Урок внеклассного чтения по литературе в 7Б классе
«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
«Что я сделаю для людей?»
Цели:
Оборудование:
Тип урока: урок формирования и совершенствования навыков и умений, практикум.
Эпиграф к уроку
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде
чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям. (Б. Шоу)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
В черном ящике лежит символ нашего урока. Что это? (Сердце) Почему оно является ключевым словом в нашем разговоре?
3. Тренинг ассоциативного воображения. Нарисуйте схему со словом «сердце», какие чувства, эмоции, связаны у вас с этим словом?
4. Назовите жанр произведения, о котором будем говорить. Что такое легенда?
- Легенда – поэтическое предание о героическом событии или человеке.
Вспомните людей, о которых можно так сказать человек-легенда.
На доске фотографии, портреты выдающихся людей России: полководца Суворова, писателя и дипломата А. С. Грибоедова, первого космонавта Юрия Гагарина, маршала Победы Жукова, хоккеиста Валерия Харламова.
Какими качествами должен обладать человек-легенда? Во имя чего они трудились, воевали, погибали?
5. Постановка целей и задач урока. Запишите тему урока «Что сделаю я для людей?»
Какой эпизод легенды можно считать кульминацией?
Выразительное чтение наизусть отрывка из произведения от слов «Что сделаю я для людей?» (3учеников, передавая сердце друг другу) до слов «А потом упал и – умер» (учитель завершает читать последний абзац).
Проверка домашнего задания. Прочитайте составленные к легенде вопросы, сначала тонкие, затем – толстые.
6. Анализ произведения.
Назовите тему этого произведения.
Какова основная авторская идея, главная мысль легенды о Данко?
Над какими трудными вопросами, проблемами нам надо задуматься?
7. Работа в группах: 1группа-написать синквейн к образу Данко;2группа – ответить на вопрос, как и почему менялось отношение племени к Данко; 3группа – найти художественные средства языка- гиперболу, эпитеты, метафору, сравнения, олицетворения: 4группа- назвать основные эпизоды легенды и элементы композиции (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); 5группа- какие иллюстрации вы нарисуете к этому произведению, какими красками будете пользоваться, почему?Как оформите обложку книги?6группа- найдите контрастные образы, символы в легенде, объясните, что они означают.
8. Проблемная эвристическая беседа
- Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?
- Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры”?
- Какие чувства испытывали люди? –
Ребята, обратите внимание на то, как
необыкновенно выразителен и поэтичен язык М. Горького.
- Назовите, какие выразительные средства использует автор в тексте? (Метафоры,
олицетворение, эпитеты.)
Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?
- Чем Данко отличался от других? (Он был
очень смелый.)
- К чему призывал Данко своих людей? («Не своротить камня с пути думой».)
- «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» - те изречения из текста,
которые остаются на слуху у людей, называются афоризмами. (Не сидеть, а
выходить из трудного положения.)
- Какую трудную ношу возложил на себя юноша? (Вывести людей из леса.)
- Давайте проследим, как в пути менялись отношения Данко и толпы.
- Почему люди стали роптать на Данко?
- Почему Данко, видя, что толпа хочет его убить, всё равно думает о
благополучии людей?
- В чём основное различие между Данко и толпой?
- Почему люди, на ваш взгляд, не оценили
поступка Данко?
- Как они ведут себя?
9. Просмотр фильма Гарри Бардина
10. Впечатления после просмотра фильма.
- Какие эмоции вы сейчас испытываете?
-Как этот фильм связан с легендой о Данко?
-Над какими вопросами можно задуматься, посмотрев этот фильм?
-Что такое толерантность? (сострадание, терпимость)
- Каким должен быть человек по отношению к другим?
11. Прием «Микрофон» В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был не разумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах». А вы как думаете: разумен или неразумен поступок Данко? В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?
12. Решение проблемного вопроса.
Творческое задание
Обратимся к проблеме урока.
- Каким же должен быть человек?
13. Рефлексия. «Незаконченное предложение»
Главный герой легенды вызвал у меня чувство...
Фильм о бумажных птицах вызвал у меня различные чувства:…
На уроке я понял, что …
Я думаю, что настоящий герой – это…
Сегодня на уроке я испытал(а) …
12. Домашнее задание: напишите
сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”,
“Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко
“гордым смельчаком”?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.