Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Нижнебаскунчакская Средняя Общеобразовательная Школа Муниципальное
Образование «Ахтубинский район» имени К.К.Искалиева»
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
________________
/Дьякова Н.А./
«_____»
______________ 2016г
«Принято»
На заседании
педагогического совета
Протокол № _1__ от
«_29_» 08. 2016 г
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Нижнебаскунчакская
СОШ МО
«Ахтубинский район»
имени К.К.Искалиева»
_______________ /
Узлов А.П./
«_____»
______________2016 г.
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего
образования (базовый уровень) на 20162017 учебный год
учителя русского языка и литературы Шакесовой Ш.Л.
Учебник:
Ланин Б.А., Устинова Л.Ю.и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 9 класс. В двух
частях. Москва «ВентанаГраф», 2016 г.
Адаптируется на основе примерной программы:
1.Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы
по учебным предметам. Литература. 59 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).
2. Литература: программа: 59 классы общеобразовательных учреждений./ Б.А. Ланин,
Л.Ю. Устинова; под ред Б.А. Ланина. – М.: Вентана – Граф, 2016 п. Н.Баскунчак
2016 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Аннотация: суть программы, на кого рассчитана.
Согласно требованиям к метапредметным результатам в программе последовательно
выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной
информации; на формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (ИКТкомпетентности).
В основу программы положен принцип вовлечения учащихся в литературнотворческую и
читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с
ресурсами Интернета.
Настоящая программа по русскому языку адресована «Нижнебаскунчакской средней
общеобразовательной школе», 9 классу обучающихся.
Особенность по отношению к ФГОС ООО.
Программа по литературе для 9 класса составлена на основе Фундаментального
ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями
1.Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и
программы по учебным предметам. Литература. 59 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).
2. Б.А. Ланин., Л.Ю Устинова .Литература. Программа 59 классы
общеобразовательных учреждений. Под ред. проф. Б.А. Ланина Москва Издательский
центр «ВентанаГраф», 2016 год
формирования универсальных учебных действий для общего образования, с
особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей
школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Концепция (основная идея программы).
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к
фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII,
XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 9 классе это
знакомство с основными литературными направлениями XIX и XX веков, выявление их
особенностей; выявление особенностей классицизма и реализма; приобщение к богатству
русской литературы XIX и XX веков, выявление особенностей авторских стилей;
приобщение к основным достижениям мировой литературы и знакомство с её «вечными»
темами.
Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов
(горизонталь). Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, интерпретация.
Повторение: жанры фольклора, классицизм как литературное направление;
просветительский реализм, романтизм; драма (трагедия, комедия) классицизма, виды
комического
Понятия для изучения: символ и символизм, футуризм, литературная антиутопия,
верлибр, геройправедник
Связь между видами искусства: опера А.П. Бородина «Князь Игорь», музыка СенСанса,
акварели М.Ю. Лермонтова. Экранизации романа: «Страницы журнала Печорина»
(постановка А. Эфроса, 1975); «Герой нашего времени»: «Бэла», «Максим Максимыч»,
«Тамань» (режиссёр С. Ростоцкий, 1965–1966); «Княжна Мери» (режиссёр И. Анненский,
1955), многосерийный фильм «Герой нашего времени» (фрагменты, режиссёр А. Котт, 2006); художественный фильм «Мёртвые души» (режиссёр Г. ЮнгвальдХинкевич, 1978) и
спектакль МХАТ (постановка Л. Трауберга, 1960), образ Гамлета на сцене и на экране.
Экранизации трагедии «Гамлет» (режиссёр Г. Козинцев, 1964). Музыка Д.Д. Шостаковича.
Современные постановки «Гамлета». романсы на стихи А.А. Блока (музыка Ю.А.
Борисова, А.Н. Вертинского) и С.А. Есенина. Графика В.В. Маяковского. Экранизация
повести «Собачье сердце» (режиссёр В. Бортко, 1988)
Интернет: разработка вебстраницы о творчестве писателя. Создание электронной мини
библиотеки (размещение текстов с аннотациями). Составление электронной библиографии.
Подписка на рассылку электронных новостей по литературе. Создание тематических
презентаций. Написание рецензий и отзывов с размещением на литературных сайтах.
Участие в виртуальных дискуссиях на тематических чатах. Самостоятельная работа с
ресурсами электронных библиотек
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы,
преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием
программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы,
его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса
литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного
общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программами
по литературе на ступени основного общего образования.
В какую образовательную область входит данный учебный предмет.
Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».
Общие цели учебного предмета для ступени обучения:
1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию
подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными
авторами.
2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ,
интерпретация, оценка).
3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной
культуры и способа познания действительности, жизни, человека.
4. Содействовать интеллектуально нравственному и мировоззренческому развитию
личности.
5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и
других.
6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.
7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных,
читательских, коммуникативных и творческих задач.
Сроки реализации программы.
Программа реализуется в течение одного года.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры
программы.
Основные критерии отбора художественных произведений: Художественная ценность
Гуманистическая направленность
Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным
особенностям
Культурноисторические традиции
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX
—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались.
Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти
учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие
самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...».
Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание
уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных
писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также
расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.
Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.
Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального
читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников.
Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более
сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно
эстетической проблематике.
Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома.
Новизна и «плюс» в том, что в него включены и те произведения, которые в последнее
время не издавались или выпускались недостаточными тиражами.
Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.
Структурносодержательные особенности программы по Литературе для 5–9 классов
(учебник под ред. Ланина Б.А.).
I этап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом
творчества и феноменом духовной культуры,
учащихся.
II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.
III этап (9 класс). Этап формирования представления о нравственноэтических
традициях русской литературы, её художественных открытиях.
IV этап (10 – 11 классы).
Этап познания закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения
произведения в его целостности. В программе 9 класса представлены следующие разделы.
этап накопления читательского опыта
1. Древнерусская литература
2. Русская литература XIX века
3. Русская литература XX века
4. Зарубежная литература
5. Сведения по теории и истории литературы
К каждому классу программы по литературе Б.А. Ланина предлагается список
литературы, рекомендованной
для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной, – «Круг
чтения». Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании
концентрического (в основной школе), историколитературного (в старшей школе),
хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике
литературного образования.
Ведущая тема.
5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет.
6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам.
7 кл. – литература и действительность.
8 кл. – литература в поисках героя.
9 кл. – личность – история – судьба.
10 – 11 кл. – литература XIX – XX веков в её историческом развитии
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в
самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых
группах на уроках литературы и «медленному чтению».
Предполагаемые результаты.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателейклассиков;
основные теоретиколитературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из
литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Программа по литературе для 8 класса составлена на основе Фундаментального
ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями:
1.Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы
по учебным предметам. Литература. 59 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).
2. Б.А. Ланин., Л.Ю Устинова .Литература. Программа 59 классы общеобразовательных
учреждений. Под ред. проф. Б.А. Ланина Москва Издательский центр «ВентанаГраф»,
2016 год .
Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного
предмета. Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные
коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление
словесного, графического и кинематографического образов; организует
проектную деятельность школьников.
Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие
современной учебной и читательской деятельности:
1. «Культурнонавигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в
литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетножурнальном) и
электронном форматах.
2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной
информации и т.д. – и опираться на них.
3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения,
дневники.
4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернеттекстов (графическое
выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки,
позволяющие найти нужную информацию).
Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и
кинематографического образов.
Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение
школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность
школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и
исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к
ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом
формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску,
к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и
электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к
литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей.
Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой.
Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания
современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и
закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают
знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.
Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики,
формированию умения работать с литературнокритическими статьями. Программа
расширяет литературную эрудицию учащихся; учит
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст;
подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.
Специфика предмета:
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью
литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая
богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает
большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим
ценностям нации и человечества.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационнокоммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»; технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических
олимпиадах);
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту
государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК
под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературнотворческую и
читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с
ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и
как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют
каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия
программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё
отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с
оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в
самостоятельную творческую деятельность.
Методы обучения:
ОБЪЯСНИТЕЛЬНОИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;
ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;
ЧАСТИЧНОПОИСКОВЫЙ;
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
восприятие,
истолкование,
оценку литературных произведений,
различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения,
Виды деятельности:
сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.).
Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных
произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного
смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое
высказывание школьников.
Количество учебных часов
Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина
Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 9 класс. В двух частях.
Москва «ВентанаГраф» 2016 г.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
МБОУ«Нижнебаскунчакская СОШ МО «Ахтубинский район» имени
К.К.Искалиева». Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений
Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы
на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6
классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает
инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч
(12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и
формируется авторами рабочих программ.
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования
предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч, в том числе в 9 классе – 105
часов (3 часа в неделю) Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в
IX классе – 105 часов (3 часа в неделю)
Результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
Литература для 5–9 классов под ред. Ланина Б.А.
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным
образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств
(иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования
представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть
черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанровородовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных
высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный
рисунок «устного рассказывания»;
• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок
художественные приемы;
• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять
жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами,
явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского
и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные
линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать
произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора
читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными
способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанровородовой
природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументировано оценивать их.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся
в начале года и выявление его последующей динамики
Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов
исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по
ролям, инсценирование текста
Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной
монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня
письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения
Урокиконсультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и
др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития
учащихся
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебнометодический комплект:
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 9 класс. В двух
частях. Москва «ВентанаГраф», 2016 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. Литература. 9 класс. Рабочая тетрадь. В двух частях.
Москва «ВентанаГраф», 2016г.
3.Литература. Программа для 59 классы общеобразовательных
учреждений. Авторы составители: Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.
Ланина. – М.: Вентана Граф, 2016.
Дополнительная учебная литература
1 Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
2 Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005. 3 Смирнова В.Т., Коваленко Е.А. Литература. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. –
М.: Айриспресс, 2004.
4 Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 59 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
5 Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 59 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
6 Контрольноизмерительные материалы. Литература: 9 класс/ Сост.Е.С.Ершова. – М:
ВАКО, 20104.
Электронные образовательные ресурсы
1. Интернетресурсы для ученика и учителя: . http
coHection
. rii / catalog/pupil
сеть творческих учителей http
l & Page
2. Мультимедийные проекты по творчеству русских писателей
=8 .
. it n . ru / • http
:// ww w.openclass.ru/
/? subiect
:// www
:// school
. http
. edu
:// rus
. 1 september.ru/topic
. php
? TopicID
=
Технические средства обучения
1.Ноутбук
2. Мультимедийный проектор
3.Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.