки того, что ученик может.
Создается ситуация успеха через личностную мотивацию. Основной
формой сотрудничества в младших классах является работа в группах.
Например, по теме «Нахождение числа по его дроби»
Задание: Построить величину А, если 2/5 равна 4. Работая по карточке
каждая группа получила следующие соответствующие ответы.
1 группа по схеме:
+
++++ 4*5=20
20/2=10
2 группа на модели:
2
2
2
2
2
Ответ: 10 3 группа символами:
5*4=
: 2=
3 группа: 4: 2=2
2*5=10
К.О. 10:5=2
2*2=4
5 группа: с помощью уравнения
Х: 5*2=4
6 группа: с помощью уравнения
4:2*5=Х
А по теме « сравнение дробей с одинаковыми знаменателями» (5 класс).
Работая индивидуально, из 18 учащихся получили 11 разных выводов
сравнения дробей 1/8 и3/8:
1. на числовой прямой
1/8 < 3/8
2. почему? Потому, что нужно смотреть на числитель.
3. потому, что я думаю, что 3>1
4. числитель 3 больше
5. три больше, а один меньше
6. потому, что откладываем только один раз
7. три правее единицы
8. потому, что числитель 1 меньше числителя 3, а знаменатели равны
9. потому, что
__________________
__________________ 10. 1/8 это показывает, что разделяя на 8 равных частей мы получаем
одну долю, а 3/8 разделяя на восемь частей берем три долю, что
больше чем первая.
11.1 правее от нуля, а 3 еще правее от нуля.
Из этих двух ситуаций мы видим, что эти учащиеся работают
творчески, давая свои рассуждения и выводы, чего нету в традиционном
обучении.
Второй тип урока – урок моделирования и преобразования
модели.
В таких уроках создается ситуация, при которой дети принимают
учебное действие – моделирование (преобразование модели) и используют
его как инструмент для решения ранее поставленной УЗ.
Например:
1. построить прямоугольник со сторонами 3 и 5.
2. найти стороны данного прямоугольника.
3.
Построить прямоугольник со сторонами 3/4 и 4/5
4. воспроизвести стороны прямоугольника
3/5 3/8 7/12
3/5
5/6
11/15
5. Придумать самим и построить прямоугольник с дробными
сторонами.
Третий тип урока – урок решения частных задач, по применению
открытого способа (понятия).
Работа по карточке (по группам или по паре).
1. В каждой из десятичных дробей перенести запятую на 2 знака вправо,
прочтите получившие числа.
1,718 142,28 0,418 0,16
0,07 0,516 0,1
2. какое из чисел 0,03; 0,003; 0,030; 0,0300 является лишним в данной
последовательности? Почему?
3. среди этих чисел имеются ли равные числа? 0,89; 1,7; 2,3; 1,00; 0,3;
1,700; 1,0000; 2,300; 2,30, 01,00; 0,300; 0,03; 0,300; 3,0.
4. какие цифры нужно поставить вместо звездочек, чтобы неравенство
было верным?
а) 0,7*5 < 0,725
б) 2,0 * 1 > 2,31
в) 3,0*2 < 3,93
г) 4,0* 3 > 4,94
5. расположите числа 2,4; 2,39; 2,2999; 2,7; 2,401; 2,390; 1,35; 0,15; 0,13 в
порядке возрастания. Такие задания контролируют осознанность выполнения работы по
данным темам и использование «ловушек» для объективации открытого
способа (понятия).
Четвертый тип – урок контроля.
Учитель видит, умеют ли дети быстро проанализировать условия учебно
– практической задачи, выбрать способ ее решения и правильно ли
воспользоваться.
1. 1) 4/10=0.4
2) 3/10=0,1
3) 7/10=7
4) 13/100=0/13
5) 44/100=44
6) 13/10000=0,13
7) 15/1000=0,015
8) 4 45/1000=4,045
9) 5/ 1000=0,5
2. найди ошибки:
1) 4/5*2/5=2/5 2) 4/7*14/5=46/35 3) 1 ½*3=3/6
4) 2,3*5/7=5/12 5) 4/7*3=25/7 4) 18*2/9=26/9
5)1 1/5* 20=8 8) 4/7*14/5=28/5 9) 5/6* 2/15=2/9 3.Докончи:
1) 4/7*14/5= …/5 4) 3 1/3* 2 1/10=10/3* …/10
2) 4/*3= 12/… 5) 1 1/7* 2 5/8= 8/…* 21/…
3) 18* 2/9= 6) 1/3* 6/7* 7/8= 2/8
4). Правильно ли ответ?
1)
2)
3 1/3* 2 1/10=7
2) 1 1/7* 2 5/8=3
5). Тест.
1. Выполните сложение: 3/11 + 2/11
а) 12/22 б) 12/121 в) 11/6
2. Укажите, в каком случае сложение выполнено правильно:
а) 1/3 + ¾= 1*4/12 + 3*3/12 б) 1/3 + ¾ = 1/12 + 3/12
в) 1/3 +3/4 = 1+3/1+4
3. Вычислите: 1/8 + ½
а) 5/8 б) 2/8 в) 2/3
4. Чему равна сумма чисел ¾ и 3/5
а) 3/10 б) 27/10 в) 2/3
5. Выполните сложение 2 1/5 + 1 3/5 а) 1 4/5 б) 3 3/5 в) 3 4/5
6. Чему равна разность: 4/5 – 1/3
а) 3/15 б) 3/2 в) 7/15
7. . Вычислите: 6 – 2/7
а) 5 5/7 б) 4/7 в) 5/7
8. Сравните значение суммы 2/3 + ¾ с единицей:
а) 2/3 + ¾ больше 1 б) 2/3 + ¾ меньше 1.
9. Правильно ли ответ 8 ¾ 5 2/5 = 3 3/5
а) да б) нет
10. Какое вычитание здесь задано? а) 7 5/6 – 4 3/6 б) 7 5/6 – 4 1/6 в) 7 5/6 – 4 2/6
Пятый урок урок оценки способа.
1. Какую структуру урока определил учитель для себя для оптимальной
работы над действием оценки у учащихся?
Ее обоснованность.
2. Испытывают или не испытывают учащиеся потребность в оценке своих
действий?
3. Опираются ли дети на свою собственную оценку или прибегают к
оценке учителя?
4. При действии оценки на уроке детьми учитываются содержание
выполненного действия или случайные признаки?
5. Каков уровень детей на данном этапе обучения по оценке своих
способностей относительно решения предстоящей задачи?
Этот этап включает:
решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу.
анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач,
недостатков.
внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы
по теме.
Разноуровневая контрольная работа.
Широкая тема: Десятичные дроби.
Узкая тема: Умножение десятичных дробей.
1. уровень: а) Найти «ловушки» в заготовке:
2,34*5=**,** 7,21*0,2=*,*** 4,5*2,3=***,* 1,2*0,03=*,**
6,24*2,5=**,* 0,08*0,5=*,**** 4,06*8,5=**,** 45*1,2=*,***
б) Найти ошибки в решенных примерах:
6,2*0,4=2,48 6,13*1,3=18,39 4,12*2,13=8,7756 5,32*4,06=22,1312
2 уровень:
а) Не выполняя действий показать стрелочками переполнение разрядов.
Определить количество цифр в произведении.
206**8= 24,5*0,7= 740,02*0,2= 8,05*10,03=
б) Составить и решить примеры:
**,*** *6=***,** *,*** * *,*= 4,**24 642,3* *,* =***,**
3 уровень:
1. Составить «заготовки» для умножения чисел с переполнением
разрядов (часть из них с «ловушкой»). 2. Составить «заготовки» для решения примеров на умножения, в
которых известен один из множителей. Придумать и указать такие
примеры с «ловушками».
Проанализировать результаты работы можно с помощью таблицы:
Т трудно.
Л – легко
Н – не знаю.
Номер вопроса
1
2
3
4
5
Т Л Н Т Л Н Т Л Н Т Л Н Т Л Н
№
а
б
о
с
о
п
с
е
и
н
е
о
в
с
У
Урок в системе развивающего обучения.
Урок в системе развивающего обучения.
Урок в системе развивающего обучения.
Урок в системе развивающего обучения.
Урок в системе развивающего обучения.
Урок в системе развивающего обучения.
Урок в системе развивающего обучения.
Урок в системе развивающего обучения.
Урок в системе развивающего обучения.
Урок в системе развивающего обучения.
Урок в системе развивающего обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.