Урок по теме "«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти Философское осмысление темы бунта.»"
Оценка 5

Урок по теме "«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти Философское осмысление темы бунта.»"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
15.03.2017
Урок по теме "«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти  Философское осмысление темы бунта.»"
Тема: «А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти Философское осмысление темы бунта.» Цели урока: повторить понятие «маленький человек», его сущность, характерные черты, опираясь на образы героев литературных произведений; показать эволюцию образа «маленького человека», обозначить тему социального протеста, обсудить пути ее решения в поэме «Медный всадник».
Литература 9 кл.docx
Литература 9 кл   «А.С.Пушкин. «Медный всадник». Уроки № 32­33.  Тема:   Интерпретация конфликта человека и власти  Философское осмысление темы бунта.» Цели урока:  повторить понятие «маленький человек», его сущность,  характерные черты, опираясь на  образы героев литературных произведений; показать эволюцию образа «маленького человека»,  обозначить тему социального протеста, обсудить пути ее решения в поэме «Медный всадник». Эпиграф:«В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы  важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!»  Ход урока № 32:  1. Проверка домашнего задания.  2. Слово учителя об истории создания поэмы «Медный всадник» и ее оценке современниками и  исследователями творчества А.С.Пушкина.   «Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября — 31  октября 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям»  Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830­е гг.  В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.       Интересно познакомиться с различными оценками поэмы. В. Брюсов, изучивший шесть ее  рукописных вариантов, пишет, что Пушкин стремится сделать Петра «сколько возможно более  „великим“», а Евгения «сколько возможно более „малым“, „ничтожным“». «„Великий Петр“ ... должен  был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем проявлении; „бедный Евгений“ —  воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности». Д. Гранин в эссе «Два лика»  рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и  «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на  бронзовом коне.       Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и  Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.       Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с  ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.       Две Невы...       Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй».      ( Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами  поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения).    3. Аналитическое чтение поэмы.    Вопросы и задания к вступлению к поэме «Медный всадник»       1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.       2. На какие композиционные части его можно разделить? (1 — история постройки города; 2 — гимн  городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 —  финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к «печальному рассказу» и  повествованию об «ужасной поре».)       3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части  вступления противопоставлены прошлое и настоящее?       4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44—84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт?       5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в  тексте?       6. Как в третьей части вступления («Красуйся, град Петров...») закладывается основной конфликт  поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает «финские волны»? Какую  характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом  настроения?       7. Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые построены на  контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы? думы Петра о новом городе — Петра творенье приют убогого чухонца — юный град... вознесся пышно, горделиво у низких берегов — по оживленным берегам один финский рыболов — корабли со всех концов земли бедный челн — богатые пристани старая Москва — младшая столица прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой живостьпотешныхМарсовых полей — победу над врагом Россия... торжествует град Петров — финские волны, стихия он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть) красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ       8. Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.      4.     Итог урока. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные философские  вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь  его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований?  Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в  историческом процессе?       Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально­философский план, уже во  вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему,  по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся  стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут  обсуждены на следующих уроках. 5. Домашнее задание: с.223­226, образы Петра и Евгения (текст); вопросы на с.237 Ход урока №33. Проверка домашнего задания. Выяснение затруднений при чтении поэмы «Медный  всадник».   2. Работа с эпиграфом.  Эпиграф: «В этой поэме видим мы горестную участь личности,  страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы». В.Г.Белинский      ­  Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы? Обоснуйте ответ.               3. Комментированное чтение фрагментов с участием Евгения.   В центре ­ размышления об эволюции  образа Евгения в поэме «Медный всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.        Вопросы и задания для характеристики образа Евгения        Часть первая       1. Составьте к первой части поэмы лексический и историко­культурный комментарий. Как он  помогает ее пониманию?       2. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают  представить разбушевавшуюся стихию живым существом?       3. Сопоставьте описание Невы в начале и в середине вступления с описанием разбушевавшейся Невы  в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д. Гранина, что в поэме «две Невы»?       4. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор?  О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик  привлекателен? (Молодой; имя звучит приятно; живет в Коломне; дичится знатных(!); был он беден;  трудом, служит он всего два года; «мог бы Бог ему прибавить ума и денег»; «с Парашей будет он Дни на  два, на три разлучен» (т. е. надолго).)       5. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние.  Какие детали внешности подчеркивают его? (Без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно  бледный; он страшился... не за себя; отчаянные взоры; он, как будто околдован, как будто к мрамору  прикован, сойти не может.)       6. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для  стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не  совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»?       7. Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника?  Чьими глазами мы видим памятник Петру?  Часть вторая       1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы  с шайкой разбойников?       2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт  рисует его душевный кризис?       3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его  жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.       4. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел  памятник Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему  описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце  первой части?       5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание  социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по­государственному?  Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.       6. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений  грозит царю: «Ужо тебе!..», он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. Пушкин  называет его безумцем не из­за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной  власти.  Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы. 4.         Итог урока. Образ Евгения несет на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в  традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли  он невзрачен?       В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, «Что был он беден, что трудом /  Он должен был себе доставить / И независимость, и честь». Можно ли считать такие стремления  мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического  кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, «страшится... не за себя». Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь «как сон пустой». Можно ли считать  такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.       Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к  внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые  лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить  потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.       Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается  не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные причины.  Да, он «захохотал», когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но  после года бездомности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание —  «Прояснились / В нем страшно мысли». Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит  Медному всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает  безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в  метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать «бессмысленным и беспощадным».  Бессмысленным, потому что он заведомо обречен на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по  поводу декабристского движения). Беспощадным, потому что несет гибель и жертвы. В бунте  героя заключена неотвратимость счета, по которому придется платить не только ему, но и всем  без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром.  5.         Домашнее задание: подготовка к творческой работе с.239

Урок по теме "«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти Философское осмысление темы бунта.»"

Урок по теме "«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти  Философское осмысление темы бунта.»"

Урок по теме "«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти Философское осмысление темы бунта.»"

Урок по теме "«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти  Философское осмысление темы бунта.»"

Урок по теме "«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти Философское осмысление темы бунта.»"

Урок по теме "«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти  Философское осмысление темы бунта.»"

Урок по теме "«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти Философское осмысление темы бунта.»"

Урок по теме "«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти  Философское осмысление темы бунта.»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2017