Урок внеклассного чтения по рассказу М.Горького "Легенда о Данко"
Оценка 4.6

Урок внеклассного чтения по рассказу М.Горького "Легенда о Данко"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
25.03.2017
Урок внеклассного чтения по рассказу М.Горького "Легенда о Данко"
открытый урок Данко.docx

Урок внеклассного чтения по литературе в 7Б классе

 «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

«Что я сделаю для людей?»

Цели:

  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия
  • совершенствовать умения анализировать произведения и характеристики литературного героя
  • развивать воображение, связную речь, творческие способности
  • через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.

Оборудование:

  • портрет М. Горького
  • фотографии знаменитых личностей, людей-легенд
  • фильм Гарри Бардина «Адажио»

Тип урока:  урок формирования и совершенствования навыков и умений, практикум.

Эпиграф к уроку

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям. (Б. Шоу)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

В черном  ящике лежит символ нашего урока. Что это? (Сердце) Почему оно является ключевым словом в нашем разговоре?

3. Тренинг ассоциативного воображения. Нарисуйте схему со словом «сердце», какие чувства, эмоции, связаны у вас с этим словом?

4. Назовите жанр произведения, о котором будем говорить. Что такое легенда?

- Легенда – поэтическое предание о героическом событии или человеке.

 Вспомните людей, о которых можно так сказать человек-легенда.

На доске фотографии, портреты выдающихся людей России: полководца Суворова, писателя и дипломата А. С. Грибоедова, первого космонавта Юрия Гагарина, маршала Победы Жукова, хоккеиста Валерия Харламова.

Какими качествами должен обладать человек-легенда? Во имя чего они трудились, воевали, погибали?

5. Постановка целей и задач урока.  Запишите тему урока «Что сделаю я для людей?»

Какой эпизод легенды можно считать кульминацией?

Выразительное чтение наизусть отрывка из произведения от слов «Что сделаю я для людей?» (3учеников, передавая сердце друг другу) до слов «А потом упал и – умер» (учитель завершает читать последний абзац).

Проверка домашнего задания. Прочитайте составленные к легенде вопросы, сначала тонкие, затем – толстые.

6. Анализ произведения.

Назовите тему этого произведения.

Какова основная авторская идея, главная мысль  легенды о Данко?

Над какими трудными вопросами, проблемами нам надо задуматься?

7. Работа в группах: 1группа-написать синквейн к образу Данко;2группа – ответить на вопрос, как и почему менялось отношение племени к Данко; 3группа – найти художественные средства языка- гиперболу, эпитеты, метафору, сравнения, олицетворения: 4группа- назвать основные эпизоды легенды и элементы композиции (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); 5группа- какие иллюстрации вы нарисуете к этому произведению, какими красками будете пользоваться, почему?Как оформите обложку книги?6группа- найдите контрастные образы,  символы в легенде, объясните, что они означают.

8. Проблемная эвристическая беседа

- Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

- Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры”?

- Какие чувства испытывали люди?

Ребята, обратите внимание на то, как необыкновенно выразителен и поэтичен язык М. Горького.

- Назовите, какие выразительные средства использует автор в тексте? (Метафоры, олицетворение, эпитеты.)
Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

- Чем Данко отличался от других? (Он был очень смелый.)

- К чему призывал Данко своих людей? («Не своротить камня с пути думой».)

- «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» - те изречения из текста, которые остаются на слуху у людей, называются афоризмами. (Не сидеть, а выходить из трудного положения.)

- Какую трудную ношу возложил на себя юноша? (Вывести людей из леса.)

- Давайте проследим, как в пути менялись отношения Данко и толпы.

- Почему люди стали роптать на Данко?

- Почему Данко, видя, что толпа хочет его убить, всё равно думает о благополучии людей?

- В чём основное различие между Данко и толпой?

- Почему люди, на ваш взгляд, не оценили поступка Данко?

- Как они ведут себя?

9. Просмотр фильма Гарри Бардина

10. Впечатления после просмотра фильма.

- Какие эмоции вы сейчас испытываете?

-Как этот фильм связан с легендой о Данко?

-Над какими вопросами можно задуматься, посмотрев этот фильм?

-Что такое толерантность? (сострадание, терпимость)

- Каким должен быть человек по отношению к другим?

11. Прием «Микрофон» В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был не разумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен  совершаться в разумных пределах». А вы как думаете: разумен или неразумен поступок Данко? В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

12. Решение проблемного вопроса. Творческое задание

 Обратимся к проблеме урока.

 - Каким же должен быть человек?

13. Рефлексия.  «Незаконченное предложение»

Главный герой легенды вызвал у меня чувство...

Фильм о бумажных птицах вызвал у меня различные чувства:…

На уроке я понял, что …

Я думаю, что настоящий герой – это…

Сегодня на уроке я испытал(а) …

 

12. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?


 

 

 

 


 

Урок внеклассного чтения по литературе в 7Б классе «Легенда о

Урок внеклассного чтения по литературе в 7Б классе «Легенда о

Какими качествами должен обладать человек-легенда?

Какими качествами должен обладать человек-легенда?

Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» - те изречения из текста, которые остаются на слуху у людей, называются афоризмами

Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» - те изречения из текста, которые остаются на слуху у людей, называются афоризмами

Я думаю, что настоящий герой – это…

Я думаю, что настоящий герой – это…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017