Урок: Веснянки

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. весенние песни) — старинные обрядовые лирические песни восточнославянских народов. Термин "В." укр. происхождения, но применяется как общий. В узком смысле употребляется как обозначение "закличек" весны, в широком - как наименование комплекса весенних песен, игр и хороводов. Древнейшие поздравительно- величальные В., приуроченные христианством к пасхе, известны под названием "волочебные песни". В.-заклички, составляющие осн. вид весенних обрядовых песен вост. славян, встречаются в рус. деревнях не повсеместно. Мелодика
Иконка файла материала 7.docx
Веснянки Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. весенние песни) — старинные  обрядовые лирические песни восточнославянских народов. Термин "В." укр.  происхождения, но применяется как общий. В узком смысле употребляется  как обозначение "закличек" весны, в широком ­ как наименование комплекса  весенних песен, игр и хороводов. Древнейшие поздравительно­ величальные  В., приуроченные христианством к пасхе, известны под названием  "волочебные песни". В.­заклички, составляющие осн. вид весенних обрядовых  песен вост. славян, встречаются в рус. деревнях не повсеместно. Мелодика В. очень разнообразна и обнаруживает особенности, свойственные  мн. древним песням. Она обычно узкообъёмна и основана на ангемитонных  звукорядах ­ квартовом трихорде, часто с окончанием на II ступени,  квинтовом тетрахорде с кадансом на IV ступени, терцовом ладу с субквартой  и т.д.: Веснянка из Рязанской области. Веснянка из Смоленской области. Встречаются также нисходящий мажорный тетрахорд и пентахорд, порой и  звукоряд с тритоном между крайними звуками. Как и в нек­рых других  обрядовых песнях, в В. каждая строфа заканчивалась особым выкриком, т.н.  "гуканьем" (пережиток ритуального возгласа, коллективного заклинания). В  В.­играх нередко используется антифонное пение. В.­хороводы часто имеют  композиционно­выделенные припевы. Особенно характерны припевы  волочебных песен: "Весна­красна на весь свет!" и т. п. Утратив своё прежнее  магич. назначение, В. в ряде мест сохранились до наших дней ­ либо как  детские песни, либо как лирич. песни пробуждения природы. Их напевы не раз претворялись в сочинениях рус. композиторов (оперы Римского­Корсакова  "Ночь перед рождеством" и "Майская ночь", финал 1­го концерта  Чайковского для фп. с орк. и др.).