Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".
Оценка 4.8

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Оценка 4.8
Лекции
docx
русская литература
9 кл
21.03.2017
Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".
Элективный курс по литературе знакомит обучающихся с произведениями русских классиков. Данный материал - лекция учителя с постоянным обращением к стихам великого поэта XVIII века. "Образ арфы" позволяет узнать лучше поэтическое наследие Державина, его интересы, отношения в семье, так как биография поэта тесно переплетена с творчеством.
арфа.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №1770» Элективный курс «Литературоведение» 9 класс Образ арфы в лирике Г.Р.Державина Работа учителя русского языка и литературы  ГБОУ «Школа №1770»  Кузнецовой Е.А. М о с к в а    2 0 1 7 Элективный курс имеет практическую направленность, его целью  является глубокое понимание текста в единстве идейно­эстетического  содержания и формы; формирование художественного вкуса обучающихся;  обогащение речи старшеклассников; воспитание любви к русскому языку и  литературе. Курс предназначен для более подробного изучения языка художественной  литературы.     Целью учителя является возможность показать  выразительные возможности слова, особенности организации текста как  динамичной системы речевых средств. Раскрыть основные принципы его  анализа.       Цель занятий – расширить и  углубить знания обучающихся в этом  направлении, раскрыть системные основы различных  художественных  приемов и выявить глубинные потенции языковой системы, показывая язык  как творческое явление.  в процессе углубленного изучения литературы (поэтических и прозаических  текстов)  формируются  и  совершенствуются  общеучебные  умения и  навыки,  предполагающие  развитие речемыслительных способностей:  воспитание коммуникативной культуры школьников;  выявление и поддержка одаренных учащихся;  поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников,  слабоуспевающих по литературе;  развитие и совершенствование психологических качеств личности  школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли,  настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;  закрепление и углубление знаний учащихся по литературе;  развитие устной и письменной связной речи учащихся;  пробуждение и поддержание интереса к изучению литературы;  развитие индивидуальных способностей учащихся. Одна из тем элективного курса – «Г.Р.Державин и его время.  Поэтические образы в лирике Державина. Образ арфы в лирике  Г.Р.Державина». Лекция учителя чередовалась с работой в группах с  поэтическими текстами, показом слайдов, прослушиванием отрывков из произведений для арфы.     Образ арфы в лирике Г.Р.Державина В своем трактате «Рассуждение о лирической поэзии» Г.Р.Державин писал:  «Любителям изящных художеств известно, что поэзия и музыка есть разговор  сердца; что ищут они побед единственно над сердцами таким образом, когда  нежные струны их созвучностию своею в них отзываются». В его сердце  сильнее всего отзывались «нежные струны» арфы. К ее образу Державин  обратился в своем творчестве около сорока раз. Как истинный любитель музыки, он мастерски описывает многообразие  звучания этого музыкального произведения, используя все виды эпитетов.  Арфа у поэта может быть «звонкострунная», «звончатая», «звучная»,  «громкая», «сладкогласная», «сладкострунная», «сладкозвучная»,  «тихогласная», «тихострунная», «ветхострунная», «доброгласная», «нежная», «небесная», «златая». Она «звенит», «раздается», «утешает», «нежно трогает  слух», «гремит», «будит», «стонет и жалуется», «шумит, бушует, шепчет»;  издает «протяжны и тихи звуки», «громкие и тихозвучные», «скорбные»,  «высокие и страшные», «божественные тоны»; ее глас «волшебный»,  «сильный». Первоначально арфа, известная в простейшем виде у многих народов, была  сугубо мужским музыкальным инструментом. В античной мифологии ее  освоили и женские персонажи. В руках разных исполнителей она по­прежнему звучит и по­разному  проявляет свою чудесную силу. Златая арфа Аполлона, которая была в Древней Греции символом  прекрасного и возвышенного, заставляет бессмертных богов, забыв веселье и  пиры, «в молчанье внимать ее звукам». «Огнь быстрый, вечный, вседержащий» ее струн при вступлении хора может «молньи потушить». Арфа Амфиона, сына Зевса и Антиопы, упоминаемая поэтом в «Послании к  великой княгине Екатерине Павловне», своим звучанием заставляет  укладываться рядами камни при строительстве стен в Фивах: Фив стены арфою возвысил Амфион, Свирелью век златой свел с неба Аполлон. Необычно звучит арфа под «резвыми перстами» музы эпической поэзии  Каллиопы.  Как гибкий при морях тростник От порханья звенит зефиров, Далеким вторясь шумом волн… Иную мелодию, «воспылав небесным жаром», создает на своей «золотой  арфе» муза лирической поэзии Эрато. Ее белорумяны персты По звучным бегают струнам: Взор черноогненный, отверзтый, Как молния вослед громам, Блистает, жжет и поражает… Темпераментной «арфисткой», похожей на музу Эрато, предстает  древнегреческая поэтесса Сафо. «Нежную власть» любви «изображают»  «протяжные и тихи звуки» ее арфы, а ревность – «громчайши гласы»,  подобные громам. Называя в одной из своих последних од «пылкую» Сафо  «северных стран Полигимнией», поэт вспоминает ее «сладкозвучную» арфу,  «струны златые» которой, «молнии в душе бросая», «громами тихо гремя»,  «грудь раздробляют» его. Образ арфы в поэзии Державина связан не только с античной, но и с  библейской традицией. Во многих духовных одах поэта звучит арфа  библейского царя Давида. Она не менее сильна, чем арфы античных богов и  героев. Давид «болезни тяжкие бряцаньем струн целит», «без робости играет,  ланиты правдою горят»: Под взором блещущим вслед скачущим перстам По арфе огнь бежит, сверкая по струнам. Здесь мы не только слышим арфу, но видим портрет вдохновенного  исполнителя. Арфа незримо присутствует во всех переложенных Державиным псалмах  Давида, иногда она становится в них «зримым» образом. От арфы радость да прольется В хваление Тебе, мой Бог! В «Проповеди», прославляющей величие и справедливость Бога, каждая  строфа заканчивается рефреном: И Ему от арфы сладкострунной Мой да раздается гром. Герой оды «Проблеск» мечтает «Творцу хваленье на арфе  возгласить в кругу  Божеств». Самым главным «арфистом» в поэзии Державина был «вдохновенный  северный скальд» или бард, в образе которого поэт нередко изображал себя. В оде «Эхо» (1811) так звучит его арфа: Касаюсь струн, ­ и гром за громом От перстов с арфы в слух летит, Шумит, бушует долом, бором, В мгле шепчет с тишиной и спит; Но вдруг, отдавшися от холма, Возвратным грохотаньем грома, Гремит и удивляет мир: Так ввек бессмертно эхо лир. Другая тональность слышится в рассказе «седого Волхова» о своем барде: И бард мой с арфой ветхоструйной Хоть, сидя на холму, поет, Но, представляя вечер лунной, Он тихий голос издает. Вслед за поэтом современники называли его бессмертным Бардом севера,  видели в нем наследника «златой арфы» Оссиана. Из скандинавской  мифологии и поэзии великого шотландца Державин знал, что «у северных народов было обыкновение торжествовать их победы под звуком арф при  зажженных дубах, где и пили они круговую чашу». В конце XVIII­ начале XIX века арфа стала модным инструментом. На ней,  проявляя утонченный вкус, играли многие красавицы того времени. Одной из  них была Марья Львовна Нарышкина, восторгавшая Державина. К ней поэт  обращается в оде «К Евтерпе» (1789): Пой, Евтерпа молодая! В струны арфы ударяй! Ты, поколь весна младая, Пой, пляши и восклицай. «Звончатая» арфа Марьи Львовны заставляет купидона порхать резвее, от его  стрел поэт опасается сгореть, «как бабочка от свечки». В год появления этой  оды Державин женится вторым браком на Дарье Алексеевне Дьяковой,  которая тоже неплохо играла на арфе. Самой талантливой арфисткой в семейном кругу поэта была двоюродная  сестра его супруги Пелагея Михайловна Бакунина. Та, которой повторяет Звучну арфу нежный глас, Как Палаша ударяет в струны, Утешая нас. Пелегее Михайловне Бакуниной мы обязаны появлением гениальной оды  Державина «Арфа» (1798), пронизанной любовью к родной Казани и тоской  по родине. Эти чувства будит арфа, звучание которой поэт описывает,  используя целый ряд сравнений. О Палашиной игре на арфе поэт тоскует в оде «На разлуку» (1801) по случаю  отъезда Бакуниной. Все в доме любили звуки арфы: «Часто прекрасная погода прерывала наше  чтение и приглашала выйти из гостиной и сесть на ступеньках. Зная, что ему  доставляло удовольствие слышать, как мы поем, я брала арфу и мы пели  «Вошед в шалаш мой торопливо», и он восхищался природой, спокойствием  Волхова, в котором, как в зеркале, повторялся пейзаж, или считал на пальцах  стопы стихов, которые сочинял в это время». Арфа помогала Державину  писать. С нею он представлял свою Музу: Строй, Муза, арфу золотую. В ярком, многогранном образе арфы в поэзии Державина нашли отражение  мифологическое, библейское начало, современная поэту музыкальная  культура и реальные детали его домашней жизни. Для того чтобы работа шла продуктивно,  необходимо распечатать тексты Державина на парты.  Н уроке использованы цитаты из произведений Г.Р.Державина: «Первая песнь Пиндара пифическая», 1800 «Послание к великой княгине Екатерине Павловне» «К Каллиопе», 1792 «Любителю художеств», 1791 «Сафе», 1794 «Целение Саула», 1809 «Радость о правосудии», 1794 «Проблеск» «Эхо», 1811 «Волхов Кубре», 1804 «На победы в Италии», 1799 «Обитель Добрады», 1808                     «Мечта», 1794 «Пролог на рождение в Севере порфирородного отрока…», 1799 «К Евтерпе», 1789                 «Параше», 1798                    «Арфа», 1798 «Анакреон у печки», 1795                             «На разлуку», 1801 Литература 1.А.Замостьянов. Гаврила Державин. Падал я, вставал в мой век… ЖЗЛ;  Москва, Молодая гвардия,2013 2.Державин и его время. Сборник научных статей. Выпуск 10. СПб, 2015 3.Державин и его время. Сборник научных статей. Выпуск 11. СПб, 2016 4.Державин и его время. Сборник научных статей. Выпуск 12. СПб, 2016 5.Г.Р.Державин. Стихотворения. Москва, Художественная литература, 1990      6.Анализ  художественного текста. Н.М.Шанский.М.,1975г.  7.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.,1972г.   8.Одинцов В. В. Стилистика текста.М.,1976г.   9.Потебня  А. А.  Эстетика и поэтика. М.,1976г.

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".

Элективный курс по литературе. Лекция учителя "Образ арфы в лирике Г.Р.Державина".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2017