Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации
Оценка 4.7

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
математика +1
Взрослым
03.04.2018
Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации
Сегодняшний этап общественного развития можно охарактеризовать стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями разных областей жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Сегодня государству и обществу необходимы люди, которые умеют социализироваться в быстроменяющемся обществе, люди активные, творческие, обладающие универсальными методами действий. Ответом системы образования на данный запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, которая была реализована в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Отличительная особенность новых Стандартов заключается в усилении жизненной практической направленности образовательной деятельности. В структуре ключевых компетентностей значимое место уделяется социальной компетентности как способности и готовности к социальному сотрудничеству в различных жизненных областях, как единству мобильности и социальной адаптированности. Проводимая в государстве модернизация образования ориентирует школу на поиск способов и путей развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности.
Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации.doc
Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации Сегодняшний   этап   общественного   развития   можно   охарактеризовать   стремительно областей преобразованиями разных разворачивающимися   инновационными       жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Сегодня государству и обществу необходимы люди, которые умеют социализироваться в быстроменяющемся обществе, люди активные, творческие, обладающие универсальными методами действий. Ответом системы образования на данный запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, которая   была   реализована   в   Федеральных   государственных   образовательных   стандартах второго поколения. Отличительная особенность новых Стандартов заключается в усилении жизненной   практической   направленности   образовательной   деятельности.   В   структуре ключевых   компетентностей   значимое   место   уделяется   социальной   компетентности   как способности и готовности к социальному сотрудничеству в различных жизненных областях, как   единству   мобильности   и   социальной   адаптированности.   Проводимая   в   государстве модернизация   образования   ориентирует   школу   на   поиск   способов   и   путей   развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Успешной   социализации   учащихся   в   значительной   степени   способствует   опыт самостоятельных  социальных   проб,  освоение   способов  реализации   собственных  инициатив школьниками,   партнерских взаимоотношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности. Усвоенные в   навыков   самоорганизации,   опыт   сотруднических, детстве   стратегии   поведения   в   социуме   закладывают   фундамент   социального   поведения человека   и   во   многом   определяют   его   в   будущей   жизни.   Стихийное   становление поведенческих стратегий не всегда обеспечивает эффективную адаптацию в социуме, по этой причине   процесс   их   формирования   нельзя   пускать   на   самотек.   Школьнику   нужна целенаправленная   помощь   в   построении   эффективных   поведенческих   стратегий,   по   этой причине   развитие   социальной   компетентности   школьников   должно   быть   одним   из   самых важных  направлений   работы  школы.   На  основании  умений,  знаний,  навыков   и  различного опыта деятельности и отношений у учащегося формируются ключевые компетенции, которые относятся к общему содержанию образования, приводят к компетентности и образованности ученика в определенной области. Компетентность — итог образования, который выражается в овладении   учащимся   определенным   набором   методов   деятельности   по   отношению   к определенному   предмету   влияния.   Компетентность   предполагает   умения,   знания, способности к реализации определенного круга полномочий, опыт. Социальная компетенция определяет   круг   полномочий,   относя   его   к   социальной   среде,   а   именно,   к   социуму, взаимодействию и поведению в нем.  При этом понимании компетентности ясно, что она может быть сформирована только при   условии   глубокой   личностной   заинтересованности   школьников   в   таком   типе деятельности. По этой причине, если учитель хочет в качестве образовательного итога иметь компетентность учащихся, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или другой деятельности.  Одним   из   главных   инструментов   мотивации   и   является   внеклассная   работа.   Для развития и формирования социальной компетентности появляется необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствия на пути к воплощению намерений личности, а, напротив, создавала условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды   большое   значение   может   и   должна   иметь   внеклассная   работа.   При   участии   во внеклассных мероприятиях ученики не ограничены жесткими рамками правил. Напротив, они чувствуют поддержку и поощрение при проявлении своих наилучших качеств. Внеклассная работа побуждает учеников принимать участие в принятии решений, улучшает их инициативу, которая   при   этом   является   внутренне   мотивированной,   а   не   принудительной.   Именно внеклассной   работе   принадлежит   ведущее   место   в   развитии   и   формировании   социальной компетентности в силу того, что она служит увеличению активности ученика как субъекта обучения; даёт возможность творческого взаимодействия между учащимися и педагогами; создаёт   обстановку,   в   которой   отсутствует   внешняя   оценка;   ориентирует   деятельность учеников   на   успех;   предполагает   вариативность   форм   организации   образовательного процесса, условий и средств деятельности; отражает общечеловеческие ценности.  В педагогической литературе встречаются разные подходы к определению социальной компетентности.   Тем   не   менее,   преобладает   подход   представления   социальной компетентности   через   новообразования,   сформированные   способности   человека.   Ученые установили,   что   социальная   компетентность,   во­первых,   отражает   взаимодействие социального окружения и человека; во­вторых, подразумевает обладание человеком методами межличностного   взаимодействия,   такие   методы   могут   быть   приобретены   им   при   помощи личного социального опыта, подражания установкам, традициям социума или при помощи получения знаний; в­третьих, является интегративной характеристикой, которая включает в себя   несколько   компонентов;   в­четвёртых,   подразумевает   учет   соотношения   собственных потребностей   и   целей   с   целями   группы   людей,   другой   личности   и   общества   в   целом.   В большей   части   работ   социальную   компетентность   рассматривают   в   виде   констатации отсутствия   или   наличия   у   человека   тех   или   других   умений,   знаний,   методов   действий   в обществе. Что   необходимо   понимать   под   внеклассной   работой?   Это   добровольные, необязательные, специально организованные занятия вне урока, цель которых заключается в развитии   творческих   способностей,   познавательных   интересов,   расширению   и   углублению знаний,   обеспечению   и   удовлетворению   разумного   отдыха   учащихся.   В   педагогической литературе отражены самые общие принципы, которые определяют работу системы общего образования   в   целом.   Это   принципы   демократизации,   гуманизации,   дифференциации, индивидуализации, вариативности, доступности, сотрудничества, активности, адаптивности и т.   д.   На   основании   итогов   оценки   психолого­педагогической   литературы   можно сформулировать основные идеи обучения детей в рамках внеклассной работы.  Идея   всестороннего   развития   личности   ребенка   на   основании   увеличивающейся активности самой личности. При этом речь должна идти о системности не одних только знаний,   но   и   нравственно­практической,   мотивационно­ценностной   и   интеллектуально­ познавательной областей развития личности, которые исключительно только в своем единстве придают ей творческий, позитивный, созидательный характер. Отношения, эмоции, идеалы являются   не   менее   важными,   чем   мастерство   и   знания.   Идея   предоставления   ребенку наибольшей свободы выбора средств и форм самореализации при ведущей роли отношений творческого   сотрудничества   между   взрослыми   и   детьми,   взаимном   уважении   достоинств обеих   сторон.   Проблема   свободы   —   это,   в   первую   очередь,   свобода   личностной самореализации   в   разных   типах   деятельности.   Здесь   важным   предметом   педагогического внимания   должно   быть   отношение   ребенка,   в   особенности   подростка,   к   самому   себе. Уважением к ребенку можно научить его уважать самого себя, тогда он будет уважать и других.   Идея   усиления   мотивации   к   познанию   и   творчеству   за   счет   разной   творческой, разносторонне   развивающей   деятельности,   которая   организована   вместе   с   ребятами. Формирование положительного отношения к познанию, учению, творчеству является главным условие последующего непрерывного самообразования человека. Но творца можно создать только   путем   упражнения   в   творчестве.   Теперь   сформулируем   принципы   организации обучения в рамках внеклассной работы.  ­ Принцип ориентации на интересы и потребности учеников. ­  Принцип   опоры  педагога  на  личностные  достижения   учеников.   Это  представляет собой условие гуманизации образовательного процесса. ­   Принцип   вероятности   осуществления   самореализации.   Самореализация   —   это особенный   тип   высших   потребностей.   Есть   объективная   зависимость   успешности образовательного процесса от того, насколько во время такого процесса актуализируются и выявляются естественные мотивы самореализации личности. ­ Принцип взаимосвязи внеклассной и классной работы. Успешности взаимодействия внеклассного   и   классного   образования   способствуют   следующие   условия:   количественное соотношение основного и внеклассного образования должно быть таким, чтобы одно не было помехой для другого; использование опыта учеников на уроках, который они приобрели во внеурочное время; использование знаний, которые дети приобрели на уроках в их внеклассной деятельности; содержание внеклассной работы должно быть структурировано, современно, значимо для учеников.  ­   Принцип   равноправного   взаимодействия   субъектов   внеклассного   образования. Сущность данного принципа заключается в том, что только при помощи совместных усилий родителей, учителей, товарищей для ребенка можно создать условия успеха, помочь обрести уверенность в себе.  ­ Принцип учета реальных возможностей средств внеклассной работы и субъектов. Важно   также   отметить,   что   социальная   компетенция   опирается   на   развитые личностные ориентации и присвоенные социальные ценности, по этой причине формирование социальной   компетентности   имеет   связь   с   формированием   социальной   идентичности личности,   которая   заключается   в   соотнесении   индивидом   себя   с   теми   общностями   и группами, которые он воспринимает как свои (семья, гендер, этнос, религия, профессия и т. п.). Ключевая задача самоопределения ­ формирование гражданской идентичности, которая подразумевает   самоотождествление   с   общностью   в   масштабах   государства.   Становление гражданской идентичности предполагает развитие и формирование таких качеств личности, как   гражданственность,   патриотизм,   правовая   и   политическая   культура.   Потребности человека   в   самоопределении,   стремление   к   самосовершенствованию,   самоутверждению требуют   педагогической   и   социальной   поддержки.   Вследствие   этого   появляется необходимость   поиска   способов   и   средств   целенаправленной   подготовки   учеников   к вхождению   в   изменяющуюся   социальную   среду,   развития   социальной   компетентности учеников для успешной интеграции в обществе. При   включении   ребенка   в   дополнительную   образовательную   деятельность,   которая организуется   на   внеклассных   занятиях,   появляются   следующие   закономерности:   1. Увеличивается   активность   личности.   Увеличению   социальной   активности   индивида способствует усвоение таких компонентов культуры, как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально­ценностных отношений. Внеклассная работа способствует становлению адекватной   самооценки   ребенка;   констатируя   наличие   оцененных   окружением,   реальных достижений,   помогает   детям   поверить   в   свои   познавательные   возможности,   тем   самым способствует увелечению познавательной активности.  2.   У   учащихся   формируется   творческий   стиль   жизнедеятельности.   Этому способствует   признание   безусловной   ценности   индивида;   создание   обстановки,   в   которой отсутствует   внешнее   оценивание;   сопереживание   и   понимание;   полная   свобода символического выражения.  3. Учащийся осознает и реализует потребность в самовоспитании и самообразовании, в самоорганизации.   Ориентация   внеклассной   работы   на   достижения   учеников,   на   создание «поля» для самоутверждения в личностно значимом окружении и в избранной предметной области способствует тому, чтобы удовлетворение частными достижениями перерастало в потребность постоянного саморазвития, самосовершенствования, самообразования.  4. Более эффективно проходит процесс становления адекватной самооценки себя и своих успехов в учебе. Адекватное, правильное отношение к себе, к своим возможностям оказывает решающее воздействие для психически нормального состояния человека. Сведения многих   исследований   говорят   о   том,   что   негативным   отношением   к   себе   и   заниженной самооценкой во многом обусловлены незаинтересованность в учебе, неудовлетворительная успеваемость, плохое поведение, низкая мотивация. Внеклассное образование предоставляет детям право выбирать деятельность, в которой они чувствуют себя компетентными. В ней ученик избавлен от страха получить плохую оценку, потерпеть поражение, что естественно формирует положительную самооценку.  5.   Более   эффективно   осуществляется   социализация   личности.   Обучение   в   рамках внеклассного образования, которое организовано по принципу сотрудничества, предоставляет ученикам новый круг общения и возможность самоутверждения в ближайшем социальном окружении; помогает им выработать некоторые самые необходимые социальные навыки — терпимости,   сотрудничества,   преодоления   трудных   ситуаций;   содействует   освоению подрастающим поколением искусства жизненной самоорганизации. Тема урока: «Решение математических задач» Форма проведения: КВН Цель: сформировать у учащихся навык решения примеров и математических задач и привлечь их внимание к изучению математики Задачи: образовательные: сформировать математические ЗУН и систематизировать знания учащихся по математике за 1 год обучения. развивающие:­развивать память, логическое мышление, внимание и т. д. Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать культуру поведения и аккуратность. Планируемые результаты:  Личностные УУД:  1.принимать и ценить такие ценности как «добро», «терпение»; 2.уважение к родственникам, семье, любить родителей; 3.освоить роль ученика, формировать интерес к учению. Регулятивные   УУД:     1.организовать   свое   рабочее   место;   2.определять   цель выполнения   заданий   на   уроке,   во   внеурочной   деятельности;   3.использовать   в   своей деятельности простейшие приборы: треугольник, линейку и др. Познавательные   УУД:   1.  ориентироваться   по   учебнику;   2.отвечать   на   простые вопросы учителя, находить необходимую информацию; 3.сравнивать предметы Коммуникативные   УУД:   1.участвовать   в   диалоге   на   уроке;   2.соблюдать простейшие нормы речевого этикета; 3.понимать и слушать речь других Оборудование: доска; наглядный материал Структура урока: 1. Вводная часть (2­3мин.) ­организационный момент ­постановка целей 2. Основная часть (20­25 мин.) 1. Конкурс 1­ Разминка 2. Конкурс 2­ Восстанови цепочку 3. Конкурс 3­Поставь знаки 4. Конкурс 4­Решение примеров по цепочке 5. Конкурс 5­Найди свои примеры 6. Конкурс 6­Решение задач 3. Заключительная часть (3­5 мин.) ­ итоги ­ рефлексия ­ награждение 1. Вводная часть Ход урока: Здравствуйте, ребята. Сегодня внеклассное мероприятие по математике у вас проведу я. Тема нашего мероприятия ­ «Решение математических задач». Мы с вами вспомним, как решать  простые примеры и научимся решать более сложные, но интересные. Вас сегодня ждет  необычное занятие. Для начала давайте разделимся на три команды. Каждый ряд – это  команда. Придумайте название для своей команды и выберите ее капитана. 2. Основная часть 1) Для начала мы проведем разминку. Я называю вам пример, а вы решаете и говорите. Чья  команда будет более активной, та и получит балл. Все поняли? (Да) Тогда начнем: 5+4=9; 6­4=2; 12+5=17; 18­4=14; 40+7=47; 57­50=7; 25+10=35; 63­20=43; 30+20=50; 50­40=10; 14+13=27; 46­31=15; 32+16=48; 35­24=11; 16+13=29. 2) Молодцы ребята. Разминку провели хорошо. А теперь приступим к следующему конкурсу.  Ваша задача ­ восстановить цепочки. Каждой из команд я раздам листочек с цепочками. Вы  должны установить закономерность по первоначальным числам и потом вписать недостающие числа. За каждое правильное число команда получает один балл. Максимальное число очков – три. Будьте внимательнее. Когда закончите ­ поднимайте руки. Начинайте. а)2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 б)1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 в)3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 Все команды завершили задание. Теперь проверим правильность. (Один участник от  команды выходит к доске и вписывает числа, которые вставила команда). Ребята, вы  согласны с выполнением задания? (Да)Все команды молодцы. Переходим к следующему  заданию 3) Ваше задание – поставить знаки. Ваша задача поставить знаки «+» или «­», чтобы  получилось верное равенство. У каждой команды по два выражения. Все готовы? (Да) Тогда  начали. а) 8 + 3 ­ 4 = 7 б) 9 + 4 – 2 = 11 в) 8 + 4 – 6 = 6 9 – 5 + 8 = 12 10 ­ 7 + 5 = 8 7 – 5 + 6 = 8 Все справились с заданием. Теперь проверим. Я снова приглашаю по одному участнику от  каждой команды к доске. Запишите знаки, которые вы вставили. Ребята, вы все молодцы. Все  правильно. 4) Ваше задание – решение примеров по цепочке. Вы должны выполнять указанные действия  по порядку и ответы вписывать в квадратики. За каждый правильный ответ одно очко.  Вопросы есть? (Нет) Тогда приступайте. Будьте внимательнее. Все выполнили, молодцы. Теперь чтобы проверить, я попрошу выйти к доске по одному  участнику от команды и вписать ответы. Ребята, проверим вместе. Все выполнили верно –  молодцы. Немного передохнем. Выполним физ.минутку. Скачут, скачут во лесочке Зайцы – серые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.) Прыг – скок, прыг – скок – Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад) Всех построил по порядку, стал показывать зарядку. Раз! Шагают все на месте. Два! Руками машут вместе. Три! Присели, дружно встали. Все за ушком почесали. На четыре потянулись. Пять! Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд, Зашагали как отряд. 5) Ваше задание – найди свои примеры. Ваша задача решить все примеры, но на листочек  выписать только те, которые равны: команде 1 ряда – 16 команде 2 ряда – 17 команде 3 ряда – 18 Всем понятно? (Да) Тогда начинайте и будьте внимательнее. 11+5=16 13+4=17 12+6=18 20­4=16 18­1=17 20­2=18 13+3=16 15+2=17 14+4=18 38­22=16 47­30=17 39­21=18 26­10=16 28­11=17 48­38=18 Все закончили? (Да) Молодцы. Теперь проверим. Один участник от команды должен,  произнести какие примеры они выписали.  6) Ваше задание – решить задачи. Задачи будут не на вычисление, а на логику. Вы  должны будете хорошенько подумать, чтобы решить их. Две задачи на все три команды.  Ответ записать на листочке с задачами. Сначала я их прочитаю: 1) «У Марины вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели у  Марины был день рождения?» 2) «Из чисел 11, 4, 6, 7, 2, 10 подбери такие числа, сумма которых будет равна 20». Я раздам вам карточки с задачами, и на них также есть подсказка. Будьте  внимательнее и прислушивайтесь к мнению других. Листочки подпишите и сдайте мне. Правильный ответ к первой задачке – среда, а ко второй 11, 7, 2 или 4, 6, 10. 3) Заключительная часть. Ребята! Вы все  молодцы. Я убедилась, что математику вы знаете хорошо. И в итоге  нашего конкурса побеждает дружба. Все занимают 1 место. Я очень рада, что всё получилось  хорошо и весело.  А вам понравилось?  Что нового узнали?  Чему научились?  Какое у вас настроение?  Что было для вас трудным?  Что легким? Всем спасибо за участие. Список использованных источников 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 года  №1897­ФЗ.  4. Гладкая В.В. Социально­бытовая ориентировка воспитанников специальных  (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Метод. пособ. М.: НЦ  «ЭНАС», 2006. 2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности:  Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО  «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с. 3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию  творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ­ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. ­ART 53572. – URL: http://e­ koncept.ru/2013/53572.htm ­ [Дата обращения. 16.02.2016]

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации

Внеурочная деятельность как эффективное средство социализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018