Урок нацелен на изучении родного края .Его величии и могуществе. Раскрытие особенности ветров Байкала , скорости ветра, направление ветра, изменение погоды, правила безопасного поведения на территории озера в различные времена года: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению ветров Байкала, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к окружающему миру Байкала, происходит осознание необходимости бережного отношения к территории озера Байкал и его их охраны, учащиеся формируют правила поведения на Байкале, развивают умения слушать и слышать другое мнение. развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы;
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ветры байкала.docx
Урок по теме Ветры на Байкале
Автор урока: Байбаева Любовь Юрьевна
Предмет: Байкаловедение
Класс: 5
УМК по Байкаловедениею для 57 классов: Е.Н. Кузеванова и В.Н. Сергеева
Учебник Байкаловедение Байкал с древних времён до наших дней: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Е.Н. Кузеванова и В.Н. Сергеева. – Иркутск, 2012. – 256 с. : ил.,
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урокпутешествие
Деятельностная цель:
Оказать помощь учащимся в формировании умения выявлять взаимосвязи между влиянием факторов ветров и их
особенностями на окружающую среду и деятельность человека; подбора примеров сезонных изменений погоды на
Байкале; умения характеризовать по рисункам учебника, литературным источникам, фотографиям разные виды ветров
Байкала и их влияние на окружающую среду
Обучающая цель:
Способствовать актуализации знаний учащихся о влиянии ветров Байкала на природу; формированию знаний о
приспособленности человека к условиям существования на Байкале.
Задачи:Образовательные (формирование познавательных УУД): раскрытие особенности ветров Байкала , скорости ветра,
направление ветра, изменение погоды, правила безопасного поведения на территории озера в различные времена года
Развивающие (формирование регулятивных УУД): Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку
новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; умению самостоятельно контролировать время и
управлять им в процессе работы с источниками информации; адекватно самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его
реализации.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Формирование умения аргументировать свою
точку зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать
речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Результаты:
Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению ветров Байкала, у них
формируются ценностносмысловые установки по отношению к окружающему миру Байкала, происходит осознание
необходимости бережного отношения к территории озера Байкал и его их охраны, учащиеся формируют правила
поведения на Байкале, развивают умения слушать и слышать другое мнение. развитие интеллектуальных умений
сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы;
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной
формы в другую (сообщения, презентации, методички); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение
работать в парах при осуществлении взаимоконтроля; формирование ИКТкомпетентности. Учащиеся осваивают основы
исследовательской деятельности.
Предметные: Учащиеся знакомятся с особенностями ветров, Ролью ветров в образовании погодных процессов,
процессом действия ветров на жизнь в окружающей среде учатся различать силу и направление ветра на рисунках,
фотографиях и контурных картах.
Основные понятия: Ветры Байкала. Роза ветров . Безопасность на Байкал для туризма и судоходства .
Межпредметные связи: Экология. биология, география, литература
Дидактическое обеспечение урока:
1. Мультимедийная доска ,компьютер;
2. в/фильм, презентация;
3. Учебник Байкаловедение Байкал с древних времён до наших дней: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Е.Н. Кузеванова и В.Н. Сергеева. – Иркутск, 2012. – 256 с. : ил.,таблицы, рисунки,
иллюстрации;
Формы организации деятельности учащихся:
самостоятельно определяют проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока;
отвечают на вопросы; применяют знания при решении творческих задач; работают с алгоритмом при выполнении задания; делают выводы и умозаключения;
осуществляют самооценку и взаимооценку знаний; осуществляют рефлексию
Ход урока
Структурн Дидактически
п
а
т
Э
ы
й1.
ы
н
н
о
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
О
Мотивация к
успешной
деятельности
Организацио
нный
момент
Результат
Готовность
начать урок
Положительн
ая мотивация
к изучению
новой темы
Проектируемая деятельность
Эмоциональный настрой
Правила группы:
1). Цени и уважай мысли и
высказывания своего товарища.
2).Терпеливо, не перебивая
слушай каждого, кто отвечает.
3).Умей оценивать ответы
ребят.
4).Если не согласен выскажи
свое предположение
Проектируемая деятельность
Проверка готовности к уроку. Я и
наш спутник дедушка лесовичок.
Приветствуем вас, юные дарования!
Всё ли у вас в порядке. Вижу радость
в глазах. Мыслить готовы? На местах
книжки, дневник и тетрадки вижу
работать и в правду готовы.
Сегодня вмести с дедушкой
лесовичком, мы отправимся в поход
к берегам нашего любимого и
замечательного озера Байкал.
Отправляясь в дальний путь правила
и карту с собой не забудь.
Скажите, какие правила нужно
соблюдать, чтобы поход наш прошел
эффективно?
В сегодняшнем походе я и наш
проводник лесовичок, желаем вам
всем успехов и удачи! 2.
Актуализаци
я опорных
знаний
Стимулировать
обучающихся к
постановке
проблемного
вопроса,
подготовить их
к усвоению
новых знаний и
способов
действия.
Готовность
обучающихся
к постановке
проблемного
вопроса, к
поиску путей
решения
проблемы.
Вот мы добрались с вами до берегов
Байкала. Но сначала решим
кроссворд. Для этого вспомним
знания, полученные на уроках
биологии .
(учебный диск Биология,5 класс)
все на планете взаимосвязано.
Благодаря этому идет дождь или
светить солнце. Люди совершают
путешествия и наблюдают за
явлениями природы, которая радует
нас. О каких явлениях природы идет
речь?
Вам предстоит послушать отрывок
из стихотворения и просмотреть
видеофрагмент и назвать тему
сегодняшнего урока
(просмотр видеофрагмента)
Что вы уже знаете о ветрах на
Байкале? Что бы хотели узнать о
них, о чем поговорить, а может быть
и поделиться своими наблюдениями
на эту тему?
Решают кроссворд
Высказывают предположения
(явлениях природы)
Ветер это перемещение слоев
воздуха
Формулируют тему урока
«Ветры на Байкале».
Постановка цели и задач урока
самими обучающимися.
Выражают готовность решить проблемный вопрос.
Давайте решим, каковы цели и
задачи нашего урока, что мы должны
сегодня узнать?
Формулирует проблемный вопрос:
Какое значение имеет ветер в живой
природе? А старичоклесовичок
предлагает вам ответить на вопрос
Является ли ветер главным
виновником изменения погоды?
3. Изучение
новых
знаний и
способов
действия
Овладеть
новыми
знаниями по
теме «Ветры на
Байкале».
Обеспечить
восприятие,
согласовать его
возрастным
особенностям и
содержанию
программы.
О
Р
Г
А
Н
И
З
А
Ц
И
О
Н
Н
О
П
О
З
О ветрах
Байкала существуют
десятки бурятских сказаний и
легенд. Говорят, что у ветров были
хозяева, которые жили в скалах
озера.
Это были духи Суво
Тумурши–нойон и его жена
Тудугиш–хатан, в честь которых
были установлены "обо" (места
и
бурятских
деревянный бурхан.
По
воспоминаниям людей, на молебен в
честь сувойских владык собиралось
много местных жителей и в жертву
приносили барана.
обрядов)
Один ученик из
класса
докладывает сообщение Легенда об
Слушают учителя
Прослушивают сообщение
«Легенда об
учащегося
омулевой бочке»
Овладение
основными
понятиями
темы «Ветры
на Байкале,
определение
признаков
различий
ветров и их
влияние на
окружающую
среду и
погоду.
Умение
составлять
схемы и
заполнять
таблицы. Н
А
В
А
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Й
омулевой бочке
Прослушайте
сообщение
одноклассника и составте схему
Ветры Байкала
Составляют схему ветры
Байкала
Ветры Байкала
Создавать
методички –
рекомендации
для
окружающих
Разбивает класс на группы и дает
задание каждой группе, на основе
работы с текстом учебника (с.113
114) заполнить таблицу
«Сравнительная характеристика
ветров Байкала.»
По окончанию работы каждая
группа докладывает о своих
результатах каждая группа
Оценивание в парах
Работают с учебником,
выполняют задание по
маршрутному листу:
распределение отличительных
признаков ветров Байкала.
Капитан команды озвучивает
полученный результат классу
Самопроверка Заслушиваем капитанов и
продолжаем работу по заполнению
таблицы
А сейчас проверим так ли выглядит
наша таблица? Все ли мы заполнили
Физкультминутка:
Ученикам предлагается рассмотреть
слайды с изображением влияния
ветров Байкала в природу течении
30 сек.
Закройте глаза и мысленно
представьте и опишите,
какие
чувства вызвали у вас картины
родной природы?
двигаемся в такт ветра
Проблемный вопрос: У вас на
столах лежат картинки (влияния
ветров на природу.). Посмотрите
внимательно и назовите чем
отличаются ветры. Все ли они дуют в
одну сторону
А откуда и куда они дуют?
Отвечают, доказывая свою
точку зрения
Называют основные
характеристики ветра. Сила и
скорость. дедушка Лесовичок предлагает
послушать Сказание о Байкальской
розе ветров. Так где же находится
роза ветров?
Давайте попытаемся найти её
место.
Я думаю вам это будет по плечу.
Возьмите карты и нанесите
движение ветров на карту.
Попытайтесь найти точку
пересечения всех ветров на карте.
Это и будет роза ветров.
4.
Первичное
закрепление
знаний
Установить
правильность
усвоения
нового
материала,
выявить
неверные
По предложенному отрывку из
литературного произведения с каким
ветром Байкала его можно сравнить
Даны картинки ветров и учащимся
предлагается соединит их с
названием ветров на Байкале
о
н
н
о
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
О
й
ы
н
ь
л
е
т
а
в
а
н
з
о
п
Наносят направление ветров на
карте разными цветами .
Находят точку пересечения и
называют её розой ветров.
Защита и проверка своей
работы в парах и на экране
Проверяют правильность
выполнение работы в парах
Усвоение
сущности тех
знаний и
способов
действий,
которые
определены Освоить умение
применять
знания в жизни.
е знаний в
новой
ситуации.
й5.Применени
ы
н
ч
о
н
е
ц
о
о
н
в
и
с
к
е
л
ф
е
Р
6. Поиск
решения
проблемы.
Развивать
логическое
мышление,
умение вести
дискуссию
Я вам предлагаю выполнить
творческую работу
Предлагает обучающимся
поработать в группах. Составить
методичку безопасного поведения на
Байкале с учетом разных ветров.
Какие предвестники погоды говорят
нам о скором приближающем
ненастье? И как его избежать? Как
вести себя на Байкале во время
шторма? Где скрыться от ненастья?
Предлагает выступить
представителям групп и предложить
свои методички безопасного
поведения на озере Байкал.
Давайте подведем итоги.
Выполняют творческую работу
Работают в группах, пытаются
найти пути решения проблемы.
Защита творческих работ
Активные
действия
обучающихся
по
применению
знаний в
жизни.
Представители групп
предлагают свои наработки по
поводу безопасного поведения
на Байкале. В ходе занятия
обучающиеся убедились в том,
что ветров на Байкале много и
они являются основными
факторами изменения погоды.
Что каждый ветер имеет свои
характерные особенности и
направление. Что связь живой
и не живой природы
составляют единое целое. Что
необходимо соблюдать правила
безопасности в природе.
Получение
информации о
том, что
проблемное
задание
вызвало
активную
мыслительну
ю
деятельность,
что учащиеся
умеют вести
дискуссию,
отстаивать
свою точку Обеспечить
рефлексию
обучающихся,
т.е. оценку ими
своей
деятельности
7.
Рефлексия
(оценка
результатов
деятельност
и
обучающихс
я)
Оценивание.
зрения.
1.Что вы узнали нового во
время похода______
2.Что было интересное на
уроке______
3. Сумел ли ты разгадать тайну
Где спрятана Роза
ветров
Байкала_____
4.Сумел ли ты приобрести
новые знания и умения на
уроке?______
5.Сможешь ли ты применить
свои знания в жизни?______
6.Какой отметкой ты бы оценил
свою работу на уроке?_____
Открытость
обучающихся
к передаче и
осмыслению
своих
действий, к
выявлению
положительны
х и
отрицательны
х моментов
урока
На все ли поставленные вопросы мы
ответили?
Всели задания мы выполнили?
Дает задание обучающимся выявить
положительные и отрицательные
результаты своей работы на уроке,
предлагает осмыслить свои действия
на уроке и дать самооценку
Во время нашего похода вы узнали
много нового о ветрах на озере
Байкал, смогли ответить на те
вопросы которые вас взволновали и
провели исследования. Смогли
разгадать его небольшую тайну
.Озеро Байкал хранит в себе
огромное количество тайн и загадок
с которыми вам предстоит
встретиться на последующих уроках.
Дает задание обучающимся выявить
положительные и отрицательные
результаты своей работы на уроке,
предлагает осмыслить свои действия
на уроке и дать самооценку 9.Информац
ия о
домашнем
задании
Обеспечить
понимание
цели,
содержания и
способов
Обеспечивает понимания цели
домашнего задания (усвоение
основных понятий темы, развитие
умений устанавливать связь между
явлениями погоды и ветром). Для
Всем спасибо за сотрудничество!
Записывают домашнее
задание, стараясь
осмыслить и понять.
Реализация
необходимост
и достижения
условий для
успешного
е
и
н
е
н
с
я
ъ
б
О
о
г
е
н
ш
а
м
о
д Приложение
Легенда об омулевой бочке
По старинной бурятской легенде, раньше над рыбными угодьями хозяйничали ветры–великаны – Култук и Баргузин,
хорошие приятели. Любили они друг к другу в гости ходить – поиграть, повеселиться. А для забавы была у них одна на
двоих игрушка чудесная – омулевая бочка: куда плывет она, туда и омули неисчислимыми косяками тянутся, будто в
бочку ту сами просятся. Это и забавляло великанов.
Но однажды полюбили богатыри Сарму, горную богатыршу, хозяйку Малого моря. Нрав–то у нее покруче, чем
у Баргузина с Култуком, да и силы побольше, такая жена любому нужна. И захотели оба на ней жениться. На
это Сарма сказала, что мужем ее станет тот, кто первый принесет к ее ногам бочку волшебную: "Тоже хочу, чтобы в моем
Малом Море много омуля плескалось". Великаны решили, что дело–то плевое, но не хотят уступать друг другу богатыри.
Да и бочке досталось: поскрипывает да летает с места на место.
Наконец изловчились богатыри, враз ухватились за бочку, да так и застыли: ни тот, ни другой высвободить бочку не
может, поскольку силы–то у обоих одинаковые. И только они решили снова бороться – смотрят, а бочки–то и не стало
вдруг, выскользнула из рук, в воду ушла... Это сам Байкал ее забрал, чтобы раздоров не было, а Сарма так ни за кого
замуж и не вышла. Ссорятся до сих пор ветры–великаны: спорят, кто из них лучше. Так и нагоняют волны на озере. Сказание о Байкальской розе ветров
По еще одной легенде, было у Байкала пятеро помощников, ветров–богатырей: Горный – отличавшийся упорством и
выносливостью, честный и открытый Баргузин, верный друг и хороший товарищ Култук, сильная и своенравная Сарма и
красавица Ангара со светлой и чистой душой. Все ветра служили Байкалу и хранили как зеницу ока волшебный цветок –
Байкальскую Розу ветров. Многие люди хотели увидеть его, да мало кому это удалось. Кому–то упорства не хватало,
кто–то хотел обманным путем на цветок взглянуть, кто–то со злом в душе шел за ним. Не открывался таким людям
цветок, так и рос втайне, только сам Байкал да ветры–богатыри знали, где его можно найти.
Как–то собрались они вместе и стали совет держать. Горный ветер предложил спрятать цветок на самую высокую гору,
Баргузин – в непроходимом лесу, Култук – в глубине моря, Сарма – в пади, а Ангара – под Шаман–камнем. Внимательно
выслушал мудрый Байкал своих помощников и говорит: "Каждый из вас способен о нашей Байкальской Розе ветров
позаботиться, укрыть ее от недостойных глаз. Но если человек будет честен, упорен, верен в дружбе и силен в делах, добр
и красив душой – пусть ему откроется красота этого цветка. А потому не будем мы его прятать ни на высокой горе, ни в
непроходимом лесу, ни в глубинах морских. Пусть Байкальская Роза ветров живет в моем сердце".
Материалы для работы в группах учащихся.
Верховик
Верховик – северный ветер, дует с севера на юг или на юго–запад из долины Верхней Ангары, оттого и получил такое
название. В разных частях озера его зовут по–разному: верховка, север, сивер, ангара (правда, это название чаще
применяют в северной части озера, потому что на юге ангарой зовется ветер в истоке знаменитой реки).
Первые верховики набирают обороты с середины августа. Предвестником стихии служит ярко–красный горизонт перед
восходом солнца. Часто ветер начинается утром и стихает к закату, но, как правило, дует дней по десять. Он может "гулять" сразу по всему Байкалу. Погода при этом ветре стоит сухая и ясная, сильных порывов нет, только в открытой
части озера вода темнеет и покрывается пеной. Видимо, отсюда и еще одно название ветра – черновина. Благодаря
продолжительности и отсутствию порывов верховик может создавать высокие волны. В ноябредекабре, перед
замерзанием Байкала, верховики становятся свирепыми. Волны после них долго не стихают, и на озере стоит "мертвая"
зыбь.
Култук
Култук дует вдоль озера с юга в северо–восточном направлении. Рождается в заливе Култук, точнее в пади Култучная.
Он же низовик, низовка. Его предвестники – огромные мрачные тучи на юго–западе озера. Этот ветер несет дожди и
пасмурную погоду. Иногда весной и в начале лета култук дует и при ясной погоде. Может задувать сразу над всей
котловиной озера, но не так долго, как верховик. Чаще и сильнее култук бывает осенью. Характерная особенность этого
ветра – появление тумана на гольцах хребтаХамар–Дабан. Нередко култук налетает внезапно и так же внезапно может
уступить место верховику.
Один из главных среди байкальских ветров, он приводит к самым сильным штормам на Байкале, поднимая огромные
угрюмо–свинцовые волны. В середине лета ветер способен резко поменять направление, тогда сталкиваются два
противоположных ветра – верховик и култук и образуются "толкуны", так называют беспорядочные волны.
Баргузин
Могучий северо–восточный ветер. Устаревшее название – баргузник, также его называют полуночником. По характеру
ровный, с постепенно нарастающей мощью, но по продолжительности и силе заметно уступает верховику и култуку, и, в
отличие от них, хозяйничает в основном в центральной части озера – из Баргузинской долины поперек котловины Байкала
в сторону острова Ольхон. Скорость ветра редко превышает 20 м/c, но в Баргузинском заливе он может достигать
ураганной силы и становится опасным для легких судов. Говорят, что Баргузин может добраться и до южного Байкала.
Но дует не больше суток. Этот ветер приносит с собой устойчивую солнечную погоду, а рыбаки уверены, что он загоняет косяки омуля в сети.
Горные ветра
Сарма, Харахаиха, Бугульдейка, ангара – разновидности горного ветра.
Западные и северо–западные горные ветра неожиданно срываются со склонов Приморского и Байкальского хребтов.
Ледяные арктические потоки подходят к Байкалу и скапливаются у этих горных массивов, не в силах перевалить их с
ходу. Накопив критическую массу, холодный воздух перебирается через горы и, ускоряясь, устремляется по крутым
склонам к Байкалу. Это самые коварные и порывистые ветры озера. Правда, свое влияние они распространяют только на
западное побережье Байкала.
Летом ветрам часто предшествует тихая безветренная погода и изнуряющая жара. Над вершинами гор появляются
разорванно–кучевые облака, постепенно образующие угрюмый облачный вал, вытягивающийся над горным хребтом. Резко
падает атмосферное давление. Ветер, начавшись внезапно, быстро набирает силу и достигает ураганной мощи и скорости
более 40–50 м/с. Этот ветер преобладает с октября по ноябрь.
Сарма
Слово "сарма" происходит от бурятского "перекат". Из горного ущелья, с устья реки Сармы вырывается мощный
воздушный поток – шквалистый ветер–великан с таким же названием. Он охватывает главным образом Малое Море –
между северо–западным берегом и островом Ольхон. Этот ветер разрушает все на своем пути: валит деревья,
переворачивает суда, сбрасывает домашний скот с берега в море, срывает крыши с домов.
Предсказать стихию можно по сгущающимся слоисто–кучевым облакам над Приморским хребтом, вблизи
Сарминского ущелья. Обычно от начала концентрации облаков до первого порыва сармы проходит 2–3 часа. Последним
предупреждением является открытие "ворот" – появление просвета между вершинами гор и нижней кромкой туч. Иногда заметны клочья облаков, устремляющиеся вниз по горным склонам. Ветер налетает через 15–30 минут. Перед этим на
Байкале тихо и спокойно.
Летом ветер может внезапно начаться и кончиться. Осенью сарма дует больше суток. Скорость ее возрастает скачками
и доходит до максимума (а это 40–50 м/с) в течение первого часа. Обычно ветер распространяется до 20 км от берега,
дальше ослабевает, но иногда добирается до восточного побережья Байкала. Этот ветер называют также подвой.
Другие ветра
Теплый юго–восточный ветер Шелонник скатывается с хребта Хамар–Дабан. Он состоит из воздушных масс,
поступающих из Монголии. Охватывает лишь южную часть Байкала. Скорость шелонника обычно не превышает 10 м/с.
Однако этот ветер может приводить к мощному накату на западном берегу. Название его, скорее всего, завезено
новгородцами – так называется юго–восточный ветер на реке Шелонь, впадающей в озеро Ильмень. Шелонник приносит
очень теплую погоду.
Над Байкалом кружат и другие ветры, не такие знаменитые, но не менее своенравные. Хархаиха, горный и очень
свирепый шквалистый ветер, дует из долины реки Голоустной. Он силен и продолжителен. Название произошло от
бурятского "хара" – черный. Ветер покатуха –– горный кратковременный шквал, он сметает все, что стоит у него на пути.
Бугульдейка – горный ветер разрушительной силы, пересекающий Байкальский хребет. В долине реки Бугульдейки
удерживается до четырех суток. Несет пыль, мелкую гальку, людей валит с ног. Ангара–ветер дует из долины своей
тезки, Ангары–реки. Достигает большой силы, разгоняя свирепые волны в мелководном истоке Ангары. Обычно дует
ровно, без шквалов. Приносит на восточный берег сырую холодную погоду.
Холодный поперечный ветер юго–восточного направления Селенга рождается в долине одноименной реки, может
достигать западного берега озера и приводить к возникновению мертвой зыби в районе поселка Бугульдейка.
Бережник, ветер холода, падей, полуденники, хиус, завивка – дуют на Байкале и такие ветра. Ветры являются частью образа Священного моря, с его
сильным характером и крутым нравом.
Составить схему
Ветры на Байкале
ветра на Байкале
Карточка задание №1
Составить схему ветра на Байкале
Название
ветра
Направление
ветра
Сила
ветра
Предвестники
погоды
Характеристика
погоды
Верховик
Култук
Баргузин
Сарма
Шелонник
Горная
Карточка задание №2
Заполнит таблицу пользуясь
учебником ( стр. 204208) и
дополнительными материалами. Отрывки из литературных произведений
Волшебник изумрудного города Степные ураганы не раз опрокидывали легонькое жилище фермера Джона. Но Джон не
унывал: когда утихал ветер, он поднимал домик, печка и кровати становились на места. Элли собирала с пола оловянные
тарелки и кружки – и все было в порядке до нового урагана.(Сарма)
Сказка о царе Салтане
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет; Он
бежит себе в волнах
На раздутых парусах.(Шелонник)
Сказка о золотой рыбке
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» (Баргузин) Песнь о буревестнике
Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря.
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы,
разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (Горная)
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.(Култук)
Дети капитана Гранта
В первый день плавания «Дункана» море было довольно неспокойно, и к вечеру ветер посвежел. «Дункан» сильно качало.
На следующий день ветер несколько изменил направление. Капитан Джон Манглс приказал поднять паруса. Благодаря
этому «Дункан» стал устойчивее – меньше чувствовалась боковая и килевая качка. Восход солнца был великолепен.
Дневное светило, напоминавшее позолоченный металлический диск, поднималось из океана, словно из колоссальной гальванической ванны. «Дункан» скользил в потоках света, и казалось, что не ветер, а солнечные лучи надувают его
паруса.(Верховик)
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Урок Ветры Байкала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.