Урок :В чем трагедия Печорина (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).9 класс
Оценка 4.8

Урок :В чем трагедия Печорина (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).9 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
24.03.2017
Урок :В чем трагедия Печорина (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).9 класс
зависть.docx

Урок 44/2. Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим"

 

Невыносимой мукою томим тот,
Кто во всем завидует другим.
Всю жизнь тоской и злобою дыша,
Затянута его душа.
Джами

Цели и задачи урока:

1) Познакомить детей с таким человеческим пороком, как зависть.

2) Научить детей анализировать собственные и чужие поступки и делать выводы;

3) Воспитывать уважение, понимание, любовь к окружающим;

4) Формировать отрицательное отношение к зависти.

Оборудование:

проекционная система;

экран;

распечатки произведений;

запись музыки Бетховена “Лунная соната”.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Новая тема.

- Ребята, тема сегодняшнего урока “Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим”.

-Как вы думаете, ребята, о чем пойдет разговор на уроке? (Дети отвечают)

- Правильно, о зависти. Сегодня мы будем вместе учиться давать правильную оценку поступкам литературных героев, мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию и делать выводы.

А теперь, ребята, обратим внимание на слова персидского поэта Джами, которые мы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку. (Дети читают)

- Как вы понимаете это высказывание? (Ребята отвечают)

- Какие еще высказывания вы можете привести в пример к нашей теме?

А начнем мы урок с чтения басни греческого баснописца Эзопа. Она называется “Коза и Осел”.

Чтение басни “Коза и Осёл(”1 мин) под музыку Бетховена “Лунная соната”

У хозяина были Коза и Осёл. Как увидела Коза, что Осла лучше кормят, стала ему завидовать и сделала вид, что жалеет его: “Ох, как плохо с тобой обращаются: то заставляют вертеть каменные жернова, то навьючивают несусветные тяжести, а платят за это одними побоями! Не лучше ль тебе притвориться припадочным, да и свалиться в канаву, - вот тогда тебя пожалеют и дадут отдохнуть”. Поверил Осёл Козе и свалился в канаву, да так весь изранился, что пошёл хозяин за лекарем. Осмотрел лекарь больного, покачал головой, и прописал верное средство - прикладывать к ослиным ранам легкие козы. Осла удалось выходить, но для этого пришлось убить козу.

Обсуждение басни “Коза и Осёл”

- Ребята, вот мы с вами прослушали басню. Ответьте мне, пожалуйста, какой из человеческих пороков высмеивает в своей басне автор. (Ребята отвечают)

- Правильно, зависть. А какова мораль этой басни? (Ребята отвечают)

- Да, действительно, зависть ни к чему хорошему не приводит… и дурной поступок, рожденный завистью, эхом отзывается.

III. Проверка домашнего задания. (Дети читают заранее подготовленные афоризмы, высказывания). Например:

Зависть терзает и сама терзается.

Овидий

Зависть — враг счастливых.

Эпиктет

Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти.

Бальзак О.

Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло.

Бион

- Молодцы, ребята, хорошо поработали! А все-таки, что же такое зависть?

 Обратимся к словарю русского языка С.Ожегова. (Читает учитель)

“Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого…”.

Другими словами, когда кому- то хорошо, а у нас от этого портится настроение, значит, мы завидуем.

А сейчас, ребята, мы услышим, до чего довела зависть одного из персонажей басни И.А. Крылова “Лягушка и Вол”.

IV. Прослушиваем  басни И.А. Крылова “Лягушка и Вол” (2 мин)

- Ребята, чему завидовала Большая Лягушка? (Ребята отвечают)

- Чему ещё завидуют люди?

V. Рассказ учителя.

В христианской культуре выработалось отрицательное отношение к зависти. Это произошло потому, что через зависть пришло к нам в мир зло.

Падший ангел завидовал Богу. После того, как Бог создал человека, назвав его Адамом, а из его ребра сотворил Еву и поселил их в раю, он захотел отвернуть Адама и Еву о Бога. Ему стало завидно, что Бог любит человека, говорит с ним, что человеку так хорошо жить в раю. Употребив хитрость, он вошел в змия и нашептал Еве те самые мысли, которые позволили Еве и Адаму совершить первый грех, то есть вкусить плод с запретного дерева. Змей сказал Еве, что вкусив запретный плод, они будут как боги, знающие добро и зло. Совершив свой первый грех, люди лишили себя спокойной райской жизни. Вскоре их сын Каин тоже согрешил завистью.

А как это произошло, мы с вами узнаем из “Детской Библии”, посмотрев мультфильм “Каин и Авель”(с 30 сек 4 мин)

Обсуждение главы “Каин и Авель”

Какова основная мысль главы “Каин и Авель”?

О чем говорится в ней?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Зависть порождает зло.

- Какая же бывает зависть?

VI. Рассказ учителя с элементами беседы. 

(Учитель рассказывает, рисуя на доске кластер)

1. Зависть бытовая. Она бестолкова, бесполезна и безвредна для тех, кому завидуют. Зато вредна тем, кто завидует. Завидующие люди никогда не знают покоя, они страдают от того, что кто-то купил красивую вещь, кто-то имеет много денег, кто-то красив собой и так далее.

В художественной литературе мы встречаем множество примеров проявления зависти. Помните сказку А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке? Какая зависть здесь присутствует? (Дети отвечают).

- Правильно, бытовая.

Александр Сергеевич как бы учит нас, что зависть не приносит человеку ничего хорошего, а приводит его к “разбитому корыту”.

2. Черная зависть – самая опасная. Человек, ею обладающий, старается причинить вред тому человеку, которому завидует. Примером может служить глава из “Детской Библии” “Каин и Авель”, которую мы с вами прочитали.

3. “Белая” зависть. В этом случае человек не желает зла тому, кому завидует, а радуется за него и старается сам добиться таких же успехов.

http://festival.1september.ru/articles/588229/img1.jpg

Вот сколько интересного мы узнали об этом чувстве.

Прошу вас нарисовать рисунок «Зависть» и послушать песню.(4 мин)

Русский народ, конечно же, не обошел вниманием такое человеческое качество, как зависть. Существует множество пословиц и поговорок, которые помогут нам глубже понять, что такое зависть.

VII. Проверка домашнего задания. (Дети читают пословицы)

Например:

Завистливое око видит далеко. Русская пословица

Берут завидки на чужие пожитки. Русская пословица

Чужая клеть пирогами пахнет. Русская пословица

Не коси глаз на чужой квас. Русская пословица

Лучше подражать, чем завидовать. Грузинская пословица

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Посмотрим сказку-потешку (2 мин)

 Ну, а теперь, попробуйте составить синквейн со словом ЗАВИСТЬ.звучит песня Розенбаума 94 мин)

VIII. Рефлексия. Синквейн.

Например:

Зависть

Бытовая, черная, белая

Мучает, раздражает, отравляет

Зависть медленно убивает душу человека

Яд

IX. Выводы.

X. Дом. Задание. Написать мини-сочинение “Когда я позавидовал”.


 

Урок 44/2. Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим"

Урок 44/2. Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим"

Эпиктет Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти

Эпиктет Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти

Вот сколько интересного мы узнали об этом чувстве

Вот сколько интересного мы узнали об этом чувстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017