Жанр венгерской танцевальной музыки, возникший во 2-й половине 18 в., а также стиль венгерской инструментальной музыки конца 18 — нач. 19 вв., оказавший значительное влияние на всю венгерскую национальную музыку, начиная с танцевальной музыки и популярных песен и кончая оперой и симфоническими произведениями. В музыковедческой литературе 20 в. термин "вербункош" обозначает главным образом музыкальный стиль.
Зарождение вербункоша связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в сер. 18 в. вербовка сопровождалась танцами и музыкой.
Стиль вербункош →
Вербункош
венг. verbunkos, от нем. Werbung — вербовка
Жанр венгерской танцевальной музыки, возникший во 2й половине 18 в., а
также стиль венгерской инструментальной музыки конца 18 — нач. 19 вв.,
оказавший значительное влияние на всю венгерскую национальную музыку,
начиная с танцевальной музыки и популярных песен и кончая оперой и
симфоническими произведениями. В музыковедческой литературе 20 в.
термин "вербункош" обозначает главным образом музыкальный стиль.
Зарождение вербункоша связано с вербовкой новобранцев в армию.
Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в сер. 18 в.
вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 эта музыка
получила название "вербункош", распространившееся по всей стране. В основе
вербункоша лежал мужской танец вербунк (verbunk tбnc), возникший из нар.
танцев гайдуков, свинопасов и др. и исполнявшийся либо как виртуозный
сольный, либо как групповой танец. Вербунк играл значит. роль ещё во время
революции и войны за освобождение Венгрии 184849; повстанцы прибегали к
нему при вербовке новобранцев для пополнения своих рядов. Позднее
вербунк стал уступать место возникшему из его быстрой части (friss) чардашу.
Музыка вербункоша исполнялась, как правило, цыганскими ансамблями
(обычно в составе двух скрипок, контрабаса, цимбал), однако на некрых
старинных рисунках, запечатлевших сцену вербовки, изображён лишь один
музыкант, играющий на волынке. Муз. язык раннего В. свидетельствует о
разнородности его истоков: в нём заметны элементы старинных венг. танц.
мелодий, фольклора соседних народов южных славян и румын, мотивы вост.
музыки, привнесённые, вероятно, исполнителями цыганами, а также черты,
определяющиеся влиянием совр. проф. нем. и итал. музыки. В.,
представляющий собой единый жизнеспособный сплав этих элементов, стал
муз. символом венг. нации. В нём нашло отражение характерное для обществ.
жизни Венгрии 2й пол. 18 в. пробуждение нац. самосознания. Постепенно
определился комплекс присущих В. стилевых особенностей: пунктирные и
обращлнные пунктирные ритмы; "цыганский" или "венгерский" звукоряд с
двумя увелич. секундами; чередование широких, напевных мелодий в
медленном темпе (lassъ или hallgatу) с муз. отрывками, проходящими в
стремительно быстром темпе (friss); фигурация разл. видов, в т. ч. виртуозная
инстр. (скрипичная) орнаментика, осн. на импровизац. характере исполнения;
частое применение пассажей из триолей; легко запоминающиеся ка
денционные формулы, связанные с танц. фигурой "притопывания".
Первые сохранившиеся венг. нотные издания В. относятся к 80м гг. 18 в., это
песни Ф. Вершеги и Венгерские танцы Й. Бенграфа:Ф. Вершеги. Песня. 1780
Й. Бенграф. Танец из сб. «Двенадцать венгерских танцев для клавичембало».
1790
В. достиг расцвета в нач. 19 в. в творчестве и исполнительстве знаменитой
"триады" скрипачейвиртуозов Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака.
Я. Бихари. Венгерский танец, или вербункош. 1804
Богатое собрание пьес издал композитор и хоровой регент Й. Рузичка. Его
"Венгерские песни из области Веспрем" (1823—1832) содержат 135 пьес в 15
выпусках.Й. Рузичка. Быстрый венгерский танец. 1832
После 1830 В. выходит за пределы танцевальной музыки, проникая в
камерную инструментальную и фп. музыку, в романс и оперу.
Характерный образец В. — знаменитый Ракоцимарш, созданный
неизвестными авторами. Ф. Лист в своих венгерских рапсодиях и др.
произведениях разрабатывает мелодии В.; Ф. Эркель во многих эпизодах
своих опер, особенно в ариях лирического характера, привлекает характерные
для В. ритмоинтонации.
Ф. Эркель. Отрывок из 3го акта оперы «Банк бан»
Под влиянием стиля В. написаны некрые произведения Б. Бартока, в
частности симф. поэма "Кошут", рапсодия для фп. с орк., концерт для орк. и
др.
Примером использования старинного В. в совр. венг. музыке может служить
антракт из оперы З. Кодая "Хари Янош":В. нашёл отражение в творчестве мн. западноевроп. композиторов. Эпизод a
moll в финале скр. концерта В. А. Моцарта Adur (КV 219,1775) Б. Сабольчи
считает первым нотированным вербункошем. Мотивы В. встречаются у Й.
Гайдна (Rondo all ongarese из фп. трио Gdur и др. произведения), Л.
Бетховена (эпизод gmoll в финале 3й симфонии, тема побочной партии в
финале 7й симфонии, увертюра "Король Стефан"), Ф. Шуберта (финал стр.
квинтета Cdur op. 163, "Венгерский дивертисмент" для фп. в 4 руки и ряд
небольших инстр. произведений), Г. Берлиоза (использование мелодии
Ракоцимарша в оратории "Осуждение Фауста"), И. Брамса (концерты,
Венгерские танцы) и др.