Урок: Вербункош

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Жанр венгерской танцевальной музыки, возникший во 2-й половине 18 в., а также стиль венгерской инструментальной музыки конца 18 — нач. 19 вв., оказавший значительное влияние на всю венгерскую национальную музыку, начиная с танцевальной музыки и популярных песен и кончая оперой и симфоническими произведениями. В музыковедческой литературе 20 в. термин "вербункош" обозначает главным образом музыкальный стиль. Зарождение вербункоша связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в сер. 18 в. вербовка сопровождалась танцами и музыкой.
Иконка файла материала 5.docx
 Стиль вербункош → Вербункош венг. verbunkos, от нем. Werbung — вербовка Жанр венгерской танцевальной музыки, возникший во 2­й половине 18 в., а  также стиль венгерской инструментальной музыки конца 18 — нач. 19 вв.,  оказавший значительное влияние на всю венгерскую национальную музыку,  начиная с танцевальной музыки и популярных песен и кончая оперой и  симфоническими произведениями. В музыковедческой литературе 20 в.  термин "вербункош" обозначает главным образом музыкальный стиль. Зарождение вербункоша связано с вербовкой новобранцев в армию.  Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в сер. 18 в.  вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 эта музыка  получила название "вербункош", распространившееся по всей стране. В основе вербункоша лежал мужской танец вербунк (verbunk tбnc), возникший из нар.  танцев гайдуков, свинопасов и др. и исполнявшийся либо как виртуозный  сольный, либо как групповой танец. Вербунк играл значит. роль ещё во время  революции и войны за освобождение Венгрии 1848­49; повстанцы прибегали к  нему при вербовке новобранцев для пополнения своих рядов. Позднее  вербунк стал уступать место возникшему из его быстрой части (friss) чардашу. Музыка вербункоша исполнялась, как правило, цыганскими ансамблями  (обычно в составе двух скрипок, контрабаса, цимбал), однако на нек­рых  старинных рисунках, запечатлевших сцену вербовки, изображён лишь один  музыкант, играющий на волынке. Муз. язык раннего В. свидетельствует о  разнородности его истоков: в нём заметны элементы старинных венг. танц.  мелодий, фольклора соседних народов ­ южных славян и румын, мотивы вост.  музыки, привнесённые, вероятно, исполнителями ­ цыганами, а также черты,  определяющиеся влиянием совр. проф. нем. и итал. музыки. В.,  представляющий собой единый жизнеспособный сплав этих элементов, стал  муз. символом венг. нации. В нём нашло отражение характерное для обществ.  жизни Венгрии 2­й пол. 18 в. пробуждение нац. самосознания. Постепенно  определился комплекс присущих В. стилевых особенностей: пунктирные и  обращлнные пунктирные ритмы; "цыганский" или "венгерский" звукоряд с  двумя увелич. секундами; чередование широких, напевных мелодий в  медленном темпе (lassъ или hallgatу) с муз. отрывками, проходящими в  стремительно быстром темпе (friss); фигурация разл. видов, в т. ч. виртуозная  инстр. (скрипичная) орнаментика, осн. на импровизац. характере исполнения;  частое применение пассажей из триолей; легко запоминающиеся ка­ денционные формулы, связанные с танц. фигурой "притопывания". Первые сохранившиеся венг. нотные издания В. относятся к 80­м гг. 18 в., это  песни Ф. Вершеги и Венгерские танцы Й. Бенграфа:Ф. Вершеги. Песня. 1780 Й. Бенграф. Танец из сб. «Двенадцать венгерских танцев для клавичембало».  1790 В. достиг расцвета в нач. 19 в. в творчестве и исполнительстве знаменитой  "триады" скрипачей­виртуозов Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака. Я. Бихари. Венгерский танец, или вербункош. 1804 Богатое собрание пьес издал композитор и хоровой регент Й. Рузичка. Его  "Венгерские песни из области Веспрем" (1823—1832) содержат 135 пьес в 15  выпусках.Й. Рузичка. Быстрый венгерский танец. 1832 После 1830 В. выходит за пределы танцевальной музыки, проникая в  камерную инструментальную и фп. музыку, в романс и оперу. Характерный образец В. — знаменитый Ракоци­марш, созданный  неизвестными авторами. Ф. Лист в своих венгерских рапсодиях и др.  произведениях разрабатывает мелодии В.; Ф. Эркель во многих эпизодах  своих опер, особенно в ариях лирического характера, привлекает характерные для В. ритмо­интонации. Ф. Эркель. Отрывок из 3­го акта оперы «Банк бан» Под влиянием стиля В. написаны нек­рые произведения Б. Бартока, в  частности симф. поэма "Кошут", рапсодия для фп. с орк., концерт для орк. и  др. Примером использования старинного В. в совр. венг. музыке может служить  антракт из оперы З. Кодая "Хари Янош":В. нашёл отражение в творчестве мн. западноевроп. композиторов. Эпизод a­ moll в финале скр. концерта В. А. Моцарта A­dur (К­V 219,1775) Б. Сабольчи  считает первым нотированным вербункошем. Мотивы В. встречаются у Й.  Гайдна (Rondo all ongarese из фп. трио G­dur и др. произведения), Л.  Бетховена (эпизод g­moll в финале 3­й симфонии, тема побочной партии в  финале 7­й симфонии, увертюра "Король Стефан"), Ф. Шуберта (финал стр.  квинтета C­dur op. 163, "Венгерский дивертисмент" для фп. в 4 руки и ряд  небольших инстр. произведений), Г. Берлиоза (использование мелодии  Ракоци­марша в оратории "Осуждение Фауста"), И. Брамса (концерты,  Венгерские танцы) и др.