Урок внеклассного чтения в 10 классе
Тема: «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
Цели урока:
• обратить внимание на проблему варварства и вандализма как одну из «вечных тем» литературы;
• обсудить вопрос необходимости сохранения культурных ценностей;
• продолжить работу по формированию умения комплексного анализа текста;
• развивать творческое воображение, мышление, речь учащихся.
Исходя из поставленных целей и задач урока, мы планировали следующие результаты:
Личностные: умение работать в команде, уважительно относиться к мнению другого человека, беречь и охранять культурные ценности, воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей человечества.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные: обучение анализу произведения: умению выделять в произведении тему и основную мысль, видеть его особенности, находить и группировать героев, сравнивать тексты и персонажей, выражать своё отношение к прочитанному, обобщать и систематизировать материал, а также обогащать словарный запас учащихся, помогая им овладевать выразительными средствами языка.Конспект урока и технологическая карта
СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
Конкурс методических разработок учителей русского языка и литературы
«УчительУчителю»
Петрова А.Л.
учитель русского языка и литература,
МБОУ «УстьБаргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.»
Урок внеклассного чтения в 10 классе
Тема: «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р.
Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар Калита»)СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
КОНСПЕКТ УРОКА
Урок внеклассного чтения в 10 классе
Тема: Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар Калита»)
Цели урока:
обратить внимание на проблему варварства и вандализма как одну из «вечных тем» литературы;
обсудить вопрос необходимости сохранения культурных ценностей;
продолжить работу по формированию умения комплексного анализа текста;
развивать творческое воображение, мышление, речь учащихся.
Исходя из поставленных целей и задач урока, мы планировали следующие результаты:
Личностные: умение работать в команде, уважительно относиться к мнению другого человека, беречь и охранять культурные ценности, воспитание
патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей человечества.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейсяСОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные: обучение анализу произведения: умению выделять в произведении тему и основную мысль, видеть его особенности, находить и
группировать героев, сравнивать тексты и персонажей, выражать своё отношение к прочитанному, обобщать и систематизировать материал, а также
обогащать словарный запас учащихся, помогая им овладевать выразительными средствами языка.
Ход урока:
1. Организационный момент
Показ фрагмента авиаэкскурсии на Кижи с одновременным рассказом учителя
разбомбить
Во время Великой Отечественной войны архитектурный ансамбль Кижи мог быть уничтожен. Осенью 1941 года финский летчик получил
приказ
партизан.
Буквально перед вылетом бомбардировщика как раз выпал первый снег, чистым покровом застеливший землю. Не увидев на свежем снегу
никаких следов партизан, летчик решил сбросить бомбы на попавшие в его поле зрения на Онеге советские корабли…
Бывший летчик попрежнему вспоминает об увиденном в перекрестье бомбового прицела кижском ансамбле с юношеским восторгом: «Его
купола я никогда не забуду.
Летчик, несущий на крыльях своего самолета смерть и разрушения, зачарован красотой кижского ансамбля. Парадоксально, не правда ли?
Красота, искусство никого не оставляют равнодушными.
и я бы хотел увидеть остров ещё раз».
Это потрясающее зрелище,
скрывавшихся
Кижах
в
https
:// www
. youtube
. com
/ watch
? v = DKRj
5 HXZ
_ U
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Поскольку мы с вами находимся на уроке литературы, материалом для нашей работы служит текст художественного произведения.
Какие два рассказа вы прочли дома?СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
«Улыбка» и «ЗахарКалита»
Что объединяет рассказ Р.Брэдбери и рассказ А. Солженицына?
Тема сохранения вечных ценностей, их влияния на души людей
3. Целеполагание
Как бы вы определили тему и цели нашего урока?
(слайд 1)
Тема «Влияние искусства на душу человека».
Цель: поговорить о том, как влияет искусство на человека , обсудить вопрос необходимости сохранения культурных ценностей.
4. Работа по теме урока
Скажите, что вы знаете о биографии писателей, с произведениями которых познакомились?
Ребята говорят, но выясняется, что знают они мало.
Если так, что нам нужно сделать?
Узнать о них больше.
Подготовленные ребята немного рассказывают о Р. Брэдбери и А. Солженицыне. (слайд 2,3)
5. Практическая деятельность
МиниисследованиеСОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
Вернемся к текстам, перед нами два разных рассказа, как можно с ними поработать?
Можно их сравнить
По каким критериям вы бы их сравнили?
На доске записать предложения:
Место действия, главных героев, название.
Для того, чтобы исследование прошло наиболее успешно, давайте поделимся на группы примерно по 6 человек. Разойдитесь по направлениям
работы в соответствии со своими желаниями.
Прежде чем начать работать в группе, давайте договоримся о правилах оценки нашей деятельности, на столах у вас лежат листы самооценки и
взаимооценки, познакомьтесь с ними, не забывайте их заполнять по ходу работы.
Еще нам надо определить двух человек, которые составят компьютерную презентацию из приготовленных вами дома материалов про
утраченные человечеством в последние годы культурные ценности.
Работа в группах:
Первая группа опишет город будущего из рассказа Бредбери и место действия в рассказе Солженицына, приведя примеры из текста.
1.
2. Вторая группа расскажет о главном герое рассказа Бредбери и главном герое рассказа Солженицына. Что их объединяет, в чем они разные.
3. Третья группа определит смысл заглавия рассказов.
4. Четвертая группа составит компьютерную презентацию из приготовленных вами дома материалов про утраченные человечеством в последние
годы культурные ценности.СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
(слайд 4)
6. Осознание и осмысление учебной информации
Представители групп озвучивают результаты работы:
1 группа:
Место действия в «Улыбке»
Во что же превратился мир? Как это описывается в рассказе? («..разбитые здания», «…груды развалин, дороги от бомбежек – словно
пила, вверхвниз, поля по ночам светятся, радиоактивные…», «запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, чтото копошилось
среди обломков зданий»; разбитое здание фермы…)
Почему люди ненавидят прошлое и все, что связано с цивилизацией? («Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь
поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа».)
Что под словом цивилизация понимают герои рассказа? Почему не хотят её повторения? (Потому что цивилизация разрушила их
жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят «ораву идиотов», их систему ценностей, все, что, по мнению людей из очереди,
может привести к возвращению прежней цивилизации.)
Как герои рассказа стараются не допустить повторения цивилизации? (Они разрушают новые, исправные или действующие предметы,
являющиеся в сознании людей, символами цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища
не вызывают ненависти людей.)
Что именно разрушают люди из очереди? (Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной культуре: завод,
выпускающий самолёты, автомобили, типография, так и то, что относится к духовной культуре, книги, живопись.)
О Куликовом Поле:СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
Как сейчас можно добраться до Куликова поля? (“Да ведь туда раскрашенные щиты не зазывают, указателей нет, и на карте найдёшь не
на каждой, хотя битва та по Четырнадцатому веку досталась русскому телу и русскому духу дороже, чем Бородино по Девятнадцатому”.)
Что нас настораживает, тревожит в этой фразе? (Нет дороги, кроется затаённая обида: такой дорогой ценой досталась победа в кровавой
битве — ни указателя, ни значка на карте. Забыто много, забыты дороги. Разочаровывают нас первые страницы. Люди, приезжая отдыхать,
всё разбрасывают, чувствуется какоето пренебрежение к Куликову полю. Не берегут святыню. “Таких битв не на одних нас, а на всю
Европу в полтысячи лет выпадала одна. Эта битва была не княжеств, не государственных армий — битва материков”.)
Автор рассказа, осматривая Поле, мыслями уносится в прошлое, видит наших воинов. «Итак, от стен Кремля мы с войском Дмитрия
Донского подошли к обширному полю Куликову… ещё тепло днём, а ночью обелит инеем травы. Дневное солнце разогреет разнотравье, и
над полями поднимается сказочный запах. Голубеет небо, высоко над землёй плывут облака. И по краям поля выступают могучие
сторожевые полки — леса. Словно солдаты в строю — в один рост, неколебимые». «Легенда переживет легенду. И из соседней деревни
Ивановки старик рассказывает всё посвоему: что туман, мол, никак не расходился, и в тумане принял Мамай обширный дубняк обок себя
за русское войско, испугался: «Ай, силён крестьянский Бог!» — и такто побежал», — читаем в рассказе.
(слайд 5)
2 группа:
Рассказ о Томе
Что отличает Тома от других персонажей? (Том, несмотря на ранний час и дальнее расстояние, пришёл в город и стоит для того, чтобы
принять участие в «празднике», и это уже не первый праздник в его жизни («наши праздники»). Но в то же время Том наделён воображением:
он «словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками». Он трижды пытается завязать беседу о портрете, и первое, что он
произносит: «Говорят, она улыбается». Это нас готовит к тому, что он в этот раз, возможно, поступит иначе. Он «человек с душой».) «Резкий
звук рвущегося холста…Толпа выла… Один Том стоял притихший в стороне», он слышит внутри себя музыку.)
Итак, ожидание подошло к концу: «Наконец и они вступили на на главную площадь. Огороженное пространство было в самом центре
площади. Том, Григсби и все остальные, копя слюну, продвигались вперёд – шли, изготовившись, предвкушая, с расширившимися зрачками.
Сердце Тома билось часточасто, и земля жгла его босые пятки.
– Ну, Том, сейчас наша очередь, не зевай!
(слайд 6)СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
Том замер перед картиной, глядя на неё.
– Ну, плюй же! Живее!
У мальчишки пересохло во рту.
– Том, давай! Живее!
– Но, – медленно произнёс Том, – она же красивая!
– Ладно, я плюну за тебя!
Плевок Григсби блеснул в лучах солнца. Женщина на картине улыбалась таинственнопечально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как
колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.
– Она красивая, – повторил он…
– Как её звать, сэр? – тихо спросил Том.
– Картинуто? Кажется, «Мона Лиза»… Точно: «Мона Лиза»)
(слайд 7)
Рассказ о Захаре
Беднейший мужик из села Куликовки; выпал из класса «колхозного крестьянства»; участвовал на фронте; не имеет даже избы; самовольно
произвёл себя в смотрители Куликова поля.
Это тип людей, которые спокойно и честно делают своё дело, ничего не прося взамен; болеют душой за святую землюматушку, родной Дом;
стараются хранить свой двор. Именно подвижническое служение Смотрителя уберегает деревенский мир и мир исторического прошлого от
полной деградации и катастрофы, от полной потери исторической памяти народа. «Смотритель был ражий мужик, отчасти похож и на
разбойника. Руки и ноги у него здоровы удались, а еще рубаха была привольно расстегнута, кепка посажена косовато, изпод нее выбилась
рыжизна… На смотрителе был расстегнутый пиджак – долгополый и охватистый, как бушлат. В пиджачном отвороте сияла звезда – звезда
октябренка с Лениным в кружке. Под пиджаком он носил навыпуск длинную синюю в белую полоску ситцевую рубаху, какую только в
деревне могли ему сшить; зато перепоясана была рубаха армейским ремнем с пятиконечной звездою»
«Это был Смотритель Куликова Поля!
которому и довелось хранить нашу славу».
«Один поверженный богатырь лежал… Он лежал ничком на матушке – родной земле, уронив на нее удалую голову, рукиноги молодецкие
разбросав косыми саженями… Была в его распластанной разбросанности – скорбь. Очень это подходило к Полю. Так бы фигуру чугунную тут
и отлить, по ложить».
– тот муж,СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
Каково отношение к Захару Дмитриевичу, меняется ли оно по ходу разговора? (Представление о Захаре у приезжих вначале
складывается как о пьянице. Он не охраняет Поле, а просто это его случайный заработок, и ему наплевать на то, что творится там. Но затем
постепенно отношение к Смотрителю меняется. Мы видим, что он многое знает о Куликовской битве, следит, чтобы туристы не оставляли
надписи. Дотошно расспрашивает каждого путешественника о цели путешествия. Предупреждает, чтобы не бросали мусор. Когда он говорит
о разорении, то выражение его лица меняется. Он не умеет скрывать свои чувства. Уходя в деревню ужинать, ночевать возвращается на Поле.
Сторожит его день и ночь.)
Что меняется с появлением на поле Куликовом Смотрителя? Становится больше порядка. Появляется уважение.
Какая нужна власть, чтоб не царапать памятник, не мостить плитами, украденными с мемориала, свой двор?
Не надо никакой власти, только власть совести.
(слайд 7)
3 группа:
Смысл названия рассказа «Улыбка»
все,
чтобы
Вопервых, рассказ «Улыбка» о том, как агрессивные люди из будущего готовы уничтожить всё, чего добилась цивилизация. Они ведут себя как
бескультурные люди, они стали варварами. Жгут книги, уничтожают картины. Они не могут перенести тот факт, что в мире есть "совершенство". Они
сделали
прекрасна.
Вовторых, читая рассказ Бредбери " Улыбка", нельзя не заметить, что люди из будущего пытались уничтожить именно " идеал" – признанную картину
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, разорвать его на части, но главный герой мальчик добыл одну, единственную часть, которая была самой святой
улыбку.
сердце.
Итак, нужно отметить, что в рассказе Р. Бредбери " Улыбка", именно улыбка героини произведения искусства идеальна, совершенна, и мальчик с чистой
душой из будущего получил от неё светлый луч, который был его " оберегом". В рассказе осуждается варварство. Смысл рассказа заключается в желании
автора предупредить нас, читателей, о пагубных последствиях отказа от культуры, пренебрежения культурными ценностями
верен прекрасному.
Он остался
оно будет
прекрасное
«Джоконда».
уничтожить
жить
в
его
Значит,
вечно,
творение
А
–
великое
картину
она
Смысл названия рассказа «Захар Калита»
Рядом с рассказчиком и его молчаливым спутником смотритель заповедного Поля Захар Дмитрич. Рассказчик называет его Захаром
Калитой. Прозвище объясняется довольно прозаически: Книгу Отзывов носил смотритель в калите. Калита это кошель, сума с деньгами, т. е.СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
храниться там должно нечто ценное. А для обыденных вещей у Захара был "простой крестьянский мешок, в котором позвякивали бутылки
и стеклянные банки". Этим рассказчик дает основания для новых ассоциаций, отсылающих читателя к началу XVI в., во времена
московского князя Ивана I Даниловича Калиты деда Дмитрия Донского, героя Куликовской битвы. (Иван I Данилович Калита (1288 – 1340)
– великий московский князь. Был жестоким и хитрым в достижении своих целей правителем. Сыграл большую роль в усилении
экономического и политического союза Московского княжества и Золотой орды, для которой он собирал с русских дань. Он накопил большие
богатства (отсюда его прозвище «Калита» «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и
владениях. Он заботился о культурном наследии своего государства. На накопленные средства строил храмы, крепости. При Иване I
появились первые каменные здания в Москве (например, Успенский собор). Московский кремль был обнесён дубовым частоколом.
Герой А.Солженицына ЗахарКалита не был великим князем, да и богатства у него не было. В своём мешочке (калите) он носил Книгу
отзывов, память о великом историческом событии.
ЗахарКалита ключевой образ рассказа. Он возвышен и смешон одновременно. Его неуклюжее богатырство не вписывается в
мелкопоместный ландшафт современности, а призвание Собирателя и Хранителя русской славы оказывается невостребованным. Но в
структуре этого рассказа роль не меньшую, чем ирония играет и другой неотторжимый от нее элемент. Сквозь первый, "реальный", слой
повествования, просвечивает другой, исторический. Прозвище Захара восходит к другому прозвищу, которые ироничные современники дали
скаредному царюскопидому, Ивану: "иже исправи землю русскую от татей" и принес ей "тишину великую и правый суд". Пример Калиты
знаменует собой один из двух архетипов противостояния России нашествию татей, один из способов ее исторического самосохранения:
крепость "задним умом", союз с чуждой властью и постепенное укрепление, медленное собирание сил. Это путь тактический. Но есть и
жертвенный. Знамение этого пути куликовская битва. И вот Солженицын поручает Калите охранять Поле Куликово!
4 группа представляет презентацию про утраченные человечеством в последние годы культурные ценности (уничтоженные талибами, ИГИЛ, вандалами)
с коротким рассказом о них.
7. Практическая деятельность.
Подготовьте в группах обращение к современникам и потомкам, призвав в нем сохранять памятники культуры и объяснив, зачем это нужно.
Учащиеся готовят в группах обращение, озвучивают его
(слайд 9)СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итог урока
Как вы понимаете слова Брэдбери: « В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно
сейчас. Это мгновение принадлежит тебе. Хватайся за него, как за золотую жилу»?
(слайд 10)
Ответы детей
Вернемся к цели урока. Смогли ли вы достичь поставленных целей?
(слайд 11)
Ответы детей
9. Домашнее задание
По предложенной цитате из Р. Брэдбери написать сочинениерассуждение, в качестве аргументов привлечь не менее двух
литературных произведений.
(слайд 12)
10. Оценка знаний учащихся
Еще раз проверьте, заполнили ли вы оценочные листы, сдайте их.
Список использованной литературы:
1. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7 класс/ авт. – сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Саввова, А.М.Розов, В.В.Шишкина. –
М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. (Рэй Брэдбери. Улыбка)СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
2. Вебер Бернард. «Энциклопедии относительного и абсолютного знания».
3. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь/ В.И.Зимин, А.С.Спирин – Изд. 2е, стереотипное –
Ростов н/Д: Феникс, М.: Цитадельтрейд, 2005.
4. Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении. Полный курс русской литературы. Литература первой
половины XX / века И.О. Родин, Т.М.Пименова. – М.: ООО»Издательство Астрель», 2003. (Николай Добролюбов Моралист )
5. Солженицын А. Рассказы. – М.: ИНКОМ НВ, 1991.
6. Свирина Н.М Материалы курса «Способы построения и содержание интересного урока литературы»: М.,; Педагогический
университет «Первое сентября», 2010.
Урок: литератураПетрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
СОШ им. Шелковникова К.М.»
Тема: «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А.
Солженицына «Захар - Калита»)
Класс: 10 класс
Внеклассное чтение
Учитель: Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им.
Шелковникова К.М.»
Технологическая карта учителя
Цель деятельности
учителя
Обратить внимание на проблему варварства и вандализма как одну из «вечных тем»
литературы; обсудить вопрос необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить
работу по формированию умения комплексного анализа текста; развивать творческое
воображение, мышление, речь учащихся.
урок открытия нового знания, исследования.
Познавательные УУД:
•
•
находить и группировать героев, сравнивать тексты и персонажей, выражать своё отношение
к прочитанному, обобщать и систематизировать материал.
умение выборочно передавать содержание текста,
умение выделять в произведении тему и основную мысль, видеть его особенности,
Тип урока
Планируемые
результаты
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в
Коммуникативные УУД:
•
процессе коллективной деятельности;
Регулятивные УУД:
•
Личностные УУД:
оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей
участие в творческом, созидательном процессе;
умение работать в команде, уважительно относиться к мнению другого человека;СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
Методы и формы
обучения
Образовательные
ресурсы
Оборудование
беречь и охранять культурные ценности;
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей человечества.
Поисковый, эвристический метод. Индивидуальная, групповая, фронтальная
:// www
:// www
. com
. com
5 HXZ
-_ U
4 dKyY
. youtube
. youtube
? v = DKRj
? v =1
duXEs
https
/ watch
/ watch
https
http://www. kopilkaurokov.ru
http://festival.1september.ru
http:// nsportal.ru
Тексты рассказов Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»,
карточки с заданиями, оценочные листы, презентация, компьютер, мультимедийный
проектор, интерактивная доска
Дидактическая
структура урока
1.Организационный
момент
Деятельность учителя
Приветствует детей. Создает
доброжелательную обстановку.
Привлекает внимание детей к
видеозаписи авиаэкскурсии на остров
Кижи рассказом.
Деятельность
ученика
Приветствуют
учителя.
Смотрят фрагмент
видеоэкскурсии.
Во время Великой Отечественной войны
архитектурный ансамбль Кижи мог быть
уничтожен. Осенью 1941 года финский летчик
получил приказ разбомбить скрывавшихся в Кижах
партизан.
Буквально перед вылетом бомбардировщика как
Планируемые
результаты (УУД)
Личностные:
положительно
относиться к
познавательной
деятельности;
Коммуникативные:
слушать и слышать
других;СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
раз выпал первый снег, чистым покровом
застеливший землю. Не увидев на свежем снегу
никаких следов партизан, летчик решил сбросить
бомбы на попавшие в его поле зрения на Онеге
советские корабли…
Бывший летчик попрежнему вспоминает об
увиденном в перекрестье бомбового прицела
кижском ансамбле с юношеским восторгом: «Его
купола я никогда не забуду. Это потрясающее
зрелище, и я бы хотел увидеть остров ещё раз».
Летчик, несущий на крыльях своего самолета
смерть и разрушения, зачарован красотой кижского
ансамбля. Парадоксально, не правда ли? Красота,
искусство никого не оставляют равнодушными.
Поскольку мы с вами находимся на уроке
литературы, материалом для нашей работы служит
текст художественного произведения. Какие два
рассказа вы прочли дома? («Улыбка» и «Захар
Калита»)
- Что объединяет рассказ Р.Брэдбери и
рассказ А. Солженицына?
- Как бы вы определили тему и цели
нашего урока?
Учитель формулирует тему и цель совместно с
учащимися, фиксирует на доске.
2. Мотивация
(самоопределение) к
учебной деятельности
3. Целеполагание
Участвуют в
диалоге.
Личностные: устойчивый
познавательный интерес
к чтению;
Регулятивные:
принимать и сохранять
учебную задачу;
Коммуникативные:
отвечать на вопросы;
Предлагают тему
урока и цель урока,
осуществляя
личностное
осознание темы и
цели .
Регулятивные:
самостоятельно
формулировать
проблему (тему) и цели
урока; способность к
целеполаганию, включаяСОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
4. Работа по теме урока
Скажите, много ли вы знаете о биографии
писателей, с произведениями которых
познакомились?
Если так, что нам нужно сделать? (узнать о них
больше)
5. Практическая
деятельность
Мини-исследование
-Вернемся к текстам, перед нами два
разных рассказа, как можно с ними
поработать? (можно их сравнить)
- По каким критериям вы бы их
сравнили?
(на доске записываются предложения:
по месту действия; сравнить главных
героев; название; еще одна группа
составляет презентацию из
приготовленных учащимися дома
материалов про культурные ценности,
утраченные человечеством в последние
Формулируют тему
и цель урока
совместно с
учителем
Слушают и
высказывают свои
предположения,
рассказывают о
биографии Р.
Брэдбери и А.
Солженицына.
Выбирают любое
задание,
обсуждают в
группе, в
сотрудничестве с
одноклассниками
проводят
исследовательскую
работу в группах,
работают по
определённому
плану.
Представляют
результаты своего
исследования в
виде устного
постановку новых целей;
Коммуникативные:
договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
Регулятивные:
принимать и сохранять
учебную задачу;
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию,
аргументировать её;
Познавательные:
Анализировать текст.
самостоятельно
обрабатывать все виды
информации;
составлять
мультимедийную
презентацию,
предварительно отобрав
для нее материал;
Регулятивные: работать
по плану, сверяя свои
действия с целью,
корректировать свою
деятельность;СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
годы)
Организует деятельность детей в
группах
6. Осознание и
осмысление учебной
информации
На основе результатов, полученных в
ходе группового мини-исследования,
учитель проводит беседу
высказывания,
делают выводы.
Оценивают работу
других групп по
критериям в
оценочных листах.
Отвечают на
вопросы, на основе
размышлений
приходят к
определённым
выводам
определять степень
успешности своей
работы и работы других
в соответствии с
критериями;
Коммуникативные:
выступать перед
аудиторией сверстников
с сообщениями;
Личностные: бережное
отношение к культурным
ценностям; воспитание
патриотизма, уважения к
Отечеству; усвоение
гуманистических,
демократических и
традиционных ценностей
человечества;
Познавательные:
устанавливать
причинно-следственные
связи; строить
рассуждения;
7. Практическая
деятельность
- Подготовьте в группах обращение к
современникам и потомкам, призвав в
нем сохранять памятники культуры и
объяснив, зачем это нужно.
Учащиеся в
группах
составляют
обращение,
представляют
Личностные: ориентация
в системе моральных
норм и ценностей, их
присвоение;
Познавательные:СОШ им. Шелковникова К.М.»
Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
Организует работу по подготовке
обращения.
8. Рефлексия учебной
деятельности на
уроке.
Итог урока
- Как вы понимаете слова Брэдбери: « В
тот самый миг, когда ты собираешься
сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не
послезавтра. А именно сейчас. Это
мгновение принадлежит тебе. Хватайся за
него, как за золотую жилу»?
- Вернемся к цели урока. Смогли ли вы
достичь поставленных целей?
результаты своей
работы, оценивают
работу других
групп по
критериям в
оценочных листах.
Отвечают на
вопросы.
Подводят итог
урока.
9. Домашнее задание Учитель предлагает домашнее задание,
связанное с подготовкой и к зимнему
сочинению, и ЕГЭ по русскому языку.
Записывают
домашнее задание
10. Оценка знаний
учащихся
Предлагает проверить заполнение
оценочных листов
Оценивают
индивидуальное и
групповое участие
в работе.
устанавливать
причинно-следственные
связи; строить
рассуждения;
Коммуникативные:
выступать перед
аудиторией сверстников;
Личностные: уважение к
вечным
общечеловеческим
ценностям;
Регулятивные:
самостоятельно
анализировать степень
достижения цели;
определять степень
успешности своей
работы;
Личностные:
потребность в
самовыражении через
слово
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в
письменной форме;
Регулятивные:
способность к
самооценке и
взаимооценке.Петрова А.Л., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская
СОШ им. Шелковникова К.М.»
Ссылка на видеозапись занятия https://www.youtube.com/watch?v=GenQeRRBuUM