УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"
Оценка 4.6

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
06.02.2018
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"
ЭТОТ УРОК БЫЛ ПРОВЕДЕН В 9КЛАССЕ ЧСОШ. ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ УЧИТЕЛЯ БЫЛО ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ФРАГМЕНТОМ РАССКАЗА ЯПОНСКОГО ПИСАТЕЛЯ, ПРЕДЛОЖИТЬ ИМ ДОПИСАТЬ ЕГО, А ЗАТЕМ СРАВНИТЬ С АВТОРСКИМ ВАРИАНТОМ, ТЕМ САМЫМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ АНАЛИЗА ТЕКСТА, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, УМЕНИЕ ВИДЕТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ, ПОНИМАТЬ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗА И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ, ПРОВЕДЕННЫЙ УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧСОШ РОМАНОВСКОЙ ЗОЕЙ АНДРЕЕВНОЙ
Урок литературы в 9 классе ПАУТИНКА.docx
Урок литературы в 8 классе  Внеклассное чтение. Рассказ Акутагава Рюноскэ  «ПАУТИНКА» Автор  урока: учитель русского языка и литературы МКОУ "ЧСОШ" МР  "Нижнеколымский район" Романовская Зоя Андреевна Цели:  а) ознакомить учащихся с рассказом «Паутинка»; б) совершенствовать навыки анализа текста, исследовательские,  аналитические способности; в) воспитывать духовно­нравственную культуру учащихся;   г) совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками, развивать  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной  деятельности, учитывать позиции других участников деятельности. Используемая стратегия: «Чтение с остановками». Учитель: Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом известного японского  писателя Акутагава Рюноскэ «Паутинка». Предлагаю прослушать фрагмент  рассказа. (Учитель выразительно читает фрагмент рассказа).   « Однажды Будда бродил в одиночестве по берегу райского пруда. Весь пруд устилали лотосы жемчужной белизны, золотые сердцевины их  разливали вокруг неизъяснимо сладкое благоухание. В раю тогда было утро. Будда остановился в раздумье и вдруг увидел в окне воды, мерцавшей среди  широких листьев лотоса, все, что творилось глубоко внизу, на дне Лотосового пруда. Райский пруд доходил до самых недр преисподней. Сквозь его кристальные воды Игольная гора и река Сандзу были видны так  отчетливо ясно, словно в глазок биоскопа. Там, в бездне преисподней, кишело великое множество грешников. И  случилось так, что взор Будды упал на одного грешника по имени Кандата. Этот Кандата был страшным разбойником. Он совершил много злодеяний:  убивал, грабил, поджигал, но все же и у него на счету нашлось одно доброе  дело. Как­то раз шел он сквозь чащу леса и вдруг увидел: бежит возле самой  тропинки крохотный паучок. Кандата занес было ногу, чтобы раздавить его, но тут сказал себе: «Нет, он хоть и маленький, а, что ни говори, живая тварь.  Жалко понапрасну убивать его». И пощадил паучка. Созерцая картину преисподней, Будда вспомнил, что разбойник Кандата  подарил однажды жизнь паучку, и захотел он, если возможно, спасти  грешника из бездны ада в воздаяние за одно лишь это доброе дело. Тут, по  счастью, на глаза Будде попался райский паучок. Он подвесил прекрасную  серебряную нить к зеленому, как нефрит, листу лотоса. Будда осторожно взял в руку тончайшую паутинку и опустил ее конец в воду  между жемчужно­белыми лотосами. Паутинка стала спускаться прямо вниз,  пока не достигла отдаленнейших глубин преисподней. Там, на дне ада, Кандата вместе с другими грешниками терпел лютые мучения в Озере крови, то всплывая наверх, то погружаясь в пучину. Повсюду, куда ни взгляни, царила кромешная тьма. Лишь изредка что­то  смутно светилось во мраке. Это тускло поблескивали иглы на страшной  Игольной горе. Нет слов, чтобы описать весь безотрадный ужас этого  зрелища. Кругом было тихо, как в могиле. Лишь иногда слышались глухие  вздохи грешников. Преступные души, низверженные после многих мук в самые глубины  преисподней, не находили сил стонать и плакать. Вот почему даже великий разбойник Кандата, захлебываясь кровью в Озере  крови, лишь беззвучно корчился, как издыхающая лягушка. Но вдруг Кандата поднял голову и начал вглядываться в темноту, нависшую  над Озером крови. Из этой пустынной мглы, с далекого­далекого неба, прямо  к нему, поблескивая тонким лучиком, плавно спускалась серебряная  паутинка, словно опасаясь, как бы ее не приметили другие грешники, Кандата от радости забил в ладоши. Надо только уцепиться за эту паутинку и  полезть до ней, взбираясь все выше и выше. Тогда уж, верное дело,  ускользнешь из преисподней. А если повезет, то, чего доброго, и в рай попадешь. И не погонят тебя больше  на вершину Игольной горы, не бросят снова в Озеро крови. Подбодренный этой надеждой, Кандата крепко ухватился за паутинку обеими руками и начал изо всех сил карабкаться вверх. Само собой, для опытного вора это было делом привычным. Но от преисподней до райской обители много десятков тысяч ри. Как он ни  старался, нелегко ему было добраться до горных высот. Лез, лез Кандата  вверх и наконец даже его, такого силача, одолела усталость. Не смог он без  единой передышки добраться до самого неба. Делать нечего, пришлось дать себе роздых. Вот остановился он на полдороге,  висит на паутинке, отдыхает, и вдруг поглядел вниз, в глубокую пропасть. Недаром так упорно взбирался Кандата вверх по этой тонкой паутинке. Озеро крови, где он только что терпел лютые муки, скрылось в непроглядной тьме.  А вершина страшной Игольной горы, смутно сверкавшая во мраке адской  бездны, уже у него под ногами. Если он и дальше будет так проворно  карабкаться, что ж, пожалуй, ему и в самом деле удастся дать тягу из  преисподней. Крепко цепляясь за паутинку, Кандата впервые за много лет вновь обрел  человеческий голос и с хохотом крикнул: – Спасен! Спасен! Но тут же внезапно заметил, что …» 2.  Запишите  в тетрадь вопросы по данному рассказу,  они могут быть  толстые и тонкие. 3. Прочитайте записанные вопросы, какие из них самые интересные? 4.  Подумайте над тем, как можно было бы закончить этот рассказ. Какие  варианты завершения рассказа вы можете предложить? 5. Прочитайте ваши варианты. 6. Соотнесите ваш вариант завершения  с авторской версией: учитель  дочитывает рассказ. « Но тут же внезапно заметил, что и другие грешники без числа и счета облепили паутинку и, как  шеренга муравьев, ползут вслед за ним все выше и выше. При этом зрелище Кандата от испуга и удивления некоторое время только и мог вращать глазами,  по­дурацки широко разинув рот. Эта тоненькая паутинка и его­то одного с трудом выдерживала, где же ей выдержать такое  множество людей! Если паутинка лопнет, тогда и он сам, – подумать только, он сам! – уже забравшийся так высоко,  полетит вверх тормашками в ад. Прощай надежда на спасение! А пока он говорил это себе, грешники целыми роями выползали из темных глубин Озера крови.  Сотни, тысячи грешников, растянувшись длинной цепочкой, торопливо лезли вверх по сверкающей, как тонкий луч, паутинке. Надо что­то скорей предпринять, или паутинка непременно порвется и  он полетит в бездну. И Кандата завопил во весь голос: — Эй вы, грешники! Это моя паутинка! Кто вам позволил взбираться по ней? А ну, живо слезайте.  Слезайте вниз! Но что случилось в тот же миг! Паутинка, до той поры целая и невредимая, с треском лопнула как раз там, где за нее цеплялся  Кандата. Не успел он и ахнуть, как, вертясь волчком, со свистом разрезая ветер, полетел вверх тормашками  все ниже и ниже, в самую глубь непроглядной тьмы. И только короткий обрывок паутинки продолжал висеть, поблескивая, как узкий луч, в  беззвездном, безлунном небе преисподней. Стоя на берегу Лотосового пруда, Будда видел все, что случилось, с начала и до конца. И когда  Кандата, подобно брошенному камню, погрузился на самое дно Озера крови, Будда с опечаленным  лицом опять возобновил свою прогулку. Сердце Кандаты не знало сострадания, он думал лишь о том, как бы самому спастись из  преисподней, и за это был наказан по заслугам: снова ввергнут в пучину ада. Каким постыдным и  жалким выглядело это зрелище в глазах Будды! Но лотосы в райском Лотосовом пруду оставались безучастны. Чашечки их жемчужно­белых цветов тихо покачивались у самых ног Будды. И при каждом его шаге золотые сердцевины лотосов разливали вокруг неизъяснимо сладкое  благоухание. В раю время близилось к полудню.» 16 апреля 1918 г. 7. Аналитическая беседа по вопросам:  ­ Почему автор назвал  рассказ «Паутинка»? ­ Какова идея этого произведения? ­ Почему Кандате не удалось выбраться из преисподней? ­ Можно ли считать автора гуманистом? ­ Почему Будда дал шанс на спасение именно Кандате? ­ Почему рассказ закончился описанием безмятежного и безучастного  рая? ­ Какие события повлияли на создание рассказа  Акутагава Рюноскэ ? ­ Как в этом рассказе использован прием контраста и какую смысловую  нагрузку он несет? (место действия, цвет, звук, действующие лица,  настроение ­ чувства, запах). 8. Работа в группах. 1­я группа: определите основные элементы сюжета­ экспозицию, завязку,  кульминацию, развязку. 2­я группа: найдите в рассказе художественные средства выразительности:  сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологизмы. 3­я группа: составить синквейн на образ  Кандаты. 4­я группа: выявить значение художественных деталей, символов в рассказе:  лотос, Будда, паутинка, лотосовое озеро. 5­я группа: составить кластер на образ Будды 6­я группа: о чем задумывается читатель рассказа? Нравственные уроки  рассказа, какие пословицы или поговорки перекликаются с вашими выводам? Выводы: 1) За совершенное злодеяние всегда следует наказание. 2) Шанс на спасение души может быть заслужен добрым поступком. 3) Если человек, совершивший злодеяние, не раскаялся, не изменился, то  он не будет прощен. 9. Рефлексия:  а) доволен своей работой, было интересно; б )не доволен своей работой, было неинтересно; в) есть о чем задуматься, прочитаю произведения автора, узнаю о нем  больше. Домашнее задание: написать мини­сочинение «Я прочитал(а) рассказ  «Паутинка» и понял(а), что…».

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АКУТАГАВЫ РЮНОСКЭ "ПАУТИНКА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2018